- Преподавателю
- Классному руководителю
- Формы работы с одарёнными детьми
Формы работы с одарёнными детьми
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жаркова Л.П. |
Дата | 26.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Актуальность
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В современной системе образования она становится тем более актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства, общества, личности.
Большинство современных образовательных проектов имеет целью развитие таких способов организации социального взаимодействия, которые позволят интенсифицировать процесс социализации личности с одновременным развитием его индивидуальности, направленной на творческое преобразование окружающей действительности. Фактически такой подход предполагает развитие индивидуальной одаренности индивидуума, обладающего ключевыми компетентностями, позволяющими ему быть успешным в профессиональной и социальной сфере отношений.
С образовательной точки зрения целью системы работы с одаренными является достижение оптимального соответствия условий конкретной образовательной среды нуждам определенной социальной группы.
В настоящее время говорить о существовании полноценных систем организации работы с одаренными преждевременно. Существуют комплексные методики диагностики одаренности, рекомендации по определению приоритетных видов деятельности для отдельных типов одаренности. Однако в качестве собственно систем организации деятельности одаренных детей существует немного, и в большинстве случаев они представляют собой несколько модифицированный варианты традиционных образовательных технологий с акцентом на интенсификацию учебной деятельности и развитие интеллектуальной составляющей личности.
Кроме того, собственно раннее выявление того или иного типа одаренности сводится к проведению диагностических процедур не всегда адекватно и комплексно учитывающих индивидуально-типологические особенности личности, их динамику и потребность в условиях и ресурсах. Зачастую проведенные процедуры не учитывают интегративного характера одаренности и при организации работы с детьми представляются несколько однобокими.
На наш взгляд единая система организации образовательного пространства для одаренных детей должна включать в себя не только мониторинговые компоненты, но также подкрепляться и дополняться содержательным, технологическим и методическим наполнением деятельности, представляющими собой комплекс организационно-технологических мероприятий, способствующий всестороннему развитию личности, ее индивидуальной одаренности.
Цели и задачи проекта
Основной целью проекта является создание единой системы работы с одаренными детьми как условия развития ключевых компетентностей ребенка.
Задачи:
-
Разработка системы выявления и сопровождения одаренности школьников
-
Формирование образовательной среды, создающей условия для развития и применения способностей школьника.
-
Применение современных образовательных технологий в организации работы с одаренными детьми.
-
Организация пространственно - предметного и социального компонентов развивающей образовательной среды.
Ожидаемые результаты
- развитие способностей к освоению и построению ребенком опыта созидательной жизни, которая выражается в нравственной ценностной творческой деятельности, общении, отношениях;
-
повышение уровня социальной компетенции учащихся;
-
создание условий для самоактуализации и самореализации личности школьника;
-
развитие ключевых компетентностей, способствующих успешной социализации личности.
Критерии оценки результативности проекта
- динамика состава творческих объединений;
- динамика участия в специализированных и интеллектуально-творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.п.;
- успешность выступления на квалификационных мероприятиях, конкурсах, смотрах;
- динамика участия в разработке и реализации образовательных проектов.
Концептуальные положения
В настоящее время не существует четких определений одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Многое здесь основывалось на допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами.
Рензулли предложил альтернативное определение, основанное на свойствах, отмеченных в одаренных взрослых. В соответствии с этим определением, одаренность является результатом сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости.
Каждое определение необходимо рассматривать в зависимости, по крайней мере, от двух факторов, а именно: его связи с практикой и с теоретической основой - это справедливо и в отношении одаренности. Поскольку определения одаренности не являются самоцелью, а служат, например, для диагностирования учеников, которым стоит помочь, было бы полезным следующее определение: «одаренность» - это индивидуальные способности к выдающимся достижениям по сравнению с референтной группой.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Таким образом, следует отметить, что одним из необходимых условий разработки системы работы с одаренными детьми является не только систематическая диагностическая работа по выявлению и сопровождению одаренных детей, но и создание системы практик для реализации имеющихся способностей и склонностей.
Внешние проявления одаренности определяются рядом факторов, включающих в себя как личностные особенности ребенка, так и условия внешней среды.
Сумма этих факторов определяет как степень выраженности одаренности во внешнюю среду, так и характер предпочитаемой деятельности, и способ реализации собственных способностей ребенка, что в свою очередь определяет типологию одаренности. (Схема 1.)
