Образовательная программа Эрудит (для внеклассной работы в школе)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Бардымская средняя школа №2» СП «Красноярская ОШ»

Рекомендовано: Утверждено: педагогическим советом

школы

методическим советом

Протокол № Протокол №

От ____________________



Образовательная программа

интеллектуального клуба

«Эрудит»


Возрастной состав обучающихся от 10-15 лет

Срок реализации 3 года.







Разработчик программы:

Нурлина Лариса Мидхатовна






Краснояр 2015



Содержание





1

Введение


стр.

2

Пояснительная записка


стр.

3

Цель и задачи


стр.

4

Планируемые результаты


стр.

5

Тематическое планирование


стр.

6

Содержание изучаемого курса


стр.

7

Информационно-методическое обеспечение и техническое оснащение


стр.

8

Литература для обучающихся


стр.

9

Литература для педагога


стр.







Пояснительная записка.

На современном этапе развития, в связи с изменившимися требованиями, предъявляемыми к человеку, возникла необходимость модернизировать образование. Опыт других стран и передовые разработки педагогов в нашей стране указывают на потребность введения активных форм работы с детьми, которые бы решали многие актуальные проблемы образования:

-социальной адаптации выпускников

-развитие нестандартности их мышления

-формирование инициативной позиции

-обеспечения заинтересованности и возможности выбора.

Концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных и творческих способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте, то это еще не поздно сделать в подростковом возрасте. Необходимо, прежде всего, системно и последовательно раскрывать природные способности детей, дополняя и обогащая их, используя специальные приемы и методы и нестандартные подходы в развитии мышления.

Исследования показали, что уровень развития логического мышления 10-12 летних детей достаточно низок, дети невнимательны, у них плохо развита смысловая память.

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Интеллектуальные занятия способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Важную роль в образовательном процессе играет самообразование, заинтересованность проблемой, умение быстро находить и эффективно использовать информацию. Нужны дополнительные специальные занятия, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой могли бы решать творческие задачи и развивать интеллектуальные способности, чтобы каждый ребенок, и сильный, и слабый, почувствовал бы вкус успеха и обрел уверенность в своих силах. С целью помочь учащимся овладеть приемами поиска и использования информации, развития их творческих интеллектуальных способностей создан кружок интеллектуальных игр.

Цель образовательной программы - создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.

Основными задачами программы является создание условий для интеллектуального роста детей на занятиях, расширение их кругозора, дополнение и углубление знаний, полученных в школе, налаживание межпредметных связей, усиление мотивации познавательной деятельности, актуализации приобретаемых знаний.

Воспитание стремления к самообразованию, повышению общекультурного уровня; пробуждение у воспитанников интереса к интеллектуальным видам деятельности и общения.

Создание условий развития воображения, фантазии, логики и творческих способностей, формирование личности с независимым мышлением, опирающимся на примат гуманистически ориентированного интеллекта и здравого смысла.

Формирование навыков работы в группе, толерантности и умения принимать обдуманные решения в условиях недостатка информации и времени.

Упор в занятиях делается на игру как на таковую, в процессе которой предусмотрена проработка необходимых навыков и выполнения поставленных целей. Отсюда преобладание чисто игровых занятий над теоретическими и практическими (где отрабатывается какой-то конкретный вопрос). В ходе игровых занятий у воспитанников есть возможность проявить приобретённые знания и навыки в комплексе, а у педагога замечать и устранять слабые места и недоработки в их подготовке. Кроме того, как показывает практика, конкретные знания, полученные в ходе игры и имеющие эмоциональную окраску, являются наиболее устойчивыми.

Группа, занимающаяся по данной программе, может насчитывать от 6 до 12 детей возраста 10-15 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения:

• 1-й год 1час в неделю 34часа

• 2-й год- 1час в неделю 34часа

• 3-й год-1час в неделю 34часа

Основные принципы осуществления программы таковы:

Программа построена с учетом основных общедидактических принципов, но наибольшее внимание уделяется таким принципам как:

- принцип научности: содержание обучения знакомит детей с объективными научными фактами, теориями, законами, отражает современное состояние знания. Этот принцип воплощается в обучении элементам научного поиска, методам науки, приемам работы с источниками информации. Принцип научности нацеливает на использование проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.

