«СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА»

Название: Раздел-II «Человек и общество» (9 - урок) «СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА» Класс: 9 Год:2010 Страна:Казахстан Цель: расширение представлений учащихся о понятии «свобода человека». Задачи: - раскрыть значение понятия «свободная личность»; - развить стремление к внутренней свободе; - воспитывать нравственную культуру. Ресурсы: толковые словари русского языка (словарь Ожегова, словарь В.И. Даля со словарными статьями на «д»). Круг радости Учитель приветствует учащихся стихотворением: РЕШАЕШЬ ТЫ... Ползти. Идти. Бежать. Лететь. Стремиться. Верить и хотеть... Забыть. Устать. Застыть. Стоять. Хандрить. Поддаться. Угасать... Два выбора. И две судьбы. Ну, а итог решаешь ты... Далее каждому предлагается войти в круг со словами о том, в чем состоит его свобода, например: «Я могу свободно распоряжаться своим личным временем», «Моя свобода состоит в том, какую выбрать профессию», «Я свободно могу говорить родителям обо всём, что меня волнует». Учитель объявляет тему урока и переходит к беседе. Беседа Учащимся предлагаются вопросы, представленные в учебнике: 1. Что такое свобода человека? 2. Для чего человеку нужна свобода? 3. От чего зависим человек? 4. Считаете ли вы себя свободным человеком? Почему? 5. Как соотносятся свобода и ответственность, свобода и нобовь? 6. Существует ли связь между понятиями «свобода» и нравственность? В чем она выражается? Вопросы составлены с целью дать ученикам возмож¬ность раскрыть свои представления о понятиях «свобода», «свободный человек». Учителю сл...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название: Раздел-II "Человек и общество" (9 - урок) "СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА"
Класс: 9
Год:2010
Страна:Казахстан

Цель: расширение представлений учащихся о понятии «свобода человека».
Задачи:
- раскрыть значение понятия «свободная личность»;
- развить стремление к внутренней свободе;
- воспитывать нравственную культуру.
Ресурсы: толковые словари русского языка (словарь Ожегова, словарь В.И. Даля со словарными статьями на «д»).
Круг радости
Учитель приветствует учащихся стихотворением: РЕШАЕШЬ ТЫ...


Ползти. Идти. Бежать. Лететь.
Стремиться. Верить и хотеть...
Забыть. Устать. Застыть. Стоять.
Хандрить. Поддаться. Угасать...
Два выбора. И две судьбы.
Ну, а итог решаешь ты...
Далее каждому предлагается войти в круг со словами о том, в чем состоит его свобода, например: «Я могу свободно распоряжаться своим личным временем», «Моя свобода состоит в том, какую выбрать профессию», «Я свободно могу говорить родителям обо всём, что меня волнует».
Учитель объявляет тему урока и переходит к беседе.

Беседа
Учащимся предлагаются вопросы, представленные в учебнике:
1. Что такое свобода человека?
2. Для чего человеку нужна свобода?
3. От чего зависим человек?
4. Считаете ли вы себя свободным человеком? Почему?
5. Как соотносятся свобода и ответственность, свобода и нобовь?
6. Существует ли связь между понятиями «свобода» и нравственность? В чем она выражается?
Вопросы составлены с целью дать ученикам возмож¬ность раскрыть свои представления о понятиях «свобода», «свободный человек». Учителю следует пояснить, что речь идет прежде всего о внутренней свободе личности, основанной на приоритете общечеловеческих ценностей. ()тветы на вопросы 5, 6 предстоит найти в процессе урока.
Цитата урока
В выдержке из Всеобщей декларации прав человека содержится важная информация о том, что в современном обществе все люди свободны:
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Всеобщая декларация прав человека
Комментируя это положение, учителю следует подчеркнуть, что далеко не все люди могут с уверенностью сказать, что они ощущают себя свободными. С чем это связано, предстоит разобраться, выполняя представленные задания.
Задание
Цель задания - вывести учащихся на путь осмысления связи между понятиями «свобода» и «любовь». С этой целью учитель,заслушав выступления учащихся, может предложить им ответ молодого человека на вопрос корреспондента, который исключен из учебника:
«А можно по-другому сказать: свобода от долга - это не есть свобода. Если мы живем в семье, в обществе, у нас есть определенные обязанности.
