Личностно-ориентированное обучение учащихся начальной школы

Позиции личностно – ориентированного обучения: ·         Личностно – ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей; ·         Образовательный процесс личностно – ориентированного обучения предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении опять же опираясь на его способности, склонности, интересы и опыт; ·         Содержание образования, его средства и ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение



В настоящее время в среде научной и педагогической общественности широкое распространение получил термин «личностно - ориентированное обучение. Педагоги и психологи по-разному трактуют смысл этого термина. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода в обучении через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности (отсюда и деление учеников на сильных, средних и слабых). Другие связывают его с инновационными процессами, которые в настоящее время происходят в современной школе.

Позиции личностно - ориентированного обучения:

  • Личностно - ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей;

  • Образовательный процесс личностно - ориентированного обучения предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении опять же опираясь на его способности, склонности, интересы и опыт;

  • Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;

  • Критериальная база личностно - ориентированного бучения учитывает не только уровень достигнутых ЗУНов, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);

  • Образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, является важным средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика;

  • Обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение ЗУНами обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, использование своего опыта в оценке фактов, явлений, событий окружающего мира;

  • В данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим в целостном образовательном процессе. Значимым становится развитие индивидуальности ученика, создание условий для его саморазвития, самовыражения;

  • Личностно - ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признание разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых должен осуществлять сам учитель с учетом развития каждого ученика

Личностно - ориентированная система обучения: принципы ее построения.



Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно - ориентированным. Проблема в другом: как понимать личность, где искать источник ее развития. Нельзя сказать, что школа раньше не ставила перед собой цель развития личности. Наоборот, эта цель постоянно декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития личности.

Личностно - ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания исходила в основном из признания ведущей роли внешних воздействий (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности. Аналогичным образом разрабатывались и другие дидактические модели, через которые реализовывался индивидуальный подход в обучении. Он сводился в основном к разделению учащихся на сильных, средних и слабых; к педагогической коррекции через специальную организацию учебного процесса по степени ее сложности., уровню требований к овладению эти материалом (программированное, проблемное обучение). В рамках такого индивидуального подхода проводилась предметная дифференциация.

Психологические модели личностно - ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных способностей, а не индивидуальных. Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний.

В настоящее время вырабатывается иной подход к пониманию и организации личностно - ориентированного обучения. В его основе лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом. Субъектный опыт называют личным, собственным, индивидуальным, подчеркивается его принадлежность конкретному человеку. Обучить можно в принципе всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов.

Следует различать знания и информацию. Информация дается через содержание учебного материала. При усвоении этой информации ученик «пропускает» ее через свой субъективный опыт и превращает в индивидуальное знание. Иного пути формирования знания нет. Но и учитель, сообщая научную информацию, выражает свое отношение к ее содержанию, использует свой собственный субъективный опыт.

Итак, обучение и учение взаимосвязаны, но не тождественны. Обучением через его содержание задаются социокультурные образцы познания, поведения, обязательные для всех. В учении реализуется индивидуальная познавательная деятельность, которая в силу природной активности ребенка формируется очень рано, подчас стихийно, еще до обучения в школе. К моменту поступления в школу ребенок уже является обладателем собственного познавательного опыта. Основная функция школы состоит не в нивелировании, оттормаживании опыта ребенка как несущественного, а, наоборот, в максимальном его выявлении, использовании.

Реализация личностно - ориентированного обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса, к учению, как индивидуальной деятельности ученика, ее коррекции и педагогической поддержки.

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. Развитие способностей ученика - основная задача личностно - ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Проектирование личностно - ориентированной системы обучения предполагает:

  • Признание ученика основным субъектом процесса обучения;

  • Определение цели проектирования - развитие индивидуальных способностей ребенка;

  • Определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъективного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Реализация личностно - ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, и приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).

Необходимы также особые процедуры отслеживания характера и направленности развития ребенка; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (определение динамики развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другим).

