Статья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОССтатья

«Организация воспитательного процесса

в соответствии с требованиями ФГОС»


Шишкина Татьяна Ивановна

педагог-организатор

ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» МО РФ

г. Екатеринбург, Россия

Процесс модернизации российской школы затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, где воспитательная деятельность рассматривается как компонент педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательный компонент в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, основные принципы которого отражены в проекте Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, разработанной представителями Минобрнауки, Минспорта России, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Русской школьной педагогической Ассоциации, учреждений высшего профессионального образования. Программой определены следующие основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений, которые реализуются в процессе воспитательной работы:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание;

  2. Нравственное и духовное воспитание;

  3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

  4. Интеллектуальное воспитание;

  5. Здоровьесберегающее воспитание;

  6. Социокультурное и медиакультурное воспитание;

  7. Культуротворческое и эстетическое воспитание;

  8. Правовое воспитание и культура безопасности;

  9. Воспитание семейных ценностей;

  10. Формирование коммуникативной культуры;

  11. Экологическое воспитание.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы с суворовцами является гражданско-патриотическое воспитание.

Для полного понятия проблемы формирования гражданско-патриотической компетентности обучающихся, прежде всего, необходимо знание терминологии ключевых понятий.

Гражданин-это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. [13]

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. [14]

Гражданская позиция - это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав и интересов других людей. [10]

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Гражданское воспитание - это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание имеет неполитический, непартийный характер; оно направлено на развитие свободных членов общества, наиболее полно реализующих в жизни свои потенциальные возможности.

Гражданское воспитание свободно от произвольного вмешательства и мелкой регламентации со стороны государства в трудовую, экономическую, социальную, нравственную, творческую, религиозную, национальную и другие сферы деятельности членов общества. Восстановление гражданского воспитания как самостоятельного направления деятельности в системе современного образования обязано демократическим преобразованиям в России. Это будет способствовать воспитанию человеческого и национального достоинства у каждого члена общества.[1]

Патриотизм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. [3]

Понятие патриотизма - это не только с уважением относиться к истории, в первую очередь служить обществу и стране. Многонациональная страна не может существовать без общегосударственной ответственности», - сказал глава государства в Послании Федеральному собранию России.

Из определения понятий можно сделать вывод, что патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Следовательно, гражданско - патриотическое воспитание - это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.

Целью деятельности преподавателей и воспитателей является формирование у учащихся ключевых компетенций гражданско-патриотического воспитания: правовое самосознание, гражданственность, патриотические чувства и др., обучение суворовцев использованию данных ключевых компетенций в социуме. Основные направления гражданско-патриотического воспитание суворовцев формируются на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»[4]:

1) Духовно- нравственное. Осознание обучающимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2) Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.

3) Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

4) Социально - патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

6) Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

7) Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к обычаям и традициям русского народа.

Становление ключевых компетенций гражданско-патриотического воспитания обучающихся осуществляется воспитателем посредством внеклассной, внеучебной деятельности через систему проводимых воспитательных мероприятий:

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основ военной подготовки»





Беседы, лекции, «круглые столы», конференции





воспитатель



обучающийся

Экскурсии по святым местам родного края, походы





Уроки мужества, Вахта памяти, встречи с ветеранами





Конкурс песни и строя,

проведение военно-спортивных игр





Классные часы и другие мероприятия гражданско-патриотической направленности



Классные часы и другие школьные мероприятия гражданско-патриотической направленности





Взаимодействие воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию

с педагогическими работниками ЕкСВУ и окружающим социумом

Начальник

Екатеринбургского

Суворовского военного училища







Библиотека ЕкСВУ, БИЦ

БИЦ

Школы района

Совет кадетов Урала

Педагог-психолог

Сотрудники ОВД

Совет ветеранов

ОВР

ПМК

Районное общество ветеранов

Дополнительное

образование



Педагог-организатор



Воспитатель







Краеведческий музей



  1. Диагностика содержания деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию включает:

  • наличие плана воспитательной работы по данному направлению;

систему мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);

  • объективные статистические показатели: участие (результаты) обучающихся класса в училищных, муниципальных, краевых конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию.

2.Результативность работы по гражданско-патриотическому воспитанию включает:

Духовно-нравственные параметры:

  • сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;

  • формирование позиций гражданина-патриота России;

  • стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;

  • готовности к защите Отечества;

  • гуманистическое отношение к окружающему миру.

Количественные параметры:

  • участие в волонтерском движении (численность учащихся);

  • историко-патриотические стенды и выставки;

  • выступления и беседы на патриотическую тему;

  • участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;

  • участие в фестивалях, конкурсах по патриотической тематике;

  • организация военно-спортивных игр и соревнований;

  • оформление школьных газет, информационных бюллетеней патриотической направленности.

  1. Коррекция;

  • учет личных особенностей учащихся;

  • учет временного фактора;

  • планирование воспитательной деятельности по проблеме гражданско-патриотического воспитания суворовцев с учётом результатов диагностики;

  • аргументированность гражданско-патриотического воспитания суворовцев.

Результативность реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию измеряется стремлением суворовцев к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.



Список литературы

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795.

  2. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.-(Методика).

  3. Материалы сайта ПО «Звезда»: zvezda.borovichi.ru/Museum.htm

  4. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.-(Растим патриотов России)

  5. Свободная энциклопедия «Википедия» ru.wikipedia.org

  6. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/под ред. Т.В. Черниковой.-М.:Глобус, 2006.-224 с.

  7. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.

  8. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.

  9. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.

  10. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1

  11. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год

  12. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год


© 2010-2022