Программа по правилам дорожного движения Правила движения - закон улиц и дорог

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения среди обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид).

Пояснительная записка.

В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдения их. Только грамотное поведение юных пешеходов может служить гарантией их безопасности на дорогах.

Для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида данная проблема имеет особую актуальность, так как общая моторика детей с ограниченными возможностями здоровья нарушена, пространственная ориентировка формируется на поздних сроках развития.

Данная Программа дает возможность познакомить обучающихся, воспитанников с ОВЗ с основными разделами ПДД, необходимыми для безопасности жизнедеятельности на дорогах. Считаю, что детям с нарушением интеллекта необходимо ещё больше давать знаний по правилам дорожного движения, и еще большее требовать их знание и неукоснительное выполнение. Так как они подвержены наибольшему плохому внушению, повышенному травматизму.

Программа разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди обучающихся, воспитанников с ОВЗ.

Цель программы - формирование у учащихся с ОВЗ сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах в условиях города и сельской местности.

Задачи Программы:

  • Приобретение учащимися знаний и навыков поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т.д.).

  • Усвоение правил движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее).

  • Формирование умения понимать сигналы светофоров и регулировщиков.

  • Усвоение знаний об играх детей, о том, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т.д.

  • Обучение учащихся правилам пользования автобусом, маршрутным такси (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки).

  • Знакомство со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы, дороги.

Программа обучения строится:

- с учётом возрастных и психофизических особенностей развития детей с ОВЗ;

- с учетом познавательных возможностей детей с ОВЗ, на основе принципов повторности и постепенного усложнения, знаний о безопасности поведения на улицах и дорогах. Это позволяет на каждом этапе обучения формировать относительную целостную систему безопасного поведения на дорогах и улицах, обеспечивать преобразование знаний в прочные умения и навыки в этой области.

Особенность Программы заключается в том, что она имеет множественные межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, социально-бытовая ориентировка, рисование, труд), так как в специальных (коррекционных) учреждениях на всех уроках и во всех видах учебной деятельности педагогические и коррекционные задачи должны решаться комплексно.

В программе отражены принципы общей и коррекционной педагогики.

Тематическое планирование рассчитано на девятилетнее обучение и примерное содержание занятий по правилам дорожного движения. Материал имеет концентричность, поэтапность, цикличность, что немаловажно для специальных учреждений (в зависимости от психических процессов детей с нарушениями интеллекта). На занятиях можно использовать элементы сюжетно-ролевой игры, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, информацию из средств массовой информации, наглядные схемы и адаптированные изображения по теме, стихи, аудио и видео материалы, компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения необходимого практического опыта в общении.

Детям с нарушением интеллекта необходимо больше давать знаний по безопасности жизнедеятельности и требовать неукоснительное выполнение этих знаний, так как дети с ОВЗ подвержены наибольшему риску, а, значит, и повышенному травматизму. Для таких детей вся жизнь - чрезвычайное происшествие. Воспитаннику специального (коррекционного) учреждения необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться от него автоматизации применений и осознанности в понимании даже самых элементарных правил поведения и знаний. Это, конечно, вызывает особые затруднения для такого ребёнка. Но чем разнообразнее будут формы работы педагога по обучению правилам дорожного движения и поведения на дороге, тем активнее эти правила будут входить у них в привычку. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Данная Программа:

  • направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;

  • в Программе дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения - педагогам, так и объектам - обучающимся, воспитанникам и их родителям;

  • в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания.

Непрерывная подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении осуществляется:

• в школе: классная работа (теоретические и практические занятия); внеклассная работа (конкурсы, викторины, соревнования, экскурсии и т. д.);

• совместной работой школы, органов ГИБДД и др.: дети должны принимать участие (или хотя бы присутствовать) в профилактических мероприятиях по безопасности дорожного движения;

• в семье: индивидуально-воспитательная работа с ребенком (воспитание законопослушного участника дорожного движения на личном примере);

• средствами массовой информации: разъяснение правил дорожного движения, пропаганда безопасного поведения на улицах и дорогах.

