Рабочая программа по предмету Основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г.В.Кравченко»

г. Вуктыл



Рабочая программа по предмету

Основы религиозных культур и светской этики

4 класс



Составлена на основе примерной программы

__А. Н. Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России»



г. Вуктыл




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка…………………………………………….3-5

Основное содержание предмета «Основы религиозных культур

и светской этики»…………………………………………………..5-7

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса ОРКСЭ……………………………………………7-12

Тематический план ………………………………………………..12-17

Материально-техническое обеспечение…………………………18

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по Основам религиозных культур и светской этики. В основу рабочей программы по «Основам светской этики» для 4 класса МБОУ СОШ№2 им. Г.В.Кравченко положена авторская программа «Основы духовно - нравственной культуры народов России» 4-5 классы, которая разработана Данилюком А.Я. . Специфика начального курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер. Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т.п. и не включает специальных богословских вопросов, не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

Общая характеристика курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православной культурной традиции, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а так же своей сопричастности к ним.

Цель: образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития, самосовершенствования, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций православия, их роли в культуре, истории и современности России.

Учебный курс создает основу для:

  • освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры;

  • понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни;

  • знания, понимания и принятия личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Методические подходы: личностно-ориентированный, системно - деятельностный.

Принципы обучения: доступности, наглядности, сознательности и активности, научности.

Место предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане

Учебный предмет изучается в 4 классе, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Особое место занимают проекты и творческие работы, предполагающие как совместную деятельность обучающихся, так и самостоятельную работу. В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Основные содержательные модули курса:

-Основы светской этики;

-Основы мировых религиозных культур;

- Основы православной культуры;

- Основы исламской культуры;

- Основы мировых религиозных культур;

- Основы буддийской культуры;

Изучение модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» определяется путём анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся по выбору одного из шести модулей. МБОУ «СОШ№2 им. Г.В.Кравченко» на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса .


Ценностные ориентиры содержания

Изучение предмета «Основы светской этики» способствует решению следующих задач:

  • обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

  • знакомство обучающихся с содержанием учебного модуля: «Основы светской этики»;

  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества);

  • формирование умения отделять оценку поступка от оценки человека, различения хороших и плохих поступков, формирование нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

  • формирование жизненной позиции личности - взаимосвязь слова и дела; реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие культуры общения, требующего умений слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать.

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существование живого в природе в целом, как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы - осознание себя частью природы Любовь к природе ,означающая бережное отношение к ней, как к среде обитания, желание сохранить природу и приумножить её богатства.

Ценность человека -как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально -нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности-любви.

Ценность истины - ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи - как первой и самой значимой для развития ребёнка образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособности российского общества.

Ценность труда и творчества - как естественных условий человеческой жизни и нормального существования личности и общества.

Ценность свободы - как свобода выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободой, естественно ограниченной нормами

Правилами, законами общества, членом которого по своей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя ,как члена общества, как представителя страны, народа, государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества для существования которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

Россия - наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия - наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия - наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ЛИЧНОСТНЫЕ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания:

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств -стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • наличие эстетических чувств, умения видеть красоту мира, красоту и внутренний смысл православной культуры;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей жизни нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Требования к метапредметным результатам:

  • обучающийся научится принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; искать средства ее осуществления;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; в том числе во внутреннем плане; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • проявлять коммуникативную активность при получении знаний в диалоге (учащиеся приобретут навык занимать позицию в дискуссиях и высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

  • научаться осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • приобретут умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;

  • овладеют навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову;

  • овладеют навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладеют логическими действиями анализа объектов с выделением существенных признаков, синтеза, как составления целого из частей, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • научатся слушать собеседника и вести диалог; допуская возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • научаться формулировать собственное мнение и позицию;

  • ·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • разовьют умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • обучающиеся овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, схемы.

  • получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения;

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Требования к предметным результатам:

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • осознание ценности человеческой жизни;

  • знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников России;

  • нравственная оценка поведения исторических лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

  • индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Основные виды деятельности, входящие в содержание программы:

  • Познавательная деятельность: техника мышления, интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация и т.п.); установление причинно-следственных связей: наблюдение, опыт, постановка проблемы, выдвижение гипотез, построение модели и ее проверка.