Для того чтобы реализовать концепцию личностно - ориентированного обучения в школе необходимо:

  • Принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются;

  • Выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, родителей, учеников;

  • Определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.

Термины образовательный и учебный процесс не тождественны по смыслу. Учебный процесс направлен на организацию и передачу знаний, создание оптимальных условий для их усвоений. Содержание, формы, методы, средства обучения здесь тесно взаимосвязаны и подчинены основной образовательной цели - познание учеником окружающей его действительности. Учебная программа воспроизводит в своем содержании систему научных знаний, специально отобранных в учебных целях для усвоения. Она едина и обязательна для всех. Образовательный процесс - это система построения взаимосвязи обучения и учения, которая обеспечивает развитие личности как индивидуальности. Его содержание, формы, методы, приемы направлены главным образом на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика. В образовательном процессе усвоение знаний из цели превращается в средство развития ребенка с учетом его жизненного опыта, каких-то реальных индивидуальных способностей. Образовательная программа в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается, прежде всего, на знании особенностей ученика как личности. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения. В образовательном процессе существенно меняются формы построения диалога ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитывается индивидуальная избирательность ученика, стремление использовать полученные знания самостоятельно.

Итак, если конструирование учебного процесса подчинено разработке содержания знаний, выстраиванию их в научно непротиворечивые системы, доступные для усвоения большинством учащихся, то построение образовательного процесса рассчитана, прежде всего, на индивидуальное развитие каждого ученика, то есть личностно ориентировано.

Реализация личностно - ориентированного обучения предполагает разработку новых педагогических технологий. В настоящее время личностно - ориентированный подход в обучении стал своеобразным знаменем современной школы. Одни отождествляют с индивидуальным, другие - с дифференцированным подходом, который всегда существовал в нашей общеобразовательной школе.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и составляет суть личностно - ориентированной педагогики. Следует отметить, что традиционная педагогика в качестве своей приоритетной задачи всегда выдвигала, как цель развитие личности и в этом смысле была личностно - ориентированной. Но основывалась она на следующих моделях:

  • Социально - педагогическая модель реализовывала требование общества воспитать личность с заранее заданными свойствами6 чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели. Основными требованиями к личности были: подчинение индивидуальных интересов общественным, послушание, коллективизм и т.п. Образовательный процесс был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при котором каждый достигал определенных результатов (всеобщее десятилетнее образование, борьба с второгодничеством, дети с отклоняющимися формами поведения и т.п.). Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности «извне», без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика. Образно говоря, направленность такой технологии можно обозначить так: «Мне не интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать, я этого добьюсь».

  • Предметно - дидактическая модель личностно - ориентированной педагогики традиционно тесно связана с организацией научных знаний в системе в процессе обучения с учетом их содержания, трудности, новизны, уровня интегрированности, с учетом приемов их усвоения, «порций» подачи материала. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении. Организованные формы вариативного обучения, конечно, способствовали его дифференциации, но образовательная идеология не менялась - личность оставалась продуктом обучающих воздействий. Создавалась ситуация, при которой дифференцированные формы педагогического воздействия определяли содержание личностного развития. Мы различаем термин «дифференциация обучения» и «дифференцированный подход в обучении». Во втором случае речь идет сначала о раскрытии индивидуальности ученика, а затем о выборе для него благоприятных условий развития через предлагаемые дифференцированные формы, а не наоборот.

  • Психологическая модель личностно - ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях личности. Познавательные способности нередко отождествляют с интеллектуальными способностями, но это не так. В образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний. Целью образовательного процесса с позиции психологии является развитие, коррекция обучаемости, как познавательной способности; оценка уровня ее проявления (дети с повышенной или пониженной обучаемостью); анализ особенностей ее становления у одаренных детей и детей с различными нарушениями развития. Конечной целью обучения признавалось овладение ЗУНами, накопленными человеческой практикой познания. Развитие индивидуальных способностей считалось побочным (хотя и важным) результатом обучения.

