Проект игровой комнаты для младших школьников

Цель проекта Создание предметно-развивающей среды (игровой комнаты) с целью обеспечения лучшей психофизической адаптации и полноценного развития младших школьников. Задачи проекта 1. Сохранение физического, психического и социального здоровья детей. 2. Овладение навыками учебной деятельности 3. Установление контакта учителя с учащимися Проектная гипотеза:   Если учебно-воспитательный процесс и предметно-развивающая среда в школьном образовательном учреждении организованы  с учётом выявления и р...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект игровой комнаты для младших школьников






Авторы проекта: Латыпова Марина Викторовна, учитель высшей квалификационной категории, МОУ СОШ № 101;

Степанищева Анна Геннадиевна, учитель высшей квалификационной категории, МОУ СОШ № 101, зам.директора по УВР



Введение

У педагога есть прекрасная

возможность: научить детей

«В одно мгновенье - видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка.

В единой капле - бесконечность,

И небо в чашечке цветка»

Уильям Блейк

С 1 сентября 2011 года все учащиеся первых классов Российской Федерации начали обучаться по новому образовательному стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - ФГОС НОО). Это значит, что первоклассники учатся не только читать, писать и считать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать. Учиться им станет интереснее, а уставать они будут меньше.
Все это станет возможным, благодаря современным образовательным целям, заявленным в стандарте, новым образовательным технологиям.
Стандарт выдвигает 3 группы требований:
• требования к результатам освоения ООП НОО;
• требования к структуре ООП НОО;
• требования к условиям реализации ООП НОО.
В основу нового стандарта положен системно-деятельностный подход в образовании.
Ключевое условие реализации данного подхода в начальном общем образовании - организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в учебной (урочной и внеурочной) деятельности.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом формирования УУД учащихся начальной школы является ориентировка в информационных и коммуникативных технологиях, способность грамотно применять их на практике. Реализация программы формирования УУД - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Центральное место во ФГОС нового поколения отводится Основной образовательной программе (ООП), которая является нормативным документом, фиксирующим:
Цели начального образования школы:
-создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья школьника;
-обеспечение эмоционального благополучия;
-сохранение и поддержка индивидуальности каждого школьника;
-развитие ребенка как субъекта обучения через общение и сотрудничество;
-формирование желания и основ умения учиться.
-результаты образования в образовательном учреждении, согласованные всеми участниками образовательного процесса;
-пути, средства и условия, необходимые для эффективного достижения этих результатов (как учебных, задаваемых ФГОС, так и относящихся к сфере социализации и компетентностного развития учащихся), а также механизм мониторинга ее реализации и итогового анализа результатов (статья 9 Закона РФ «Об образовании»).
Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования проведено ряд мероприятий по следующим направлениям:
- создание нормативного обеспечения введения ФГОС;
- создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;
- создание организационного обеспечения введения ФГОС;
- создание кадрового обеспечения введения ФГОС;
- создание информационного обеспечения введения ФГОС;
- создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.
Существуют критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:
-разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
- определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
- разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСО; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
- определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;
-разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
- осуществляется повышение квалификации всех учителей начальных классов (поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
-обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
В Концепции модернизации образования говорится «…модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде .

Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой - не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.

Ежегодно в образовательное учреждение поступает большое количество первоклассников. Первый год ребенка в школе - это период адаптации в новом коллективе, период психофизической адаптации.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика и его здоровья.

Классная комната должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

Актуальность данного проекта заключается в том, именно такая комната позволит педагогам решить вышеперечисленные задачи.

Это требует от педагога пересмотра некоторых позиций, выбора новых форм и методов работы. Школа должна обеспечить право обучающегося как на образование, так и на разностороннее развитие, в том числе на развитие резервных возможностей организма.

