Программа предпрофильной подготовки «Твой компас на рынке труда» 8 класс

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда. Задачи: -   повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании; -      сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенно...
Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область

г. Каменск-Шахтинский


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 14

Приказ от ___________ № ____

________________Трофимук Г. В.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предпрофильной подготовки «Твой компас на рынке труда»



Уровень среднее общее образование 8 класс


Количество часов 35


Классный руководитель: Тришкина Людмила Леонидовна












2014-2015 уч. год



Пояснительная записка


Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Задачи:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

  • сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Примерный перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

  • правила выбора профессии;

  • понятие об психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

  • значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки

Форма занятий


1

Диагностическое обследование. Методика «ШТУР».

1


анкетирование

2

Беседа о результатах анкетирования ШТУР в целях профконсультации.

Что такое профессиональная ориентация.

1


беседа

3

Понятие о профессии. Характеристики профессии.

1


беседа

4

Многообразие мира профессий

1


презентация, беседа

5

Представление о себе и проблемах выбора профессии

1


беседа

6

Классификация профессий

1


презентация, беседа

7

Урок занятости

1


беседа, тренинг, встреча с представителями центра занятости населения

г. Каменск-Шахтинского

8

Выбор профессии и профессиональные способности

1


беседа, деловая игра

9

Рынок труда

1


беседа, деловая игра

10

Профессиональное образование

1


беседа

11

Планирование своего профессионального будущего

1


беседа

12

Успешный выбор профессии. Построение карьеры

1


презентация, беседа

13

Мои профессиональные ориентиры

1


тренинг

14

Что я знаю о своих возможностях

1


тренинг

15

Значение темперамента в выборе профессии

1


тренинг

16

Мышление и профессия

1


тренинг

17-18

Социальные проблемы труда

2


беседа, деловая игра

19

Социально-психологический портрет современного профессионала

1


беседа, деловая игра.

20

Профессиональные склонности и интересы

1


беседа, диагностика

21

Беседа: «Анализ профессий». «Ролевая профориентационная игра»

1


беседа, игра

22

Здоровье и выбор профессии

1


презентация, беседа

23

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

1


беседа, диагностика

24-25

Ведущие отношения личности и типы профессий.

1


беседа, диагностика

26

Эмоциональные состояния личности.

2


беседа, диагностика

27

Волевые качества личности

1


беседа, диагностика

28

Характеристика списка особо опасных профессий. Востребованность на рынке труда России.

1


презентация, беседа

29

Характеристика списка дефицитных профессий.

1


презентация, беседа

30

Характеристика списка новых профессий

Востребованность на рынке труда России.

1


презентация, беседа

31

Профориентационные игры: "Пойми меня", "Продуктовая вертикаль", "Профессия и личность"

1


Игра-конкурс

32

Обобщающий занятие: «Планирование профессиональной карьеры»

1


презентация, беседа

33-34

Урок-конференция «Моя будущая профессия».

2


Проекты, доклады, самопрезентация

35

Мои жизненные ориентиры и планы будущего.

1


тренинг

Итого

35






Содержание программы



1. Диагностическое обследование. Методика «ШТУР». - 1 час.

Анкетирование.

2. Беседа о результатах анкетирования ШТУР в целях профконсультации. Что такое профессиональная ориентация - 1 ч.

Что такое профессиональная ориентация? Почему профессию нужно тщательно выбирать? Самый надежный способ выбрать профессию. Можно ли лучше узнать себя и как это сделать?

3. Понятие о профессии. Характеристики профессии - 1 ч.

Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?

4. Многообразие мира профессий - 1 ч.

Разнообразие списка профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

5. Представление о себе и проблема выбора профессии - 1ч.

Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Ошибки при выборе профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессионально важные качества, склонности и профессиональные способности.

6. Выбор профессии и профессиональные способности - 1 ч.

Как определить свои профессиональные способности. Что такое общие и специальные способности? Оценка уровня физических способностей.

Оценка умственных способностей и особенностей характера. Как определить свое место на «психологической карте профессий» с учетом своих способностей? Почему так важно знать свои профессиональные способности? Опросник для определения готовности к выбору профессии

(методика В. Б. Успенского)

7-8. Рынок труда - 2 ч.

Современный рынок труда. Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии.

9. Профессиональное образование - 1ч.

Зачем нужно профессиональное образование? Образование общее и образование профессиональное. Профессиональное образование - направления, уровни, ступени, формы обучения. Где можно получить профессиональное образование - профессионально- технические училища, лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии. Государственные и негосударственные профессиональные образовательные учреждения. Документы об образовании. Источники информации о профессиональных учебных заведениях. Что ты должен знать о возможностях получения образования в г. Каменск-Шахтинском?

10. Планирование своего профессионального будущего - 1ч.

Почему решения все равно придется принимать? Разные способы принятия решения. Самый надежный способ принятия решения. Планируем свое профессиональное будущее самостоятельно. Айсберг рабочих мест.