Различия в познавательных способностях школьников наиболее отчетливо выступают в способах учебной работы; выбора рациональных приемов выполнения учебных действий, гибкому их использованию по собственной инициативе. Для развития познавательных способностей нужны такие образовательные технологии, которые бы обеспечивали становление способов учебной работы через обучение

Сравнительный анализ трех описанных выше моделей личностно - ориентированного подхода свидетельствует, что при всем различии эти модели имеют много общего. Их объединяет следующее:

  • Признание за обучением главной детерминанты развития личности на всех этапах ее возрастного становления

  • Декларирование основной цели обучения как формирование личности с заданными типовыми характеристиками

  • Конструирование образовательного процесса, обеспечивающего овладение ЗУНами, как основного результата обучения; реализация информативной, а не развивающей функции

  • Представление об учении как индивидуальной познавательной деятельности.

При таком понимании личностно - ориентированного подхода ребенок изначально личностью не является. Он лишь становится ею в результате целенаправленных педагогических воздействий.

Однако возможен другой подход к построению личностно - ориентированной системы обучения. Он опирается на следующие исходные положения:

  • Приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка, как активного носителя субъектного опыта, который сложился задолго до поступления в школу.

  • Образование это единство двух взаимосвязанных составляющих: обучения и учения.

  • Проектирование образовательного процесса должно предусматривать возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность по преобразованию социально значимых образцов усвоения, заданных в обучении.

  • При конструировании и реализации образовательного процесса необходима работа по выявлению опыта каждого ученика, его социализация; сотрудничество ученика и учителя, направленного на обмен опыта; специальная организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса.

  • В образовательном процессе происходит «встреча» задаваемого обучением общественно - исторического опыта и данного опыта ученика, реализуемого его им в учении.

  • Взаимодействие двух видов опыта (общественного и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использовании всего того, что накоплено учеником в его собственной жизнедеятельности.

  • Развитие ученика как личности идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование личного опыта как важного источника собственного развития.

  • Учение как деятельность ученика должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание.

  • Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими ЗУНами.

Технология личностно - ориентированного обучения.



Основным принципом разработки личностно - ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Индивидуальность неповторимое своеобразие каждого человека. Она формируется на основе наследственных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Технологизация личностно - ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Требования к разработке дидактического обеспечения личностно - ориентированного процесса.

  • Учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.

  • Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика.

  • В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.

  • Активное стимулирование ученика к получению знаний, саморазвитии, самовыражении в ходе их получения.

  • Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.

  • Необходимо стимулировать учеников к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.

  • Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.

При составлении учебного текста необходимо, кроме отбора его по научному содержанию, целям усвоения, характеру изложения (описательному, объяснительному и т.д.), учитывать также личностное отношение к работе с этим текстом. Для выявления этого отношения к учебному тексту при его конструировании важно учитывать тип научной информации.

Типы научной информации.

  • Информация справочного характера: аксиомы, положения, не требующие доказательств (Волга впадает в Каспийское море). Эта информация не принадлежит «никому», она «обезличена», хотя усваивается всеми школьниками как обязательная.

  • Информация, выражающая результаты чужого опыта: она может соответствовать или не соответствовать результатам опыта ученика; одна и та же научная информация, изложенная в учебнике, воспринимается учеником по-разному, в зависимости от характера и индивидуальности направленности их опыта. Организация личностно - ориентированного подхода к работе с текстом должна быть направлена в первую очередь не на развитие памяти, а самостоятельности мышления.

  • Информация, помогающая самообразованию: это имеющиеся в учебнике текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, смысловые таблицы, которые облегчают самостоятельную работу над текстом, его понимание. В содержание заданий должно входить описание приемов их выполнения (алгоритмы, реши разными способами и т.п.)