- принцип развития: стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач;

- принцип гуманитаризации: усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического циклов и влияние всех предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла;

- принцип целостности образа мира: осознание ребенком разнообразных связей между объектами и явлениями, формирование умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет;

- принцип межпредметных связей: на занятиях используются сведения, поставляемые совокупностью всех предметных дисциплин как гуманитарными, так и естественными, и точными науками, а также сведения о культурных традициях стран мира, законах, разнообразные занимательные факты из всех сфер жизни;

- принцип деятельности: это значит, что воспитанники получают знания не в готовом виде, а сами выясняют необходимые факты, определения и свойства объектов из учебной литературы и других источников;

- принцип сознательности и активности выражается в том, что дети осознают цели, планируют и организуют своего работу, учатся себя проверять, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и учатся искать их решения. Реализация этого принципа способствует не только формированию знаний и умений детей, но и их социальному росту, воспитанию;

- принцип учета индивидуальных особенностей детей позволяет учитывать личностные качества ребенка, его коммуникативные навыки и подбирать задания в соответствии с его профилем, но кроме того и стимулировать развитие «слабых» сторон его личности (например лидерских качеств, умение отстаивать свое мнение и умение слушать других);

- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы: на занятиях гибко сочетаются как индивидуальные игры, так и групповые, и командные.( Форма проведения занятий - групповая и индивидуальная, командная)

Используются следующие методы:

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-деятельностный

-эвристический

-исследовательский.

На занятиях учащиеся приобретают и определенную сумму теоретических знаний. Полученные знания могут быть легко использованы воспитанниками в процессе образования и разнообразных жизненных ситуациях.

Участие в интеллектуальных играх вовлекает детей в многоступенчатый процесс общения и познания, который схематически можно отобразить такой психологической цепочкой: интересно играть и общаться - интересно воспринимать новое через игру - интересно узнавать новое самостоятельно - необходимо поделиться узнанным - необходимо применить полученные знания и умения.

Таким образом, ребенок проходит путь от простого увлечения популярной игрой к активному многогранному самообразованию и собственному интеллектуально-игровому. Воспитание творческого, раскованного, независимого мышления и усвоение принципов эвристики и научной организации труда облегчает процесс дальнейшего образования и помогает достичь успехов в любом виде деятельности.

Кроме того, они находят свой круг общения, в котором основными являются общечеловеческие ценности, а система приоритетов ориентирована на знания и культуру (культуру личности, культуру мышления, культуру общения).

Специфика работы требует особой формы занятий, как можно более отличающихся от традиционного учебного (урочно - лекционного) процесса. Минимум назидательности, никакого принудительного навязывания знаний и умений. Теоретическая информация должна вводиться в игровой процесс, иллюстрироваться соответственно игровыми примерами из богатейшей практики интеллектуальных игр и закрепляться на тренировочных занятиях, построенных соответствующим образом. Разумеется, это не исключает полностью традиционных методов подачи и усвоения.

Ожидаемая результативность: повышение интеллектуальных способностей детей и их эрудиции, улучшение воображения, фантазии и логики; расширение кругозора воспитанников, дополнение и углубление знаний, полученных ими в школе; гармоническое развитие положительных личностных качеств и творческих способностей; достижение высоких результатов в соревнованиях по интеллектуальным играм.

Таким образом, основным методом диагностики успешности усвоения программы обучения будет являться высокая результативность воспитанников на соревнованиях по интеллектуальным играм. А сами такие соревнования - формой контроля. Программой предусмотрено участие ребят в муниципальных, зональных турнирах среди подростков на международном уровне (Молодежный Кубок Мира).



Тематическое планирование на 1-ый год обучения.

Цель.

Создание благоприятной атмосферы обучения и общения, вызывающих положительные эмоции.

Задачи:

-наблюдение, изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

-систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость восприятия, наблюдательности, внимания

-учить детей работать со справочниками, энциклопедиями

-стимулировать процессы переключения, поисковой активности



Тема

Количество часов

теория

практика

Форма занятий

Форма контроля

Организационные мероприятия




Беседы

Инструктажи

Собеседования

Карта для диагностики познавательной активности




Беседы

Игры

тренинги


Тесты

Восприятие




Беседы

Игры

тренинги


Познавательные игры

тренинги

Наблюдательность




Беседы


тесты тренинги

Внимание




Беседы

Игры

тренинги


тесты тренинги

Работа справочниками




Игры

тренинги


Результаты участия в играх

Интеллектуальные игры




Игры


Результаты участия в играх

Конкурсы, фестивали




игры

Результаты участия в играх

Всего занятий -34 часа. ( районные игры в эти часы не входят)

Содержание курса.

