Эффективные методы и приёмы формирования коммуникативных навыков на уроках в начальной школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предлагаю вашему вниманию мой педагогический опыт по теме:

Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников: эффективные методы и приёмы

Общение - важная и одна из самых главных сфер нашей жизни. Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста, а к моменту поступления в школу он обычно уже обладает рядом коммуникативных и речевых компетенций.

Педагоги уделяют большое внимание развитию речи и общению, однако уровень развития реальной коммуникативной компетенции школьников далёк от желаемого. Это побудило нас в своей работе обратить особое внимание на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Актуальность данной проблемы для начальной школы обусловлена следующими причинами:

-·интенсивным развитием информационных технологий и , как следствие, уменьшение непосредственного, живого общения между людьми;

-·необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

-·возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.

Как известно, коммуникативные универсальные учебные действия входят в состав универсальных учебных действий. Они должны обеспечивать готовность ученика к сотрудничеству, которое невозможно без умений слушать и понимать партнера, планировать и выполнять совместную деятельность, основанную на взаимном контроле , на умении договариваться, то есть на умении участвовать в конструктивном диалоге.

Диалог как обмен смыслами является для меня одним из способов учебного взаимодействия и тем методическим контекстом, в котором учащиеся выбирают адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач, ориентируются на мнение партнера , точно выражают собственное мнение и позицию.

Рассмотрим подробнее методические приёмы, которые помогают мне добиваться задач формирования коммуникативных УУД.

Приём самостоятельного конструирования определений.

Формирование новых понятий я всегда начинаю с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления.

После сопоставления и обсуждения предложенных версий, я предлагаю текст, где используется это слово. Учащиеся заново формулируют определения, ориентируясь на предложенный контекст. Затем можно предложить разные варианты определений из словарей, учебника , справочников.

Приём конструирования вопросов предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. В качестве объекта изучения на разных уроках могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема и т.д.

Я использую различные типы вопросов: простые ,уточняющие объясняющие , оценочные ,творческие , практические .Все вопросы должны ориентировать ребёнка на размышление над предлагаемым предметом или явлением.

Метод вживания позволяет ученику пытается «переселиться» в изучаемый объект , перевоплотиться в него, чтобы почувствовать , понять изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в различных формах.

Активность учителя должна «рождать» активность учащихся, а не подавлять или заменять её.

Прием «Чтение с пометками» предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема заключается в том, что учащиеся читая текст, делая на полях различные пометки

Используя метод "Если бы...», я предлагаю ученикам составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.

Он помогает строить гипотезы, побуждать детей к высказыванию самых различных предположений, приучает их терпимо относиться к чужому мнению и не бояться высказать своё, что способствует формированию коммуникативной готовности.

Я уверена, что успех работы учителя при формировании универсальных учебных действий зависит от нескольких составляющих:

- непрерывного повышения профессионального мастерства педагога (конкурс «Учитель года» является одной из таких возможностей);

- владение на высоком уровне методикой преподавания и современными информационными образовательными технологиями;

- желания работать по новым стандартам,

- понимания задач и планируемых результатов обучения младших школьников,

- умения создать условия для развития личности ребёнка.

Таким образом, сегодня роль начальной школы заключается в интеграции новых знаний с жизненным опытом ребенка на основе умения учиться. Учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Приоритетной целью моей работы стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Это становится невозможным без пристального внимания к коммуникативным универсальным учебным действиям. Именно они обеспечивают социальную компетентность и ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

© 2010-2022