Конструирование и реализация личностно - ориентированного процесса невозможны без учета психологических закономерностей. Психолог должен занимать при этом не столько позицию исследователя, сколько быть проектировщиком этого процесса. При предъявлении учащемуся учебного материала очень важно ставить конкретную цель. Например, давая задание на дом, необходимо четко указать, что требуется: выучить наизусть, пересказать своими словами, использовать дополнительную литературу и т.п.

Большое значение для организации личностно - ориентированного образовательного процесса имеет работа с первоисточниками. Например, изучение исторических фактов, событий может вестись по различным документам (летописи, былины, различные справочные материалы и т.п.). При изучении художественной литературы, на занятиях музыкой, изобразительным искусством можно выявить индивидуальные предпочтения учеников к работе с произведениями разных стилей и жанров. Эти предпочтения должны учитываться учителем, использоваться в процессе учебной деятельности на уроке, при планировании домашних заданий, в ходе опроса, при проведении творческих самостоятельных работ. Единообразие здесь не допустимо.

Исследования психологов показывают, что у детей очень рано (к 3-4 классу) начинает складываться индивидуальная избирательность к содержанию, виду и форме учебного материала. С возрастом эта избирательность может исчезать или, наоборот, усиливаться, что должно выявляться и прослеживаться в динамике, фиксироваться учителем.

Каждому ребенку, поступающему в школу, для развития и самореализации нужна образовательная среда, которая включает в себя:

  • Организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы.

  • Предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий (при снятии эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях).

  • Использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей.

  • Создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности.

  • Постоянное внимание учителя к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать, что они делали на уроке, как организовывали свою работу, какими способами пользовались, чем им больше всего понравилось заниматься и т.п.

  • Особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, на индивидуальных занятиях.

  • Разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское мышление.

  • Организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно - ролевых игр, тренингов учебного общения.

Чем богаче образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, опереться на них.

Такая разнообразная среда должна быть в начальной школе одинаковой для всех детей данного возраста. Она дает возможность каждому ребенку раскрыть себя и самореализоваться. Разнообразная внутри, но одинаковая для всех, она позволяет выявлять подлинную индивидуальность ребенка в естественных условиях его жизнедеятельности в школе. Организация такой среды, с одной стороны, устраняет традиционную ориентацию на «среднего» ученика, а с другой - позволяет раскрыться каждому. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает банк данных, из чего складывается познавательный портрет ученика.

Проектирование образовательного процесса в личностно - ориентированной системе обучения не ограничивается только специальным конструированием учебного материала, обеспечивающим ученику свободу выбора в работе с ними. Важно, как этот материал используется учителем на уроке. В системе личностно - ориентированного обучения существенно меняется функция урока, форма его организации. Урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.

Основные требования к личностно - ориентированному уроку.

Цель урока - создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

  • Использование разнообразных методов и форм организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся.

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

  • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Критерии, позволяющие анализировать деятельность учителя на уроке с личностно - ориентированной направленностью:

  • Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса.

  • Использование проблемных творческих заданий.

  • Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

  • Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения задания.

  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализа того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся.

  • Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную деятельность при выполнении домашнего задания.







Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников.



В последние годы наметился принципиально новый подход к проектированию учебных программ. Это связано, с одной стороны, с предоставлением социальной возможности выбора путей и форм получения образования (появились альтернативные образовательные учреждения), а с другой - с пересмотром самой образовательной системы, придание ей смысла не столько ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, сколько РАЗВИВАЮЩЕЙ. В развивающей учебной программе основной целью является развитие каждого ученика. Отсюда и смена приоритетов: от формирования знаний, умений и навыков как основной образовательной цели к созданию условий для раскрытия субъектного опыта ученика, природной психической активности как личности (отсюда термин «личностно - ориентированная учебная программа»). Но для этого нужны не только школы разного типа, но, прежде всего, различные программы, учебники, дидактические программы, методические пособия, дающие возможность учителю (и самому ученику) выбирать оптимальный вариант обучения.

Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность каждого ученика, опираться на нее, направлять и корректировать индивидуальное развитие.