С целью обеспечения лучшей адаптации первоклассников организованны группы кратковременного пребывания детей, где они посещают кружки вязания, вышивки, ходят на танцы, хор, проводятся занятия с логопедом и психологом. В школе 1 группа кратковременного пребывания детей с количеством детей -25 человек. В школе есть малый спортивный зал, пространство которого позволяет создать большую игровую комнату, разделить её на зоны и полноценно использовать её на занятиях в группе кратковременного пребывания, на уроках здоровья и оздоровительной физической культуры .

Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены, которые ставят образовательные учреждения перед множеством сложных проблем: обеспечение современного качества образования, повышение ответственности педагогических коллективов за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

В связи с этим сложилась необходимость разработки и реализации проекта «Создание предметно - развивающей среды (игровой комнаты) для детей младшего школьного возраста».


Цель проекта

Создание предметно-развивающей среды (игровой комнаты) с целью обеспечения лучшей психофизической адаптации и полноценного развития младших школьников.



























Задачи проекта

1. Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.

2. Овладение навыками учебной деятельности

3. Установление контакта учителя с учащимися

4. Решение проблемы адаптации младших школьников.

5.Формирование адекватного поведения.

6.Повышение интереса к учебе.




















Проектная гипотеза:

Если учебно-воспитательный процесс и предметно-развивающая среда в школьном образовательном учреждении организованы с учётом выявления и развития интеллектуальных способностей детей в условиях индивидуальной траектории развития, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи - то будут достигнуты высокие результаты в интеллектуальном развитии детей, их успешная адаптация и обучение в школе.


Участники проекта

Младшие школьники - учащиеся 1 - 4 классов.

Характеристика методов и средств реализации проекта


Методы:

Педагоги

Родители

Обучающиеся

Изучение и анализ методической литературы

Консультирование

Наблюдения

Моделирование

Анкетирование

Показ

Рефлексия

Беседы со специалистами

Напоминание

Беседы

Посещения

Объяснение

Консультации

Беседы

Семинары

Развлечения, праздники

Педсоветы

Средства:

Материальные: ТСО, схемы, таблицы, методическая литература, анкеты, буклеты, картотека игр, диагностика, развивающие игры.

Духовные: идеи психологов, научные исследования, ключевые теоретические положения смежных наук, труды педагогов и т.д.











Содержание проекта

Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра. Поэтому при организации игровой комнаты для детей возникла необходимость создания такого пространства, которое бы служило для реализации воспитательных и образовательных целей. При конструировании комнаты необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности и потребности детей младшего школьного возраста. Пространство игровой комнаты нужно организовать таким образом, чтобы дети могли в нём свободно перемещаться, играть, отдыхать.

В игровую предметно - развивающую среду входят следующие зоны:

1. Учебная зона.

Учебная зона включает в себя магнитную-маркерную доску, 6 комплектов-парт, рабочее место учителя.

2. Спортивно-оздоровительная зона(«Здоровейка»)

Идея создания спортивно-оздоровительной зоны обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста очень подвижны, им сложно сидеть на месте 4 урока, они переутомляются, устают от статичного образа. При этом нарушается и осанка, недостаточно развиваются такие физические способности, как гибкость, ловкость.

Спортивно-оздоровительная зона -здесь же на полу находится массажный коврик, на полках размещены массажные мячи, резиновые мячи различной величины, пластмассовые гантели, кегли, а также скакалки, настольный теннис, комплект ракеток, футбольный и баскетбольный мячи, горки, бассейн из мячей и т.д. Эффективность спортивно-оздоровительной зоны очень высока. Любой ребёнок, почувствовав усталость во время занятий, может пройти в спортивный уголок и самостоятельно сделать массаж стоп на массажном коврике, может выполнить упражнения в лазании по стенке или доске. В спортивной зоне дети закрепляют умения, полученные на уроках физкультуры, выполняют простейшие акробатические упражнения.

3. Игровой центр.

Игровая зона предназначена для организации предметных и сюжетно-ролевых игр. Пол игровой зоны застелён ковром, поэтому дети могут играть сидя. В этой зоне есть уголок для мальчиков и уголок для девочек. На полках размещены различные игрушки: машинки, куклы, кукольная мебель, наборы инструментов, конструкторы и т.д. В уголке размещён небольшой раскладной столик и зеркало, прикреплённое к стене на уровне глаз детей. Дети очень любят играть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Школа». В свободное время ребята любят посидеть в игровом уголке с книжкой, играть в лото, домино, шашки и т.д.