Тема 1 .Правила безопасности. Правила уличного движения. Правила техники безопасности.

Тема 2. Карта для диагностики познавательной активности. Диагностика лингвистических и математических способностей. Тесты Айзенка. -

Тема 3. Работа справочниками. Словари и их виды. Энциклопедии. Тренировочные игры. -

Тема 4.Восприятие. Диагностика уровня сформированности восприятия. Объем восприятия. Восприятие величины предмета. Упражнения для тренировки и развития восприятия. Таблица цифр. Таблица букв. Таблица графических изображений. Таблица геометрических фигур. Игровой тренинг для развития восприятия. Что в свертке? Измеряем на глазок. Определи длину отрезка. Развиваем глазомер. Определи размер на ощупь. Делим на части

Тема 5.Познавательные игры.

Загадки. Ребусы. Шарады. Анаграммы. Метаграммы. Криптограммы. Палиндром -

Тема 6.Наблюдательность. Уровень наблюдательности. Упражнения для тренировки наблюдательности. Игровой тренинг для развития наблюдательности. Угадай мелодию. Учись слушать музыку. Взвесь в руках. Самые наблюдательные. Развиваем чувство времени. Угадай название фильма. Определяем расстояние на глаз.

Тема. Интеллектуально-познавательные игры.

«Своя игра». «Что? Где? Когда», «Эрудит- шоу». «Брейн-ринг», «Пентагон», «Царь горы»

Тема 8. Внимание. Диагностика уровня развития внимания. Определение уровня устойчивости внимания. Методика «Исправь ошибки». Методика «Счет». Таблицы Шульте. Корректура проба. Цвето -цифровая таблица. Игровой тренинг для развития внимания. Пропусти число. Часы. Сравниваем картины. Кто внимательный. - 16 часов.

Тема 9. Конкурс знатоков.



Тематическое планирование на 2-ый год обучения.

Цель.

Интеллектуально-творческое развитие детей через создание благоприятных условий в проведении досуга.

Задачи

-систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, развивать память

- провести различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющих воспитанникам проявить способности

- развивать у детей необходимых познавательных умений, способностей подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.

- учить находить новые, оригинальные подходы, красивые решения

- формировать команду знатоков

тема

Количество часов

теория

практика

Форма занятий

Форма контроля

Организационные мероприятия




Беседы

Инструктажи

Собеседования

Диагностика познавательной активности, мышления.

Тест «Астур».





Тесты


Память




Беседы

Игры

тренинги


Познавательные игры

Тесты

тренинги

Способности




Игры

тренинги


Познавательные игры

Тесты

тренинги

Мышление




Игры

тренинги


Познавательные игры

Тесты

тренинги

Интеллектуальные игры




Игры


Результаты участия в играх

Конкурсы, фестивали




игры

Результаты участия в играх

Всего 34 часа



Содержание курса.

Тема 1 .Правила безопасности. Правила уличного движения. Правила техники безопасности.

Тема 2. Диагностики познавательной активности, мышления. Тест «Астур». Классификация событий. Исключение лишнего. Последовательность событий

Тема 3. Память. Диагностика памяти. Диагностика зрительной и слуховой памяти. Методика «10 чисел». Методика «10 слов». Методика «фигуры и знаки». Диагностика смысловой памяти. Методика «Тройки слов». Методика «Пиктограмма». Методика опосредованного запоминания. Упражнения и задания для тренировки памяти. Диагностика оперативной памяти. Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти. Развитие вербальной памяти. Пословицы. Споем вместе. Запомним слова. Запоминаем рисуя, Города. Украшаем слова. Добрые слова. Картина. Антонимы и синонимы. Пересказ по кругу. Двигательная память. Скороговорки, считалки.

Тема 4. Интеллектуально- познавательные, творческие игры.