Исполнение долга является тяжелым, скучным, только если мы исполняем его без любви. Любовь делает нас свободными. Испытывая любовь к этому человеку, ты делаешь свободным и его и себя. Ты любишь - и поэтому выносишь ведро. Ты любишь Родину - и поэтому свободно отдаешь жизнь за нее. То есть свобода сопряжена с любовью.
И это вполне согласуется с тем, о чем мы говорили раньше, - со свободой от страстей. Поскольку известно, что чем больше у человека страстей, тем меньше любви. И наоборот».
Прочитайте беседу корреспондента молодежной газеты с современным молодым человеком о свободе. На последний вопрос ответа нет. Как бы вы ответили на него?
- Свобода относится к культовым ценностям совре¬менного общества. При этом свободу все понимают по- разному - что такое свобода, и как ее добиться. Напри¬мер, многие считают, что деньги дают свободу, другие считают, что больше свободы у бедного, третьи считают, что религия уменьшает степень свободы. В чем, на самом деле, заключается свобода, что делает человека свободным?
- Свобода - это возможность делать то, что нас радует, что нам по душе. Однако многими людьми свобода воспринимается как возможность удовлетворять любые свои страсти, прихоти, слабости. Нам это пытаются навязывать: раз я свободен, то я могу делать все, что я хочу. Но на самом деле как раз это нас полностью порабо¬щает - наши страсти и наши не всегда благие желания.
Деньги сами по себе свободу не дают. Все зависит от отношения человека к ним. Если деньги и богатство являются самоцелью, то в конечном счете человек становится их рабом, и такого человека свободным назвать нельзя. Потому что все его действия мотивированы накоплением, а затем удержанием этого богатства и возникающим страхом его потерять.
Чем больше мы удовлетворяем какую-то страсть - побую, будь то деньги, плотские удовольствия, слава, тем (юльше мы становимся ее рабом. И если в суть не смотреть, ю «свободу» утоления постоянно нарастающих в своем (юлезненном накале страстей можно воспринимать за настоящую свободу. Но это подлог.
Недаром, удовлетворяя какую-либо страсть, мы часто потом мучаемся угрызениями совести, не чувствуем удовлетворения. Настоящая свобода приходит тогда, когда мы освобождаемся от этих страстей.
Это всецело духовный вопрос - свобода от рабства страстям.
- Стремясь к свободе, нужно ли бороться за свою свободу с другими людьми?
- Если говорить о свободе личности, то напомню такую фразу: наша свобода заканчивается там, где начинается несвобода для другого человека. Удовлетворением наших страстей мы провозглашаем свободу свою собственную, которая порой противоречит свободе других людей. 11отому что все негативные поступки в отношении других людей как раз мотивируются удовлетворением нами своих страстей, будь то обида, зависть, злоба, гнев. Бесстрастный человек никак не ущемит права другого.
- В семье ситуация - надо вынести ведро с мусором. И если один человек скажет, что он хочет быть свобод-ным от этого, то получается, что другому придется вынести это ведро с мусором. И его свобода будет ограничена?
Учебная информация
Сведения, представленные в учебнике, можно рассма¬тривать как обобщение высказанного учащимися в ходе выполнения предыдущего задания:
Свобода человека - это возможность проявлять свою волю. Но человек живет в мире, построенном на конкретных законах. В семье, коллективе, обществе у каждого есть определенные обязанности. Исполнение долга воспринимается тяжелым, скучным, если только человек исполняет его без любви. Мы любим Родину - и поэтому свободно трудимся во имя ее процветания, любим близких, друзей - и поэтому отдаем им многое из того, что дорого нам самим, любим жизнь - и делаем все во имя того, чтобы она был яркой, интересной, любим себя - и ставим высокие жизненные задачи. Любовь делает нас свободными!
Комментируя учебную информацию, учитель может предложить учащимся привести примеры из жизни о том, что свобода - это воля человека, основанная на любви.
Задание
Цель задания - помочь учащимся соотнести понятия «свобода» и «ответственность».
