Внеклассное мероприятие: «Загляните в мамины глаза»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Загляните в мамины глаза».

(беседа-диалог)

Цели и задачи мероприятия:

  • Воспитание чуткого, отзывчивого, доброго отношения к женщине-матери.

  • Прививать потребность в вежливом отношении к девочкам, девушкам, женщинам.

Ход мероприятия.

Информация для размышления.

Обсуждение жизненных ситуаций:


Отношение к матери.

Учитель предлагает учащимся прослушать ситуацию и высказать своё мнение об услышанном.

«Это было так. Возвращаясь с уроков, Гена вытащил из почтового ящика газеты и прямо в прихожей, не раздеваясь, развернул, чтобы посмотреть программу телевидения.

Двухклассное образование не позволило ему это сделать быстро, и Миша выхватил газету у брата.

- Годится! - он жизнерадостно хлопнул Гену по затылку. - В девятнадцать тридцать - «В мире животных». Лесси джамп! Джамп, Лесси!

Весёлая спаниелька Лесси не очень поняла английскую речь.

- Ну, я пошел. В баскет играть! - и Миша исчез.

Гена наскоро поглотал холодный борщ, разделил с Леси котлету и помчался на поиски старшего брата. Леси, чьи мечты о прогулке рухнули, жалобно заскулила.

Ровно в двадцать минут восьмого , грязные и красные, перекидывая друг другу баскетбольный мяч, братья ворвались в квартиру и ринулись включать телевизор. Мама убирала на кухне немытую посуду. Она молча взяла сыновей за руки и отвела в ванную комнату.

- Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас «В мире животных» будет!

- Ужинать? Хлеб-то купили?! Миша, сбегай-ка в булочную!

- Миша, Миша… Всегда Миша… Что я, рыжий… Пусть Гена идет!

- Хитренький! Сегодня твоя очередь!

- А твоя была очередь посуду мыть. Ты помыл? Помыл?

- Ты вчера тоже не мыл! А я за тебя ведро вынес!

- Ничего не за меня! Это я за тебя с Лесськой в понедельник гулял!

- В понедельник была твоя очередь, потому что в ту пятницу у тебя был кружок, и я…

Хлопнула дверь… Когда мама вернулась с хлебом, братья в своих расчетах добрались до позапрошлого месяца. На экране уже кружились в воздушном танце аисты, прыгали обезьянки, грозно рычал тигр.

Мама подала картошку.

- В мундирах, - капризно протянул младший.- Лучше бы пюре.

- Или жареную. С колбасой!..

Быстр управившись с ужином, Миша коротко бросил: «Морской закон!» и захватил кресло - предмет непрекращающегося спора. Но стоило ему на минутку подойти к телефону, как Генка, вопя про барыню, которая «встала, место пропало», прочно угнездился там, схватившись для верности за подлокотники. Это ему не очень помогло, Миша умело разжал его пальцы и энергично стал извлекать брата из кресла. Тщательно рассчитав силу голоса, чтобы было слышно на кухне, братишка заныл: «Ты чего бьешься? Я к тебе лезу? Ой-ой-ой!»

Как он и предполагал, мама вошла в комнату. Но разбирать, кто прав, кто виноват, не стала. Она, не говоря ни слова, повернула рычажок телевизора. Лесси как раз в это время спасала от волка строптивую лошадь.

- Ма, ты чего, ма? Включи! - дружно закричали братья, вмиг забыв раздоры.

Но мама усталым движением поднесла к вискам белые от муки руки и заплакала.

Плохой был вечер и плохо закончился. А ведь могло быть и так.

Возвращаясь с уроков, Гена достал из почтового ящика газеты и прямо в прихожей, не раздеваясь, развернул, чтобы посмотреть программу телевидения. Двухклассное образование не позволило ему сделать это быстро, и Миша нетерпеливо спросил:

- Ну, что там, товарищ профессор?