Пути поиска работы. Где и как искать информацию о рынке труда, вакансиях и обучении? Источники информации - Государственная служба занятости, коммерческие фирмы, собственные объявления о поиске работы, телефонные звонки, друзья, родственники, коллеги. Как правильно их использовать. Как правильно составить резюме.

11. Успешный выбор профессии. Построение карьеры. - 1 ч.

Успешный выбор профессии. Какой выбор профессии следует считать успешным? Построение карьеры.

12. Мои профессиональные ориентиры - 1ч.

Приветствие. Упражнение «Отдел кадров». Упражнение «Мои ценности». Упражнение «Мои цели». Рефлексия.

13. Что я знаю о своих возможностях - 1ч.

Приветствие. Понятие профпригодности. Анкета профессиональных предпочтений. Упражнение «Кто я?». Упражнение «Геометрические фигуры». Рефлексия

14. Значение темперамента в выборе профессии - 1ч.

Приветствие. Тест Айзенка. Упражнение «Карикатуры». Упражнение «Черты темперамента». Рефлексия.

15. Мышление и профессия - 1ч.

Приветствие. Определение типа мышления. Упражнение «Тип мышления и профессия». Тест интеллектуального потенциала». Рефлексия.

16-17. Социальные проблемы труда - 2ч.

Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу». Цель труда и его результаты Умственный и физический труд. Характер и культура труда. Современные требования к труду. Предметы, средства и условия труда.

18. Социально-психологический портрет современного профессионала - 1ч.

Предприимчивость, интеллектуальность, ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Деловая игра «Мэрия».

19. Профессиональные склонности и интересы - 1ч.

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы и профессиональные намерения. Дифференциально-диагностический опросник А. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).

20. Анализ профессий - 1 ч.

Предмет, средства и цели труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Игра «Угадай профессию. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

21. Здоровье и выбор профессии - 1ч.

Учёт состояния при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий режима работы.

  1. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.- 1 ч.

Общее представление о нервной системе и её свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Теппинг-тест, проба Ланчиса.

23. Ведущие отношения личности и типы профессий. - 1ч.

Отношение к деятельности (удовлетворённость трудом, местом работы, профессией). Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности».

24-25.Эмоциональные состояния личности - 2ч.

Эмоции и чувства, их функция в профессиональной деятельности. Основные формы и истоки эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Опросник «Личностная шкала проявления тревоги», методика «Незаконченные предложения».

26. Волевые качества личности - 1ч.

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Опросник «Какая у меня воля?».

27. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.

Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.

28. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.

Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.

29. Характеристика списка новых профессий - 1ч.

Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.

30. Профессиональные учебные заведения г. Каменск-Шахтинского - 1ч.

Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

31. Профориентационные игры: Игра-конкурс "Пойми меня", "Продуктовая вертикаль", "Профессия и личность" - 1 ч

Получение обратной связи процесса профориентационного информирования учащихся.

32. Обобщающий занятие по теме «Планирование профессиональной карьеры» - 1 ч.

Подведение итогов курса ППП для 8 класса: диагностика, личностные результаты - достоинства, недостатки, возможности, препятствия.

33-34. Урок-конференция «Моя будущая профессия». - 2 ч.

Конкурс творческих работ. Личностный профессиональный план, защита проектов, докладов, самопрезентация.

35. Мои жизненные ориентиры и планы будущего - 1ч.

Приветствие. Проективный рисунок «Моё эмоциональное отношение к выбору профессии». Упражнение «Я выпускник 9-х классов». Упражнение «Багаж в дрогу». Анкета «Мои жизненные планы». Рефлексия. Прощание.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основная литература:


  1. Бахаева Г.М. Психология: Программа и методическое пособие, Казань, 2006.

  2. Выбери профессию/О.А. Колесникова и др. Жуковский, 2002.

  3. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы. М., 2003.

  4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.; Воронеж, 2003.

  5. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., 2005.

  6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2005.

  7. Резапкина Г. В. «Я и профессия»: методическое пособие Казань, 2008.

  8. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М., 2003.

  9. Самопознание и выбор профессии / И.А. Волошина и др. М., 2001.

  10. Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2000.

  11. Степанов С.С. На всякое хотенье есть... теория // Школьный психолог. 2004. № 12.


Дополнительная литература:


  1. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. М., 2003.

  2. Энциклопедический справочник 2000 профессий. Минск, 1986.

  3. Яровицкий В. Моя первая книга по психологии. М., 2000.

  4. сайт: psychologia.edu.ru/article.php



Технические средства обучения:


  1. Компьютер

  2. Колонки

  3. Мультимедийный проектор

  4. Аудио и видеоматериалы, презентации.

  5. Расходные материалы: бланки анкет и опросников, бумага, ручки.

  6. Выход в Интернет






СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ № 14

от ______________ № ____

_______________Трофимук Г. В.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

______________Сидорова Ж. А.

«___» __________________2014 г.









© 2010-2022