«Курение, наркомания, алкоголизм и развивающийся организм»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА С. БЕЛОЕ ОЗЕРО ГАФУРИЙСКОГО РАЙОНА







Лекция «О здоровом образе жизни»

«Курение, наркомания, алкоголизм и развивающийся организм»

Подготовила:

замдиректора по ВР

Костылева Л.С.

2005 год объявлен президентом нашей республики Муртазой Губайдулловичем Рахимовым годом профилактики курения, наркомании и алкоголизма. Я хочу еще раз коснуться этой проблемы, так как все мы являемся родителями, педагогами, воспитателями наших детей.

Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. В 1980 году он проходил под девизом «Курение или здоровье - выбирайте сами!». В 2002 году он проходил под девизом «Физическая активность и здоровье».

На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод, что в настоящее время до 60% мужчин и 20% женщин - жителей Земли - систематически курят, т.е.40% взрослого населения нашей планеты являются курильщиками.

Почему же люди начинают курить?

Одной из основных причин начала курения является любопытство. По данным опроса учащихся старших классов школ, ПТУ и студентов младших курсов институтов, курить из любопытства начали до 25%. Другая причина начала курения в молодом возрасте - подражание взрослым.

В некурящих семьях курящими становятся не более 25% детей, в курящих семьях курящими становятся более 50% детей. У многих курение объясняется подражанием курящих товарищам или героям кино.

В распространении этой вредной привычки имеет своеобразное принуждение детей к курению со стороны курящих. В школе курящие считают некурящих трусами, «маменькиными сынками», не вышедшими из-под опеки родителей, несамостоятельными. Желание избавиться от такого мнения товарищей, встать вровень с курящими достигается с помощью первой выкуренной сигареты.

Независимо от характера причин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным.

Никотин - это алкалоид чрезвычайно сильный, но действующий преимущественно на нервную систему, пищеварение, а также на дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Однажды был поставлен такой опыт: на тело курящего приложили несколько пиявок. Утром, до первой «затяжки» с ними ничего не произошло. Но как только человек выкурил первую папиросу, пиявки отвалились в судорогах.

Даже одна сигарета не безобидна для живого организма. Подсчитано, что смертельная доза никотина на человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела, т.е. около 50-70 мг для подростка. Но при этом нужно учесть, что растущий организм примерно в два раза чувствительнее к никотину, чем взрослый. Следовательно, смерть может наступить, если подросток одновременно выкурит полпачки сигарет, ибо в целой пачке как раз и содержится одна смертельная для взрослого доза никотина. Смерть наступает в результате рефлекторной остановки работы сердца и органов дыхания. Особенно часто такие случаи бывают при выкуривании сигарет в компании «на спор» (пари). Например, в Ницце французские юноши устроили состязание на выносливость к табаку. Молодого человека, выкурившего табака больше, чем другие, ждал специальный приз.

Но «победитель» не получил его: после выкуривания 60 сигарет он скончался. Другие члены компании были доставлены в госпиталь в тяжелом состоянии.

Другой случай, в одной деревне трое детей курили в сарае, на сене. И не заметили, как оно загорелось. От страха, что им придется отвечать за свою шалость, они спрятались и задохнулись в дыму. Сгорело несколько домов, но самое страшное - погибли дети.

Подробно пишет об отравляющем воздействии табака на живые организмы Кучаидзе А.С. в своей книге «Никотин и антиникотин». Так, если перед клювом какой-либо малой пичуги поместить каплю никотина, то птица погибнет от вдыхания никотиновых испарений.

Речь идет, прежде всего, от воздействия табака на вегетативную нервную систему. Никотин влияет на передачу импульса с нерва на мышцу. Большие дозы никотина действуют подобно известному яду-кураре, парализующему мышечную систему. Поэтому, спортсмены-курильщики никогда не смогут достичь результатов, которые они могли бы иметь в спорте, если бы не отравляли свой организм никотином.

Но больше всего страдают от никотинового яда надпочечники.

Сейчас о вреде курения мы знаем довольно много. Появился даже новый термин: «болезни, связанные с курением».

По данным всемирной организации здравоохранения, от них ежегодно погибает около миллиона человек, в основном в относительно молодом и вполне трудоспособном возрасте.

Курение вызывает склероз сосудов и становится одним из важнейших факторов, повышающих риск инфаркта миокарда, инсульта, заболеваний мозга. У курящих резко повышена частота заболеваний дыхательных путей.

Самой грозной расплатой за курение оказывается рак легких. 90% всех установленных случаев рака легких приходится на долю курящих. Курить - значит повышать вероятность возникновения рака полости рта, глотки, гортани, пищевода, поджелудочной железы и мочевого пузыря.

