- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие: «Загляните в мамины глаза»
Внеклассное мероприятие: «Загляните в мамины глаза»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Яппарова Т.В. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: « Загляните в мамины глаза».
(беседа-диалог)
Цели и задачи мероприятия:
-
Воспитание чуткого, отзывчивого, доброго отношения к женщине-матери.
-
Прививать потребность в вежливом отношении к девочкам, девушкам, женщинам.
Ход мероприятия.
Информация для размышления.
Обсуждение жизненных ситуаций:
Отношение к матери.
Учитель предлагает учащимся прослушать ситуацию и высказать своё мнение об услышанном.
«Это было так. Возвращаясь с уроков, Гена вытащил из почтового ящика газеты и прямо в прихожей, не раздеваясь, развернул, чтобы посмотреть программу телевидения.
Двухклассное образование не позволило ему это сделать быстро, и Миша выхватил газету у брата.
- Годится! - он жизнерадостно хлопнул Гену по затылку. - В девятнадцать тридцать - «В мире животных». Лесси джамп! Джамп, Лесси!
Весёлая спаниелька Лесси не очень поняла английскую речь.
- Ну, я пошел. В баскет играть! - и Миша исчез.
Гена наскоро поглотал холодный борщ, разделил с Леси котлету и помчался на поиски старшего брата. Леси, чьи мечты о прогулке рухнули, жалобно заскулила.
Ровно в двадцать минут восьмого , грязные и красные, перекидывая друг другу баскетбольный мяч, братья ворвались в квартиру и ринулись включать телевизор. Мама убирала на кухне немытую посуду. Она молча взяла сыновей за руки и отвела в ванную комнату.
- Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас «В мире животных» будет!
- Ужинать? Хлеб-то купили?! Миша, сбегай-ка в булочную!
- Миша, Миша… Всегда Миша… Что я, рыжий… Пусть Гена идет!
- Хитренький! Сегодня твоя очередь!
- А твоя была очередь посуду мыть. Ты помыл? Помыл?
- Ты вчера тоже не мыл! А я за тебя ведро вынес!
- Ничего не за меня! Это я за тебя с Лесськой в понедельник гулял!
- В понедельник была твоя очередь, потому что в ту пятницу у тебя был кружок, и я…
Хлопнула дверь… Когда мама вернулась с хлебом, братья в своих расчетах добрались до позапрошлого месяца. На экране уже кружились в воздушном танце аисты, прыгали обезьянки, грозно рычал тигр.
Мама подала картошку.
- В мундирах, - капризно протянул младший.- Лучше бы пюре.
- Или жареную. С колбасой!..
Быстр управившись с ужином, Миша коротко бросил: «Морской закон!» и захватил кресло - предмет непрекращающегося спора. Но стоило ему на минутку подойти к телефону, как Генка, вопя про барыню, которая «встала, место пропало», прочно угнездился там, схватившись для верности за подлокотники. Это ему не очень помогло, Миша умело разжал его пальцы и энергично стал извлекать брата из кресла. Тщательно рассчитав силу голоса, чтобы было слышно на кухне, братишка заныл: «Ты чего бьешься? Я к тебе лезу? Ой-ой-ой!»
Как он и предполагал, мама вошла в комнату. Но разбирать, кто прав, кто виноват, не стала. Она, не говоря ни слова, повернула рычажок телевизора. Лесси как раз в это время спасала от волка строптивую лошадь.
- Ма, ты чего, ма? Включи! - дружно закричали братья, вмиг забыв раздоры.
Но мама усталым движением поднесла к вискам белые от муки руки и заплакала.
Плохой был вечер и плохо закончился. А ведь могло быть и так.
Возвращаясь с уроков, Гена достал из почтового ящика газеты и прямо в прихожей, не раздеваясь, развернул, чтобы посмотреть программу телевидения. Двухклассное образование не позволило ему сделать это быстро, и Миша нетерпеливо спросил:
- Ну, что там, товарищ профессор?