Реализация личностно - ориентированного подхода в обучении впервые поставила перед школой проблему самостоятельного выбора содержания образования. В этой связи, например, концепция В.В.Давыдова как дидактическая система, ориентированная на формирование познавательной деятельности, не может рассматриваться как единственно возможная развивающая система.

В настоящее время практически нет учебных программ, обеспечивающих школьнику возможность овладевать знаниями с учетом индивидуальной избирательности к содержанию, виду и форме программного материала. Поэтому ученик не может выбрать для себя ту учебную программу, с которой ему легче и приятнее работать.

Дифференциация учебных программ в целях углубленного их изучения осуществляется в основном за счет усложнения научного содержания. Коррекционные программы строятся с учетом содержания учебного материала, уровня его сложности, а не на основе предоставления ученику возможности самостоятельно выбирать тип задания, выполняя которое, можно использовать различные содержательные признаки.

Существующие коррекционные программы позволяют совершенствовать знания, умения, но мало влияют на развитие ученика как личности, так кА исходят не от ученика, а от содержания научного знания. Умственное развитие ученика выступает при этих условиях побочным эффектом обучения. Так как является одинаковое для всех, с едиными показателями развития, методами его оценки.

Школьная отметка, как правило, фиксирует уровень овладения содержанием знаний и умений, но не индивидуальные способы проработки учеником заданного содержания. А ведь именно в способах учебной работы отражается субъективная переработка учеником школьного материала, именно в них фиксируется уровень его умственного развития.

Возможность использовать разные способы в ходе овладения предметным материалом должна быть обеспечена любая обучающая программа. Выбор способа учебной работы должен быть заложен в самом содержании заданий. Кроме того, необходимо разрабатывать психолого-педагогические условия, которые будут стимулировать самого ученика выбирать наиболее рациональные, личностно значимые способы работы. Нередко эти способы закладываются еще задолго до школы.

При таком подходе к обучению в центре внимание оказывается не некий усредненный ученик, а каждый школьник как личность. Изменяется вектор движения: не от учителя к ученику, а от самого ученика. В основу учебных программ должны быть заложены все необходимые условия для овладения теми видами деятельности, которые дают ученику широкую ориентацию в системе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, где ученик является активным участником этих отношений.

Построение предметного обучения по интегрированному типу позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру. Такое построение учебных предметов способствует формированию целостной научной картины мира, не ограничивает угол зрения (через химию, физику, математику и т.п.) позволяет самому ученику выбирать «опорные» знания из разных наук, с максимальной ориентацией на субъективный опыт.

При таком подходе меняется представление об образовательной среде. Это не просто обучающая среда, а специально организованное образовательное пространство для освоения разных форм и видов человеческой деятельности, где ученик овладевает научными знаниями, опытом отношения к миру, вещам, к людям, как бы раскрывает себя миру. Такая обучающая среда является развивающей. Она не навязывает ученику путь развития, а создает более свободные условия, предоставляя ученику возможность самому определять траекторию индивидуального развития. Раскрытие субъективных ценностей и формирование на этой основе общественнозначимых ценностей - основная задача личностно-ориентированного обучения. Отличительной особенностью такого обучения является признание ученика как самоценности, как носителя субъективного опыта. Раскрыть содержание этого опыта, максимально опираться на него при организации обучения - основная задача учителя. Главной проектируемой характеристикой личностно-ориентированной программы должна быть задача инициирования субъективного опыта ученика. В содержание субъективного опыта входят, обязательно взаимосвязанные: 1)предметы, представления, понятия; 2) операции, приемы, правила выполнения действий; 3)эмоциональные коды. Важно, чтобы учитель знал эти составляющие каждого ученика и мог выделить сильные и слабые стороны. Например, в структуре субъективного опыта может доминировать круг научных представлений, знаний об окружающем мире; или наоборот, при небольшом запасе знаний в субъективном опыте ученика может преобладать своеобразное видение мира, которое нуждается в специальной коррекции. Субъективный опыт делает всех учеников разными, неповторимыми. Цель личностно-ориентированного обучения - максимально раскрыть эти различия.