Найдите в толковом словаре определение слова «свобода». Сравните его с высказыванием Цицерона:
Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.
• К какому заключению вы пришли?
Анализ содержания словарных статей поможет учащимся осмыслить еще одну грань любви. Учитель может пояснить это примером из собственной жизни о том, что быть учителем по призванию - это совмещать любовь к детям, ответственность за их судьбу с постоянным стрем¬лением творить свободно и увлеченно. Это проявляется в невозможности жить без своей работы вопреки распрос¬траненному мнению о непрестижности этой профессии в обществе. Настоящий учитель счастлив видеть плоды своего труда в счастливой судьбе учеников. В этом его свобода.
Чтение
Содержание текста поможет учащимся осознать, что свобода человека проявляется в способности достичь своей цели вопреки обстоятельствам.

МЫСЛЮ, ТВОРЮ, МЕЧТАЮ!
По Марии Воротниковой



Судьба свела ее со славными и искренними людьми. Друзья заставили ее учиться. В то время было у Айгерим всего восемь классов. Оказалось это совсем не простым делом: вечерняя школа рассчитана на людей ходячих, а Лйгерим прикована к инвалидному креслу. Нет лишних учителей, все загружены до предела. Но среди них была Лсия Ашаповна. Асия - человек ответственный, душевный. Пришла к Айгерим, поговорила, посмотрела ее рисунки и .. «завелась» сама. Спросила:
- Сможешь экстерном?
- Смогу, - ответила твердо Айгерим.
- Давай. Поможем тебе.
Зачастили к Айгерим на дом учителя. Особенно большое участие в судьбе девушки приняли Ирина Ивановна, Сауле Тазыбаевна.
Трудный год был для Айгерим. Ей хотелось подготовиться так, чтобы - никаких поблажек. Следующим летом сдавала сразу 22 экзамена. Без троек! Это была первая серьезная победа. И она поняла, что сможет многое!
Учитель рисования Ольга Ивановна одна из первых обратила внимание на незаурядные способности Айгерим:
- Но знаешь, до настоящего мастера тебе еще работать и работать...
Была учительница с виду суровой, но суровость эта не отталкивала. Она до седьмого пота заставляла работать: «У художника, особенно пишущего маслом, должна быть твердая рука». У Айгерим - увы! - руки еще плохо ее слушались. Но именно этой непреклонной, суровой требо¬вательности она обязана всем.
Ольге Ивановне первой пришла в голову мысль заста¬вить Айгерим учиться в художественном училище. Учительница следила за творческим ростом ученицы: требовала отчета, звонила, подбадривала.
Потом в жизни Айгерим появился руководитель само¬деятельной изостудии Александр Алексеевич страстный энтузиаст, влюбленный в живопись человек. Долго рассматривал ее работы. Потом повернулся к ней: «Да, вы можете стать настоящей художницей». С тех пор вот уже много лет он выкраивает время и забегает к ней, помогает советом, приносит краски, картон, а главное, не дает «раскисать». Иногда в отчаянии Айгерим набирает его телефон: «Я бездарь, ничего у меня не выходит, надо бросать!». И слышит в ответ тираду: «Хлюпик ты, а не бездарь». А вечером сам забежит: «Чего там у тебя, выкладывай!»
Когда Айгерим поступала в художественное училище, ей пришлось преодолеть рутинное сопротивление неко-торых руководящих деятелей: «Зачем это вам? И как будете заниматься? Это же очень трудно». Но Айгерим блестяще сдала вступительные экзамены и была принята сразу на второй курс.
Сейчас Айгерим - профессиональный художник. Девушка, свобода которой ограничена, потому что она прикована к инвалидному креслу, с уверенностью говорит: «Человек сам обрекает себя на неподвижность существо-вания. Даже если он здоров на все сто процентов. А я... Пусть ноги не ходят, но занимаюсь любимым делом, мыслю, творю, мечтаю - значит, я свободна!»
Анализ проводится по вопросам
- Можно ли утверждать, что герои рассказа были свободны в своем выборе помогать Айгерим? Почему?
- В чем проявилась свобода Айгерим?