Во внеурочной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма нужно руководствоваться принципами познавательности, убедительности проводимых мероприятий. Работа по изучению правил дорожного движения должна строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей с умственной отсталостью. Так, следует помнить, что у младших школьников слабо развиты глазомер и боковое зрение, нет навыка определения источника и направления тех или иных звуков; дети младшего школьного возраста не умеют быстро реагировать в критической ситуации, напротив, они теряются, не зная, какие меры предпринять.

В программе даны перечни практических работ, игр, которые учитель может заменить или дополнить другими, выполняющими те же задачи обучения, развития и воспитания учащихся. Рекомендуется равномерное распределение тем в учебном году, некоторые занятия приурочивать к концу четверти и проводить в виде урока - инструктажа перед каникулами. Для успешной реализации программы необходимо иметь кабинеты по безопасности движения, транспортные площадки, наглядный материал, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий.

Место программы в плане развития школы.

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.

Основные принципы реализации программы.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных и психофизических особенностей учащихся. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

Принцип взаимодействия "Дети - дорожная среда". Детское восприятие окружающей среды во многом определяется показом и вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности. У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой - необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Важно иметь в виду и то, что у детей с проблемами в интеллектуальном развитии наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации. Этот принцип реализуется при привитии навыков соблюдения детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.

Основные методы реализации программы

Внушение. Дети с проблемами интеллектуального развития легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение - это доказательство истинности того или иного положения. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки конкретных фактов ДТП, поступков детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера - подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).

Поэтому важно окружить умственно отсталых школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах.

Место апробирования программы: ГБОУ АО «Киземская СКОШИ».

Участники программы: учащиеся 1-9 классов, учителя, воспитатели, медицинские работники, инспектор ГИБДД.

Ожидаемый результат: активизация познавательной активности в получении теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения, снижение травматизма. Кроме того, результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/уметь - перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Для успешной реализации программы необходимо:

- при планировании занятий по изучению Правил дорожного движения предусмотреть большее количество часов для практических занятий по выработке навыков безопасного поведения на дороге;

- оборудовать площадку для практических занятий;

- при изучении Правил дорожного движения уделять больше внимания правилам для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;

- организовать участие сотрудников ГИБДД в проведении практических занятий;

- разработать и внедрить систему соревнований на знание ПДД;

- обеспечить организацию и проведение смотров - конкурсов по безопасности дорожного движения;

- разработать для детей с самостоятельным посещением школы схемы безопасного маршрута.

Формы и режим занятий по программе: классные часы, беседы, игры, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.п.. Проводятся классными руководителями 1 раз в месяц (в год 9 занятий). Длительность занятия - 25 мин. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические, учебно-практические работы.

Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''.

Сроки реализации программы: 2013 - 2018 гг.

Данная программа может быть использована педагогами других образовательных учреждений VII и VIII вида.

Знания и умения учащихся.

1 - 4 классы

Учащиеся должны знать:

  • правила перехода улиц по сигналам светофора;

  • правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

  • правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

  • правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;

  • правила движения индивидуально, группами и в колоннах.

  • правила езды на велосипеде.

Учащиеся должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;

  • безопасно вести себя по соседству с жилым домом (во дворе, в жилой зоне, на тротуаре);

  • передвигаться в группе;

  • дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;

  • ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги.

5 - 7 классы

Учащиеся должны знать:

  • дорожные знаки;

  • правила перехода улиц по сигналам светофора и проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

  • правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;

  • правила движения индивидуально, группами и в колоннах;

  • правила езды на велосипеде и мопеде;

  • правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мопеде;

Учащиеся должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;

  • передвигаться в группе, в колонне;

  • дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;

  • ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги;

  • оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях,

ожогах, переломах и других видах травм).

8 - 9 классы

Учащиеся должны знать:

  • дорожные знаки и знаки дополнительной информации;

  • правила перехода улиц по сигналам светофора и проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

  • правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;

  • правила поведения участников дорожного движения;

  • правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле и мотороллере;

  • правила перевозки груза;

  • правовые нормы и меры ответственности нарушения ПДД: размеры

штрафов, меры предупреждения, воспитательно - принудительные меры воздействия.

Учащиеся должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;

  • передвигаться в группе, в колонне;

  • дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;

  • ориентироваться в дорожной обстановке;

  • определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги;

оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях, ожогах, черепно - мозговых травмах, переломах).



8


© 2010-2022