Источники субъективного опыта различны: собственная биография ученика (влияние семьи, национальной, социокультурной принадлежности); результаты его повседневной жизнедеятельности, реального взаимоотношения с миром вещей и людей; итоги обучения.

Содержание субъективного опыта зависит от прошлого опыта жизнедеятельности ученика, его преобразования под влиянием обучения, других источников информации.

При конструировании личностно-ориентированной (развивающей) учебной программы важно учитывать не только ее научное содержание, но и характер самого научного знания; мотивы, которые необходимы при ее усвоении («ради чего я должен изучать данный предмет»); основные способы организации умственной деятельности. Эти целевые и ценностные установки должны быть сформулированы в объяснительной записке к учебной программе, отражены в самой программе.

Сегодня учитель инновационного образовательного учреждения имеет право выбора учебной программы. Существует много нормативных программ. Нередко учитель пользуется своими авторскими программами. Все это важно. Однако целесообразность использования той или иной учебной программы часто недостаточно обоснована. Она определяется либо самим учителем, либо рекомендациями лиц, ответственных за повышение профессионализма учителя. Например, не ясно, чем отличается учебная программа от образовательной, обучающая от развивающей, хотя эти термины широко используются.

Обосновывая преимущество той или иной программы, учитель должен учитывать образовательные цели, которые он ставит перед собой, проанализировать возможности каждого ученика, их готовность работать по этой программе, а главное - оценить ее развивающий эффект не вообще, а совершенно конкретно - в чем он должен состоять.

Школа ушла от единообразия программ и учебников. Появилось много альтернативных программ и учебников. Определение их образовательной целесообразности, эффективности предполагает создание критериальной базы, которая не может быть единой. Сложившаяся практика использования в качестве критериальной базы различных диагностических методов опирается пока на традиции тестирования, либо к изменению состоянии его психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения), либо к выделениею отдельных сторон личностного развития. Все это не обеспечивает достаточно надежной основы для оценки развивающего эффекта той или иной учебной программы.

Возможность построения личностно - ориентированной модели школы.



Разработка модели развития любой общеобразовательной школы предусматривает два основных этапа: проектирование (просматривание, продумывание) содержания ее работы как развивающей (и развивающейся) системы и реализация этого проекта через тщательный анализ всех педагогических условий, наличие или создание которых только и может обеспечить осуществление проекта развития школы как инновационного образовательного института.

На первом этапе разработки модели определяется содержание развивающего обучения, происходит тщательный анализ существующих подходов к проектированию такого обучения, выбор направлений и условий его реализации с учетом специфики образовательного учреждения, его основных целей и задач в обеспечении личностно-ориентированного процесса.

На втором этапе осуществляется практическая реализация проекта развития школы как целостной системы, затрагивающей все основные направления ее деятельности: учебный план, повышение квалификации преподавателей; профессионально-личностные ориентации учителей-предметников, требования к оценке развития личности ученика; критерии урока в системе личностно-ориентированного обучения; принципы организации психологической и социальной поддержки ученика как основного субъекта образовательного процесса, взаимодействие школы, семьи и общественности, их функции в становлении личности ученика как гражданина.

Успех в реализации такого проекта развития школы зависит от многих причин. Важным принципом проектирования является принцип совместности, определяющий и интегрирующий в единое целое разные направления развития школы: проектирование ее образовательной среды, образовательных процессов, развития профессионального сообщества, объединяющего специалистов разного профиля - учителей-предметников, воспитателей, социальных педагогов, школьных психологов, администрации.

Любая школа, входящая в подобный режим развития, кроме разработки научно-педагогического проекта, оформления соответствующей документации (устава, положения о школе и т.п.), должна иметь время на реализацию этого проекта. (3-5 лет), после чего рассматривать ее статус и закреплять его юридизацию.

