Доклад по теме Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 19 VII - VIII видов


Доклад по теме Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида


Педагогический совет

Доклад на тему: «Использование ИКТ

в специальной (коррекционной) школе VIII вида»




Подготовила: учитель-дефектолог

высшей категории

Р.Р.Агамирзова











Октябрьский 2014

Уважаемые коллеги!

Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. В развитии умственно отсталых детей имеется ряд специфических особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речемыслительной деятельности, специфические проявления эмоционально-волевой сферы. Вследствие дефицита общения у детей не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу; умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативные, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует и т.д.

Коррекционная деятельность - это планируемый особым образом организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого учащегося.

Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка - игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. В работе на компьютере важно соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила, использовать мультимедийный способ подачи информации.

По мнению В.М.Монахова, А.А. Кузнецова, С.И. Шварцбурд, компьютерная грамотность - совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми позволит подготовить учащихся к возможности применения вычислительной техники в практической деятельности.

Задачи ИКТ в коррекционном обучении:

- развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;

- знакомство с информационными процессами в современном обществе;

- формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;

- формирование коммуникативных способностей;

- развитие творческих способностей;

- индивидуализация обучения;

- использование компьютера как средства познания.

На уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида могут использоваться следующие электронные средства учебного назначения:

- клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы;

- компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

- компьютерные лабиринты для управления объектом;

- компьютерные мозаики;

- логические игры на компьютере;

- компьютерные энциклопедии;

- компьютерные топологические схемы;

- компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями;

- игры-кроссворды;

- компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков.

Приведу варианты использования ИКТ. Например, для формирования вычислительных навыков.

Формирование вычислительных навыков - трудоемкая и порой скучнаядля учащихся работа, если не вносится разнообразие в ее организацию. В практике возможно использование CDдисков с компьютерными играми «Учимся считать» из серии «Несерьёзные уроки». Сборник игр, развивающих математические навыки, отличный способ увлекательно и с пользой провести время. «Игрок» научится быстро распознавать геометрические формы, выполнять арифметические действия и решать задачи.

Работа по развитию внимания и памяти.

Упражнения на развитие памяти и внимания можно составить, используя презентацию. Например, предложить учащимся за 10-15 секунд запомнить изображение на экране геометрические фигуры (жёлтый треугольник, зелёный круг, красный прямоугольник, синий многоугольник). Количество, расположение и сложность фигур, определяются уровнем сформированности ВПФ. После чего изображение свернуть и задать учащимся вопросы.

Затем для проверки учащимся снова показывается изображение.

Работа по формированию и развитию логического мышления.

Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Различные логические упражнения чаще не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно - воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.

Структура заданий:

1) загадки в числах;

2) ответы к загадкам и соответствующие им числа;

3) логические задачи.

Работу с предлагаемыми заданиями можно организовать по-разному, используя видеодисплейный терминал или распечатав материал на принтере.

Проверить знания учащихся, организовать повторение и закрепление учебного материала, можно также, используя авторские презентации (медиауроки). Использование ИКТ при подготовке к таким урокам очень экономит время учителя. Учитель имеет возможность в любой момент заменить слайд, что значительно экономит время на поиски нужной информации. Нет необходимости вести записи на доске, учитель во время объяснения всегда обращен лицом к детям, имеет возможность постоянно наблюдать за ними и удерживать их внимание. При необходимости можно вернуться в любой момент объяснения, так как «записи» не стираются. Учитель имеет возможность еще и еще раз объяснить новый материал индивидуально, сидя с ребенком за компьютером.

В медиауроки или отдельные слайды презентации могут быть включены обучающие, тренировочные и контролирующие задания

Контроль и проверка знаний

Используя различные компьютерные программы (доступные контингенту класса), можно проводить различные тренинги и проверочные работы. Они выполняют тренировочную и контролирующую функции, а компьютер ведет подсчет баллов. Это нацеливает ребенка на внимательную работу и получение хорошего конечного результата. Значительно увеличивается объем выполненных заданий, так как нет необходимости записывать их в тетрадь, правильность выполнения «контролируется» компьютером, учащийся имеет возможность подумать и исправить ошибку.

Мы должны в школе готовить детей к жизни, и задача взрослых - сделать их жизнь интересней. Все учебные предметы должны быть связаны с жизненным опытом ребёнка, такая информация для него актуальна, интересна и полезна. Использование в образовательном процессе качественных информационных продуктов, разработанных на основе мультимедиа, вызывают у детей устойчивый интерес. Дети при выполнении заданий не испытывают отрицательных эмоций, дискомфорта. Они не боятся допустить ошибку, так как всегда имеют возможность ее исправить, чувствуют свою успешность, сразу видят результат своей работы. Все это способствует повышению учебной мотивации, развивает познавательную активность.

Можно отметить, что с помощью использования информационных технологий обучающиеся в школах VIII вида могут достигнуть следующих результатов:

- дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;

- глубже постигаются понятия числа и множества;

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;

- тренируется внимание и память;

- дети раньше овладевают чтением и письмом;

- активно пополняется словарный запас;

- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;

- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;

- развиваются воображение и творческие способности;

- развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия.

В школе, для детей со специальными образовательными нуждами до сих пор центральное место среди средств обучения и коррекции принадлежит учебникам, наглядным материала и т.д. В наши дни на смену традиционным средствам обучения приходят новые. Кино и видео продукцию все чаще сменяют компьютерные программы. Однако, если в массовых учебных заведениях уже давно используют компьютер как одно из средств обучения, то в системе специального образования процесс внедрения компьютерных технологий идет очень медленно. Одна из причин - отсутствие специализированных компьютерных программ. Тем не менее, использование компьютеров в специальных (коррекционных) школах желательно и возможно.

Цель внедрения мультимедиа технологии в специальное обучение - коррекция нарушений и общее развитие аномального ребенка. Применение компьютера на уроках, коррекционно-развивающих занятиях как одной из форм коррекционной работы- один из путей поддержки у умственно отсталых учащихся положительной мотивации к получению знаний. Это одно из эффективных средств закрепления изученного материала. Проговаривание, чтение учащимися информации не только развивает его речь, но и активизирует мыслительную деятельность.

К числу достоинств использования компьютера на уроках, коррекционно-развивающих занятиях в специальном (коррекционном) учреждении относится и возможность дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся, гибкого адаптированного объема информации с учетом интеллектуального уровня аномальных детей.

Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ - одно из средств активизации познавательной активности учащихся, икт стимулирует и развивает мышление, память. Использование икт становится неотъемлемой частью работы современного учителя.

Работая над проблемой внедрения ИКТ в образовательный процесс, можно прийти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера. Главное: не перегрузить машинной технологией, что может привести к утрате школьниками эмоционально - личностного отношения к природе.

«Для педагога особенно важно знать своеобразие пути,

по которому он должен повести ребенка.

Именно для того, чтобы дефективный ребенок

мог достичь того же, что и нормальный,

следует применять совершенно особые средства»

Л. С. Выготский


© 2010-2022