- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Сотрудничество школы и семьи по укреплению нравственного здоровья учащихся»
«Сотрудничество школы и семьи по укреплению нравственного здоровья учащихся»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Газизова Е.А. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54
с углубленным изучением отдельных предметов»
Авиастроительного района города Казани
Выступление на педсовете
по теме «Сотрудничество школы и семьи по укреплению нравственного здоровья учащихся»
учителя 1квалификационной
категории
Газизовой Е.А.
г. Казань -2015г.
«Сотрудничество семьи и школы - залог успешности
обучения и воспитания школьников».
Сотрудничество, слово, которое мы часто слышим, употребляем в каждодневной работе.
Что он включает в себя?
это взаимопонимание - что предполагает «смотреть в одну сторону», понимая друг друга;
это взаимодействие - что означает идти в одном направлении, действуя в унисон;
это взаимоуважение - когда уважаем мнение друг друга, щадим и учитываем интересы друг друга: время заметить хорошее, а о плохом сказать в корректной форме афоризм: «Хочешь сказать хорошее, сделай это сегодня, а о плохом скажи завтра».
Таким образом, владея всем этим в совокупности мы достигнем главного - успешного обучения и воспитания школьников.
Сотрудничество - это совместная деятельность, направленная на достижение единых целей. Оно предусматривает чёткое осознание единства целей, чёткое разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимную помощь в реализации задач, достигающих цели. Сделать такое сотрудничество возможным и эффективным - вполне реальная цель при условии включения родителей в воспитательный процесс, успех которого зависит от систематического и корректного соблюдения этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений с учащимися и их родителями. Основной смысл этих требований можно определить следующим образом:
1. Отношения в системе «учитель - ученик» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Это положение приобретает важность потому, что, к сожалению, многие родители нередко видят учителя глазами своего ребёнка. И даже незначительные нарушения учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедливость в оценке учебного труда или нравственного поступка школьника затрудняют контакт учителя и семьи.
2. Учитель должен глубоко осознавать причины возможных противоречий с родителями и понимать, что социальной основой сотрудничества учителя с родителями является то, что цели и задачи школы как социального института, соответствуют интересам семьи, как ячейки общества. Поэтому учителю невозможно достичь высоких результатов воспитания в отрыве от семьи.
3. Между учителем и родителями имеются тесные и систематические контакты в осуществлении целесообразных влияний на детей, если их отношения строятся на взаимном доверии и доброжелательности, если в совместной деятельности с каждой семьёй учитель опирается на всё то положительное, что имеется в ребёнке, и умеет показать пути его развития; если учитель глубоко верит в успех сотрудничества с родителями и ведёт постоянную работу, направленную на повышение педагогической культуры родителей .
Сотрудничество школы и семьи специфично, ведь оно протекает в разных пространствах жизнедеятельности ребёнка. Именно поэтому родители и учителя должны чётко осознавать воспитательную стратегию и владеть тактикой взаимодействия. Диктат школы в данном случае неуместен и бессмыслен, ибо не продуктивен. Но и представлять школу как учреждение, оказывающее «услуги» родителям, согласно их заказу, тоже лишено социального, научного и профессионального смысла. Школа - институт профессиональный, в ней работают люди, обладающие специальными знаниями в области педагогики и психологии, в то время как родители в большинстве своём не имеют даже начальной психолого-педагогической подготовки, их искусство воспитания строится на базе любви, традиций, опыта. В силу этого приоритетная позиция в сотрудничестве школы и семьи в вопросах нравственного воспитания детей всё же должна принадлежать школе.
Таким образом, сотрудничество школы и семьи как залог успешной социализации нравственной личности школьника эффективно в том случае, если оно выстраивается на базе обоюдно принятых обеими сторонами принципов: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности .
Первостепенное значение следует придавать принципу соглашения. Осуществляется данный принцип путем метода договора. Он предполагает общие позиции школы и семьи в их представлениях о воспитании и о цели воспитания: какими мы хотим видеть детей по окончании школы; договоренность двух сторон (школа - семья) об основах организации школьной жизнедеятельности детей, об условиях взаимоотношений этих двух сторон, о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу.
Принцип сопряженияпредполагает согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.
Принцип сопереживания предполагает взаимоуважение, доверие и расположение школы и семьи, разрешение конфликтов и избегание противоборства.
Принцип сопричастности - это значит взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте, проявлять взаимное, непосредственное или опосредованное отношение к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребенка.
Принцип содеянности предполагает причастие семьи к общему делу школы, умение ценить, максимально развивать и поддерживать инициативу и творческие способности родителей в школьном коллективе.
Лишь в той стране и в то время, когда все граждане озабочены состоянием дела воспитания и проявляют активный интерес к этому процессу, выражая стремление оказать помощь учебно - воспитательным учреждениям, а школы пытаются профессионально корректировать область семейного воспитания, проблема взаимодействия семьи и школы с целью нравственного воспитания детей, может быть успешно разрешена.