Конспект открытого классного часа на тему Родительский дом-начало начал

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное учреждение «Методический центр»

Романовского муниципального района

Саратовской области






Конспект открытого классного часа

для обучающихся 11 класса

МОУ Романовская средняя общеобразовательная школа

на тему «Родительский дом - начало начал»










Подготовила:

Лаврова Александра Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Романовская средняя общеобразовательная школа




2016 год

Цель классного часа: сформировать понимание ценности, значимости родительского дома в жизни человека.

Задачи:

  1. воспитать любовь и уважение к отчему дому, к родным людям;

  2. оценить роль семьи в нашей жизни;

  3. сформировать правильное отношение к семье.

Тип: круглый стол.


Ход мероприятия:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л.Н.Толстой

I. Мотивация

Учитель:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии. Ребята, надеюсь, что наша встреча будет для вас не только интересной, но и полезной. Мы проведём сегодня классный час в форме круглого стола. Давайте будем взаимовежливы, ведь, как сказал известный лингвист С.Л.Львов, «вежливость - синоним внутренней силы и подлинного достоинства».

Чтобы у нас царила благоприятная атмосфера, давайте улыбнемся друг другу: я улыбнусь вам, а вы мне.

II. Определение темы классного часа

Учитель:

-Ребята, эпиграфом нашего классного часа станут слова Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Сегодня мы поговорим о доме, а именно о родительском доме. Тему классного часа мы обозначим так: «Родительский дом - начало начал».

Вот домик у меня с белым окошком.

Игрушка, кажется, и больше ничего.

А если всем подумать нам немножко,

То дом, друзья, основа для всего!

-Ребята, я предлагаю обсудить сегодня следующие вопросы:

1. Что такое «родительский дом» в вашем понимании?

2. Как нужно относиться к родительскому дому, к родным людям?

3. Почему важно любить и ценить родительский дом?

III. Основная часть занятия

Учитель:

-Ребята, скажите, какие значения имеет слово «дом» вообще? Давайте начнем с самого широкого смысла.(ответы учащихся)

Немало смыслов есть у слова «дом»:

Планета вся и вся наша страна.

И где бы ни были в краю другом,

Вас Родина зовет. У вас она одна!

-Домом мы называем и малую родину. Не случайно, возвращаясь в места, где родились, мы говорим: «Вернулся домой!», то есть на родину.

Неважно, где родился человек:

Иль в городе, или в деревне небольшой.

Запомнит каждый край родной навек.

Он сердцу милый, сердцу дорогой.

-Ребята, перед вами глобус, представляющий модель нашей планеты. «Земля-наш дом родной»,- говорим мы, и это верно. На этом глобусе найдем мы и нашу страну и скажем, что Россия - наш дом, это тоже правильно. На карте нашей огромной страны находится город или поселок, где мы родились, и их мы называем домом. Но самое главное, о чем мы думаем, произнося слово «дом», - это дом наших родителей. На глобусе вряд ли вы найдете эту точку: она слишком мала, чтобы её увидеть. Но какое огромное значение имеет для нас эта точка. Ведь родительский дом - это место, откуда человек начинает своё вхождение в мир, познаёт его и делает первые шаги.

-Как вы думаете, актуален ли наш сегодняшний разговор о родительском доме для вас? (ответы учащихся)

Вы стоите на пороге жизни новой,

И покинете вы скоро отчий дом!

Возвращайтесь сюда снова вы и снова,

Помните о доме дорогом!

-Ребята, я предлагаю вам обменяться мнениями о том, что значит родительский дом именно для вас. Передавая макет дома друг другу из рук в руки, назовите слово или сочетание слов, с которым в вашем представлении ассоциируется «родительский дом». Я начинаю: «Родительский дом - это забота». Передаю дальше.(ответы учащихся)

-Что для человека значит родительский дом? Для большинства людей родительский дом - родное, теплое, ласковое место, где всегда ждут и всегда вам рады.

Основа основ - родительский дом.

Он тихая пристань, куда мы спешим.

Тепло и поддержку здесь мы найдем.

Тут наша семья. Ею мы дорожим.

Семья - красивое слово. Задумайтесь, что такое семья?

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я!»

«Кто платье сошьет, постирает белье?

Меня приласкает, украсит жилье?»-

Ответь на вопрос, подруга моя.

«Я, я, я»,- Ева молвила.-«Я!»

Сказала она знаменитых семь «я»,

И так на земле появилась семья.

-Есть в семье родители, есть дети, есть одна крыша над годовой, одна фамилия, документы о родстве. Семья существует уже тысячи лет. Семья и родительский дом неразрывно связаны между собой, это одно единое целое. Очень часто судьба забрасывает человека далеко от родного порога, но его всегда тянет домой. В этом доме ему всегда рады родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. Там его поддержат советом, окажут помощь, выручат в трудной ситуации.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои.

И в жизнь ты выходишь из семьи.

Учитель:

-Илья Резник сказал о семье замечательные слова:

Семья - любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

-Ребята, скажите, какую роль в вашей жизни играет семья? Как вы относитесь к своей семье?(ответы учащихся)

-Детство и семья…Яркий луч памяти нашей обращен к ним. Вот память рисует нам дорогие черты отца и матери. Именно с них, с наших родителей, и начинается для нас познание жизни.

В.Г.Белинский писал: «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое».

Леонардо да Винчи сказал: «От наших родителей мы получили величайший дар-жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви».

«Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплатном долгу. Это мать». Эти прекрасные слова принадлежат Н.Островскому.

-Материнская забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпенье, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Много сказано о матери добрых, теплых слов. Но это тысячная доля того, что она заслужила. Материнство - великий духовный и физический труд, продолжающийся всю жизнь.