4. Коррекционная (социальная) зона.

Одной из задач школы является коррекция нарушений психических процессов учащихся. Коррекционная работа ведётся как на уроках, так и во внеурочное время. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика, пазлы, игры с сыпучими материалами. Дети сами выбирают игру или игру предлагает педагог с учётом индивидуальных потребностей ученика. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Дети играют, выполняют задания, конструируют сидя за партой или в игровом уголке.

5. Зона отдыха.

Большинство детей находятся в школе до 18.00 и 5 дней в неделю. Чтобы пространство игровой комнаты сделать более домашним, чтобы ученики более легко перенесли период адаптации, возникла проблема создания зоны отдыха. В зоне отдыха находятся экран, мультимедийный проектор, ноутбук, магнитофон. Во время просмотра дети сидят за партами или на мягких стульях. Учащиеся любят смотреть мультфильмы, познавательные фильмы о природе.

На занятиях рисования, прикладного искусства можно включить приятную музыку, выполнить музыкальные физ. минутки. Ребята любят петь караоке, слушать и подпевать детские песни. Это все можно организовать в этой комнате.

6. Зона «Очумелые ручки»

Зона «Очумелые ручки» представляет собой выставку детских поделок и рисунков. Работы можно выставлять на специальных полках, обновлять по мере необходимости.

Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.

В комнате должно быть светло, просторно и уютно. Ощущение тепла и комфорта. На стеклах витражными красками можно изобразить определенное время года, в каждый сезон менять его. Чтобы воздух был чистым желательно поставить увлажнители воздуха и кондиционер. Стены покрашены в яркие цвета - (яркий цвет с геометрическим рисунком)

В кабинете можно организовать живой уголок из комнатных растений - «Зелёную зону». Цвет зелени успокаивающе действует на нервную систему детей, вызывает положительные эмоции, благотворно сказывается на эмоциональном состоянии.

Мебель светлая - парты со стульями, двустворчатый шкаф, полки для цветов.

Дизайн кабинета способствует активизации художественно-эстетического и познавательного развития ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство достигнуто за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.

Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность - игры, исследования, творческого моделирования и конструирования.

Игровая комната должна иметь хорошую вентиляцию и освещение, регулярно подвергаться влажной уборке.

Представленная развивающая предметно-игровая среда является универсальной для детей младшего школьного возраста. Она применима для организации игр, спортивных развлечений. Дети, посещающие группу кратковременного пребывания детей будут рады заниматься в такой комнате.

В задуманной нами игровой комнате мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Дети играют, конструируют, используют игровой материал в качестве физкультурного оборудования. В процессе игры с крупным строительным материалом у детей формируется творческое воображение.

Огромной популярностью у детей пользуются надувные мячи. Красивый внешний вид и необыкновенная прочность, вариативность способов применения для различных игр и занятий делают мячи одним из любимых видов спортивно-игрового оборудования.

Универсальная детская мебель предназначена для создания комфортных условий в игровой комнате. Особая технология изготовления, яркость, легкость и привлекательность способствуют созданию условий для отдыха на диванчиках.


7.Зона «Мир природы»

Здесь необходимо разместить материал, способствующий формированию у школьников представлений о формировании жизни на земле, о приспособлении живых организмов к среде обитания, о росте, развитии и размножении живых существ, о природных сообществах (экосистемы)

Подробная модель зон предметно - развивающей среды (Приложении 2)

Подробный проект игровой комнаты





















Этапы реализации проекта

и основные мероприятия по созданию предметно - развивающей среды

в МОУ «СОШ№101 » 2012-2014 г.г.

Таблица 1

Основные этапы

Сроки

Ответственный

1.

Подготовительный этап

Составление смет расходов на ремонт и оснащение игровой комнаты.