- «В мире животных». Девятнадцать час. Тридцать мин., - доложил Генка старшему брату. Потом вспомнил «профессор» и запоздало парировал:
- От академика слышу,
- Но-но… Разговорчики в строю… Значит, так. Слушай мою команду. Бери ложку, бери хлеб и, сам понимаешь, грей воду, посуду вымоешь… И не кисни: надо! Я сейчас в булочную, а потом подмету.
- А я? - с надеждой спросил Генка. - Гулять?
- Ох ты и шустрый растешь, Геннадий Васильевич! Ладно, знай мою доброту. Гулять! Но только с Лесси!
Леси, услышав любимое слово «гулять», радостно запрыгала вокруг мальчиков.
- Джамп, Леси, джамп! - с английским акцентом кричал Гена. - Хелло! Гудбай! Э тейбел.
На этом его запас иностранных слов закончился, и он взялся за дело. Вскоре выяснилось, что почти целый час остается на баскетбол.
Ровно в половине восьмого, грязные и раскрасневшие, мальчики прибежали домой. Водные процедуры, такие, как мытье рук, шеи и ушей, никогда не вызывали у братьев особого энтузиазма. Тем не менее, они добросовестно умылись.
Мама явно задерживалась.
- Картошки, что ли, сварить? - подумал вслух Миша.
- Ага! Пюре с молоком, - загорелся Генка.
-Чего уж там - пюре? Заказывай соломку-фри с гарниром, крем-брюле под соусом. Эх ты, чревоугодник! Витамины все где? В кожуре. А потому варим картофель фирменный, он же - в мундирах.
- Или в шинелях, - сострил привычно Гена и обиженно добавил, - я вот скажу маме, что ты обзываешься.
Но как именно его обозвали, он уже забыл, да и вообще, честно говоря, жаловаться не собирался. У них с Мишей это было не принято.
Мама пришла в семь. Услышав щелчок замка, ребята выскочили в коридор, и Миша скомандовал:
- Взвод! Равняйсь! Смирно!
Взвод, то есть Гена, выровнялся и застыл.
- Разрешите доложить: посуда вымыта, пол подметен, картошка сварена, собака «погуляна», двоек нет. Личный состав готовится к просмотру передачи «В мире животных». Они весело поужинали, быстренько вымыли посуду. И когда на экране закружились в воздушном танце аисты, маму усадили в кресло, укрыли пледом. Мальчики и Леси устроились прямо на полу. А потом и отец присоединился к ним.
Славный был вечер. И кончился он спокойно и хорошо.
Легче всего обидеть мать -
Она обиде не ответит,
А только будет повторять:
«Не простудись - сегодня ветер!»
Легче всего обидеть мать.
Пройдут века, мы станем выше,
Но кто-то, губы сжав опять,
Возьмет бумагу и напишет:
Легче всего обидеть мать,
И, может быть, его услышат.
Учитель предлагает ребятам ответить на вопрос:
Когда герои этой ситуации вели себя не правильно, а когда правильно по отношению к матери?
Вспомним, ребята, как проходил досуг в семье Ульяновых. А.И.Ульянова - Елизарова - сестра Владимира Ильича - писала « За частыми отлучками отца мы проводили преимущественно время с матерью: читали, занимались, мастерили что-нибудь из картона и цветной бумаги для елки». Это лишь один пример. Подобных примеров их жизни семьи Ульяновых можно привести множество.
Я тоже мама. И в моем доме живут двое сыновей. Они похожи на Гену и Мишу - номер один и на Гену и Мишу - номер два.
Впрочем, я думаю, то же самое можно сказать и о большинстве из вас. Прямо как в английской песенке:
Жила на свете девочка,
Она была хорошая,
Она была хорошая,
Хотя была плохая.
Бывают у нас в семье чудесные дни, разумные, наполненные серьезным делом и веселым отдыхом, интересными разговорами и добрыми отношениями. А иногда все идет вкривь и вкось, взрослые недовольны детьми, дети ссорятся друг с другом. Шум, обиды, разговоры. Почему? Кто виноват?
Краткие советы, как сделать приятное маме.