В настоящее время у нас существует три типа образовательных институтов: лицей, гимназия, колледж. Рассмотрим, какую модель личностно-образовательного обучения они реализуют.

В основу организации такого образовательного процесса закладывается представление об индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ученику. Если раньше такой подход в обычной школе осуществлялся через организацию учебного материала доступного тому или иному ученику (сильному, среднему, слабому), то в инновационной школе создаются более гибкие дифференцированные формы для проявления индивидуальности как уникальности, неповторимости, оригинальности в самореализации.

Существуют две позиции в вопросе организации дифференцированного обучения: одна (будем называть ее внешняя дифференциация) сводится к тому, что сначала необходимо создать некоторые структуры, в рамках которых можно осуществлять дифференциацию учащихся, а затем выявлять их индивидуальность; другая (внутренняя дифференциация) опирается на признание индивидуальности как данности. Цель обучения - сначала изучить, раскрыть эту индивидуальность, а затем определять структуру, в рамках которой эта индивидуальность будет развиваться наиболее оптимально.

В настоящее время во многих инновационных школах совмещают эти две позиции, что затрудняет определение и проектирование типа образовательного института по его целям, содержанию, структуре, условиям функционирования. Например, не совсем ясно, чем должен отличаться образовательный процесс гимназии и лицея, если четко не определены их функции и цели.

Иногда термин «индивидуальный» отожествляют с «дифференцированным», что не правомерно. Индивидуальный подход - основной психолого-педагогический принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого ребенка как проявление особенностей его психофизиологической организации в ее неповторимости, своеобразии, уникальности. Дифференцированный подход - принцип обучения, согласно которому учитываются различия между группами людей по их социальной, возрастной, образовательной, профессиональной направленности.

  • Дифференцированное обучение не цель, а средство развития индивидуальности.

  • Проектирование (технологизация) дифференцированного обучения невозможны без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему особенностями, как личности.

  • Индивидуализация - основа дифференцированного обучения. Только знание индивидуальности каждого ученика обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения.

Значит, исходный пункт в организации дифференцированного обучения - раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого ученика. Дифференцированные формы обучения создают лишь для этого благоприятные условия, способствуют раскрытие индивидуальности.

Школа - единственный социальный институт, призванный раскрыть индивидуальность каждого ученика в ее уникальности, неповторимости. Все другие институты (семья, армия, вуз, работа) только опираются на уже сложившуюся индивидуальность как бы «эксплуатируют» ее свойства и характеристики. Только школа как коллектив профессионалов может (и должна) определить индивидуальность каждого ученика, ответить на вопрос «каков я?», дать рекомендации ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального развития и еще школа - единственный социальный институт, через который проходит каждый человек в наиболее ответственный момент для него период своего возрастного и личностного развития. Следовательно, индивидуализация - не результат дифференциации, а наоборот, дифференциация способствует индивидуализации обучения.

Путем постоянного профессионального наблюдения за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных об ученике. Как меняется у него познавательный процесс от класса к классу. Данное наблюдение должно оформляться в виде индивидуальной карты познавательного процесса и служить основным документом для выбора дифференцированных форм обучения, индивидуальных программ.

Школьные психологи, имея в своем методическом арсенале тестовые методики, часто применяют их изолированно от учебного процесса, психологические и педагогические наблюдения за учеником порой не согласуются ни по целям, ни по методам, ни по использованию результатов. Все это позволяет сделать вывод о том, что тестирование должно быть не основным (исходным), а вспомогательным методом изучения ученика как личности.

Основной метод - педагогическое наблюдение, т.е. анализ целостного учебного поведения ребенка в конкретных условиях проектирования педагогической стадии развития. Результаты этого наблюдения фиксируются в индивидуальной карте психического развития ученика, начиная с детского сада, начальной школы, в условиях предметного обучения в среднем и старшем звене.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что создание инновационного заведения - процесс длительный, требующий преобразования всех взаимосвязанных педагогических структур.

