Условием успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Условием успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности.

Памятка

  • Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности

  • Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

  • Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

  • Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя

  • Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других

  • Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя

  • Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель - садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

По мере того как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся все чаще не могут успешно адаптироваться к жизни. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться.

Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам общества.

Сегодня ведущей целью образования является направленность на

  • личностно-ориентированное обучение,

  • развитие способностей ребенка

  • его последующую самореализацию.

То есть учащимся необходимо объяснить, для чего им это надо, какую пользу принесет им овладение тем или иным методом и как это умение пригодиться им в будущем.

Конечно, гораздо проще мотивировать учеников в ходе изучения актуальных для сегодняшнего дня разделов экономики и права, чем при исследовании проблемам философского уровня. В данном случае учитель должен, например, помочь ученикам осознать тот факт, что именно способность отвлеченно мыслить отличает развитую личность и позволяет добиваться высоких результатов в различных видах деятельности, вырабатывая нестандартные решения различных жизненных и производственных ситуаций.

Ученик должен увидеть, что универсальные компетенции (умения, навыки), формируемые в процессе обучения, позволят ему применять имеющиеся знания в новых, изменяющихся условиях на любом жизненном этапе.

В конечном итоге ученик должен понять, что то, чему он учиться в школе поможет ему вступить во взрослый мир (социализироваться), а вот насколько это вступление будет успешным, зависит от него самого



Но каким должен быть сам урок, чтобы ученик получил от него максимум полезной информации?

В основе успешного обучения лежит познавательная мотивация приемы и способы создания ситуации успеха.

Какие методы работают на развитие познавательной мотивации, а значит и на успешное обучение???

Решение вышеназванных задач (успешность обучения, его практическая направленность и последующая социализация) осуществляется прежде всего через применение технологии развития критического мышления. Уметь критически мыслить - это уметь работать с разнообразной информацией: находить и отбирать ее в контексте решаемых задач, анализировать и оценивать ее, формулировать обоснованные выводы и принимать решения

Развитию критического мышления на уроке помогает работа с текстом, документами, таблицами, картами, статистическими данными…

(История, обществознание, право, литература, рус. и иностр. языки, география, экономика, биология).

Современный урок немыслим без активного применения информационных технологий. Мультимедийное оборудование, позволяющее использовать текст, графику, видеоматериалы, значительно расширяет возможности применения компьютера в учебном процессе. Использование компьютерных презентаций при объяснении нового материала, подготовка учащимися домашних заданий с использованием ресурсов сети Интернет - вот только некоторые варианты применения ИКТ. Это не только способствует активизации познавательного интереса учащихся и позволяет использовать на уроках новейший фактический материал, отсутствующий в учебниках, но и формирует крайне необходимые в информационном обществе компетенции.

Интенсивной социализации учащихся способствует применение интегральной образовательной технологии, которая основана на организации групповой деятельности учащихся по решению определенных задач: изучение и анализ документов, статистических данных, произведений искусства, составление структурно-логических схем, таблиц, выполнение творческих заданий.

Такая деятельность не только ведет к осознанному и прочному усвоению знаний, но и развивает его способности к самообразованию, самоорганизации, обогащает коммуникативным опытом.

Занятия должны быть организованы так, чтобы большую часть времени на уроке говорили, рассуждали, спорили ученики, а не учитель. В результате систематического участия в уроках-дискуссиях старшеклассники овладевают способностями участвовать в принятии групповых решений, разрешать спорные проблемы, принимать и уважать иную точку зрения.

Большую пользу для включения подростков в ситуации реальной жизни приносят различные деловые игры.

Красной нитью через все уроки должно проходить выполнение следующего условия - анализ любого явления (особенно явления общественной жизни) не должен быть односторонним.

Очень нежелательны категоричные бескомпромиссные ответы. Ученики должны учиться находить в каждом явлении и положительные, и отрицательные моменты.

Это будет способствовать выработке у них толерантности, терпимости к чужому мнению и готовности к сотрудничеству, партнерству - качествам, так необходимым в современном мире.

Чтобы все вышеперечисленные и другие методы и приемы «работали» на формирование познавательной мотивации ребенка, его интереса к учебе, необходимо учитывать такой важный фактор, как психологическая комфортность .

Создание благоприятной эмоциональной среды в школе, на уроке является одним из важнейших условий формирования высокой познавательной мотивации учащихся.

Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения к школе и к учению в целом.

Под термином «эмоциональное благополучие» в данном случае следует понимать "удовлетворенность ребенка своей деятельностью, взаимоотношениями с учителями, одноклассниками, защищенность в данном коллективе, внутреннее спокойствие"

Ребенку может быть некомфортно, неуютно, плохо в школе из-за:

Плохих взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выливающимися в постоянную критику отдельного ученика и приводящую к отчужденности его от классного коллектива.

Плохой успеваемости из-за сложности предмета и как следствие, негативной оценке со стороны учителей и более успешных одноклассников.

Отсутствия поощрения со стороны учителя маленьких (и не очень) личных достижений отдельного ученика, что очень важно для его личностного роста и состояния удовлетворенности проделанной работой.

Неудовлетворительной общей дисциплины в классе.

Грязи, мусора, беспорядка в классе и других школьных помещениях.

Негативной оценке школы и учителей со стороны родителей

Личным наблюдением за ребенком и общей ситуацией в классе.

Анкетированием и различными видами опросов с последующим анализом.

Доверительной беседой с определенным учеником или его товарищами (возможно не всегда).

Беседой с другими учителями, родителями по волнующим вопросам.

Переносом на себя создавшейся реальной ситуации: «А мне бы так понравилось? А мне было бы удобно, комфортно в такой обстановке?»

Психологическая комфортность и все вышеперечисленные методы ведения современного урока должны привести к тому, что ученик, приходя в школу, должен попадать в большую семью, где ему будет интересно, где его каждый день будут учить чему-то новому и полезному.

В этой семье он будет чувствовать себя спокойно, в безопасности, будет уверен в том что его достижения не останутся без внимания, а его ошибки не будут осмеяны.

Для ЭТОГО необходимо:

1. Видеть в каждом ученике уникальную личность.

«Все дети талантливы».

2. Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

"Учиться победно!".

3. Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.

"Ребенок хорош, а плох его поступок".

4. Предоставлять возможности и помогать детям.

"В каждом ребенке - чудо, ожидай его".

Закон успешности

Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха

Счастливого человека может воспитать только счастливый

эти афоризмы хорошо известны, в чем-то они спорны, но в целом, думается, они правильно отражают жизненные закономерности. Если продолжить мысли, можно сказать так: «Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха». Верно ли это? Школьная жизнь подсказывает, что чаще всего это именно так.

6


© 2010-2022