- «В мире животных». Девятнадцать час. Тридцать мин., - доложил Генка старшему брату. Потом вспомнил «профессор» и запоздало парировал:

- От академика слышу,

- Но-но… Разговорчики в строю… Значит, так. Слушай мою команду. Бери ложку, бери хлеб и, сам понимаешь, грей воду, посуду вымоешь… И не кисни: надо! Я сейчас в булочную, а потом подмету.

- А я? - с надеждой спросил Генка. - Гулять?

- Ох ты и шустрый растешь, Геннадий Васильевич! Ладно, знай мою доброту. Гулять! Но только с Лесси!

Леси, услышав любимое слово «гулять», радостно запрыгала вокруг мальчиков.

- Джамп, Леси, джамп! - с английским акцентом кричал Гена. - Хелло! Гудбай! Э тейбел.

На этом его запас иностранных слов закончился, и он взялся за дело. Вскоре выяснилось, что почти целый час остается на баскетбол.

Ровно в половине восьмого, грязные и раскрасневшие, мальчики прибежали домой. Водные процедуры, такие, как мытье рук, шеи и ушей, никогда не вызывали у братьев особого энтузиазма. Тем не менее, они добросовестно умылись.

Мама явно задерживалась.

- Картошки, что ли, сварить? - подумал вслух Миша.

- Ага! Пюре с молоком, - загорелся Генка.

-Чего уж там - пюре? Заказывай соломку-фри с гарниром, крем-брюле под соусом. Эх ты, чревоугодник! Витамины все где? В кожуре. А потому варим картофель фирменный, он же - в мундирах.

- Или в шинелях, - сострил привычно Гена и обиженно добавил, - я вот скажу маме, что ты обзываешься.

Но как именно его обозвали, он уже забыл, да и вообще, честно говоря, жаловаться не собирался. У них с Мишей это было не принято.

Мама пришла в семь. Услышав щелчок замка, ребята выскочили в коридор, и Миша скомандовал:

- Взвод! Равняйсь! Смирно!

Взвод, то есть Гена, выровнялся и застыл.

- Разрешите доложить: посуда вымыта, пол подметен, картошка сварена, собака «погуляна», двоек нет. Личный состав готовится к просмотру передачи «В мире животных». Они весело поужинали, быстренько вымыли посуду. И когда на экране закружились в воздушном танце аисты, маму усадили в кресло, укрыли пледом. Мальчики и Леси устроились прямо на полу. А потом и отец присоединился к ним.

Славный был вечер. И кончился он спокойно и хорошо.

Легче всего обидеть мать -

Она обиде не ответит,

А только будет повторять:

«Не простудись - сегодня ветер!»

Легче всего обидеть мать.

Пройдут века, мы станем выше,

Но кто-то, губы сжав опять,

Возьмет бумагу и напишет:

Легче всего обидеть мать,

И, может быть, его услышат.


Учитель предлагает ребятам ответить на вопрос:


Когда герои этой ситуации вели себя не правильно, а когда правильно по отношению к матери?

Вспомним, ребята, как проходил досуг в семье Ульяновых. А.И.Ульянова - Елизарова - сестра Владимира Ильича - писала « За частыми отлучками отца мы проводили преимущественно время с матерью: читали, занимались, мастерили что-нибудь из картона и цветной бумаги для елки». Это лишь один пример. Подобных примеров их жизни семьи Ульяновых можно привести множество.

Я тоже мама. И в моем доме живут двое сыновей. Они похожи на Гену и Мишу - номер один и на Гену и Мишу - номер два.

Впрочем, я думаю, то же самое можно сказать и о большинстве из вас. Прямо как в английской песенке:

Жила на свете девочка,

Она была хорошая,

Она была хорошая,

Хотя была плохая.

Бывают у нас в семье чудесные дни, разумные, наполненные серьезным делом и веселым отдыхом, интересными разговорами и добрыми отношениями. А иногда все идет вкривь и вкось, взрослые недовольны детьми, дети ссорятся друг с другом. Шум, обиды, разговоры. Почему? Кто виноват?

Краткие советы, как сделать приятное маме.