Кроссворды. Сканворды - Чайнворды Логогрифы и центоны. Пиффорды

Тема 5. Мышление. Диагностика степени сформированности мыслительных процессов. Способность выделять существенное. Способность сравнивать понятия. Способность обобщать. Способность классифицировать понятия, предметы, явления. Анализ отношений между понятиями. Способность к анализу и синтезу.. Скорость протекания мыслительных процессов. Умение оперировать с логическими элементами. Методика «Выделение существенных признаков математических понятий». Методика «Исключение лишнего».

Тема 6. Интеллектуально- познавательные игры.

Игра «Что? Где? Когда» Игра «Фудзияма» -

Игра «Десятка» Игра «Как стать миллионером»

Игра «Слабое звено»

Тема 7. Конкурсы, фестивали

«Праздник знатоков» «Фестиваль знаний»

Учебно-тематическое планирование на 3-ий год обучения.

Цель.

Создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих способностей детей и подростков в условиях дополнительного образования.

Задачи:

-формирование и развитие у них жизненно-важных компетентностей (социальной, коммуникативной, поликультурной, информационной, самообразования и саморазвития, продуктивной творческой деятельности);

-повышение интеллектуального уровня и расширение у них интеллектуальных навыков вообще, развитие эрудиции, логики, фантазии;

-создание мотивации к постоянному самосовершенствованию и самообразованию;

- обучение коммуникативным навыкам;

- обучение собранности, умению принимать решение в критических ситуациях.

В ходе занятий члены кружка знакомятся с разнообразными интеллектуальными играми, изучают способы и приемы эффективного мышления, на которых основан интеллект. Формы занятий предполагаются следующие: теоретические, раскрывающие суть процесса интеллектуальной игры, правила и формы различных игр, практические и игровые занятия, предполагающие участие в турнирах, проводимых как на международном уровне (Молодежный Кубок Мира), так и на муниципальных (Кубок Бардымского района)

Тема

Кол-во часов

теория

практика

Форма занятий

Форма контроля

Вводное занятие

Беседы

Инструктажи

Собеседования

Игра «Молодежный кубок мира»


Беседы

Игры

тренинги

участие

Интеллектуальные игры «Кубок Бардымского района».


Игры


участие

Интеллектуально - творческие игры

Беседы

Игры

тренинги

Рез-ты участия в играх

Конкурсы, фестивали, турниры,


игры


Содержание курса.

Время проведения игр может быть изменено, так как проведение игр зависит от организаторов. Предполагается участие в турнирах, проводимых как на международном уровне (Молодежный Кубок Мира), так и на муниципальных (Кубок Бардымского района)

  1. Вводное занятие. - октябрь

  2. Конкурсы, фестивали, турниры:

«Марафон знаний» октябрь

«Знаток - 20..»

«Фестиваль знаний» - май, итоговое мероприятие.

  1. Игра «Молодежный кубок мира»

  2. Интеллектуальные игры .

«Что? Где? Когда?»

«Брейн-ринг» «Пентагон» «Счастливый случай»

«Марафон-шоу» «Своя игра» «Эрудит-лото»

Формы нетрадиционных логических игр. 1) «Откажись или удвой»; 2) «Реалии»; 3) «Веришь - не веришь»; 4) «Надуваловка»; 5) «Травести»; 6) перевертыши, шароиды, кубраечки и т.д .

В ходе игры проводятся теоретические занятия по вопросам:

1. Как организовать игру.

2. Основные особенности игр.

3. Требования к вопросам.

4. Особенности обсуждения при игре

5. Изменение функций капитана.

6. Отработка взаимодействия. Игровые занятия.

1)Вопрос - основа игры. Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном.

2)Алгоритм поиска ответов. Ключевое слово в вопросе. Как строить логическую цепочку. Наиболее часто встречающиеся приемы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно.

3)Эрудиция - ключ к успеху. Необходимость пополнения знаний. Принципы интеллектуальной разминки .Как составлять вопросы для разминки. Принцип разносторонности знаний.

4)Принципы игры в команде. Команда - единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.

5)Распределение командных ролей. Функции капитана. генератора идей, критика. «Том прямого доступа». Другие возможные роли.

6)Отработка игры в шестерках. Формирование команд. Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического климата в команде.