  • Преобразующая деятельность: выявление противоречий, постановка вопросов, задач по преобразованию реальности, действия в ситуации неопределенности, способы самоопределения, выбор, поиск новых путей решения проблем, моделирование, проектирование.

  • Обще-учебная деятельность: методы учения (организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка сообщений, докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.), методы взаимообучения (навыки работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др..)

  • Само- организующая деятельность: способы самостоятельной постановки целей, планирование, самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, осознание своего продвижения.

Формы учебной работы на занятиях в рамках курса:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. обучающиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае обучающиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае обучающиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений обучающимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности обучающихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Например интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими обучающимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация) при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.

Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи обучающихся, навыков работы с источниками информации.

Задания на дом в процессе изучения курса носят творческий, поисковый или проблемный характер. Каждому обучающемуся необходимо выполнить 2-3 творческих и 3-4 поисковых работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

4 класс, 34 часа

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. (16 часов)

Урок 2. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.

Культура и религия.

Урок 2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

Урок 2. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.

Урок 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.

Урок 2. Культура и религия.

Какие бывают религии.

Урок 2. Что такое светская этика.

Урок 3. Человек и бог в православии.

Урок 3. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.

Урок 3. Будда и его Учение

Урок 3. Тора - главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».

Урок 3. Культура и религия. Как связаны культура и религия.

Урок 3. Культура и мораль. Как возникла мораль.

Урок 4. Что такое православная молитва. Молитва» Отче наш»

Урок 4. Пророк Мухаммад - проповедническая миссия

Урок 4. Будда и его Учение

Урок 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма

Урок 4. Возникновение религий. Древнейшие верования

Урок 4. Особенности морали. Кто должен заботиться о соблюдении морали в обществе.

Урок 5. Знакомство с Библией и Евангелием.

Урок 5

Прекрасные качества Пророка Мухаммеда.

Урок 5. Буддийский священный канон

Урок 5. Патриархи еврейского народа.

Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Урок 5. Добро и зло. Почему надо стремиться к добру и избегать зла

Урок 6. Знакомство с проповедью Христа.

Урок 6.

Священный Коран и Сунна как источники нравственности

Урок 6. Буддийский священный канон

Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.

Урок 6. Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака.

Урок 6.Добро и зло. Как менялось представление о добре и зле в ходе истории.

Урок 7. Христос и Его крест. Символика креста.

Урок 7.Общие принципы ислама и исламской этики.

Урок 7. Буддийская картина мира.

Урок 7. Исход из Египта.

Урок 7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.

Урок 7. Понятие о добродетели и пороке.

Урок 8. Пасха. Как празднуют пасху.

Урок 8

Столпы ислама и исламской этики.

Урок 8. Буддийская картина мира.

Урок 8. Получение Торы на горе Синай.

Урок 8. Хранители предания в религиях мира.

Урок 8.

Добродетель и порок .Понятие добродетели древнегреческим философом Аристотелем

Урок 9. Православное учение о человеке.

Урок 9

Исполнение мусульманами своих обязанностей.

Урок 9. Добро и зло

Урок 9. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Урок 9. Понятие добра и зла в религиозных традициях мира.

Урок 9. Свобода и моральный выбор человека.


Урок 10 Понятие о совести и раскаянии.

Урок 10

Обязанности мусульман.

Урок 10. Ненасилие и доброта

Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре.

.

Урок 10. Понятие греха, раскаяния и воздаяния в религиозных традициях мира.

Урок 10. Свобода и ответственность.

Урок 11. Десять заповедей Христа.

Урок 11

Обязанности мусульман.

Урок 11. Любовь к человеку и ценность жизни

Урок 11. Храм в жизни иудеев

Урок 11. Человек в религиозных традициях мира.

Урок 11. Моральный долг. Особенности морального долга.

Урок 12. Христианская этика. Понятия о милосердии и сострадании

Урок 12

Обязанности мусульман.

Урок 12. Милосердие и сострадание

Урок 12. Назначение синагоги и её устройство

Урок 12. Священные сооружения. Их предназначения.

Урок 12.

Что такое справедливость.

Урок 13. Золотое правило этики.

Урок 13 .

Обязанности мусульман.

Урок 13. Отношение к природе

Урок 13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал

Урок 13.Что такое синагога, христианский храм, мечеть, буддийский храм.

Урок 13. Понятие альтруизма и эгоизма.

Урок14.

Храм. Устройство православного храма.