Схема 1.
Взаимосвязь факторов одаренности внешней среды
В соответствии с предпочитаемым и наиболее успешным видом деятельности различные авторы определяют следующие типы одаренности:
-
Интеллектуальная
-
Академическая
-
Творческая
-
Спортивная
-
Художественная
-
Социальная (лидерская)
При организации системы работы важно не только выявить тип одаренности каждого конкретного ученика, но и создать условия для проявления способностей и выявления скрытых задатков для каждого из указанных типов.
В соответствии с этим положение сформирована следующая организационная структура системы работы с одаренными (Схема 2.).
Схема 2
Организационная структура системы работы с одаренными детьми
МОУ «Нововаршавская гимназия»
Учащийся выстраивает свой образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми согласно результатам первичной психолого-педагогической диагностики, определяя для себя приоритетные направления развития собственных способностей и задатков. При этом основной задачей социально-психологической службы на всех этапах работы системы является мониторинговое и консультационное сопровождение школьника в процессе продвижения в образовательном пространстве школы
На этапе самоопределения происходит верификация результатов диагностики и собственной образовательной деятельности как самим учащимся так и его тьюторами посредством осуществления деятельности в ряде социально-образовательных практик. При этом разрешается проблема ограничения возможностей по раскрытию и реализации потенциала личности в ее саморазвитии и самоактуализации в рамках традиционной системы обучения.
Наиболее востребованными в рамках данного проекта являются следующие формы деятельности:
Парковые лаборатории - это новая форма организации познавательной деятельности, основу которой составляет единство интересов и потребностей детей и педагогов, создающей условия для их самовыражения и самореализации.
Декабриада - декада созидательного проживания, основанная на праве выбора детьми и учителями события для собственного развития.
Апрелиада - неделя интеллекта, творения красоты, рождения идей, дружбы для детей района и области при спонсорской поддержке взрослых.
НОУС - добровольное объединение учащихся, которое ставит своей целью повышение престижа образования, формирование здоровой интеллектуальной молодежной среды, выявление и поддержку творчески одаренных детей.
ДУС - добровольная самодеятельная общественная организация детей и подростков села Нововаршавки, объединенных общими интересами, стремлением сделать свое село более благоустроенным, нравственно здоровым и экологически чистым.
Популярность этих форм объясняется разнообразием видов и характера деятельности выполняемыми учащимися, отсутствие ограничений по возрастным, интеллектуальным и другим характеристикам.
Блок самоактуализации представляет возможности внешнего предъявления своих способностей на основе опыта, полученного на предыдущих этапах работы. В этом блоке создаются условия для выхода учащегося в образовательные пространства других социально-образовательных институтов со своими образовательными инициативами.
Фактически два последних блока являются развитием и способом интеграции проекта «Сельский университет» и в системе работы с одаренными детьми.
При такой структуре деятельности по сопровождению одаренности создается единое образовательное пространство, в котором ребенок может самостоятельно самоопределяться, выстраивая собственные образовательный маршрут. При этом деятельность разных образовательных структур и институтов интегрируется по достижению единой цели.
Содержание деятельности в рамках единой системы не останавливается в узкоспециализированных рамках, а старается выходить на над- и межпредметный уровень, что позволяет говорить о внедрении компетентностного подхода к процессу организации функционирования системы.
Содержание и виды деятельности по проекту работы с одаренными детьми.
Составляющие деятельности
Виды и формы деятельности
Используемые механизмы и технологии
Межпредметная деятельность
Исследовательская деятельность
Участие в конференциях: школьной, районной, федеральной
механизм решения социокультурных проблем
Интегрированные уроки в рамках декабриады, апрелидады
работа по индивидуальному маршруту
уроки моделирования
механизм формирования нового содержания образования
освоение проектной технологии
работа детей в творческих мастерских и лабораториях
Вероятностное обучение
проведение спартакиад, смотров, фестивалей, экспедиций, конкурсов на разных уровнях
соборность, событийность, миссионерство, посредничество, механизм интенсивного проживания
Надпредметная деятельность
Работа над проектами:
-
моя семья мое будущее мое дело
-
моя школа
-
мой урок
механизм решения социокультурных проблем
создание творческих детских объединений
согласованность, сопричастность, сотрудничество, самодеятельность, рефлексия
презентация детских объединений
работа по индивидуальному маршруту событийность
работа классно-семейных лабораторий
соборность, механизм формирования скрытого содержания образования
Область взаимодействия
Творческие отчеты - День гимназии, Декабриада, Апрелиада, Бенефис
Механизм решения социокультурных проблем
Компьютерная обработка информации, выпуск школьных газет, методических пособий
свобода выбора, синергетическое движение
Работа детей в компьютерном центре в издательском центре
сценарирование и создание детьми видеофильмов
свобода выбора, посредничество
Практическая деятельность по реализации проектов, моделей
беспредметная технология разновозрастная технологическая работа
Участие в акциях «Милосердие»
событийность
Таким образом, создаются условия для самореализации учащихся всех типов одаренности, с одновременным развитием их ключевых компетенций в процессе прохождения ряда социально-проектных практик.