Хорошо, если бы каждый ребенок - подросток, начиная курить, задал себе вопросы «Что я делаю? Зачем я собираюсь отравлять свой организм? Неужели я настолько безвольный, чтобы заведомо портить себе здоровье?» В этом им можем помочь в первую очередь мы, родители, и не только беседуя с подростками на эту тему, но и личным примером. В период, когда идет поиск себя, когда подросток хочет утвердиться, необходимо дружески объяснить, что курение и алкоголь не будут помощниками в этом. Учитывая, что подростки в этом возрасте стремятся к самостоятельности в делах, поступках, суждениях, что наиболее значимым для них является мнение друзей, в особенности лидера группы, родителям можно попытаться организовать обсуждение проблемы дома с друзьями своего ребенка.

Родителям и педагогам необходимо формировать опыт практического использования установки на отрицательное отношение к алкоголю. Любые понятия, отношения, суждения дети и подростки усваивают постепенно. Ни одно из них не воспринимается сразу и в готовом виде. Дети могут запомнить высказанное суждение, но их собственным мнением оно станет в процессе накопления чувственного, житейского и социального опыта. На это должны быть нацелены проводимые беседы с подростками.

Ребятам можно предложить ответить, как бы поступил каждый из них, если бы ему дали выпить жидкость, которая вызывает расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падение контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, кровяного давления и т.п. Стали бы они пить? Подсчитывается, сколько «да», сколько «нет». Как правило, ребята понимают, что это за жидкость. Здесь же можно предложить обсудить, почему многие люди добровольно подвергают себя воздействию этого яда.

Опыт практического использования усвоенного материала А.С. Макаренко называл «гимнастикой поведения». Главной формой его проведения являются небольшие сценки. Исполняемые в них роли призваны упражнять ребят в правилах поведения в гостях, в компании, где предполагается спиртное. Такая практика упражнений широко распространена в антиалкогольных программах для подростков за рубежом.

Методика упражнений проста. Два-три подростка разыгрывают предложенную сценку, в которой вариант отказа от алкоголя каждый должен придумать сам. Затем все вместе обсуждают, насколько хорош и убедителен данный отказ. Далее разыгрывается новая ситуация и придумывается иной вариант отказа.

Он опять обсуждается всеми ребятами. В каждом варианте должны удовлетворяться две позиции: отвергается употребление алкоголя и сохраняются приятельские отношения с друзьями.

Привычка употреблять алкоголь обусловлена комплексом факторов, первыми из которых являются обычаи социальной микросреды. Алкоголь создает иллюзию благополучия. Человеку начинает казаться, что трудности, житейские невзгоды не имеют особого значения. Отмечается такая причина пьянства, как обычаи ближайшего окружения. Социальная среда, в которой живет человек, определяет его отношение к алкогольным напиткам.

Обычаи семьи при этом занимают одно из ведущих мест. И там, где положительно относятся к употреблению алкоголя, у детей и подростков в силу подражаний закрепляется, воспитывается стереотип подобного же отношения, т.е. складывается «алкогольный стиль жизни». Молодое поколение, вырастая, зачастую передает алкогольные установки своим детям. Образуется порочный круг.

Существенную роль в том, насколько широко распространено употребление спиртных напитков, играет отношение к этому явлению общества: чем оно снисходительнее к пьянству, тем шире распространен алкоголизм. Вот несколько примеров основных аспектов наносимого ущерба алкоголем обществу.

Социальный аспект ущерба. Основной удар приходится на семью: алкоголь разрушает ее, он поглощает от 40 до 70 % семейного бюджета, создает конфликтную обстановку, дети растут беспризорными, зачастую становятся правонарушителями.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире под влиянием алкоголя совершается до 50% изнасилований, 72% вооруженных нападений, 86% убийств.

По мировой статистике многими исследователями доказано, что после праздников и выходных дней на предприятиях падает производительность труда, совершаются прогулы, возрастает число несчастных случаев на производстве - это все экономический ущерб.

Третьей проблемой является наркомания.

Слово «наркомания» происходит от греческих слов «нарко» - сон, оцепенение, онемение и «мания» - страсть, безумие. Это общее название болезней, которые проявляются во влечении к постоянному приему наркотических средств.

Употребление подростками наркотических веществ тревожит всех нас и педагогов и подростков и родителей, и государственные структуры и представителей общественности.

Злоупотребление подростками наркотиков приобрело в нашей стране характер эпидемии. Цифры ужасают. Конечно, главные причины - социально экономическое положение страны и агрессия распространителей наркотиков, для которых Россия стала и зоной транзита, и бездонным рынком потребления наркотиков.

Доза наркотического вещества - это доза безумия, в которое человек попадает добровольно. Под воздействием наркотика он теряет разум, чувство реальности, становится сумасшедшим. Он становится опасным для окружающих и для самого себя.

