Родительское собрание на тему: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании детей»

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание на тему :

«Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей».

Задачи: 1. Познакомить родителей учащихся с введением в 2012 -2013 учебном году нового курса «Основы православной культуры».

2.Обсудить с родителями роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей .

3.Способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности.

Форма проведения: беседа.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители !

Как вы знаете, с 1 сентября 2011года первоклассники обучаются по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Одной из программ на ступени начального общего образования является программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся.

Сегодня мы пригласили вас на родительское собрание, тема которого«Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей».

Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье. Первые несколько лет ребенок получает почти одну треть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет детства человек устанавливает канву своей последующей жизни. Иными словами, взрослый человек в течение всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за детские годы.

.Актуальность проблемы духовно - нравственного воспитания детей обусловлена глубоким кризисом современного российского общества. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения.. Главной причиной кризисных явлений в семье является пренебрежение духовными законами. Перефразируя Ф.М. Достоевского можно сказать: «Если ничего не свято, то все позволено». Согласно опросу Института социологии РАН 55% молодых людей, то есть большинство, готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. Значительная часть молодежи не считают неприемлемыми проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену. Сегодня все чаще для молодых людей идеалом становится вольная и роскошная жизнь, добывание денег любыми средствами. Навязывание философии гедонизма ( «оттянись со вкусом), для которой смыслом жизни становится получение удовольствия любой ценой, непрестанные развлечения, бегство от реальной жизни в мир иллюзий. Вторжение в жизнь компьютеров и телевизоров заменяет людям общение. В отрочестве и юности каждый человек начинает искать смысл жизни, а в настоящее время смысл этот разрушается большинством Средств Массовой Информации путем психологического террора и пропаганды насилия, распущенности нравов, разврата, извращений - безумия, и это очень осложняет поиск молодого человека. А.Гитлер сказал: «Кто обладает молодежью - тот обладает будущим». Если мы не задумаемся сейчас, кто старается обладать нашей молодежью - то можем остаться без будущего. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда родители озабочены решением проблем экономического выживания , когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию , что сводит общение с ребенком к минимуму и снижает воспитательный потенциал семьи. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводят людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.

Как следствие всего этого - кризис семьи, как первого из социальных институтов и как величайшего гаранта благосостояния и сохранения моральных ценностей.

Причины кризиса лежат не столько в экономической сфере, психологии или психиатрии, сколько в духовной, которую человек формирует своими действиями. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах Выход из сложившейся кризисной ситуации один -

возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания. «Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание, оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные.»

Духовность - качественная характеристика сознания и самосознания личности, предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя. Духовность человека выступает изначальным базисным ориентиром общества в целом. Поэтому так значимо духовное становление личности человека. Духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

Человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, и очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет. Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Такое духовное направление помогает дать христианское воспитание, которое делает ясными для него различные проявления добра и зла. Общечеловеческие нормы нравственности отражены в священной книге «Библия».

Предлагаем вам презентацию исследовательской работы ученицы 3 «Б» класса Сурковой Анастасии.

На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывается последующая социальная и духовная состоятельность личности. Только семья может воспитать семьянина. Почитание родителей воспринимается детьми как необходимое условие благополучного взросления. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Надо иметь в виду, что семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии - и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

К сожалению, сегодня семья испытывает значительные трудности в реализации своего воспитательного потенциала. В следствии кризиса утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

Именно семья - самая естественная и благородная для растущего человека среда - низведена до примитивного уровня одевания, питания и наказания. Произошли глубинные деформации в психологии людей, которые стали следствием недостаточного материнского и отцовского тепла, атмосферы счастья.

Главная цель духовного воспитания - обретение внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним. Современное общество остро нуждается в таких качествах, как духовность, стремление делать добро, творение красоты, сопричастность судьбе Отечества, забота о природе, гражданская ответственность за основные события своей жизни, упорство в достижении цели.

Для становления духовно-нравственного мира ребенка родителям важно знать приоритеты развития и воспитания в разные периоды детства. Можно выделить три уровня в восприятии нравственности детьми. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.

I. Уровень принятия морали авторитета.

1). Принятие морали родителей. 2). Принятие морали учителя.

II. Уровень принятия морали социума.

3). Принятие морали сверстников. 4). Принятие морали общества.

III. Уровень автономной совести.

5). Сомнение в существующих нравственных ценностях. 6). Собственный выбор системы ценностной иерархии.

Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он будет выбирать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо, и что плохо. Затем он принимает в свою душу мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников, и, наконец, всего общества. И вот тут-то наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие. Для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в 15 - 16 лет.

Главной задачей духовного воспитания детей младшего школьного возраста является ученичество. При этом ученичество в дальнейшей жизни должно развернуться, как способ общения с людьми: мы должны быть готовы учиться у каждого встреченного нами человека, ведь каждый несет в себе какое-то уникальное, свойственное лишь ему качество и знание. При этом ученичество ориентировано не на получение конечного результата, а на сам процесс учения. В дальнейшем ориентация на результат возникает в результате соответствующего отношения взрослых людей. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. Ребенок ничего не меняет в знаниях, которые получает, он меняет себя. Этой готовности изменяться и развиваться, вообще говоря, человек должен научиться в младшем школьном возрасте на всю последующую жизнь. Восприятие морали в младшем школьном возрасте переходит на 2 стадию I уровня. Авторитет учителя в этом возрасте является определяющим.

