ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Калугина Ю. В., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1».

"Трудные" дети - сложившееся понятие педагогики и детской психологии. Под ним обычно понимаются дети, которые потеряли социальные и нравственные ориентиры и находят реализацию своих сил через конфликт с общепринятыми социальными и моральными нормами. Если в былые годы "трудными" детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги применяют выражение "трудный ребенок".

Существуют специфические возможности школы в области профилактики отклоняющегося поведения, связаны с ее способностью быстро реагировать на признаки нежелательных поведенческих реакций учащихся.

При этом образовательный процесс в корне преобразуется:

• во-первых, создается наиболее благоприятная социально-психологическая атмосфера, где каждый признан человеком, где обеспечивается защищенность каждого, свобода проявлений каждого, а значит наибольший комфорт для деятельности и максимального развития каждого ученика;

• во-вторых, каждый учащийся получает максимальную свободу творческих проявлений, обретая личностно значимую и жизненно важную разновидность деятельности, соответствующей его стремлениям, интересам, способностям;

• в-третьих, школьник получает возможность полностью раскрыть индивидуальные особенности личности и обрести яркую индивидуальность.

Естественно в большей степени все вышесказанное может реализовываться в рамках внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка - это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через учебный план образовательного учреждения, дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения, образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта, организацию деятельности групп продленного дня, классное руководство, деятельность иных педагогических работников.

Поэтому необходимо систематично планировать мероприятия, которые нацелены на профилактику конфликтного поведения учащихся:просмотр видео- и кинофильмов, отражающих ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления с обсуждением; встречи со специалистами; тематические викторины;выставки рисунков, фотографий, стенгазет, буклетов, проведение акций, краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек;нравственные классные часы; психологические тренинги;интерактивные и коммуникативные игры с детьми и совместно с родителями.

На практике, эти педагогические условия должны использоваться комплексно, чтобы занятие было насыщенным, не перегруженным и эффективным.

В настоящее время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность отклоняющихся форм поведения и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.

Лучшая профилактика отклоняющегося поведения это целенаправленно организованное с четким определением средств, форм, методов воспитания воздействие.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей.

Правильно организованные педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста, системный и творческий подход во внеурочной деятельности будут способствовать формированию:

  • способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания;

  • представления младших школьников о ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

Выше сказанное является основными требованиями к результатам образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО.

Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

Список литературы:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев. - Москва: издательство Мысль, 2006.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / Бурно М.Е. - Москва: издательство Медицина, 1989.

3. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выгодский. - Москва: издательство Искусство, 1986.

4. Вешловский С.Г. Личность, семья, школа / С.Г. Вешловский - С.- Петербург,1996. 225 с.

5. Кондратьева С.В. Учитель - ученик / С.В. Кондратьева. - Москва: издательство Педагогика, 1984. - 164 с.



© 2010-2022