Презентация КТД, как личностно-ориентированная воспитательная технология

Для участия каждого члена коллектива в КТД мотивирующим фактором должно выступать такое качество, как лидерство. Лидерство - средство самореализации, выступающее одним из условий личностного роста. Использование технологии коллективного творческого дела позволяет классному руководителю не только вести работу над формированием классного коллектива, развитием самоуправления, но и дает возможность формировать личность, развивать её и раскрывать перед каждым ребенком новые горизонты деятельности.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Презентация КТД, как личностно-ориентированная воспитательная технологияМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей п. Ола»













как личностно-ориентированная

воспитательная технология










Еремина Елена Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

высшей категории







п. Ола

2011 год

"КТД как личностно-ориентированная воспитательная технология"

В настоящее время КТД широко применяется как личностно-ориентированная воспитательная технология. Как коммунарская методика она появилась в 60-х годах ХХ века. Авторами её являются И.П.Иванов и Ф.Я.Шапиро. Со временем меняется идеологическая составляющая этого приема, но суть остается неизменной.

В основе ее три составляющие:

1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).

3. Дело (занятие, действие, мероприятие).


Поскольку моя работа имеет декоративно-прикладную направленность, наше КТД заключается в том, что каждый участник, выполняя свою часть задания, участвует в выполнении общей работы.


Представление КТД:

Кружевная феерия

Памяти павших…

Кубик

Посылка на фронт

Герб Магаданской области

Карта страны, 65 лет Победы

Дед Мазай и зайцы

Подарок с небес

Открытка ветеранам


Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД. За годы работы я пришла к, так называемой, «формуле дела», которая выглядит так:

Задумка - поиск идеи - поиск участников - распределение заданий - выполнение деталей - объединение деталей - участие в выставке (мероприятии) - подведение итогов, анализ - выводы

Более подробно мне хотелось бы остановиться на этапе подведения итогов и анализе участия в КТД

Объяснение таблицы «Анализ участия в КТД» на примере

Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективного дела. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Ведь по сути КТД - это игра, которая позволяет создать широкое игровое творческое поле, со своими уникальными правилами и условиями. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, совершенствуют свои практические навыки, учатся делить успех и ответственность с другими.

Таким образом, идут два важных процесса одновременно:

  • формирование и сплочение коллектива объединения,

  • формирование личности ребенка, развитие тех или иных качеств личности.

Для меня обычные слова "создавать коллектив" отождествляются с выражением «учить детей совместному творчеству», потому что когда они думают вместе, вместе изобретают и вместе работают, тогда только они и объединяются, учатся ценить друг друга.

Никто не будет спорить с тем, что в КТД важная роль отводится педагогу. Здесь приходится принимать на себя различные «тактические» роли. Например,

  • Жесткий, отвечающий за все руководитель (но не директор!).

  • Генератор идей (но не навязывающий их насильно).

  • Координатор отдельных идей (но привлекающий к этому всех участников).

  • Мудрый старший товарищ (но не демонстрирующий своей мудрости).

  • Рядовой участник (но осознающий свою ответственность за происходящее).

  • Психолог (но не ведущий «тренер», как в групповой психологической работе).

  • Посторонний (но не равнодушный «чужой», а сознательно принимающий эту роль на каких-то этапах КТД).

Именно поэтому, КТД стало неотъемлемой частью моей работы.

Когда я познакомилась с теорией иерархии потребностей А.Маслоу, вдруг для себя обнаружила, что КТД позволяет ребенку удовлетворить потребности более высокого уровня, обеспечивая мотивацию ребенка на совместное творчество.

Презентация КТД, как личностно-ориентированная воспитательная технологияПрезентация КТД, как личностно-ориентированная воспитательная технология



Теория Маслоу является одной из основных теорий, пытающихся раскрыть сущность человеческих устремлений и поисков. Её создатель, американский психолог Абрахам Маслоу, еще в пятидесятых годах прошлого столетия представил человеческие потребности в виде пирамиды. Согласно его теории, человек в своем развитии, движении от биологической особи до духовно развитой личности, проходит несколько ступеней.

Базовые, витальные (от слова vitae - жизнь), физиологические или низшие потребности - это те, что обеспечивают поддержание жизни в человеческом теле: дышать, есть, пить, выделять, удовлетворять половое влечение. Кратко можно охарактеризовать этот уровень так: «За счет чего я живу?».

Потребности второго уровня - это потребности безопасности. Краткая характеристика: «Что мне может помешать?»

На третьем уровне Абрахам Маслоу разместил групповые потребности - то есть желание человека принадлежать к определенной группе. Тут имеется в виду и семейная группа, и профессиональная и группы по интересам. «С кем я?» - емкое определение этого уровня.

Четвертый уровень потребностей - потребность в уважении, признании, благодарности. Это довольно высокий уровень потребностей и он требует даже от здорового человека определенных усилий для удовлетворения. Эта общественная потребность показывает не только, насколько человек востребован в обществе, но и насколько он сам стремится в этом обществе реализоваться. «Зачем я?» - такой вопрос задает себе человек, пришедший к удовлетворению этих потребностей.

Пятый в иерархической пирамиде Маслоу уровень. «Что вокруг меня и как это изменить?» - так примерно характеризуется этот уровень. Здесь подразумевается наличие порядка, справедливости, красоты и гармонии. Сюда же относятся и познавательные потребности. То есть умения узнавать, анализировать, применять на практике. Самые высокие по уровню - потребности самореализации. Это не только возможность проявить себя в творчестве и умении достигать поставленных целей. Сюда же относятся и то, что называется духовным развитием - то есть нравственные понятия человека, его стремление к идеалу, осознание человеческой жизни как высшей ценности. «Кто я как личность?» - вот на какой вопрос отвечают те, кто достигает этой вершины.

Согласно теории Маслоу, человек только тогда становится личностью, когда он, двигаясь вверх по лестнице от удовлетворения простейших потребностей до высших, преодолевает препятствия и выходит на уровень гармонии, духовного развития и осознания своей уникальности.

А мы, педагоги, должны помочь каждому ребенку в этом. И у нас есть такая эффективная форма работы, как коллективное творческое дело.

Надеюсь, что мой опыт работы кого-то заинтересует и будет полезным.

© 2010-2022