Комментируя ответы учащихся на вопросы, учителю
следует озвучить вывод о том, что свобода человека проявляется в возможности заниматься любимым делом, творчеством, осуществлять свою мечту.
Задание
Выполнение задания позволит учащимся соотнести понятия «свобода человека» и «качества человека».
Прочитайте перечень качеств человека. Выберите те, которые характеризуют свободного человека. Какие три из выбранных вами качеств вы считаете наиболее нажными для свободной личности? Почему?
Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприим¬чивость, гордость, грубость, жизнерадостность, забот- швость, завистливость, застенчивость, искренность, капризность, легковерность, медлительность, настойчи-вость, непринужденность, нерешительность, целеустре¬мленность, обидчивость, отзывчивость, принципиаль¬ность, развязность, рассудочность, решительность, сдержанность, терпеливость, трусость, упорство, уступчивость, энтузиазм, честность, ответственность.
После выступлений учащихся с результатами учителю следует подчеркнуть, что качествами, характеризующими свободную личность, являются ответственность, настойчи¬вость, целеустремленность, решительность, потому что именно эти качества помогают добиться того, что человек выбрал для себя, руководствуясь свободной волей
Подумаем об этом
Текст рекомендуется для самостоятельной работы. В нем автор делится своими размышлениями о привязан¬ностях человека и их влиянии на его судьбу.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СВОБОДЕ И СЧАСТЬЕ
Анна Иванова


Мы живем в плену своих привязанностей к близким и любимым людям, друзьям, дорогим вещам, воспоминаниям, мечтам, привычкам. Чем больше привязанностей, тем меньше свободы.
Удерживать привязанность и даже чувство неизбежно означает зависимость.
Рано или поздно наступает момент, когда это чувство начинает держать тебя в ответ, привязывая к себе ментально и душевно, лишая, в конце концов, свободы.
Каждое чувство - это зависимость. И чем больше, чем сильнее любовь, тем менее мы свободны. Мы сами выбираем себе оружие, которое нас поразит.
Мы привязываем себя и к вещам, о которых потом заботимся, ухаживаем, храним. В конце концов, они начинают держать нас.
Что значит оставить все, все бросить и уехать навсегда? Для этого нужна сила отказаться от всех привязанностей, начиная с малого - с вещей, дома, хранящего дорогие воспоминания, и кончая большим - отказом от людей, к которым привязан невидимыми, но порой прочными, как канаты, узами дружбы и любви.
Человек, однажды решившийся на такой шаг, становит¬ся внутренне более свободным. Небывало и невероятно свободным по сравнению с людьми, только что его окру¬жавшими, и по сравнению с самим собой, прежним. Сумевший перебороть себя в этой труднейшей задаче не будет более способен удерживать сильные чувства или привязанности.
И его не удержать, глупо даже пытаться. Малейший намек на связующее чувство будет почти инстинктивно восприниматься им как покушение на личную свободу.
Каждый из нас обладает своим набором степеней свободы. Кто-то прикован, как цепями, к земле своими многочисленными привязанностями - к вещам, к людям, к работе, к собственным привычкам, к образу жизни, который даже не может помыслить изменить.
У другого - в силу тех или иных обстоятельств больше степеней свободы. Чуть преувеличивая - не имея дома, легче путешествовать, не имея близких, дорогих людей, легче уезжать.
Казалось бы, вот и смысл нашего духовного роста - становиться все более свободными, стремиться к облада¬нию все большими степенями свободы.
Почему же человек так упорно держится за свои привязанности, так дорожит своими связями, или путами? Более того, почему так упорно и извечно стремится к зависимости, ведь что такое любовь, как не зависимость душевная, связь?
И чем прочнее эта связь, тем крепче любовь. Ведь об и ом мечтают, к этому стремятся! Значит, мы бессознатель¬но выбираем противоположный свободе путь...
Л обретя, случайно или по воле обстоятельств судьбы, очень редко сознательно, чуть больше степеней свободы, с польшой вероятностью начинаем чувствовать себя одинокими. Нам не достает наших связей! Мы тоскуем по веревкам, которые нас скручивали и держали!