-Как вы думаете, можно ли назвать материнство подвигом и почему?(ответы учащихся)

-Свою маму любит каждый, но не каждый приучен беречь и ценить её. Большим, глубоким должно быть наше уважение к матери. Такому уважению надо учиться всем и особенно юным.

-Говоря о родительском доме, мы думаем не только о матери, но и об отце.

Отец - это гордое слово.

Отец, ты со мною всегда.

«Отец»,- повторяю я снова,-

«Тебя не забыть никогда».

-Ребята, скажите, в чем, на ваш взгляд, заключается роль отца в воспитании ребенка?(ответы учащихся)

-Труд отца, его общественное лицо, уровень культуры, выполнение домашних обязанностей, отношение к матери, к другим людям, его образ жизни в целом - вот далеко не полный перечень слагаемых его авторитета, той почвы, на которой возникает уважение к нему детей.

-Скажите, что, по-вашему, должно быть главным законом в семье?(ответы учащихся)

-На мой взгляд, главный закон в семье - забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок в семье твердо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будут местом, где его любят, ждут, понимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.

А дом, заставленный добром, ещё не дом.

И даже люстра над столом ещё не дом.

И на окне с живым цветком ещё не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста,

Что надо от ладоней до окна наполнить дом

Твоим теплом.

-Ребята, большое место отводится родительскому дому, семье в сокровищнице народной мудрости.

Немало пословиц о доме сложил

Наш мудрый, великий русский народ.

Родительский дом почитаем им был,

И истина эта поныне живет.

-Я предлагаю выполнить задание в парах. Восстановите пословицы и объясните их смысл.

1.Домой придешь…

1….обо всём тужить.

2.И тесен дом…

2….кроме отца и матери.

3.Домом жить…

3….тот вовеки не погибает.

4.Домой…

4….хлеб-соль найдешь.

5.Дома…

5….да просторен он.

6.Кто родителей почитает…

6….и кони веселей бегут.

7.На свете всё найдешь…

7….и солома съедома.

-Ребята, у каждого человека должен быть дом, не просто жилище с крышей над головой, а место, куда он всегда может вернуться, где найдет поддержку, где его любят.

Я предлагаю вам «построить» сейчас родительский дом таким, каким вы его видите. Все мы строители: и наши родители, и мы сами. В начале занятия вы высказали свои мнения и мы узнали, с чем у каждого из вас ассоциируется родительский дом. Предлагаю заложить фундамент дома. На чем основывается дом? Благодаря кому держится? (ответы учащихся) Это мудрость родителей.

Давайте возложим следующий кирпич. Мы определили главный закон семьи. Это забота, предлагаю возложить кирпич заботы. Что мы находим в родительском доме? На что всегда можем рассчитывать? Безусловно, это понимание и поддержка. Возложим кирпич понимания и кирпич поддержки. Если всё это мы обретаем дома, то мы испытываем радость, счастье. А что же венчает родительский дом? Несомненно, любовь!

И вот наш дом готов!

Учитель:

-Родительский дом - это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. И когда все в твоем доме любят друг друга, то и других стараются сделать любящими и счастливыми.

Д.Байрон писал: «Где любят нас, лишь там очаг родимый!»

Р.Фрост говорил: «Дом - это место, в котором нас всегда принимают».

В.Вишневский восклицал: «Какое счастье - дома находиться!»

-Ребята, я предлагаю вам выполнить еще одно задание: расшифруйте , пожалуйста, слово «дом».(ответы учащихся)

IV.Подведение итогов

-Ребята, наш классный час подходит к концу. В заключение нашего разговора я хочу рассказать притчу о родительском доме.

Один юноша покинул родительский дом, обидев отца и мать. Жизнь его стала тяжелой, он не раз попадал в трудные ситуации. Раскаявшись в своих поступках, он решил вернуться в отчий дом.

Вскоре этот день настал. Но юноша не решался возвращаться к родным, потому что уж слишком много горя он им принес.

Тогда этот человек написал им письмо, где просил простить его, и, если они это сделают, то пусть повесят на окно его спальни белый носовой платок. Он пройдет мимо своего дома и сразу поймет, стоит ли заходить в него, или же его не ждут там.

День был назначен. И вот ранним утром раскаявшийся сын идет по улице, на которой прошло его детство. Он приближается к своему дому. Сердце колотится в груди. Он остановился перед тем, как завернуть за угол. Вот сейчас он сделает это и увидит красный кирпичный домик с выходящим на улицу окном его спальни. Он зажмурился, сделал последний шаг, и… что же открылось его глазам?

Он не увидел красного кирпичного домика. Все было белым: платки, платочки, большие простыни - весь дом был увешан ими. Родители боялись, что он может не заметить маленького платочка и пройти мимо. Они боялись окончательно потерять сына и сделали все возможное, чтобы он понял, что прощен.

Учитель:

-Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы в вашей жизни было как можно меньше трудностей и как можно чаще вы возвращались в дом своих родителей. Помните, что там для вас всегда горит добрый свет, там вы всегда обретете понимание, поддержку и душевное спокойствие.

Современный писатель Э.Сафарли сказал: «Если человека тянет к дому, значит он умеет быть счастливым». Я желаю вам, чтобы вас всегда тянуло домой, чтобы вы всегда были счастливы. (песня «Родительский дом»)

V.Рефлексия

-Ребята, я думаю, что наш разговор сегодня прошел с пользой для вас. Если вы считаете, что не зря провели время, если вы согласны с теми тезисами, которые сегодня прозвучали, выскажите, пожалуйста, свои пожелания родительскому дому. Перед вами макет дома красного цвета (цвет любви, ярких чувств), прикрепите его на флипчарт и произнесите свои пожелания.

Спасибо за вашу работу! До новых встреч!


© 2010-2022