Все проводимые мероприятия можно объединить в четыре основные группы:
-
интеллектуально-творческие: декабриада, апрелиада, интеллектуальный марафон, школьные интеллектуальные ринги, предметные олимпиады, научно-практическая конференция, чтения им. Вернадского;
-
образовательно-созидательные: парковые лаборатории, слет одаренных детей, месячник военно-патриотического воспитания, парад достижений, конкурс творческих групп;
-
спортивные: осенний кросс, эстафета к Дню победы, легкоатлетическая спартакиада;
-
художественно-творческие: родительско-учительско-ученические фестивали, парковые лаборатории и творческие мастерские и т.д.
Для педагогов гимназии регулярно проводятся семинары по организации проектно-исследовательской работы учащихся, особенностях работы с одаренными детьми, ведется систематический анализ состояния работы м одаренными детьми, что позволяет достигать высоких результатов на мероприятиях для учащихся муниципального, регионального и федерального уровней.
Результативность проекта
Достижения детей позволяют говорить о достаточно высокой эффективности функционирования созданной системы работы. Школа постоянно принимает участие в предметных олимпиада и турнирах районного и областного уровнях, продолжается участие во всероссийских мероприятиях исследовательского и проектного характера, работы некоторых детей были опубликованы в СМИ, образцовый вокальный ансамбль «Надежда» стал призером международных Дельфийских игр, увеличилось количество учащихся, участвующих в различных образовательных проектах гимназии.
В среднем за пять лет порядка 8% учащихся ежегодно принимают участие и показывают высокую результативность в целевых мероприятиях по работе с одаренными. Ежегодно детей, достигших высоких результатов в проектно-исследовательской и творчески-созидательной деятельности отмечают дипломами и подарками на заключительных собраниях (линейках). В их чествовании участвуют следующие сотрудничающие организации: РДК, ДЮКФП, Комитет по образованию и связям с профессиональной школой, ДШИ, ДООЦ. В рамках таких мероприятий как Апрелиада, Декабриада также присоединяются коммерческие организации и частные предприниматели - спонсоры.
Систематически в организации и проведении мероприятий для одаренных детей участвуют 13 педагогов, из них 12 с первой и высшей категорий, периодически - все работники школы. В работе широко применяются современные методы реализации содержания, а также собственные разработки учителей, активно используются возможности компьютерного класса (мультимедийные библиотеки, моделирование процессов и явлений), школьной библиотеки (реферативная, проектная и исследовательская деятельность), летом - учебно-опытный участок (проведение исследовательской деятельности). Большинство педагогов МОУ регулярно участвуют в работе семинаров и творческих групп по современным способам организации работы с детьми.
В целях мониторинга состояния работы с одаренными детьми создан школьный банк данных творчески работающих детей и педагогов, имеющих высокую результативность работы. В настоящее время рассматриваются вопросы ранней диагностики одаренности, адаптации условий образовательного процесса в ОУ к возможностям и потребностям детей, организация систематической проектно-исследовательской деятельности как в классах с повышенным уровнем образования (гуманитарных гимназических, профильных), так и в общеобразовательных и универсальных.
Перспективы развития проекта
В настоящее время приоритетным направлением в работе с одаренными детьми является реализация задач формирования устойчивой мотивации у учеников на созидательное самовыражение личности, расширения сфер приложения способностей детей, поиск новых форм организации познавательной деятельности, введение в школьную практику организацию социальных практик на предприятиях и в организациях муниципалитета. Кроме того, в ближайшей перспективе планируется более активная интеграция в региональные программы поддержки талантливой молодежи и социально-образовательного проектирования.