Программа дополнительнго образования Уроки здоровья

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Формирование здорового образа жизни у младших школьников»


Введение

Проблема сохранения здоровья стала актуальной еще в древности. Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - I I века до нашей эры. Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном.

Во второй половине XIX - начале XX возникла идея «педагогизации среды», в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.

В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья, как в процессе обучения, так и в период организации свободного времени.

Актуальность темы исследования обусловлена приоритетным направлением современной социальной политики государства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников. Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в России, Концепция модернизации российского образования до 2010, Концепция непрерывности образования и ряд других документов создали условия для активизации инновационной деятельности укреплению по здоровья в образовательных учреждениях.

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Такая озабоченность вполне понятна. Так по данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровыми лишь являются 10 - 12% детей. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в школе, оказался одним из периодов, в течение, которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов.

Проблемы здоровья ребенка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. Таким образом, возникает необходимость изменения ориентации традиционной школы с передачи знаний, умений и навыков, на целостное развитие ребенка, включая его здоровье. Готовность к интеллектуальным нагрузкам связана не только с умением читать и писать, но и с уровнем здоровья ребенка.

По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных дошкольников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление роста по сравнению с данными 10-20-летней давности.

Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего пространства с обязательным использованием педагогами здоровьесберегающих технологий.

Цель работы: исследование и внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательную систему ОУ.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучение истории развития здоровьесберегающего обучения и воспитания и современного состояния проблемы, определение объекта, предмета, цели и задач исследования, обоснование теоретико-методологической основы исследования, разработка комплексной программы с целью определения основных направлений деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

2. Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс систему мероприятий, обеспечивающую охрану и укрепление здоровья учащихся.

3. Формировать представление о здоровом образе жизни у обучающихся, применительно к собственному телу и психике.

1. Развитие здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе школы в педагогической теории и практике.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение "О сохранении и размножении российского народа", в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: "Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства". В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний "Кроме сего впадает великое множество людей в разные болезни, об излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений…" Ломоносов предлагает: "требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, для изучения докторства послать российских студентов в иностранные университеты и внутри государства дать производить достойных в доктора"1.

Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.

В.А.Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".

Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.2 Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и "устранение" болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие "здоровье" с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие "здоровье индивида".3

Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье - это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания". Существует и другие формулировки: здоровье - обретение человеком своей самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей.4 К.Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен.

З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек - это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки В.Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: "…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

По мнению С.В.Попова "Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации".5

В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: "Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным».

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Академик Н.М.Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций».6 В.П.Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Прав академик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

И.И.Брехман, основоположник науки о здоровье - валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.7

А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации; 2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как "стратегия жизни человека".8

Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

При определении понятия "здоровье" часто возникает вопрос о его норме. При этом, само понятие нормы является дискуссионным. Так, в статье "норма", опубликованной во втором издании БМЭ, этот феномен рассматривается как условное обозначение равновесия организма человека, отдельных его органов и функций в условиях внешней среды. Тогда здоровье определяется как равновесие организма и его среды, а болезнь - как нарушение равновесия со средой.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

  1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

  2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

  3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.

  4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Существуют разные подходы к определению понятия "образ жизни".

Так, ряд авторов полагают, что образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека.9 Согласно Ю. П. Лисицыну, "образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей".10 В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

В другом подходе понятие образ жизни рассматривается как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как "система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды", где система взаимоотношений человека с самим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.

Большинство западных исследователей определяют образ жизни как "широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу".11

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И.В. Бестужева-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: "... экономическую - "уровень жизни", социологическую - "качество жизни", социально-психологическую - "стиль жизни" и социально-экономическую - "уклад жизни".12 Уровень жизни или уровень благосостояния характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей, таким образом количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество же жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это - показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п. Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля и уклада жизни.

Образ жизни - тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.13

Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате "О здоровом образе жизни" рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой "благое состояние духа", при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.14

Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями».15

С.В. Попов выделяет биологические и социальные принципы ЗОЖ. Биологические принципы характеризуются следующим: образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, укрепляющим, ритмичным, аскетичным.