Учитель: Очень хочется, чтобы вы всерьез и глубоко поняли: отношения, покой, порядок, радость в вашей семье во многом зависят не только от взрослых, но и от вас самих, от вашей внимательности, чуткости, воспитанности. Вопрос о самочувствии, маленькая услуга, приветливая интонация, готовность помочь - эти «мелочи» и создают настроение.
Хотите, проведем простой опыт, который поможет выяснить, воспитанный ли вы сын? Я продиктую вопросы. Если вы можете ответить на них «да», ставьте плюс, если «нет» - минус. (Я не стану обижать вас напоминанием, что отвечать надо честно)
1. Если тебе придется неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщишь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка дров), а тебя отправляют на улицу или кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книгу и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнате вещей, которые лежат не на своем месте?
4. Можешь ли ты сразу ни куда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, дедушки и бабушки, братьев и сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч, джинсы) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери и отцу и когда они собираются приобрести ее?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу «от себя» по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок)?
7. Мама угощает тебя апельсинами, пирожными, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? (А может быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженного, сладкого?)
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или кино. Выражаешь ли ты свое нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сядешь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговоры?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Ну вот , всего десять вопросов. Если ты очень хороший сын, знаки у тебя должны стоять на полях такие: + - - - + + (-+) + - - -.
Если картина получилась совсем противоположная, тебе надо всерьез задуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно исправить.
Отложите в сторону свои дела и отправляйтесь в степь, в поле и наберите букет цветов или осенних листьев. Их должно быть не очень много. Составьте букет так, чтобы он был простым и милым, чтобы видна была красота каждого цветка, ветки, листа. Поставьте цветы в вазу, и поместите на столике, на полу, на тумбочке возле маминой кровати (сами подумайте куда лучше). К приходу мамы с работы все должно быть готово. Если цветов нет, придумайте что-нибудь другое: вычистите чайник, приготовьте вкусное блюдо, уберите в кухонном столике, которым мама собиралась заняться в выходной день. Возможно, у вас мало опыта в этих делах, не огорчайтесь. Помните, что любое ваше проявление внимания к маме принесет ей радость и удовольствие, гордость за своего сына.
Чтение и обсуждение рассказа В.Воробьева «Мама»
Накрывая утром на стол, мама сказала:
-Что-то не хочется есть. Завтракай тут сам.
И ушла на работу.
А вечером мама вернулась какая-то невеселая, села поближе к печке и, поежившись, стала кутаться в теплый платок. На ее лице серой паутинкой лежала тень. На лбу бежали капельки пота, но она почему-то сказала:
-Холодно как… не протопишь ли еще?
-Топи, - буркнул Павлик, не поднимая головы от книги. - Только сперва обедать давай.
Мама, помедлив, тяжело встала со стула и пошла на кухню. Обедал Павлик тоже один: у мамы опять не было аппетита. Пока он уплетал борщ, а потом обожаемые им голубцы мама сходила за дровами.
Сбросив свою ношу у печи, она долго стаяла не двигаясь, словно в забытьи. Потом проговорила тихо:
-Нездоровится. - И зябко повела плечами. - Прилечь что ли?
-Приляг, - машинально сказал Павлик, увлеченный чтением.
Убрав со стола, мама легла в постель и попросила сына накрыть ее поверх одеяла шубой.
От электрического света у мамы почему-то болели глаза. Но Павлик, выслушав ее робкую просьбу, тотчас забыл о ней и снова погрузился в книгу - слишком уж захватывающе развивались события на таинственном острове.
Наутро мама не пошла на работу. Она все кашляла и сердилась на себя.
-Вот угораздило не вовремя расклеится, - ворчала она. - Конец месяца. Отчет… Напутают там без меня…
Уж наступил вечер, когда Павлик. Счастливый, с коньками в руках. Подбежал к своему дому.
У крыльца стоял «Москвич» с красным крестом на ветровом стекле. Навстречу Павлику из парадной двери вышел очень полный мужчина в меховом пальто, из-под полы которого виднелась белая полоска халата. В руках у него был черный ящичек. Мужчина, кряхтя, залез в машину, хлопнув дверцей, будто выстрелил, и «Москвич» умчался, недобро мигнув на повороте кроваво-красным глазком сигнала.