Урок 14

Для чего построена и как устроена мечеть.

Урок 14. Буддийские святые. Будды

Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме.

Урок 14 Искусство в религиозной культуре.

Урок 14.

Что такое дружба.

Урок 15. Икона. Значение иконы в православии.

Урок 15

Мусульманское летоисчисление и календарь.

Урок 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Урок 15. Добро и зло

Урок 15. Формы искусства характерные для традиционных религий России.

Урок 15 .

Что значит быть моральным.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 17. Подведение итогов. Защита творческих работ.

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов. Защита творческих работ.

Урок 17. Подведение итогов. Защита творческих работ.


Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. 12 часов

Урок 18. Как христианство пришло на Русь.

Урок 18. Ислам в России.

Урок 18. Буддизм в России

Урок 18. Иудаизм в России.

Урок 18. История религий России.

Урок 18.

Род и семья -исток нравственных отношений.

Урок 19. Понятие подвига и жертвенности.

Урок 19. Семья в исламе.

Урок 19. Основы буддийского учения и этики

Урок 19. Основные принципы иудаизма.

Урок 19. Религии России. Роль православия, мусульманства, буддизма, иудаизма в истории России.

Урок 19. Что такое нравственный поступок.

Урок 20. Заповеди блаженств.

Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе.

Урок 20. Человек в буддийской картине мира.

Урок 20. Основные принципы иудаизма

Урок 20. Религиозные ритуалы.

Урок 20. Золотое правило нравственности.

Урок 21. Зачем творить добро?

Урок 21. Нравственные ценности ислама:

сотворение добра, отношение к старшим.

Урок 21. Человек в буддийской картине мира.

Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Урок 21. Обычаи и обряды в разных религиях мира.

Урок 21.

Что такое стыд, вина.

Когда принято извиняться.

Урок 22. Чудо в жизни христианина.

Урок 22. Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство.

Урок 22. Буддийские символы

Урок 22. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

Урок 22. Паломничества и святыни. Главные святыни мировых религий

Урок 22. Понятия чести и достоинства

.

Урок 23. Православие о божием суде.

Урок 23. Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие.

Урок 23. Буддийский храм.

Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей

Урок 23. Календари религий мира.

Урок 23.

Что такое совесть.

Различие понятий стыд и совесть.

Урок 24. Таинство Причастия

Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама.

Урок 24. Буддийские святыни.

Урок 24. Еврейский дом - еврейский мир: знакомство с историей и традицией.

Урок 24. Праздники в религиях мира.

Урок 24. Нравственные идеалы. Кто такие богатыри.

Урок 25. Монастырь. Кто такие монахи.

Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе.

Урок 25. Буддийский календарь

Урок 25. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности

Урок 25. Религия и мораль. Общее в учениях всех религий.

Урок 25 Нравственные идеалы. Кто такие рыцари, джентльмены, леди.

Урок 26 Отношение христианина к природе.

Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе.

Урок 26. Праздники в буддийской культуре

Урок 26. Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 26. Нравственные заповеди в религиях мира.

Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Урок 27. Христианская семья и ее ценности.

Урок 27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Урок 27. Искусство в буддийской культуре

Урок 27 Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 27. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Урок 27. Этикет. Правила этикета.

Урок 28. Защита Отечества.

Урок 28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Урок 28. Священные буддийские сооружения

Урок 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.

Урок 28. Семья и семейные ценности в традиционных религиях России.

Урок 28. . Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Урок 29. Христианин в труде.

Урок 29. Искусство ислама.

Урок 29. Отношение к природе

Урок 29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Урок 29. Понятие о долге, свободе, ответственности и труде в традициионных религиях России.

Урок 29.

Жизнь человека -высшая нравственная ценность.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России ,5 часов

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Книгопечатная продукция





1.



2.

3.

4.





Учебники

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 2012

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. /А.В.Кураев Москва, Просвещение, 2012

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. /А. Л. Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А. А. Ярлыкапов Москва, Просвещение, 2012

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры.4-5 классы Учебник для общеобразовательных учреждений. /Д. И. Латышина, М. Ф. Муртазин. Москва, Просвещение, 2012


Печатные пособия

1





2.





3.

Научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.

Хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанных с содержанием курса.

Энциклопедическая и справочная литература

Технические средства обучения


Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Ноутбук

Экранно-звуковые пособия


Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики»

Оборудование класса


Ученические двухместные столы с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

Классная доска

19


© 2010-2022