5.Интеллектуальная игра «Кубок Бардымского района».Открытие и закрытие игр. -8 часов.





Параметры и критерии оценки сформированности личностных качеств и уровня знаний и умений воспитанников по итогам реализации образовательной программы

Пара-метры

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Умение работать с вопросом

Строит ответ, пользуясь простой эрудицией «знаю - не знаю»

Проводит анализ вопроса, отделяет главное от второстепенного; строит предположения

Проводит четкий анализ структуры вопроса; выделяет ключевую информацию; умеет использовать имеющуюся информацию и делать на ее основании предположения; способен выдвигать обоснованные гипотезы и анализировать их.

Навыки составления вопроса

Обращает внимание на интересные факты; умеет строить простые вопросы на их основании

Умеет целенаправленно искать информацию - «фактоиды» для вопросов; делает попытки сформулировать ЧГК вопрос из набора фактов

Самостоятельно проводит поиск необходимой информации; умеет формулировать вопрос, выстраивая сложную логическую цепочку; имеет навык составления ЧГК вопросов, удовлетворяющих основным требованиям к ним

Навыки командной работы

С трудом устанавливает контакты в команде, тяжело вовлекается в совместное обсуждение, молчалив, обидчив

Имеет представление о командных ролях, имеет собственную предпочитаемую роль в команде, эффективно с ней справляется

Умеет играть все основные командные роли, знает их назначение, способен слушать, способен воспринять чужие идеи, выдвигать собственные, критично к ним относиться, отстаивать собственную точку зрения, принимать решения

Уровень

предметных умений и

навыков

Действия по заданному образцу, под руководством педагога.

Действия по заданному образцу, под руководством педагога с частичным поиском самостоятельных решений поставленных задач.

Самостоятельная исследовательская, изобретательская деятельность учащихся, поиск собственных решений поставленных задач.

Уровень

предметных

знаний

Знает и понимает термины, понятия, факты. Применяет имеющиеся знания только в знакомой, стандартной ситуации, воспроизводит знания.

Знает и понимает термины, понятия, факты. Может применять имеющиеся знания в новых, незнакомых ситуациях при объяснении тех или иных явлений. Владеет аналитическими умениями: умеет сравнивать и сопоставлять отдельные факты, проводить различия между ними, оценивать эти различия и делать выводы.

Знает и понимает, употребляет термины, понятия, факты. Владеет аналитическими умениями: умеет сравнивать и сопоставлять отдельные факты, проводить различия между ними, оценивать эти различия и делать выводы. Самостоятельно добывает необходимые знания из разных областей. Предлагает несколько вариантов решения какой-либо проблемы, самостоятельно их оценивает.

Эмпатия

Эгоистичен. Слабо развита способность к сопереживанию, не может поставить себя на позицию другого, не способен оказать ему помощь и поддержку.

Способен эмоционально воспринять другого человека, понимать его мысли и чувства. При подсказке педагога не отказывается помочь другому человеку в трудной ситуации.

Способен эмоционально воспринять другого человека, понимать его мысли и чувства, переживать то, что переживает он. Не дожидаясь подсказки, самостоятельно идет на помощь другому человеку в трудной ситуации.

Коммуникативные навыки


Пассивен, с трудом устанавливает контакты с детьми даже при поддержке педагога. Тяжело вовлекается в совместную деятельность, молчалив, обидчив.

Способен контактировать со всеми детьми в группе, но предпочитает определенный круг общения. Принимает участие в совместной деятельности при поддержке педагога. Понятно излагает свои мысли. Иногда возможны конфликты на почве разногласий, не имеющие глубокого и длительного характера.

Легко устанавливает контакты со сверстниками, всегда понимает и воспринимает позицию другого, поэтому самостоятельно разрешает любые конфликтные ситуации. Активно участвует в совместной деятельности и часто берет на себя функции лидера. Способен не только ясно и понятно излагать свои мысли и идеи, но и увлечь ими других.

Познавательная потребность

Не способен длительное время заниматься каким-либо видом деятельности, часто отвлекается. Практически не задает вопросов по предмету, не проявляет желания отвечать на заданные вопросы. Пассивен на занятии.

Может не отвлекаясь, сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Заданный вопрос или проблемную ситуацию разрешает чаще всего с помощью педагога, иногда задает вопросы по предмету, дополнительную литературу читает также по заданию педагога.