Социальные принципы предъявляют к образу жизни следующие требования: он должен быть эстетичным, нравственным волевым, самоограничительным.

Однако образ жизни людей не может быть одинаковым, так как все мы исходно различны. Известно, что здоровым считается такой образ жизни, который приводит человека к оптимальным продолжительности и качеству жизни. Это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И. И. Брехман выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни.16 Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают его.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

2. Структура здоровьесберегающей среды

Здоровьесберегающая образовательная среда включает следующие компоненты:

1.Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.

2.Рациональная организация урока.

3. Обеспечение полноценного питания детей в школе.

4. Совершенствование системы физического воспитания.

На уроках физкультуры организуется процесс физического воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья, мотивации. Школьники активно занимаются в спортивных секциях во второй половине дня. Высокий уровень спортивной подготовки учащихся подтверждают призовые места в районных, городских и областных соревнованиях.

5.Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.

6.Использование здоровьесберегающих технологий.

7.Интеграция в УВП оздоровительных мероприятий.

8.Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление и улучшение социальной адаптации ребенка...

Вопросы о сохранении и укреплении здоровья учащихся рассматривались на классных и общешкольных родительских собраниях.

9.Организация работы по укреплению здоровья учителя.

10.Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.

11.Проведение мониторинга здоровья.

3. Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса.

Одним из основных документов, определяющим существенные моменты построения учебного процесса является Базисный учебный план. В настоящий момент большинство общеобразовательных учреждений Тульской области осуществляют поэтапный переход с Базисного учебного плана 1998г. к Федеральному базисному учебному плану 2004г. Оба документа определяют существенные условия построения учебного процесса в целях сохранения здоровья обучающихся:

  • установление единого максимально допустимого количества часов в неделю с учетом ее продолжительности для всех общеобразовательных учреждений;

  • включение в максимально допустимую нагрузку обучающихся часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах с соблюдением требования о том, что обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую;

  • построение школьного расписания уроков с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся отдельно для обязательных и факультативных занятий;

  • планирование факультативных занятий в дни с наименьшим количеством обязательных уроков;

  • организация 45-минутного перерыва между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий;

  • ограничение продолжительности уроков в школах до 45 минут;

  • соблюдение требования обучения младших школьников в первую смену при сменном режиме работы учебного заведения;

  • ограничение деятельности непрерывного применения в учебном процессе технических средств обучения до установленных норм (в среднем 15 - 20 минут);

  • обеспечение условий восстановления работоспособности обучающихся в течение дня путем установления нормативной продолжительности, максимальном использовании свежего воздуха, подвижных игр;

  • применение методов профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения, к которым относятся ограничение по плотности учебной работы на уроках по основным предметам до 80% и проведение на уроках физкультминуток и гимнастики для глаз;

  • удовлетворение биологической потребности школьников в движении путем включения предметов двигательно-активного характера;

  • организация домашних заданий с учетом возможности их выполнения и учетом индивидуальных психофизических особенностей детей.

4. Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики

Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведет к повы­шенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные в укрепление здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретают особое значение.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета возрастных особенностей де­тей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся конце учебного года.

Рациональный режим прежде всего предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности, подавляющее большинство функциональных отклонений в организме учащихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, гигиенически правильным построенным уроком.

Прежде всего урок с позиций здоровьесберегающих технологий должен быть построен с учетом потребностей детей: в саморазвитии; в подражании; приобретении опыта.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоро-вьесберегающей педагогики:

1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием послед­них достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения .

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их со­стояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здо­ровье.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проекти­рование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35-минутная продолжительность урока, для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физичес­ких упражнений и др. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. В таком случае на первом уроке можно отдать предпочтение одному из сложных пред­метов. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с кото­рыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение уро­ка с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопро­вождаться изменением позы ребенка.

При составлении расписания эффективно использовать чередование сложных и простых пред­метов в течение учебного дня. Физкультуру и труд нежелательно ставить первыми или последними в расписании.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки игры, дискуссии, соревнования, конкурсы, аукционы, концерты, фантазии, экскурсии, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся.