Задумываясь о будущем, заглядывая в новое время, мы задаем себе вопрос, что ждет нас, «сегодняшних» и их «завтрашних», какие еще испытания приготовит им время. Мы не сможем защитить от будущих невзгод своих детей, но мы просто обязаны дать тот нравственный стержень, который поможет выстоять и победить. Передать родители детям могут только то, чем обладают сами. Дети - это зеркало родителей, поэтому если вы хотите что-то воспитать в ребенке, начните с себя. Родители должны помнить золотое правило - прежде, чем требовать от ребенка того или иного, этого же нужно требовать от себя. Это не значит, что родители должны быть идеальными в том или ином духовном и нравственном требовании, но вы должны всегда работать над собой, чтобы совершенствоваться в своей духовной и нравственной жизни. Вы должны помнить, что ребенок не будет искать идеалов родителей, но всегда будет видеть вашу работу над собой, и на это будет опираться, подражая вам. Ибо в духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то, насколько кто работает над собой.

Методы воспитания детей в семье - это способы, с помощью которых родители влияют на сознание и поведение детей. На слайде вы видите средства духовного воспитания.

Духовно - нравственное воспитание держится на любви. Любовь родителей для детей становится светом в этом мире и смыслом их жизни и радости. Вне любви всякое воспитание является ложным, пустым, ничего не дающим. Поэтому важно, чтобы воспитание проявлялось не внешне, а было глубоко внутренним явлением. Но любящий родитель ,чтобы помочь разобраться детям в сути дела, смысле своих и чужих поступках, предъявляемым к ним требованиям, сам должен быть крайне внимателен к внутреннему миру ребёнка.

Причина возникновения боли, страха, обиды - в неудовлетворении потребностей. Человеку нужно: чтобы его любили, признавали, уважали: чтобы он был кому-то нужен и близок: чтобы у него был успех: чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому человеку- задача это сверхсложная. Ведь счастье человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. И еще - от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего - родителей с ребенком.

За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность. Подобные переживания себя называют- самооценкой, чувством самоценности.

Оно сильно влияет на жизнь и судьбу человека. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.

В этом смысле у маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие.

Ребёнок ждет от нас подтверждений того, что он - хороший, что его любят, что он может справляться с посильными (и даже немного более сложными) делами.

Таким образом, каждым обращением к ребенку - словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто - в основном о нем. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я - хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствий, критики - ощущение «со мной что-то не так», «я - плохой». Душевная копилка ребенка работает непрерывно, и чем он младше, тем неизгладимое влияние того, что мы в нее бросаем. К счастью, с маленькими детьми родители более ласковы и внимательны, хотя и с ними не всегда удается избежать ошибок, как в только что описанном случае. Но по мере взросления ребенка «воспитательная» струна начинает звучать все сильнее, и порой мы перестаем заботиться о том, что же накапливается в его «сокровищнице» самооценки: светлые дары нашего тепла, принятия и одобрения - или тяжкие камни окриков, критики, наказаний.

Еще раз замечу, что начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Дети вырастают добрыми и щедрыми, если совершенно точно знают, что родители их очень любят. А потом они просто возвращаю миру то, что получили от своих родителей.

Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями - значит активно слушать ребенка в самом широком смысле.

Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.

Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя! Наличие безусловной любви к ребенку. Именно этот момент является решающим в становлении личности ребенка и определяет состояние его духовного и физического здоровья в будущем. «Полюби ближнего как самого себя…» Только безусловная родительская любовь создает ту благодатную атмосферу, которой пропитывается ребенок и впоследствии несет в мир. Если кто из нас, взрослых, оглянется назад и увидит в своем детстве: свет, тепло, любовь…, - тогда это и будет главным достоянием жизни.

Спасибо за внимание !







Уважаемые родители! С 2012 -2013 учебного года в школе вводится новый курс «Основы православной культуры», этот курс будет как факультатив. Президент России Д. А Медведев на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других российских религиозных организаций 21 июля 2009 года принял решение о начале преподавания в школе дисциплин духовно-нравственного содержания. В настоящее время апробация этого курса проводилась в 21-м регионе России.

Основной задачей, которую поставил президент перед этим курсом, является именно воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему отечеству, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал наш народ. То есть, ни о каком преподавания «Закона Божия» речь не идет. Речь идет о предмете культурологическом. К каким-либо церковным службам и обрядам никто никого принуждать не будет!

Курс «Основы православной культуры», позволяет дать детям те духовно-нравственные ориентиры, которыми руководствовался наш народ более тысячелетия, и которые позволяли ему выстоять в годы серьезнейших испытаний!

Еще в древности знали: «Чего не собрал ты в юности, - как же можешь приобрести в старости твоей?» (Сир.25:5). Увы, духовно-нравственная коррозия начитает поражать человека с самой юности. И дожидаться, пока дети достигнут совершеннолетия, и сами начнут свое религиозно-нравственное обучение - это просто убийственно для их будущего. Ребенок, лишенный нравственного стержня, особенно сейчас быстро поражается страстями и грехом. Никогда еще так не умножалась преступность, пьянство, наркомания, блуд, измены, аборты…

Православная отечественная культура - это культура Евангелия, культура связанная с именами преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, преподобного Андрея Рублева, Александра Невского и Дмитрия Донского, это культура Пушкина и Достоевского, Чайковского и Рахманинова, Нестерова и Васнецова.

Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени - наркомании, алкоголизма, воздействия со стороны деструктивных сект.

На уроке ОПК ребята не будут выбирать веру, как князь Владимир её выбирал, а узнают, как жила наша страна.

Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции.







© 2010-2022