Июнь, 2012

зам.директора по ХР

Заключение договоров с поставщиками.

Сентябрь, 2013

Директор школы, зам.директора по ХР

1.1.

Покраска стен и формирование материально - технической базы

(мебель, телевизор, DVD-плеер, магнитофон, спортивный инвентарь, «сухой бассейн» и т.д.).

октябрь, 2013

зам.директора по ХР

1.2.

Оформление зоны отдыха, спортивной, игровой зоны.

Декабрь, 2013

Зам.директора по ХР, учителя ИЗО, трудового обучения, физ.культуры, мед.работник

1.3.

Открытие игровой комнаты

Февраль,

2014

Учителя начальной школы, обучающиеся начальной школы,

кл.руководители

1.4.

Рефлексия первого этапа

Март, 2014

Директор школы,

зам. директора по УВР

2.

Учебно-методическая работа:

2.1.

Формирование групп учащихся для посещения игровой комнаты (группы кратковременного пребывания детей).

Январь

2014

Педагог-психолог,

медработник,

классные руководители

2.2.

Составление расписания работы игровой комнаты

Январь

2014

Зам.директора по УВР,

педагог-психолог,

педагоги

доп. образования

2.3.

Разработка программы работы группы продленного дня

Сентябрь

2014

Зам. директора по УВР, учителя

3.

Внедрение проекта в образовательный процесс

3.1.

Проведение занятий (за счет часов школьного компонента)

Сентябрь 2014- май 2015

Учителя - начальной школы доп.образования и психолог

4.

Создание условий для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования.




Факторы, влияющие на необходимость создания и актуальность проекта

Важными аспектами при создании предметно-развивающей среды для детей младшего школьного возраста в МОУ «СОШ №101» г. Волгограда являются:

1. Требования ФГОС второго поколения.

2. Санитарно-гигиенические нормы и требования.

Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

Обеспечит целостность учебно-воспитательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей в школе.

Обучение в начальной школе проходит в одном помещении. Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т.к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя.

Работая по созданию учебной и развивающей среды, большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.




Ожидаемые результаты

Организация детской игровой комнаты в школе позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.

Оснащение игровой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Планируемый результат - это благоприятное течение периода адаптации учащихся начальных классов в школе.

Оценка эффективности проекта

- обеспечение целостности педагогического процесса, качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников;

- диагностика уровня психологической комфортности школьников, занимающихся в игровой комнате;

- мониторинг уровня психологической и педагогической готовности учащихся к обучению;

-анкетирование учащихся и их родителей.





Перспективы распространения проекта

Перспективой распространения проекта станет обобщение и распространение полученного опыта работы на муниципальном уровне, через публикации, выступление на семинарах и МО с целью создания предметно - развивающей среды в других образовательных учреждениях города.

Заключение

Мы постарались спроектировать предметно-развивающую среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.

Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ученика, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

В то же время такая предметная среда позволяет нашим педагогам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование ученика в школе многогранно.

Поэтому при организации такой среды мы учли соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, то есть учли требования к зданию, участкам, функциональным помещениям школы, мебели, предметам быта, техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям. Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной предметной среде. Поэтому для нормального развития школьника пытались спроектировать его предметное окружение сомасштабным его росту, действиям его рук и предметному миру взрослых.

Для того чтобы предметно-развивающая среда была удобна для детей, могла быть безопасной и в то же время развивать, при ее организации я учла два наиболее важных направления: сохранение здоровья и всестороннее развитие детей.

Для сохранения здоровья в предметно-развивающую среду мы включили следующее:

-предметную среду по оздоровлению детей, профилактике заболеваний;

-среду для формирования привычек здорового образа жизни.

Давая ребенку определенные знания и представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством передачи социального опыта, всестороннего развития ребенка.

С целью развивающей направленности предметной среды мы учли следующие условия:

-сочетание многофункциональных и легкотрансформируемых элементов;

-доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;

-возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности.


Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373.