Может длительное время, не отвлекаясь, заниматься каким-либо видом деятельности (30 мин. - старшие дошкольники, 1 час - младшие школьники и т.д.). На заданный вопрос или проблемную ситуацию стремится самостоятельно найти ответ, много читает дополнительной литературы, часто задает вопросы по предмету, проявляет положительные эмоции на занятии, связанном с познавательной деятельностью (восторг, удивление, любопытство, любознательность)

Культура труда

Не может организовать свое рабочее место, спланировать работу, не доводит начатое до конца. Неусидчив, постоянно отвлекается, быстро утомляется от одного вида деятельности. Не исполнителен. Неаккуратен.

Усидчив, старателен, аккуратен, умеет сосредоточиться на работе, не отвлекаясь. При помощи педагога организует свое рабочее место, планирует работу. Стремится довести работу до конца.

Усидчив, старателен, умеет полностью сосредоточиться на работе, не отвлекаясь. Самостоятельно может организовать свое рабочее место, спланировать работу, рассчитать силы и время, необходимые для выполнения какого-либо задания. Всегда доводит работу до конца.

Коллективизм

Ребенок равнодушен к делам коллектива, не принимает на себя никаких обязательств по отношению к коллективу, не старается оказать помощь и поддержку другим детям.

Ребенок проявляет интерес к коллективным делам, но редко отказывается от личных планов ради коллективных дел. Ответственно относится к поручениям, особенно если знает, что от этого зависит результат всей группы, старается оказать помощь и поддержку другим детям.

Ребенок проявляет личную заинтересованность в общем деле коллектива, способен отказаться от личных планов ради коллективного дела. Ответственно относится к поручениям, понимает, что от этого зависит результат всей группы, всегда оказывает помощь и поддержку другим детям.

Творчес-кая

актив-ность

Действует уверенно только в повторяющихся или стандартных ситуациях. Поведение стереотипно. Избегает сложных заданий и участия в новых проектах. Безынициативен.

Способен действовать не только в стандартных, но и в незнакомых ситуациях, зачастую с помощью педагога. Может достаточно активно участвовать в разработке проектов, инициируемых кемлибо. Проявляет при этом мобильность и гибкость мышления.

Способен подниматься над уровнем требований заданной ситуации, ставя перед собой более сложные задачи. Проявляет интерес к заданиям, отличающимся новизной и непредсказуемостью. Является инициатором неожиданных проектов. Предлагает смелые и интересные идеи.

Творчес-кое

вообра-жение

Не способен самостоятельно создавать новые образы, идеи, не имеющие аналогов.

Способен с помощью педагога создавать новые образы, идеи, реализуемые в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Способен самостоятельно создавать новые образы, идеи, не имеющие аналогов, реализуемые в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Эстетическое восприятие,

эстетический вкус

Ребенок эмоционально пассивен по отношению к произведениям искусства, не восприимчив к проявлению прекрасного, не стремится к достижению гармонии в быту, труде, собственном образе или в создаваемых им продуктах.

Ребенок эмоционально активен по отношению к произведениям искусства, восприимчив к проявлению прекрасного, стремится к достижению гармонии в быту, труде, собственном образе или в создаваемых им продуктах, при этом требуется помощь педагога.

Ребенок эмоционально активен по отношению к произведениям искусства, восприимчив к проявлению прекрасного, самостоятельно достигает гармонии в быту, труде, собственном образе или в создаваемых им продуктах.

Мотива-ция

учения

Ребенок приходит на занятия без желания учиться. Не любит сложных заданий, связанных с преодолением трудностей. Не стремится думать и рассуждать на занятиях, узнавать новую информацию.

Ребенок с желанием приходит на занятия, может выполнять сложные задания, но преодолевая трудности, просит помощи у педагога. Думает и рассуждает на занятиях, если для этого создаются необходимые внешние условия. С удовольствием узнает новую информацию, но получение информации не связывается у него с профессиональным самоопределением. Проявляет эпизодический интерес к занятиям, который зависит от содержания или формы занятия.