Одним из важных условий являются гигиенические показатели, характеризующие здоровьесберегающий урок можно просто перечислить: обстановка и гигиенические условия в классной комнате, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, число видов преподавания, чередование видов преподавания, наличие и выбор места на уроке методов, место и длительность применения ТСО, позы учащихся их чередование, физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке, психологический климат на уроке, плотность урока, наличие на уроке эмоциональных разрядок, момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности, темп и особенности окончания урока.

Можно представить в виде табличном варианте:

Гигиенические критерии урока Таблица 1

Вид деятельности

Рациональный, утомляемость на 40-41 минуте

Недостаточно рациональный утомляемость на 35-37 минуте

Нерациональный, утомляемость на 30 минуте

1

Плотность урока

60-80%

85-90%

>90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность видов деятельности

<10 мин

11-15 мин

> 15 мин

4

Частота чередования видов

Смена не позже, чем через 7-10 мин

Через 11-15 мин

Через 15-20 мин

5

Количество видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов

10-15 мин

15-20 мин

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

1

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

В норме

С частичным соблюдением норм

Не соблюдается

9

Чередование позы

Чередуется, следит за посадкой

Иногда контролируется

Нет

10

Физкультминутки

На 20 и 35 минутах по 1 минуте из 3-х упражнений

1 физкультминутка

Нет

11

Психологический климат

Положительные эмоции

+/-

Отрицательные эмоции

5. Создание программ по учебным предметам, ориентированных на углубленное изучение здоровья школьника

Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов" (1968). Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления.

В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия.

Программа дополнительнго образования Уроки здоровья

В нашем понимании духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.

Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.

Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально -волевой сферой.

Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

Данное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно принятое нами, позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сенситивных периодов биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе обучения и формирования ЗОЖ.

В связи с изложенным нами предпринята попытка разработки программно-методического обеспечения обучения учащихся основам здоровья и здорового образа жизни. Процесс обучения и формирования ЗОЖ в общеобразовательной школе осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям:

- формирование валеологической грамотности;

- внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения;

- организация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время.

На наш взгляд, с учетом многокомпонентности здоровья и многомерности ЗОЖ, а также интегративности науки о здоровье обучение основам здорового образа жизни должно осуществляться с позиций системного подхода и комплексности средств и методов обучения, воспитания и развития учащегося. В связи с этим освоение валеологических ЗУН возможно с использованием всей образовательной системы школы, начиная от учебных предметов и заканчивая организацией оздоровительной и воспитательной работы в тесном сотрудничестве с родителями.

Рассматривая государственный образовательный стандарт основного общего образования, следует отметить, что он содержит отдельные разрозненные сведения о здоровье, преимущественно физическом. При этом отсутствует целостный взгляд на здоровье человека и систему средств его сохранения и укрепления.

Разрешить данную проблему можно путем введения учебных программ с курсом валеологии и физической культуры, обеспечивающих целостное восприятие знаний о здоровье, формирование ценностной ориентации на ЗОЖ, специальных умений и навыков сохранения и укрепления здоровья.

В программно-методическом обеспечении курса по основам ЗОЖ представлены содержательные линии и система требований к учащимся.

6.Культурно-оздоровительные мероприятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

В образовательной программе школы на первом месте стоит сохранение здоровья учащихся. Этому направлению работы в школе было уделено особое внимание.

В ходе учебного процесса, помимо уроков физической культуры, необходимо внедрять следующие оздоровительные мероприятия:

  • общешкольная физическая зарядка. В нашей школе ее проводят специально подготовленные ученики под трансляцию школьного радио;

  • подвижные перемены;

  • физкультминутки (дыхательная гимнастика, локальная гимнастика для различных частей тела, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж);

  • элементы валеологического образования в ходе уроков общеобразовательного цикла).

В ходе внеклассной и внеурочной работы:

  • проведение Дней и Уроков здоровья;

  • профилактика вредных привычек:

-участие акции «Молодежь против наркотиков»

-проведение в школьных вечеров на темы: «Мы - за здоровый образ жизни!», «Суд над сигаретой»

-встречи с медицинскими работниками, сотрудниками детской комнаты милиции.