  2. СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  3. Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 2004. - 313 с.

  4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

  5. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. - М.: Просвещение, 2006. - 244 с.

  6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 2010. - 303 с.

  7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006. - №6.

  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е изд. - М., 2004. - 310 с.

  9. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2011. - 311 с.

  10. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие школьников. - М., 2014. - 290 с.

  11. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 2014. - 260 с.

  12. Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие. - Пенза, 2011. - 344 с.

  13. Игра дошкольника и младшего школьника / Под ред.С.Л.Новоселовой. - М., 2012. - 169 с.

  14. Игрушки и пособия для детского сада/Под ред.В.М.Изгаршевой. - М.: Просвещение, 2007. - 215 с.

  15. Краткий психологический словарь/Под ред.А.В.Петровского, М.Я.Ярошевского. - М., 2009. - 189 с.

  16. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. - 2006. - №1.

  17. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2005. - 420 с.

  18. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. 2009. - №4.

  19. Немов Р.С. Психология. Т. 2. - М., 2007. - 554 с.

  20. Одаренные дети. / Под ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. - М.: Прогресс, 2009. - 189 с.

  21. Педагогический словарь. Издательство академии педагогических наук / Под ред. И.М.Кантора.- М., 2005. - 677 с.

  22. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 2003. - 313 с.

  23. Флерина Е.А. Игра и игрушки. - М., 2008. - 300 с.

  24. Эльконин Д.Б. Детская психология, - М., 2006. - 243 с.

  25. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2006. - 204 с.






Модель предметно-развивающей игровой среды

Таблица 3

Развивающие центры

Компоненты

Компоненты центра в семье

«Здоровейка»

Здесь целесообразно разместить материал по приобщению детей к гигиенической и двигательной культуре детей

Спортивный комплекс, спортивный инвентарь

(мячи, обручи, скакалки, дуги, цель для метания, флажки, ленты и т.д.);

Материалы по приобщению к гигиенической культуре (картинки с изображением КГН, пинтограммы, картотека потешек, стихов, пословиц, поговорок о ЗОЖ, о гигиене, о культуре еды и т.д

Спортивный комплекс, спортивный инвентарь,

санки, лыжи, коньки, велосипед, бадминтон и т.д.

«Игровой центр»

Сюжетные и дидактические игрушки, настольные и дидактические игры;

Материал для различных игр-экспериментов;

Атрибуты для творческих и театральных игр;

Строитель;

Планы-схемы;

Развивающие игры (по направлениям)

Сюжетные и дидактические игрушки, настольные и дидактические игры с картинками, детские музыкальные инструменты, интеллектуальные и развивающие игры (головоломки, лабиринты, «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат» и т.д.

«Социальный уголок»

Здесь целесообразно разместить материал, способствующий формированию у детей представлений о мире взрослых людей , о сверстниках, о себе самом

Ребёнок и взрослые люди:

Картинки с изображением взрослых людей и детей с ярко выраженным эмоциональным состоянием, разных возрастов, на различие по половому признаку, различных профессий; Семейные фотоальбомы; Игровая мебель;

Посуда, одежда и т.д.; Картотека стихов, поговорок, пословиц о семье, труде, любви, трудовых и героических поступках взрослых людей и т.д.

Ребёнок и сверстники:

Картинки, фотографии, скульптурные композиции с изображением детей разного возраста, разного эмоционального состояния, выполняющие различные действия, с различными взаимоотношениями между детьми, в том числе между сёстрами и братьями;

Плакаты с изображением правил культуры общения и взаимодействия между детьми, с изображением поведения детей при взаимодействии с посторонними взрослыми (особенно в случае опасности);

Правил дорожного движения и т.д.

Ребёнок в процессе самопознания:

Фотоальбом с фотографиями ребёнка и членов его семьи портретного типа и в полный рост;

Фотоальбомы «Кто работает в детском саду?», «Наши родители трудятся», «встречи с интересными людьми»;

картинки, картины, плакаты, иллюстрации, видио фильмы о ЗОЖ.;

Наглядно-иллюстрационный материал по ознакомлению с родным селом, страной, жизнью разных народов;

наглядно-иллюстрационный материал о школе, школьных принадлежностях и т.д.