Учитель: Очень хочется, чтобы вы всерьез и глубоко поняли: отношения, покой, порядок, радость в вашей семье во многом зависят не только от взрослых, но и от вас самих, от вашей внимательности, чуткости, воспитанности. Вопрос о самочувствии, маленькая услуга, приветливая интонация, готовность помочь - эти «мелочи» и создают настроение.

Хотите, проведем простой опыт, который поможет выяснить, воспитанный ли вы сын? Я продиктую вопросы. Если вы можете ответить на них «да», ставьте плюс, если «нет» - минус. (Я не стану обижать вас напоминанием, что отвечать надо честно)

1. Если тебе придется неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщишь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка дров), а тебя отправляют на улицу или кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книгу и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнате вещей, которые лежат не на своем месте?

4. Можешь ли ты сразу ни куда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, дедушки и бабушки, братьев и сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч, джинсы) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери и отцу и когда они собираются приобрести ее?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу «от себя» по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок)?

7. Мама угощает тебя апельсинами, пирожными, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? (А может быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженного, сладкого?)

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или кино. Выражаешь ли ты свое нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сядешь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговоры?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Ну вот , всего десять вопросов. Если ты очень хороший сын, знаки у тебя должны стоять на полях такие: + - - - + + (-+) + - - -.

Если картина получилась совсем противоположная, тебе надо всерьез задуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно исправить.

Отложите в сторону свои дела и отправляйтесь в степь, в поле и наберите букет цветов или осенних листьев. Их должно быть не очень много. Составьте букет так, чтобы он был простым и милым, чтобы видна была красота каждого цветка, ветки, листа. Поставьте цветы в вазу, и поместите на столике, на полу, на тумбочке возле маминой кровати (сами подумайте куда лучше). К приходу мамы с работы все должно быть готово. Если цветов нет, придумайте что-нибудь другое: вычистите чайник, приготовьте вкусное блюдо, уберите в кухонном столике, которым мама собиралась заняться в выходной день. Возможно, у вас мало опыта в этих делах, не огорчайтесь. Помните, что любое ваше проявление внимания к маме принесет ей радость и удовольствие, гордость за своего сына.

Чтение и обсуждение рассказа В.Воробьева «Мама»

Накрывая утром на стол, мама сказала:

-Что-то не хочется есть. Завтракай тут сам.

И ушла на работу.

А вечером мама вернулась какая-то невеселая, села поближе к печке и, поежившись, стала кутаться в теплый платок. На ее лице серой паутинкой лежала тень. На лбу бежали капельки пота, но она почему-то сказала:

-Холодно как… не протопишь ли еще?

-Топи, - буркнул Павлик, не поднимая головы от книги. - Только сперва обедать давай.

Мама, помедлив, тяжело встала со стула и пошла на кухню. Обедал Павлик тоже один: у мамы опять не было аппетита. Пока он уплетал борщ, а потом обожаемые им голубцы мама сходила за дровами.

Сбросив свою ношу у печи, она долго стаяла не двигаясь, словно в забытьи. Потом проговорила тихо:

-Нездоровится. - И зябко повела плечами. - Прилечь что ли?

-Приляг, - машинально сказал Павлик, увлеченный чтением.

Убрав со стола, мама легла в постель и попросила сына накрыть ее поверх одеяла шубой.

От электрического света у мамы почему-то болели глаза. Но Павлик, выслушав ее робкую просьбу, тотчас забыл о ней и снова погрузился в книгу - слишком уж захватывающе развивались события на таинственном острове.

Наутро мама не пошла на работу. Она все кашляла и сердилась на себя.

-Вот угораздило не вовремя расклеится, - ворчала она. - Конец месяца. Отчет… Напутают там без меня…

Уж наступил вечер, когда Павлик. Счастливый, с коньками в руках. Подбежал к своему дому.

У крыльца стоял «Москвич» с красным крестом на ветровом стекле. Навстречу Павлику из парадной двери вышел очень полный мужчина в меховом пальто, из-под полы которого виднелась белая полоска халата. В руках у него был черный ящичек. Мужчина, кряхтя, залез в машину, хлопнув дверцей, будто выстрелил, и «Москвич» умчался, недобро мигнув на повороте кроваво-красным глазком сигнала.