  • занятия в спортивных секциях;

  • проведение спортивных праздников;

  • уроки здоровья для родителей;

  • Школьный оздоровительный лагерь;

7. Организация учебно - воспитательного процесса.

Этот вопрос во многом регламентируется постановлением Министерства здравохранения РФ №44 от 28 ноября 2002 г. «О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов». Сюда прежде всего следует отнести:

  • расписание учебных занятий, которое бы учитывало постепенный характер развертывания умственной работоспособности учащегося во времени;

  • чередование времени работы и отдыха (малые и большие перемены);

  • дневная и недельная нагрузка в учебных классах;

  • распределение по урокам учебных предметов в зависимости от их трудности;

  • распределение по урокам сходных по характеру учебных действий предметов;

  • место уроков физической культуры и технологии в расписании дня и недели;

  • облегченный день в течение недели;

Все требования, предъявляемые к началу занятий, продолжительности уроков и перемен, к дневной и недельной нагрузке, в школе строго выполняются. Своевременное использование средств активного отдыха для предупреждения выраженных признаков умственного утомления и эффективного восстановления работоспособности способствуют устранению последствий для здоровья длительных вынужденных поз и малоподвижности.

Одной из серьезных проблем образования является регламентация контрольных работ и тестовых заданий, подавляющая часть которых приходится на последние недели четверти, полугодия и года. Более оправданной представляется практика текущих тестовых заданий, равномерно распределяемых в течение всего периода обучения. Рабочие совещания учителей, проводимые в нашей школе, помогают согласовать сроки проведения контрольных и тестовых заданий.

Сложнее обстоит дело с распределением по урокам учебных предметов в зависимости от их трудности и по дням недели. Но при составлении расписания обязательно используются шкалы трудности предметов для каждой ступени обучения. В основном расписание отвечает предъявляемым требованиям, но нарушения имеются и их очень трудно избежать в связи с тем, что количество предметов гуманитарного цикла преобладает над предметами естественно-математического цикла и привлечением к работе совместителей.

8. Создание программ по учебным предметам, ориентированных на углубленное изучение оздоровительного влияния физических упражнений на организм школьника

В нашей школе коллективом учителей начальных классов разработана рабочая программа «Основы здорового образа жизни». В соответствии с замыслом основными целями программы стали:

• формирование осознанного отношения к своему физическо­му и психическому здоровью;

• формирование важнейших социальных навыков, способству­ющих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек.

Выбирая способы реализации поставленных целей мы ставили перед собой задачу не столько передачи знаний, сколько формирования стойких убеждений. При этом соблюдался принцип: от представления о ситуации (явлении) к выработке соответствующего отношения к нему и, далее, адекватных спосо­бов поведения. Импульсом для начала процесса формирования убеждения является яркое эмоциональное переживание (чем млад­ше ребенок, тем более убеждение становится устойчивым).

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:

• актуализация имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения, в том числе «мозговой штурм», а также стимульные аудио- и видеомате­риалы);

• формирование новых представлений (осуществляется с ис­пользованием психологических игр, творческих этюдов, элемен­тов психодрамы);

• отработка личной стратегии поведения («аукционы идей», а также другие способы решения проблемных ситуаций);

• осмысление полученного опыта, рефлексия («продолжи фра­зу» и т.д.).

Программа составлена на основе образовательной программы по валеологии для школьников. Автор: Зайцев Георгий Кирович, доктор пед. наук, директор Института валеологического образования, ведущий сотрудник Института образования взрослых РАО (Санкт-Петербург) (книга: Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. - 3-е изд, перераб и доп - СПб.: «ДЕТСТВ0-ПРЕСС». 2001- 160с).

Практическая реализация курсов (разработка игровых си­туаций, творческих заданий, подбор методик исследования) зависит от педагога, работающего по данной программе.