Наборы игровой мебели, сюжетных и дидактических игрушек.

Семейные фотоальбомы (социальные роли членов семьи, культурные традиции семьи, любимые занятия членов семьи, ЗОЖ семьи, школьные фотографии родителей, старших братьев и сестёр.

«Мир природы»

Здесь необходимо разместить материал, способствующий формированию у школьников представлений о формировании жизни на земле (1 блок), о приспособлении живых организмов к среде обитания (2 блок), о росте, развитии и размножении живых существ (3 блок), о природных сообществах (экосистемы) (4 блок).

1 блок:

Объекты неживой природы; растения и животные для уголка природы;

Материал по уходу за растениями и животными; Наглядно-иллюстрационный и видео материалы с изображением деревьев, кустов, травянистых растений ближайшего окружения, диких животных, птиц, рыб, насекомых, земноводных ближайшего окружения;

человека, его строения, функций, назначение некоторых жизненно важных органов;

картинки с изображением плохого и хорошего состояния живых существ;

дидактические игры и наглядно-иллюстрационный материал по формированию представлений о живом (признаки и свойства, потребности), назначении основных органов и частей живых существ.

2 блок:

Наглядно-иллюстрационный материал, видео фильмы, слайды способствующий формированию представлений о сезонном состоянии живых существ, их приспособлении к жизни в разные сезоны года, в разной среде обитания;

модели, макеты, календарь природы.

3 блок:

Наглядно-иллюстрационный материал, видео материалы «Животные и их детёныши» (предметные и сюжетные картинки), по формированию представлений росте живых существ, появление у них детёнышей;

Картинки и фотографии с изображением ухода человека за животными;

Ящики для посадки лука , крупных семян;

Пооперационные карты и схемы-модели последовательности трудовых действий человека во время посадки, в процессе роста и сбора урожая.

4 блок:

Модели и макеты по формированию знаний взаимодействия живых существ в экосистемах - модель или макет «Дерево, «аквариум», «Бабушкин двор», «Дом», «Луг», «Грядка» и т.д.;

Наглядно-иллюстрационный и видео материал по формированию представлений о местообитании растений, животных, человека, об основных условиях определённой экосистемы;

Дидактические игры «Кто в аквариуме (пруду, реке)?», «Звери заблудились», «Помоги найти дом» и т.п.;

Кормушки для зимующий птиц.

Рассматривание, чтение и обсуждение прочитанных книг в семейном кругу по природной тематике;

Ухаживание за домашними животными, посильная помощь детей по уходу за животными в сарае, при посадке огорода и сборе урожая;

Прополка грядок, подметание дорожек;

Совместное ухаживание детей и родителей за комнатными растениями;

Дидактические игры;

Кормушки для зимующих птиц.

«Очумелые ручки»

Здесь размешается материал по ознакомлению с разнообразием предметного мира, с трудом взрослых, а также необходимо обеспечить возможность детям осуществлять простейшие трудовые умения.

Предметы ближайшего окружения (названия, назначения этих предметов, особенности строения и назначения их частей);

Разные виды материалов;

Предметы необходимые людям разных профессий для осуществления трудовых действий, наглядно-иллюстрационные материалы, способствующие формированию представлений о взаимосвязи людей разных профессий одного производства (модельер, закройщик, швея) и т.п.;

Алгоритм процесса умывания, одевания, сервировке стола к завтраку, обеду, полднику;

Альбомы о труде взрослых;

Материалы для самостоятельного изготовления поделок из бросового материала.

Приобщение детей в семье к совместному и посильному самостоятельному труду.

Экскурсия детей на рабочее место родителей;

Фотоальбомы с фотографиями на рабочем месте бабушек, дедушек, мамы, папы других родственников;

Совместное изготовление поделок из бросового материала для украшения интерьера детской комнаты, для подарков.





© 2010-2022