Страшная догадка испугала Павлика. Он вбежал в комнату. В ней стоял полумрак. Пахло спиртом, горелой ватой и какими-то лекарствами.
-Тише, тише, пожалуйста, - услышал Павлик голос соседки Нины Петровны.
Высокая, крупная, она стояла возле кровати. Из-за спины Павлик разглядел на подушке мамино лицо. Оно было страшно изменившимся, будто чужим.
- Павлуша пришел, - тихонько произнесла мама, - накормите его.
- Не беспокойтесь, голубушка, лежите. Накормлю, как же, - прошептала Нина Петровна и уже совсем другим, суровым тоном сказала Павлику: - Идем!
Павлику стало нестерпимо, жаль маму. Он кинулся, было к кровати, но Нина Петровна схватила его за рукав:
-Ты с ума сошел. Ты же холодный, с мороза! Иди в кухню.
И Павлик, глотая подступившие слезы, вышел. На кухне он стал торопливо снимать с себя куртку, шарф, ботинки.
- Мама выздоровеет? - спросил он испуганным шепотом Нину Петровну, как только она вошла.
- Может и выздоровеет, - помедлив, обронила соседка.
Павлик понял, почему она так сказала. Нина Петровна не раз упрекала маму: «Балуете вы Павлушу, барином растет. Для него дров принести - физкультура, а вы все сами…»
Мальчик вплотную подошел к Нине Петровне. Чтобы заглянуть прямо в глаза, сказал торопливо, срывающимся голосом:
- Выздоровеет, выздоровеет!
Чтобы не расплакаться снова, Павлик открыл рот и стал часто дышать.
- Чего ты так, галчонок, рот открываешь, - насмешливо заметила Нина Петровна. - Небось, сегодня не то, чтоб врача вызвать, воды матери не подал!..
Павлик стоял и молчал, опустив голову, готовый вот-вот зареветь. Нина Петровна накрыла стол и сказала спокойно, примиряющее:
- Поди, поешь.
Павлик нехотя присел на краешек стула. Помолчав, Нина Петровна сказала как бы про себя:
- Воспаление легких у мамы, а все от того, что не бережется: по воду сама, за дровами - сама, везде сама…
Павлик хотел сказать, что теперь он сам будет все делать, но почувствовал, что от слез ему не удержаться.
- Да ты ешь. Чего вскочил?
Павлик замотал головой и, отворачиваясь от Нины Петровны, боком проскользнул в комнату матери.
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Дети, вам ко мне собраться хоть бы раз.
Ваша мать согнулась, посидела.
Что ж поделать - старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола!
Вы под этот стол пешком ходили, песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли -
Вот, поди же, всех вас собери».
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!»
Из Одессы, Талина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мелкую серебряную прядь.
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и снегопад-
Тягостны бессонницы ночей.
Разве горя дожидаться надо.
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Все,
У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
Каким показан Павлик вначале рассказа?
Что заставило Павлика задуматься над своим поведением?
Каждый человек был когда-то ребенком. И у каждого есть своя мама. Сейчас я прочитаю молитву о матери. Вы можете повторять её за мной.
Молитва
Господи Иисусе Христе, прижимавший детей малых к своему сердцу. Я знаю, что ты слышишь молитву каждого человека, поэтому услышь и мою. Я не молю тебя, Христос дорогой, ни о чем другом, а только о своей родной маме. Пошли ей, Господи, здоровья и силы, чтоб могла она дальше трудиться для меня и заботится обо мне, как было до сих пор. И дай ей, Иисус дорогой, дождаться радости от меня, Это будет моим наибольшим счастьем. А я буду славить тебя вечно! Аминь.
Подведение итога
Учитель вместе с учениками делает вывод, что дети постоянно должны внимательно относится к матери, быть чуткими к ней, всегда помогать матери по хозяйству для того, чтобы «мамины глаза светились радостью»
Внеклассное мероприятие
Тема: « Загляните в мамины глаза».
Учитель: Яппарова Т.В.