При прекращении употребления наркотиков развивается крайне тяжелое болезненное состояние - абстиненция. Оно выражается в так называемой «ломке». Ее признаки - потливость, дрожание конечностей, раздражительность, расстройство зрительных, вкусовых, обонятельных ощущений, замкнутость, депрессия. Это тяжелое состояние временно проходит при приеме очередной дозы наркотиков, когда наступает блаженное состояние эйфории (на жаргоне наркоманов «кайф»). Оно вновь сменяется абстиненцией.

По мере привыкания наркотики становятся необходимыми уже не для получения удовольствия. А для борьбы с мучительными симптомами абстиненции. В таком состоянии больные представляют большую опасность, так как потребность в приеме наркотиков настолько неодолима, что они могут совершить любой поступок, в том числе и тяжкие преступления, чтобы добыть необходимое средство.

Постоянно нарастает наркотический голод. Прогрессирует физическое и психическое истощение организма, которое ведет к преждевременной смерти.

Употребление наркотиков пагубно сказывается на жизнедеятельности абсолютно всех органов и систем человека. В первую очередь страдает сердечно-сосудистая система, печень, почки, легкие, желудок. Разрушаются генетические основы существования, как самого человека, так и его потомства, которое обречено на неполноценность.

Дети рождаются уродами, слабоумными, страдающими серьезными психическими недугами, все это передается из поколения в поколение.

Появляются устойчивые психические расстройства. Человек становится нелюдимым, мрачным, злобным, раздражительным, подозрительным, черствым, неспособным сопереживать и сочувствовать. Его преследует беспричинный страх. В дальнейшем употребление наркотиков приводит к серьезным психическим заболеваниям.

Наркоман деградирует как личность. Стремительно падает интеллект, интересы становятся примитивными, слабеет память. Человек становится нерешительным, утрачивает интерес к жизни, его покидают друзья, а нередко и близкие.

Те, кто встречался с наркоманами, видели этот своеобразный блеск в глазах, узкие, или чересчур расширенные зрачки, чрезмерное возбуждение в толпе, метро, переходах. Среди шороха страниц на уроке, или в студенческой аудитории вдруг раздается неудержимый смех или громкая речь. Наркоманы не похожи на пьяных. Они страшнее. Ибо то жуткое, что они ощущают в своих галлюцинациях, становится частью их самих.

Хотя бы на минуту представьте себе людей, пристрастившихся к наркотикам, в воинских частях, у атомных реакторов, в парламенте или правительстве. Не правда, ли, картина жуткая? Люди, охваченные безумием, у боевых орудий… Не в наркотическом ли дурмане причина некоторых так называемых немотивированных убийств, в том числе в армии?

Вот перечень наркотиков, получивших в последнее время широкое распространение в России. Запомните, в каких формах выпускается каждый из них, чтобы распознать страшную находку, если она обнаружится в кармане ребенка:

  1. Препараты из конопли. Высушенная или не высушенная зеленая часть конопли (марихуана). Это похожие на табак обычно светлые зеленовато-коричневые мелко размолотые сушеные листья и стебли.

Будучи плотно спрессованными в комочки, они носят название «анаша», «гашиш» или «план», как пластилин, на бумаге оставляет жирные пятна.

Гашиш может быть рыхлым и твердым. Формы: таблетки, пилюли, прессованные плитки, палочки, пасты.

  1. Препараты из мака занимают II место после производных конопли по распространению в нашей стране:

    1. «маковая соломка», «солома», «сено» - мелко размолотые (иногда до состояния пыли) коричневато-желтые сухие листья, стебли и коробочки.

    2. «Ханка» - застывший темно-коричневый сок маковых коробочек (он же опий - сырец), сформированный в лепешки по 1-1,5 см в поперечнике

    3. «Бинты», или «марля» - пропитанная опием-сырцом хлопчатобумажная ткань. Она становится коричневой, если до пропитки имела белый цвет. Ткань плотная и ломкая на ощупь.

    4. В обработанном виде наркотики могут выглядеть как растворы, похожие на крепко заваренный чай, с отчетливым запах уксуса.

    5. Героин - изготовленный в подпольных лабораториях наркотик. Светлый серовато-коричневый порошок в виде мелких кристалликов с неприятным запахом. На вид и ощупь напоминает порошок «Лотос».

    6. Кодеин встречается в виде таблеток.

    7. Метадон - синтетический наркотик, напоминает героин, производство и любое его использование запрещено в России законом.

Опиаты обычно вводят внутривенно, порошок вдыхают, солому заваривают. Существуют еще психостимуляторы: в результате их употребления ускоряется темп мышления, в результате чего суждения становятся поверхностными, менее обдуманными: эфедрин - белый порошок с горьким вкусом, фенамин - в виде таблеток, порошков, он может входить в состав «чудодейственных препаратов» для похудания так что будьте осторожнее. Кокаин - белый, легкий, кристаллический порошок, похожий на снег, горького вкуса, попав на язык вызывает ощущение онемения.