В настоящее время в образовательной практике широко используется термин «разноуровневая дифференциация». Применительно к личностно-ориентированному обучению он имеет неоднозначное содержание, а потому нуждается в уточнении. Личностно-ориентированное образование не тождественно обучению. Образование должно обеспечивать своеобразную «встречу» уже имеющегося субъективного опыта с общественно значимым в виде обмена и согласования ценностей, значений. Задача обучения - образовать, т.е. обогатить, «окультурить» субъективный опыт как жизненно значимый для личности.

Образовательная технология должна способствовать: раскрытию субъективного опыта ученика; формированию личностно значимых для него способов учебной работы (а не просто усвоению заданных приемов, образцов действий); овладению умениями самообразования; воспитанию нравственных идеалов, их воплощению в личной жизни.

Осуществление нового образовательного процесса предполагает профессионально-личностную подготовку учителя-предметника, не только как транслятора знаний, но и как личности, способной понять, раскрыть, оценить, спрогнозировать развитие каждого ребенка как индивидуальности. Это требует от учителя не только гуманного отношения к детям, но и профессионального умения проектировать индивидуальные программы развития ученика на основе знания его индивидуальности.

Проектирование (и дальнейшая реализация) личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает:

  • Выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса.

  • Развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей - основная цель образования.

  • Разработка обучающих технологий, обеспечивающих реализацию основной цели образования посредством выявления и структурирования субъективного опыта ученика путем его согласования с общественным опытом.

Обучающие технологии должны обеспечивать максимальную фиксацию процесса учебной работы ученика, а не только его конечный результат.

Реализация личностно-ориентированного обучения предполагает создание особых психолого-педагогических условий. Наиболее важные из них:

  • Разработка предметного содержания, технологии его использования в учебном процессе. Для этого в рамках программы (тематического планирования) учитель должен располагать дидактическим материалом, а ученик иметь свободу выбора задания (одно и то же задание должно обеспечивать возможность его выполнения через образ, слово, схему, практическое моделирование).

  • Анализ использования учеником разнообразных способов проработки учебного материала (выбора наиболее рациональных, сопоставление чужих и своих способов, их анализ, обсуждение, аргументация применения и т.п.). Выявление отношения ученика к знанию, учению, избирательности ученика к предметному содержанию знаний, характер ее проявления, устойчивости.

  • Направленность учителя на учебные возможности каждого ученика; составление индивидуальной карты его личностного (познавательного) развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой, прежде всего на успех в достижении учебных результатов.

  • Построение урока, направленного на создание условий самореализации каждого ученика; раскрытие и максимальное использование субъективного опыта ребенка; на стимулирование учеников к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога).

Вне глубокого изучения (проектирования) развития личности ученика в образовательном процессе, без составления на профессиональной основе его познавательного «профиля» с помощью разработки и применения личностно-ориентированной обучающей технологии школа всерьез пока не готова в полной мере к ответственному набору детей в учреждения с дифференцированными формами обучения. Необходимы совместные и очень интенсивные усилия ученых, специалистов разной профессиональной ориентации, дидактов, психологов, направленные не решение этой важнейшей задачи обучения

Литература.



  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.1982г.

  2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Якиманская И.С. 1984г.

  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 1989г.

  4. Крутецкий В.А. Вопросы психологии способностей школьников. М.1984г.

  5. Власова Т.А., Лубовский В.И., Ципина Н.А. Дети с задержкой психического развития. М.1984г.

  6. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М. 1992г.

  7. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М. 1981г.

  8. Якиманская И.С. Психологические критерии качества знаний школьников. М. 1990г.

  9. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М. 1996г.

  10. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М. 1979г.

  11. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М.1985г.

  12. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии. М. 1989г.

  13. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение. Директор школы. 1985г.

  14. Якиманская И.С. О разработке школьной документации, отражающей личностное развитие ученика. Школа здоровья. 1996г.

  15. Калмыкова З.И. продуктивное мышление как основа обучаемости. М. 1981г.


© 2010-2022