Предмет «Основы ЗОЖ» на 1 ступени обучения введен исходя из возможностей ОУ во исполнении приказа №2715/227/166/19 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в ОУ РФ», письма Мин образования РФ от 12.08.2002 г. №13-51-99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в ОУ РФ», предложений департамента образования Администрации Тульской области № НЖ-40-1619 от 27.08.2002 г об увеличении доли физической культуры в образовательном процессе. Согласно п.2.6 и 2.7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» разработка и утверждение учебного плана и рабочей программы по образовательной области «Физическая культура» находятся в компетенции ОУ.

Заключение

Здоровье - высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.

Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Возникает необходимость создания так называемых школ здоровья, сеть которых начала возникать в Европе в результате решения Всемирной организации здравоохранения, Европейского Экономического Сообщества на Страсбургской конференции в 1990 г. В работе этих школ наряду с общим образованием большое место уделяется получению учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сохранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.

Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.

Наше исследование мы проводили в МОУ «Нижнегуровская основная общеобразовательная школа». Согласно цели и гипотезы нашего исследования мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:

- строгое соблюдение режима дня;

- обязательное пребывание детей на свежем воздухе;

- проведение витаминопрофилактики простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры;

- проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ;

- санитарно-просветительская работа и др.

Эти условия способствовали избавлению ребенка в учебном процессе от патогенного общения, удалось добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития.

Преподавание курса ЗОЖ исследуемого класса способствовало:

- развитию у детей ценности представления о здоровом человеке, его ЗОЖ;

- формирование потребности вести ЗОЖ;

- развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;

- повышению уровня здоровья детей.

Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся исследуемого нами класса, в ходе нашего исследования мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.

  1. Изменение образовательного «поля» ребенка на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом, что, безусловно, обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию, но и сохранение здоровья ребенка, новое сознание учителя, его отношение к ребенку: не ценность знаний, а ценность здоровья.

  2. Новое сознание, связанное с новым, валеологическим образованием и ребенка, и учителя, так как именно оно не только позволяет понять проблемы внутреннего мира ребенка, но и показывает пути их решения.

В свою очередь валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков. «не загромождать» ум массой бесполезных фактов.

Литература

  1. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения»/Под ред. М.М. Безруких и В.Д. Сонькина. - М.: Триада-фарм, 2002.


  1. Смирнов. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». - М.: изд-во АПКиПРО, 2002.


  1. Зайцев Г.К., Колбанов В.В. Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. СПб, 1994. - 78 с.


  1. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. - М: ФиС, 1991.


  1. Татарникова Л.Г. с соавт. Валеология - основа безопасности жизни ребенка. - СПб: Петрос, 1997. - 240 с.


  1. Евстифеева О., Кучменко Н. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. - 2001. - №2. - С.167 - 169.


  1. 4. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство - Пресс, 2001. - 160с.


  1. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.


  1. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. - Мн., 1998. - 221 с.


  1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 56 с.


  1. Психофизиологические основы здоровья: Практикум / Сост. И.С. Соломко, О.А. Буланович, С.В. Яремчук. - Комсомольск - на - Амуре: КГПУ, 1999. - 108 с.

  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПКиПРО, 2002. - 121с.

1Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. - М., «Физкультура и спорт», 1978. с. 117

2 Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с. 9-14.

Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996, №2, с. 35-37.

Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1990.

Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. - СПб., 1992.

Коростель Н. Б. От А до Я. - М., «Физкультура и спорт», 1995

Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984.

Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия. - М., 1981.

Советская система физического воспитания. / Под ред. Г. И. Кукушкина. - М., «Физкультура и спорт», 1975.

3Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. - М., «Физкультура и спорт», 1990. с. 354

4 Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, 269 с. с. 114

5 Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997. с. 136

6 Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987 с. 44

7 Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1990. с. 37

8 Иванюшкин А.Я. "Здоровье" и "болезнь" в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.

9Коростель Н. Б. От А до Я. - М., «Физкультура и спорт», 1995

Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994, с. 132-133

Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. №5. с.6.

10 Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982 с. 139

11Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2 с. 74

12Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с с. 149

13 Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997. с. 196

14 Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 422

15 Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997. с. 213

16Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с. с. 84


© 2010-2022