Творческий проект «Моя родословная»

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий проект «Моя родословная»

Тема исследования: «Моя родословная»

Объект исследования: учащиеся 4 класса и их семьи.

Предмет исследования: родословная каждого ученика.

Цель исследования: создание генеалогического древа каждого ученика.

Задачи исследования: знакомство с историей создания и развития каждой семьи, изучение влияния создания родословной на развитие учащихся.

Гипотеза исследования: в результате изучения родословной у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

Группы методов:

1. эмпирические: опросно-диагностические методы, анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа;

2. теоретические: моделирование гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения, анализ литературы.

Тип проекта:

информационно - исследовательский, по содержанию «ребёнок и его семья», ребёнок - субъект проектирования, коллективный, долгосрочный.

Источники устной информации: рассказы близких родственников.

Источники документальной информации: загсы и их архивы, районный краеведческий музей, интернет.

Способы изображения родословной:

1. графическое изображение в виде концентрического круга, в центре которого следует поместить себя, в следующих - более отдалённых предков.

2. графическое изображение родословной в виде таблицы со связями снизу вверх или сверху вниз.

3. графическое изображение в виде дерева с корнями, ветками и веточками.

Заседание семейной гостиной, посвящённое презентации проекта «Моя родословная»

Цели:

1. Показать учащимся, что они являются членами общества, коллектива; обратить внимание детей на то, что первым коллективом является семья; познакомить с тем, как возникли фамилии, имена, отчества, что такое поколение, родословная.

2. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.

3. Пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем - любовь к родному Отечеству.

Подготовка:

1. Родительское собрание на тему « Уроки семейной любви».

2. Оформление выставки на тему: « Кто мы? Откуда мы?»; составление генеалогического древа своей семьи.

3. Оформление фотовыставки « Загляни в семейный альбом».

4. Сочинения учащихся на темы: « Моя семья», « Семейные традиции и праздники».

5. Оформление выставки « Семейная реликвия», поиск семейных документов и вещей.

6. Оформление выставки поделок учащихся.

Ход мероприятия

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители и гости!

Приветствую вас в нашей семейной гостиной. Наша встреча сегодня посвящена подведению итогов работы над проектом «Моя родословная». Мы с вами очень долго готовились: составляли свои родословные - выступали в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи. Журналистами и репортёрами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Думаю, что сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чём рассказать нашим гостям.

Если вам плохо, трудно, кто вам поможет? Конечно, самые близкие и родные люди - семья.

Здесь дом, в котором я живу.

И для меня он лучший самый.

Здесь и во сне, и наяву

Я слышу добрый голос мамы.

Здесь вечерами папа мне,

Когда смолкают птицы в гнёздах,

Рассказывает о луне,

Ракетах, спутниках и звёздах.

Здесь и сестра моя, и брат,

Хоть иногда я ссорюсь с ними,

Но чаще поделиться рад

Игрой и книжками своими.

Здесь в мире мы за годом год

Живём, друг другу помогая.

И вместе с нами здесь живёт

История родного края.

Слова « Родина», « родители», « род», - слова одного корня. Они помогают нам узнать традиции и историю своей семьи. Издавна на Руси узнавали о своих предках из родословной, оставляя генеалогическое древо. Сейчас эта традиция возрождается. О родословной своих семей расскажут нам Абрамова Соня, Конных Дима, Хоняк Павел, Волосатова Юля и их мамы.

Спасибо за интересный рассказ. Я думаю дружные семьи - не редкость. И как сказал Конфуций: «Государство - это большая семья, а семья - это маленькое государство. И держится оно на любви». И, как настоящее государство, должна иметь свой символ - семейный герб. К нашему празднику каждая семья составила свой герб, в котором отражены семейные устои и традиции. О своём гербе расскажут Озерова Аня, Абрамова Соня, Аббасов Эльгюн, Хоняк Павел, Волосатова Юля.

Много интересного узнали мы о своих дальних предках, но всё же каждому из нас дороже и ближе родственники, которые сейчас живут вместе с нами, те, кого вы зовёте своей семьёй. О своих родных вы писали в своих сочинениях, и теперь, я думаю, вы поделитесь вашими мыслями.

Чтение сочинений:

«Для меня семья - это, прежде всего, мои мама и папа. Они всегда поддержат и простят, помогут разобраться в трудной ситуации. Когда я вырасту, мне хочется иметь такую семью».