Сильнодействующие медикаменты, средства бытовой и промышленной химии, грибы-поганки и т.д.

О признаках, по которым родители и учителя могут определить, что подросток начал употреблять наркотик мы уже говорили, а вот некоторые рекомендации как реагировать, если ваши подозрения подтвердились:

  1. Если вы цените человеческое достоинство подростка и дорожите духовной близостью с ним, то никогда не будете оскорблять его недоверием и излишней подозрительностью, не впадайте в панику. Соберите, как можно больше информации о противодействию алкоголю, курению, или наркотикам.

  2. Разговаривайте с ребенком об алкоголе, курении, наркотиках - это первая ступень помощи. Задача таких бесед не только в доведении до ребенка всей информации об опасности, но и в установлении доверительных отношений.

Начинайте разговаривать с ребенком только тогда, когда он трезв, не находится под влиянием наркотиков. Постарайтесь понять, прежде всего, причины и степень вовлеченности ребенка.

  1. Учитесь слушать и понимать ребенка вместе с ним решайте его проблемы.

  2. Подумайте о своем примере

  3. Давайте советы, но не давите советами

  4. Поддерживайте в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации

  5. Научите ребенка говорить «Спасибо, нет»

ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЯМ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

  1. Американские врачи в начале прошлого века, разумеется, знали, что беременным женщинам вредно набирать большой вес, но вот рекомендованное ими средство для похудения сейчас кажется диким. Женщинам советовали меньше двигаться, не есть сладкого и не делать того, что действительно может в начале снизить вес. Что это (Курение)

  2. Как древние греки назвали бы человека, страдающего влечением к оцепенению? (наркоманом, греч. narke - оцепенение, mania - влечение).

  3. Халдфан Маер, бывший директор Всемирной организации здравоохранения считает, что это - самая распространенная из предотвратимых причин болезней. Что это (Курение).

  4. Назовите болезнь, которой во Франции страдает около четверти всей молодежи, а каждый год умирает больше людей, чем от белокровия, туберкулеза и полиомиелита вместе взятых? (Алкоголизм).

  5. Рассказывают, что домашний врач Бисмарка нередко упрекал его в том, что он почти никогда не выпускал изо рта сигареты, несмотря на то, что курение очень вредно для него. На это Бисмарк отвечал, что все его искусство дипломатии заключается именно в этом умении. В каком? (Пускать дым в глаза людям.)

  6. Что, по одной народной китайской мудрости, приносит сто горестей и одну радость? (Алкогольные напитки).

  7. После второй мировой войны в США это вошло в моду. Заниматься этим в квартире или офисе считалось обычным делом. Но в 1957 году медики доказали, что оно губительно воздействует на организм. Что же сегодня является объектом всеобщего осуждения американцев и причиной того, что злоупотребляющих этим не принимают на некоторые работы? (Курение)

  8. «Его покидает дух веры и благочестия, остается же в нем дух мерзости и порочности. Его будут проклинать Бог, ангелы и правоверные. Сорок дней его молитва не будет принята. В день Страшного суда лицо его будет черным, язык будет свисать изо рта, слюна стекать на его грудь, ото жажды поднимается вопль в груди». В каком случае мусульманина ждет такое наказание? (если принимает алкоголь).

  9. Одно из правил противопожарной безопасности по-болгарски звучит: «Не пушете в леглото!» Переведите его на русский язык. («Не курите в постели!»)

  10. А.П. Чехов говорил: «Целовать курящую женщину все равно, что…» Продолжите его высказывание. (…целовать пепельницу).

  11. Врачи считают, что это самое доступное из всех веществ, к которым у человека вырабатывается наркотическая привязанность. Что это? (Никотин)

  12. По данным Всемирной организации здравоохранения, одной из профессиональных заболеваний школьных учителей является полиоз. Болезнь эта не смертельна, но рано или поздно поражает каждого человека, за исключением некоторых счастливцев, которые сами тому не рады. Школьных учителей, однако, полиоз поражает раньше среднестатистического срока. Назовите основной симптом этой болезни. (седые волосы, полиоз - это поседение, седеют все, кроме лысых).

  13. Изобретатель этого предрекал своему детищу две области применения - доставка почты и средство для похудения. Назовите современный прообраз этого предмета. (Велосипед)

  14. П. Брэгг говорит, что есть 9 докторов. Начиная с четвертого, это: естественное питание, голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум. Назовите первых трех докторов, упомянутых Брэггом. (Солнце, воздух и вода).

  15. О каком виде спорта говорится в остроумном английском изречении: «Это обмен знаниями при помощи жестов»? (О боксе)


© 2010-2022