Редкие люди выбирают сознательно путь к увеличению | воих степеней свободы. Ведь даже переезд в другую страну не всегда означает сознательный и решительный выбор отказаться от всех привязанностей прежней жизни. Чаще всего это стремление к новизне, к переменам, к новым условиям, где человек сразу пытается обзавестись и новыми связями - новыми привычками, новыми друзьями, новыми привязанностями, чтобы как можно скорее стать снова менее свободным!
И чем скорее идет этот процесс обзаведения зависи¬мостями, тем считается успешнее проходит период адап¬тации, вживания в новые обстоятельства жизни.
Чем больше зависимостей имеет человек, тем более он прикован к земле. Земной человек так обременен своими заботами о своих привязанностях, своими привычками, своим погружением в зависимость работы, что порой забывает посмотреть на небо.
И наоборот, чем более степеней свободы у человека, тем он легче в общении, тем радостнее в жизни - он легче и подвижней душой! Тем ближе к Небу?
Может, оттого на Руси так почитали юродивых или людей не от мира сего. Они были внутренне более свободны. Оттого и видели далее других, у многих из них был даже дар предвидения. Они были просто ближе к Богу, больше открыты, поэтому легче чувствовали и слышали Вечность.
Может, в этом и кроется объяснение того, почему мы, на словах стремясь к свободе, на деле, в жизни часто мечтаем о другом - о все большей привязанности, называя ее любовью. Мы просто страшимся оторваться от Земли?
А ведь вся наша жизнь учит нас обратному. Всю жизнь мы, если обобщить наш опыт, учимся терять. А любовь- то как раз нам дарится изначально, с самого рождения, как дарится и этот мир, и свет.
А мы, как дети, всю жизнь цепляемся за свои «любови», великие и малые, превозносим наши чувства, носимся со своими страданиями, лелеем их вместо того, чтобы учиться ежечасно терять. Ведь даже каждый прожитый день уходит во времени недостижимо далеко.
А ревность? Ведь это глубокая зависимость, которая гораздо сильнее любви. Настолько сильнее, что убивает любовь одним своим появлением. А ведь это только чувство собственности, ничего более. Подсознательное желание, которое присуще абсолютно всем, только способы проявления или борьбы с ним чуть отличаются, желание удержать, привязать. Привязав себя, мы хотим и других связать по рукам и ногам!
Попробуйте провести маленький душевный экспери¬мент. Мысленно представьте все свои связи, все, что вас держит и то, что вы удерживаете изо всех сил, - всех своих близких, друзей, все памятные или дорогие вещи, мучаю¬щие воспоминания - в виде воздушных шариков, которые вы держите за веревочки, а они в свою очередь не дают вам оторваться от земли. А потом на миг - отпустите...
Это только миг, это игра, но, может, именно в этот миг вам удастся поймать чувство увеличения степеней свободы. Может, даже придет чувство полета или душевной легкости. Внезапно пришедшее приподнятое настроение подскажет вам.
Вы когда-нибудь были счастливы оттого только, что вам светит солнце? Счастье - это состояние души. Это просто легкая душа радостно чуть приподнимается над землей. Если да, то вы никогда не забудете это чувство. Неважно, отчего возникла эта легкость - от взаимной любви, что идет рука в руке по берегу моря у ласкающихся волн, приносящих янтарные дары под ноги, от неожиданной удачи или новых свершений, от исполнившейся мечты или просто от удивленного созерцания красоты.
Счастье - это легкое и радостное восприятие мира. Его может подарить даже маленький цветок у дороги. И приносит его нам не наша зависимость любовная, а наша внутренняя свобода.
Свобода - выбрать это настроение, этот взгляд на мир. Часто вопреки всему, а может, как и не парадоксально, олагодаря нашим потерям, которые делают нас мудрее, даря нам острое чувство любви к самой жизни.
Резюме
Обобщающим выводом урока может служить следую¬щее утверждение: свобода нужна каждому человеку для реализации своего предназначения.
От сердца к сердцу
Учитель приглашает учащихся в круг и предлагает высказаться о том, что олицетворяет для них свобода. Девятиклассники входят в круг, например, со словами: «Свобода - это любовь», «Свобода - это дружить с тем, кем я хочу», «Свобода - это право высказать своё мнение» и т.д.

© 2010-2022