«Я чувствую в своей семье радость, тепло, поддержку и дружбу».

«У меня большая и дружная семья. Я очень люблю своих родных…»

Спасибо! Сколько интересного мы узнали из сочинений! Берегите эти семейные реликвии, в отблесках которых отражается история нашей страны.

Семейной реликвией можно назвать и фамилии. Ведь слово «фамилия» означает «семейство», общесемейное имя. На Руси фамилии появились в эпоху Петра 1. Примерно в 1066 году стали употреблять фамилии, чтобы лучше различать людей. Например, в деревне было несколько Иванов. А вы знаете происхождение своей фамилии?

Что имя: звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имянареченье.

И вот мы сами, силами своими,

Осознаём в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

Блиц - опрос учащихся:

Макарова - Произошла от латинского имени Макарий

Озерова - Фамилия Озерова, корень озеро. Этот корень и ведет к тому, что у людей с этой фамилией «Водяная семья»

Волосатова - Русская фамилия образована от прозвища «Волосатый». Прозвище «волосатый» получил человек с длинными густыми волосами.

Юдина - Юдин отчество «сын Юды». Юда общенародное произношение церковного мужского имени Иуда, в прошлом не редко и у русских «позже вышло их употребления».

Аббасов - Аббас первый Великий- 1571-1629, из династии Сефевидов, шах Персий с 1587, вернул утраченные персидские территории, принадлежащие Узбекистану, Турции и территории индийских великих Моголов, проводил административные реформы, реформы в армии; наладил торговые и дипломатические связи в Европе.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва - дёготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Большинство из вас названы в честь бабушек и дедушек, которые дарят вам и тепло, и ласку, и заботу.

Кто из школы внуков ждёт

Каждый день обычно?

Кто заглянет в дневничок

И ворчит привычно?

За проделки наши кто

Нас порой ругает?

Дедушки - дедушки, дедушки - дедульки!

Кто нам лекцию прочтёт

На тему поведения?

Кто блинов нам напечёт

Вкусненьких, с варением?

Даст родителям наказ

Строго и сурово.

Чтоб не обижали нас

И смотрели в оба.

Бабушки - бабушки, бабушки - бабульки.

Дмитрий - Хотя имя Дмитрий мужское, но произошло от имени греческой богини Деметр. Она заведовала плодородием и сельским хозяйством. Дмитрий дружелюбен, не злобен, но обида и несправедливость способны привести его в ярость.

Полина - Имя самостоятельная форма греческого имени Аполлинария, что означает принадлежащее Аполлону.

Анна - Она терпелива и открыта, способна на самоотдачу жертвенность. Анна очень мягкий и добрый человек, что привлекает к ней людей, но, увы, далеко это благоприятно для нее самой

Дарья - Значение происхождения имени: Сильная, побеждающая. Дарья - имя звонкое и жизнерадостное, но главные черты его энергетики - это достаточная твердость и импульсивность.

Татьяна - Татьяна эмоциональная и твердая. В этом имени есть решительность и самоуверенность. Татьяна часто бывает лидером, обычно бывает хорошей хозяйкой.

Песня о бабушке

Да, всё могут наши бабушки, и даже учиться в школе.

Звучит свадебный марш Мендельсона

Вы, наверное, узнали свадебный марш Мендельсона. Под звуки этой музыки скрепляли свой союз ваши мамы и папы. Этот момент считается днём рождения вашей семьи. Ребята, кто из вас знает, сколько лет прожили вместе ваши родители?

Блиц - опрос учащихся

Почти все дети верно ответили на вопрос.

Так что же такое семья? Слово это понятно всем, как слова хлеб и вода. Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, бабушка и дедушка, папа и мама. Мы видим, что сила семьи в совместных делах и интересах. Как хорошо, когда все вместе занимаются домашними делами, вместе справляются с трудностями, вместе отдыхают. В каждой семье справляют праздники, но наряду с традиционными, которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть своими собственные. А какие праздники отмечают в вашей семье?

Блиц-опрос учащихся

1. Новый год.

