Тренинговое занятие «Время выбирать»

Конспект мероприятия предназначен для работы социального педагога с учащимися 9-11 классов с целью активизации процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению. В конспекте представлено 8 упражнений включая рефлексию направленных на формирование у подростков умения планировать свое профессиональное будущее. Расширить знания школьников о современных профессиях и предъявляемых требований к ним Занятие рассчитано на 40-45 минут, количество участников 8-15 человек.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинговое занятие «Время выбирать»

Цель: Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Ход занятия:

1. Приветствие (ведущий представляется, называет тему тренинга).

2. Упражнение на знакомство: «Снежный ком». (3-5 мин.)

Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже представился до него, последним называет свое имя.

3. Информационный блок. (3-5 мин.)

Ведущий: В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах.

Во-первых, определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовем их словом "хочу".

Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас "могу".

В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу "надо".

Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показали исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%. А если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.

4. Упражнение "Ассоциации".(5 мин.)

Инструкция: Попрошу одного из вас назвать любую профессию. Кто сидит слева от него пусть назовет ассоциацию к данной профессии и свой вариант профессии. Следующий участник продолжит упражнение и озвучит возникшую у него ассоциацию и новую профессию и т.д.

5. Психогеометрический тест. (Характеристика стиля личности, личные "профили" работы и профессии). (5 мин.)

Участникам предлагается выбрать из предложенных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, кривая линия, прямоугольник) ту, которая, по их мнению, больше всего им соответствует. Затем выбор интерпретируется, согласно методике.

Характеристика "треугольников"

"Треугольники" хорошо уравновешенны, они сконцентрированы на "верхушке": целях, карьере и продвижении вперёд. У них сильно проявляются навыки лидерства, они быстро принимают решения и действуют. Часто характеризуются атлетическим сложением и любят соревноваться. Их сильной стороной является политическое маневрирование, они обладают способностью влиять на других. Иногда их описывают как "ролевые модели".

Данной характерной чертой "треугольников" является стремление управлять и считаться "правыми". Людей этого типа часто больше интересует карьера, чем сама работа, и хотя они способны быстро принимать решения, в этих решениях обычно участвуют в первую очередь их собственные интересы. Они скорее лидеры команды, чем командные игроки.

Характеристика "квадратов"

Квадрат - самая упорядоченная фигура. "Квадраты" упорно работают, привержены делу. Они ориентированы на детали и хорошо организованы, любят иметь дело с фактическими данными и склонны отвергать эмоции. Им нравится, когда их жизнь управляема и предсказуема. Наиболее сильные черты "квадратов" проявляются, когда они следуют чётко определённым инструкциям или завершают проекты. Их слабость проявляется в разработке собственных планов. Скажите им, что сделать, и они сделают.

"Квадратов" нельзя отнести к тем, кто силён в принятии решений, пока их не вынудят к этому; иногда сопротивляются переменам, пока не соберут все факты и доказательства в поддержку необходимости перемен, да и вообще они чаще предпочитают поддерживать сложившееся положение. "Квадраты" не способны действовать в неупорядоченной обстановке. Их высокоразвитая аналитичность может вызывать ощущение отчуждённости и холодности, а любовь к деталям иногда ведёт к педантизму.

Характеристика "кругов"

"Круги" дружелюбны, заботливы, уравновешенны. Обычно такие люди склонны к коллективизму. Для них важны семья и друзья. Они стремятся угождать и стремятся к тому, чтобы все остались довольны. Они определённо являются командными игроками, которым не нравятся конфликты и которые заботятся о том, чтобы всё проходило гладко. Для "кругов" важно поддерживать хорошие отношения. Им от природы свойственно сочувствие, подлинная забота, а способность прислушаться к другим делает их весьма приятными в общении.

С другой стороны, иногда "круги" слишком стараются угождать и не умеют говорить "нет". Окружающие часто пользуются или манипулируют ими. "Кругам" не нравится принимать непопулярные решения, вызывать расстройство или конфликт. Временами они затрачивают на других столько времени и энергии, что пренебрегают своими собственными потребностями. А когда что-то не получается, они склонны винить в этом самих себя.