Ребенок с желанием приходит на занятия, любит выполнять сложные задания, самостоятельно преодолевать трудности, любит думать и рассуждать на занятиях, стремится узнавать новую информацию, понимает важность занятий для своего интеллектуального и личностного развития, связывает их со своим будущим профессиональным самоопределением, у ребенка устойчивый интерес к занятиям, который не зависит от внешних условий на занятии, мнения педагога или родителей.

Толе-рантность

Ребенок поддается неблагоприятным воздействиям среды, болезненно реагирует на критику, требует от людей быть такими, какими он хотел бы их видеть. Не считается с индивидуальными различиями детей, подвергает критике их недостатки, конфликтен.

Ребенок требует помощи и коррекции со стороны педагога при неблагоприятных воздействиях среды. Способен правильно и безболезненно реагировать на критику, спокойно относится к недостаткам окружающих, возникающие конфликты не имеют длительного характера.

Ребенок устойчив к неблагоприятным воздействиям среды, адекватно реагирует на критику, принимает людей такими, какие они есть, знает их достоинства, спокойно относится к недостаткам. Самостоятельно и безболезненно разрешает возникающие конфликты.

Эмоциональная выразительность

Мимика и пантомимика слабо выражена. Ребенок вял, пассивен.

Способен в мимике и пантомимике передать эмоциональный образ и эмоциональное состояние основных эмоций. Его образы просты и понятны окружающим.

Способен в мимике и пантомимике передать эмоциональный образ и эмоциональное состояние в тонких нюансах, обладает живой выразительной мимикой, пластичен.

Само-ценка

У ребенка сформирована завышенная или заниженная самооценка, «Я-плохой» или «Я-лучше всех», которая препятствует продуктивной учебной деятельности и развитию личности в целом.

У ребенка не сложился устойчивый образ себя как «Я-хороший», представление о себе может меняться в зависимости от ситуации, зависим от внешней оценки.

У ребенка сформирован адекватный "Я-образ", не зависим от внешней оценки.

Требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников:

  • представление об интеллектуальных играх, их классификация, формы, отличие от игр на эрудицию;

  • знание правил различных интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»), игр на общую эрудицию («Своя игра», «Эрудит-лото», «Травести» и др.), тренировочные игры («Надуваловка», «Реалии», «Верю - не верю», перевертыши, шароиды, кубаречики и т.п.), Кодекс МАК, регламенты проведения спортивных соревнований по инт.играм, учет результатов, границы объективности, понятие аппеляции, АЖ;

  • представление о структуре ЧГК-вопроса, типах, требованиях к форме, формулировке, составлению;

  • понятие об алгоритме поиска ответа, логической цепочки, «пуанты» в вопросах, «лишняя информация», другие приемы зашифровки информации;

  • принципы и правила игры в команде, структура, роли в команде, способы повысить эффективность;

  • принципы работы с книгой или другими источниками информации, научный подход;

  • умение строить логическую цепочку, находить ключевую информацию, отделять второстепенное от главного, анализировать вопрос, работать с гипотезой, делать выводы, обобщать;

  • навыки работы в команде на разных ролях, навыки анализа заданного вопроса, навыки самостоятельного поиска информации, составления вопроса.





Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение.


Оборудование: стулья, столы, доска настенная, энциклопедии, справочники.

Инструменты: карандаши, ручки, тетради.

Наглядные пособия: стенды, таблицы, схемы, развивающие игры;

архивы вопросов и игр;

информационные базы данных,

Техническое оснащение:

компьютер, электронные энциклопедии, электроные справочники, медиа-проектор.

Вопросы и другие игровые материалы берутся с интернет ресурсов ЧГК движения, например: db.chgk.info/





































Литература для педагога.

1. Воронова Е.А.. Клуб внеклассных дел. Интеллектуальные вечера и викторины. Ростов-на- Дону, 2006.

2.Выгонская Г.М.Что? Где? Когда?, Москва, «Граф-Пресс», 2003.

3.Никитин Ю.З. Забава-всему приправа. Пермь, 1981.

4.Симановский А.С., Развитие пространственного мышления ребенка., М.Айрис- пресс, 2002.

5.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. М. Айрис- пресс, 2002.

6.Тихомирова Л.Ф.Упражнения на каждый день. Ярославль.2003.

7.Научно-методические журналы «Классный руководитель», «Эрудит»





















© 2010-2022