Страшная догадка испугала Павлика. Он вбежал в комнату. В ней стоял полумрак. Пахло спиртом, горелой ватой и какими-то лекарствами.

-Тише, тише, пожалуйста, - услышал Павлик голос соседки Нины Петровны.

Высокая, крупная, она стояла возле кровати. Из-за спины Павлик разглядел на подушке мамино лицо. Оно было страшно изменившимся, будто чужим.

- Павлуша пришел, - тихонько произнесла мама, - накормите его.

- Не беспокойтесь, голубушка, лежите. Накормлю, как же, - прошептала Нина Петровна и уже совсем другим, суровым тоном сказала Павлику: - Идем!

Павлику стало нестерпимо, жаль маму. Он кинулся, было к кровати, но Нина Петровна схватила его за рукав:

-Ты с ума сошел. Ты же холодный, с мороза! Иди в кухню.

И Павлик, глотая подступившие слезы, вышел. На кухне он стал торопливо снимать с себя куртку, шарф, ботинки.

- Мама выздоровеет? - спросил он испуганным шепотом Нину Петровну, как только она вошла.

- Может и выздоровеет, - помедлив, обронила соседка.

Павлик понял, почему она так сказала. Нина Петровна не раз упрекала маму: «Балуете вы Павлушу, барином растет. Для него дров принести - физкультура, а вы все сами…»

Мальчик вплотную подошел к Нине Петровне. Чтобы заглянуть прямо в глаза, сказал торопливо, срывающимся голосом:

- Выздоровеет, выздоровеет!

Чтобы не расплакаться снова, Павлик открыл рот и стал часто дышать.

- Чего ты так, галчонок, рот открываешь, - насмешливо заметила Нина Петровна. - Небось, сегодня не то, чтоб врача вызвать, воды матери не подал!..

Павлик стоял и молчал, опустив голову, готовый вот-вот зареветь. Нина Петровна накрыла стол и сказала спокойно, примиряющее:

- Поди, поешь.

Павлик нехотя присел на краешек стула. Помолчав, Нина Петровна сказала как бы про себя:

- Воспаление легких у мамы, а все от того, что не бережется: по воду сама, за дровами - сама, везде сама…

Павлик хотел сказать, что теперь он сам будет все делать, но почувствовал, что от слез ему не удержаться.

- Да ты ешь. Чего вскочил?

Павлик замотал головой и, отворачиваясь от Нины Петровны, боком проскользнул в комнату матери.

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко,

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала:

«Дети, вам ко мне собраться хоть бы раз.

Ваша мать согнулась, посидела.

Что ж поделать - старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола!

Вы под этот стол пешком ходили, песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли -

Вот, поди же, всех вас собери».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!»

Из Одессы, Талина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мелкую серебряную прядь.

Для чего же дали вы разлуке

Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и снегопад-

Тягостны бессонницы ночей.

Разве горя дожидаться надо.

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! Все,

У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

Каким показан Павлик вначале рассказа?

Что заставило Павлика задуматься над своим поведением?

Каждый человек был когда-то ребенком. И у каждого есть своя мама. Сейчас я прочитаю молитву о матери. Вы можете повторять её за мной.


Молитва

Господи Иисусе Христе, прижимавший детей малых к своему сердцу. Я знаю, что ты слышишь молитву каждого человека, поэтому услышь и мою. Я не молю тебя, Христос дорогой, ни о чем другом, а только о своей родной маме. Пошли ей, Господи, здоровья и силы, чтоб могла она дальше трудиться для меня и заботится обо мне, как было до сих пор. И дай ей, Иисус дорогой, дождаться радости от меня, Это будет моим наибольшим счастьем. А я буду славить тебя вечно! Аминь.

Подведение итога

Учитель вместе с учениками делает вывод, что дети постоянно должны внимательно относится к матери, быть чуткими к ней, всегда помогать матери по хозяйству для того, чтобы «мамины глаза светились радостью»







Внеклассное мероприятие







Тема: « Загляните в мамины глаза».




Учитель: Яппарова Т.В.






© 2010-2022