2. Дни рождения членов семьи

3. Пасха

4. Рождество

5. 8 Марта

6. День Победы и многие другие

Ребята, готовясь к данному мероприятию, мы с вами оформляли выставку «Загляни в семейный альбом». В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены были покидать свои дома, они брали только самые ценные вещи, среди которых были семейные фотографии. Давайте перелистаем страницы семейного альбома…

И хочется, чтобы не было в вашей семье, как в этом стихотворении:

У бабушки и дедушки фото на стене -

Поглядят и вспомнят о своей родне,

Вспомнят и поплачут, тихо помолчат,

Или улыбнутся, глядя на внучат.

Бабушка и дедушка давно живут одни.

На окне в коробке письма от родни.

Сядут, почитают, - чтобы не помять.

Словно побывают у родни опять.

Бабушке и дедушке ехать далеко.

Выйдут на крылечко, постоят рядком.

Вечер опускается - тянет холодком.

- Ребята, а вы никогда не забываете о своих родных? (Ответы учащихся)

- Чем крепка семья? (Ответы учащихся и родителей)

- Правильно заботой друг о друге, взаимопониманием, любовью.

- Существует легенда об удивительной семье. Семья эта состояла из ста человек и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела до правителя страны. И он решил посетить эту семью. Когда он убедился, что всё это правда, он спросил старца: «Как вам удаётся жить, не обижая друг друга?». Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот прочитал и удивился. Сто раз было написано слово «понимание».

А как вы относитесь друг к другу в ваших семьях? (Ответы учащихся и родителей)

Сегодня мы говорили о семье, о тепле родного очага, о разных семейных традициях. Для чего они нужны?

Они нужны для того, чтобы укрепить семью.

Для того чтобы у нас был родной дом.

Как же сберечь тепло в родном доме? (Ответы родителей и учащихся)

- Надо стараться, чтобы огонёк в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зелёным.

Наш класс - это тоже семья. И у нас есть свой архив, свои традиции. Давайте посмотрим, как живёт наша маленькая школьная семья в своём государстве.

Ведущий: Негде в Изобильном царстве,

В дружном школьном государстве

Жил-был славный мудрый царь,

Справедливый государь.

Долго школою он правил.

Всех учиться он заставил.

И однажды захотел

Подвести итог всех дел.

Во все школьные дворы

Были посланы гонцы

Разузнать и доложить,

Хорошо ль в той школе жить.

Царь: Ладно ль в школе или худо?

И какое там есть чудо?

И гонец ему в ответ:

1-й гонец: Я объехал целый свет!

В школе первой жить не худо,

А четвертый класс там - чудо!

Все в том классе хороши

И красивы, и умны.

Лучших я привёз сюда.

Полюбуйтесь, господа!

Ведущий: Вот ещё время проходит,

И второй гонец приходит.

2-й гонец: Я объехал много мест,

Но одно такое есть,

Где без устали поют.

Все они сегодня тут.

(Песня о России)

Ведущий: Есть у нас свои таланты.

Пианисты, музыканты.

Волшебны звуки музыки,

Все ими восхищаются,

И просто слушать музыку

Нам очень-очень нравится.

(Выступление учащихся)

Ведущий: Царь опять дивится чуду:

Царь: Я гордиться вами буду!

Ведущий: Вот и третий наш гонец!

3-й гонец: В центре города есть дом,

А жильцы-то в доме том

Все стихами говорят,

В гости к батюшке хотят.

(Стихотворение « Всё начинается со школьного звонка...»)

Ведущий: Царь опять дивится чуду:

Царь: Я гордиться вами буду!

Удивили вы меня,

Удивили, ребятня!

3-й гонец: Слово я хочу добавить,

Чтоб художников прославить!

Ведь какие мастера-

Эта наша детвора!

Выставка детских работ

Ведущий: Все гонцы явились с честью.

И хорошему известью

Рад великий мудрый царь-

Школограда государь.

Ведь могуча та страна,

Что талантами сильна!

- Вот и подошёл к концу наш семейный урок. Достойно несите сои имена и фамилии, чтобы передать их внукам и правнукам. И тогда вы сможете сказать о себе: « Я - представитель большого семейного рода!».

Ребята, будьте счастливы в школьной семье, будьте счастливы в своих родных семьях! До новых встреч!

Использованная литература:

1. Коротов Е.В. Твоя родословная. Кто ты? - Волгоград: Перемена, 1999.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.- М.: Творческий центр, 2006.

3. Журнал «Начальная школа», 2004-2005.

4. Журнал «Начальная школа плюс «До и После», 2004

© 2010-2022