Характеристика "загогулин" (кривых)

Форма загогулины символизирует творчество. "Загогулины" интуитивны, любят творчество, для них характерно мышление правым полушарием мозга. Они склонны к скачкам в мышлении и к действиям по внезапному вдохновению. Идея и картина в целом интересует их больше, чем подробности. Их увлекают новые концепции, им нравится мыслить в категориях будущего. Они от природы экспрессивны и способны вдохновлять других.

Однако "загогулины" часто вносят дезорганизацию и проявляют забывчивость к деталям. Кроме того, иногда другим бывает трудно их понимать из-за скачкообразности мышления и неупорядоченности, вызывающих раздражение у представителей других форм. "Загогулина" не способна хорошо функционировать в жёстко упорядоченной обстановке.

Характеристика "прямоугольников"

"Прямоугольникам" свойственна некая текучесть. Они находятся во временном состоянии - в процессе жизненных реформ; исследуют свою текущую ситуацию или ищут что-то новое. "Прямоугольники" обучаются и растут, их возбуждает перспектива предстоящих изменений в жизни. Они открыты новым идеям и опыту, однако временами слишком легко соблазняются любыми новыми поветриями. "Прямоугольники" часто проявляют непоследовательность и путаность; иногда создаётся впечатление, что их личность меняется день ото дня, а поведение кажется совершенно непредсказуемым. К тому же они склонны к эмоциональным всплескам.

6. Упражнение: «Автопортрет» (10-15 мин.)

Процедура:

  1. Все участники достают чистый с двух сторон листок бумаги.

  2. Задание: «Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы на одном дыхании. Подписывать листок не надо». Если кто-то из игроков заявит, что он не умеет рисовать, можно сказать, рисунок любого человека, особенно ребенка или подростка - гениален (так говорят великие художники). Если же кто-то наотрез откажется рисовать себя, то насильно заставлять его не следует, но если окажется, что таких будет много (более 2-3), то игру лучше не проводить.

  3. Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто именно на них нарисован.

  4. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.

  5. Новое задание: «Посмотрите внимательно на изображения, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной стороне (чистой) листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию. Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».

  6. Далее ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются на обратной стороне профессии, соответствующие данному автопортрету.

Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это рисунок, да еще вручать его автору, т.к. обычно над изображениями смеются, и далеко не каждый может себя чувствовать при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол, и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять их себе на память.

Следующий этический момент связан с тем, что иногда игроки (особенно подростки) из озорства могут выписывать на обратной стороне листочков неприличные виды труда (например, проститутка, старший помощник младшего дворника и др.). ведущему надо быть внимательнее при зачитывании профессий, а неприличные записи просто оставлять без внимания, как будто ничего и не было.

Так же будет лучше, если ведущий сам нарисует свой автопортрет и поиграет вместе с участниками.


7.Упражнение: «Кто есть кто?» (5 мин.)

Процедура:

  1. Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши, и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)».

  2. Еще перед началом самой игры ведущий может спросить у участников игры, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 шт.) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключает случаи, когда названная профессия будет никому неинтересна, а может даже и неприятна.

  3. Если игроков немного (6-8 ч-к), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой - на одного человека, другой - на другого).

  4. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков в наибольшей степени соответствует данной профессии.

8. Рефлексия "Прогноз погоды" (3-5 мин.)

Каждый участник рассказывает о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком "прогноза погоды", т.е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо? Есть ли осадки? Какое время суток? Какая температура? (при определении температуры задается жесткое условие - определить температуру в интервале от 0 до +10 ◦С).

Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) педагог фиксирует маркером (мелом) на листке бумаги (доске).

После того как высказались все участники, педагог соединяет все отметки температуры в график. Когда график построен, педагог приглашает участников взаимодействия проанализировать его, высказать свои эмоции по отношению к проведенному занятию.

4


© 2010-2022