- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
Статья Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шишкина Т.И. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Статья
«Организация воспитательного процесса
в соответствии с требованиями ФГОС»
Шишкина Татьяна Ивановна
педагог-организатор
ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» МО РФ
г. Екатеринбург, Россия
Процесс модернизации российской школы затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, где воспитательная деятельность рассматривается как компонент педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Таким образом, воспитательный компонент в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, основные принципы которого отражены в проекте Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, разработанной представителями Минобрнауки, Минспорта России, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Русской школьной педагогической Ассоциации, учреждений высшего профессионального образования. Программой определены следующие основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений, которые реализуются в процессе воспитательной работы:
-
Гражданско-патриотическое воспитание;
-
Нравственное и духовное воспитание;
-
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
-
Интеллектуальное воспитание;
-
Здоровьесберегающее воспитание;
-
Социокультурное и медиакультурное воспитание;
-
Культуротворческое и эстетическое воспитание;
-
Правовое воспитание и культура безопасности;
-
Воспитание семейных ценностей;
-
Формирование коммуникативной культуры;
-
Экологическое воспитание.
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы с суворовцами является гражданско-патриотическое воспитание.
Для полного понятия проблемы формирования гражданско-патриотической компетентности обучающихся, прежде всего, необходимо знание терминологии ключевых понятий.
Гражданин-это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. [13]
Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. [14]
Гражданская позиция - это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав и интересов других людей. [10]
Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Гражданское воспитание - это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание имеет неполитический, непартийный характер; оно направлено на развитие свободных членов общества, наиболее полно реализующих в жизни свои потенциальные возможности.
Гражданское воспитание свободно от произвольного вмешательства и мелкой регламентации со стороны государства в трудовую, экономическую, социальную, нравственную, творческую, религиозную, национальную и другие сферы деятельности членов общества. Восстановление гражданского воспитания как самостоятельного направления деятельности в системе современного образования обязано демократическим преобразованиям в России. Это будет способствовать воспитанию человеческого и национального достоинства у каждого члена общества.[1]
Патриотизм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. [3]
Понятие патриотизма - это не только с уважением относиться к истории, в первую очередь служить обществу и стране. Многонациональная страна не может существовать без общегосударственной ответственности», - сказал глава государства в Послании Федеральному собранию России.
Из определения понятий можно сделать вывод, что патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Следовательно, гражданско - патриотическое воспитание - это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.
Целью деятельности преподавателей и воспитателей является формирование у учащихся ключевых компетенций гражданско-патриотического воспитания: правовое самосознание, гражданственность, патриотические чувства и др., обучение суворовцев использованию данных ключевых компетенций в социуме. Основные направления гражданско-патриотического воспитание суворовцев формируются на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»[4]:
1) Духовно- нравственное. Осознание обучающимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2) Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.
3) Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
4) Социально - патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
6) Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
7) Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к обычаям и традициям русского народа.
Становление ключевых компетенций гражданско-патриотического воспитания обучающихся осуществляется воспитателем посредством внеклассной, внеучебной деятельности через систему проводимых воспитательных мероприятий:
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основ военной подготовки»
Беседы, лекции, «круглые столы», конференции
воспитатель
обучающийся
Экскурсии по святым местам родного края, походы
Уроки мужества, Вахта памяти, встречи с ветеранами
Конкурс песни и строя,
проведение военно-спортивных игр
Классные часы и другие мероприятия гражданско-патриотической направленности
Классные часы и другие школьные мероприятия гражданско-патриотической направленности
Взаимодействие воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию
с педагогическими работниками ЕкСВУ и окружающим социумом
Начальник
Екатеринбургского
Суворовского военного училища
Библиотека ЕкСВУ, БИЦ
БИЦ
Школы района
Совет кадетов Урала
Педагог-психолог
Сотрудники ОВД
Совет ветеранов
ОВР
ПМК
Районное общество ветеранов
Дополнительное
образование
Педагог-организатор
Воспитатель
Краеведческий музей
-
Диагностика содержания деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию включает:
-
наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
систему мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);
-
объективные статистические показатели: участие (результаты) обучающихся класса в училищных, муниципальных, краевых конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию.
2.Результативность работы по гражданско-патриотическому воспитанию включает:
Духовно-нравственные параметры:
-
сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;
-
формирование позиций гражданина-патриота России;
-
стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
-
готовности к защите Отечества;
-
гуманистическое отношение к окружающему миру.
Количественные параметры:
-
участие в волонтерском движении (численность учащихся);
-
историко-патриотические стенды и выставки;
-
выступления и беседы на патриотическую тему;
-
участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
-
участие в фестивалях, конкурсах по патриотической тематике;
-
организация военно-спортивных игр и соревнований;
-
оформление школьных газет, информационных бюллетеней патриотической направленности.
-
Коррекция;
-
учет личных особенностей учащихся;
-
учет временного фактора;
-
планирование воспитательной деятельности по проблеме гражданско-патриотического воспитания суворовцев с учётом результатов диагностики;
-
аргументированность гражданско-патриотического воспитания суворовцев.
Результативность реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию измеряется стремлением суворовцев к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.
Список литературы
-
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795.
-
Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.-(Методика).
-
Материалы сайта ПО «Звезда»: zvezda.borovichi.ru/Museum.htm
-
Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.-(Растим патриотов России)
-
Свободная энциклопедия «Википедия» ru.wikipedia.org
-
Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/под ред. Т.В. Черниковой.-М.:Глобус, 2006.-224 с.
-
Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
-
Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.
-
Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.
-
Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
-
Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
-
Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год