Урок День народного единства

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «День народного единства».

Цель:

1).Познакомить учащихся с историей праздника.

2). Способствовать воспитанию в детях патриотических черт характера, готовности к защите родины, стремления к единению.

3). Развивать речь учащихся, используя тематику занятия

Оборудование: фотография памятника Минину и Пожарскому и их портреты, портрет Ивана Сусанина, записи на доске.

Ход классного часа:

Учитель: Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства, который мы проведем в форме устного журнала. И я предоставляю слово нашим ученикам, которые готовили классный час.

1-й ученик. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Учитель. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете?

• Своя земля и в горсти мила.

  • Своя земля - свой прах.

• Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

• Новгород - отец, Киев - мать, Москва - сердце, Петербург - голова.

Учитель. Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника?

(В единстве, единении народа - сила России.)

Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

2-й ученик. В августе 1607 г., начался исход из Польши Лжедмитрия II. Весной 1608 г. Лжедмитрий 2 подошел к Москве. Но король Сигизмунд III, так и не дождавшись падения России от внутренних смут, объявил ей войну. В Москве обострилась борьба за власть: Царские войска стали терпеть поражения. Возникла опасность появления на русском троне польского королевича Владислава. Россия пала? Нет, она еще жила в сердцах русских людей.

3-й ученик. Кузьма Минин, продавец мяса и рыбы, земский староста, считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». Подробности его жизни известны только с 1611 г., когда прибыла в город грамота Патриарха Гермогена, призывавшего всех «стать за веру». Страстные слова Минина: «Не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником», - быстро облетели город. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. Минин смело развивал свои планы. С каждым днем росло его влияние; нижегородцы, наконец, решили образовать ополчение. По советам Минина, они жертвовали «третью деньгу», т. е. третью часть имущества, и выбрали вождем князя Д. М. Пожарского, лечившегося от ран в своем имении. К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые окружной грамотой. В апреле 1612 г. в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. В августе была одержана решительная победа над поляками, и в октябре Москва была очищена от оккупантов

Учитель. Несомненно, Минин был личностью, соединявшей способность глубоко чувствовать, проникаться идеей до забвения и вместе с тем оставаться практическим человеком, умеющим начать дело, организовать его и воодушевить им толпу.

4-й ученик. Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события. После победы новый царь возвел его в бояре.

Учитель. Знаете ли вы, что это за памятник? (Показывает фотографии памятника Минину и Пожарскому.) На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

За что же Россия оказала уважение этим людям?

Чтобы ваше представление об этих людях стало полнее, прослушаем отрывок из пьесы А. Н. Островского «Козьма Захарьич Минин». Итак, осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение...

(Дети читают текст по ролям. Действие происходит у главного собора. Народ выходит из храма.)

Народ.

- Эко рыдание во всем соборе!

- Да и было отчего!

- Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!

- Мы за веру православную должны до смерти стоять!

- А кто же прочь?

- Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!

Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Народ. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной.

Минин. И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало - жен, детей заложим!

Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!

Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, - вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?

Народ. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!

Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа - глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я, - Господи, благослови начало! - свои скопленные и трудовые - все, до единого рубля кладу!

Народ (кладут деньги кто сколько может).

- Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.

- Что деньги? Деньга - дело наживное!

- Все отдадим! Теперь не до нарядов!

- Вот наши деньги из квасного ряду!

- Из рукавичного!

- От ярославцев!

- Костромичи собрали - принимайте!

- Стрельцы Колзакова, Баима сотни!

- Вот праздник, так уж праздник!

Минин. И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!

Учитель.

• Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

• Кого поставили во главе ополчения?

• Каким вам представился образ Кузьмы Минина?

• Надо было спасать Родину, предстояло сделать именно то, что было не по силам целому ряду политиков, облеченных самой высокой властью. Какими качествами характера обладал Кузьма Минин? Сделайте заключение о чертах характера Минина, выбрав нужные слова. (Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.)

Как вы думаете, приходилось ли Кузьме Минину сражаться с врагами или он предпочитал руководить опасными предприятиями из тиши кабинетов? (Сообщение читает историк.)

1-й историк. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» не раз кидались ополченцы на врагов. В этом крике соединились все сердца, все души и мысли, все желания русских. Но тщетно... Вражеский гарнизон был силен. Вдруг Минин, вдохновленный какой-то мыслью, отобрал 300 воинов и смело бросился с ними в самую гущу неприятеля. Неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, и ополченцы воспользовались этим беспорядком...Сей славный бой произошел 24 августа. Вот каким воином был новгородский гражданин Кузьма Минин!

Учитель (показывает портреты Минина и Пожарского). Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну.

(Показывает портрет Ивана Сусанина.) А кто изображен на этой картине? Имя Ивана Сусанина давно стало нарицательным в России. Многие даже не верят, что этот исторический персонаж действительно существовал. Но в тех местах, где, по некоторым данным, был совершен знаменитый подвиг, нет никого, кто сомневался бы в реальности Ивана Сусанина. Огромное, даже зимой топкое Исуповское болото, раскинувшееся недалеко от деревни Сусанино Костромской области, и сегодня представляет собой непредсказуемое место. Именно там по легенде, погибли польские враги и сам Сусанин, который завел их в топь, чтобы спасти царя Михаила Романова. Согласно царской грамоте от 30 ноября 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.

2-й историк. Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:

… Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …- Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина. 30 ноября 1619

Последующие жалованные грамоты 1633 и 1644 годов («вдове Сабинина Антониде с детьми») и подтвердительная грамота 1691 года (потомкам Сусанина, живущим в дер. Коробовой, «и их детям и внучатам и правнучатам и в род их во веки неподвижно»)

Учитель. Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Он пожертвовал жизнью ради будущего России. Примеров героизма можно привести много. Наш народ спас свою Родину, спас веру и государственность.

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из школы гони!

Если мы в классе будем едины, дружны, неравнодушны, то коллектив нашей школы будет тоже единым и сплоченным, а государство - сильным,

Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Мы желаем вам мира, добра и благополучия. Ещё раз с праздником вас - Днём народного единства! Всего вам доброго!

Для справки:

День народного единства отмечается в России 4 ноября - дата окончания Смутного времени и освобождения от польских захватчиков в 1612 г.

Урок День народного единства

День народного единства отмечается в России

4 ноября - дата окончания Смутного времени и освобождения от польских захватчиков в 1612 г.



Помните

лозунг победителей:

держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.Урок День народного единства

Урок День народного единства

Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина.

Он пожертвовал жизнью ради будущего России.

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем, горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Урок День народного единства«День народного единства» Н. Майданик

С историей не спорят, с историей живут, Она объединяет на подвиг и на труд. Едино государство, когда един народ, Когда великой силой он движется вперёд. Врага он побеждает, встав, как один, на бой, И Русь освобождает, и жертвует собой. Во славу тех героев живём одной судьбой, Сегодня День единства мы празднуем с тобой.



© 2010-2022