Доклад Влияние христианских ценностей на духовно - нравственное воспитание в семье и обществе

На протяжении десятилетий прошлого века церковная жизнь РПЦ искусственно ограничивалась стенами храмов, где в соответствии с законодательными нормами возможно было лишь «отправлять религиозные культы». Общественная, просветительская или благотворительная деятельность была запрещена. В современном обществе конца ХХ начала XXI веков служение священника более не ограничивается только совершением богослужений и отправлением треб. Выстраивание новых взаимоотношений между Церковью и государством, Церк...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Направление: Православие и семья;

Название доклада: Влияние христианских ценностей на духовно - нравственное воспитание в семье и обществе;

Ф.И. О автора: Басова Елена Васильевна;

Должность: учитель начальных классов;

Место работы: МОУ «Толькинская школа - интернат среднего общего образования»;

ЯНАО, Красноселькупский район, с. Толька, [email protected], 89519882561









На протяжении десятилетий прошлого века церковная жизнь РПЦ искусственно ограничивалась стенами храмов, где в соответствии с законодательными нормами возможно было лишь «отправлять религиозные культы». Общественная, просветительская или благотворительная деятельность была запрещена. В современном обществе конца ХХ начала XXI веков служение священника более не ограничивается только совершением богослужений и отправлением треб. Выстраивание новых взаимоотношений между Церковью и государством, Церковью и обществом - одна из наиболее важных задач, стоящих сегодня перед РПЦ в современной России.

Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Современные блага, то есть фундаментальные ценности - это ценности, которые определяют облик народа, которые высвечивают внутренние, вечные приоритеты людей; это, в первую очередь, нравственные и духовные ценности. Колоссальной ошибкой предыдущих лет было то, что базисом считалась экономика, а духовная жизнь - надстройкой. Это с ног на голову перевернутая система. Базисом всегда оставалась духовная, нравственная жизнь людей, а надстройка менялась из поколения в поколение. Так вот, для того чтобы сохранить эти базисные ценности, мы должны непременно сохранить институты, которые эти ценности сохраняют и передают. Что же это за институты? Это семья, где воспитывается ребенок, это школа, где передаются знания и опыт предшествующих поколений, и это Церковь, которая несет особую ответственность за то, чтобы через семью и через школу передавались базисные духовные и нравственные ценности в жизни нашего народа».

Христианские ценности и православная вера, как это часто бывало в истории России, остаются последним оплотом, величайшей святыней огромного большинства населения России и великой исторической силой, созидавшей государство Российское. Через образы русских святых угодников Божиих можно увидеть жертвенную любовь и готовность прославить своё Отечество не только жизнью, но и смертью.

Нравственность и христианство при общем сходстве у каждого народа имеют свои особые отличия, в каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Наши русские семейное, общественное и государственное устройства сложились под сильным влиянием Православной культуры, которая имела сильное образовательное действие на все проявления русской жизни.

Духовно-нравственное воспитание на основе христианских православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Утрата христианской ориентации общественного сознания, основанной на представлении о браке, семье и детях как высших Божиих дарованиях, приводит к тому, что семейная жизнь и забота о воспитании детей начинают восприниматься людьми как непосильное бремя, отягощающее существование в современном мире. В связи с этим, очевидно, возникает насущная потребность в создании ряда конкретных организаций, деятельность которых будет прямо направлена на формирование духовно-здоровой семьи, дарующей людям благоприятную возможность строить свои взаимоотношения на началах христианской любви.

Современному российскому обществу сегодня крайне важно понимать, что выживание нашего народа сегодня и не просто выживание, но и способность к плодотворному творческому развитию, и зависит это, главным образом, от сохранения традиционной христианской системы ценностей, которая на протяжении тысячелетия исторического существования русского народа являлась неколебимым фундаментом, на котором выросла подлинно великая государственность и культура.

Что значит духовно - нравственное воспитание в семье и обществе?

Духовность - это такое свойство личности, которое выражает способность человека осмысливать свое "я" и миссию своего земного существования, соизмерять свою жизнь с нравственными законами бытия и действовать согласно им. Духовность, в данном случае, мы можем рассматривать в религиозном смысле и связывать с определенной традиционной конфессией, например, православной. Слово "духовность" происходит от слова "Дух", в православной религиозной традиции означает Святой Дух как третью ипостась Святой Троицы и понимается как действие Святого Духа в человеке.

Нравственность в широком смысле - это нравы, правила, определяющие поведение человека, и выполнение этих правил, а также духовные и душевные качества, необходимые человеку в жизни. Нравственность, как и духовность, связана с мировоззрением, ценностями личности и духовно-душевными потребностями человека. Воспитание детей в системе христианских ценностей, будет, прежде всего, укреплять семью.

Опыт мой по классу

Сохранение духовно-нравственного потенциала России через возрождение национальных православных традиций, преемственность поколений, духовное и патриотическое воспитание и образование подрастающего поколения должны стать главными приоритетами для современного общественного развития и государственного строительства.

Список литературы

1. Писманик М.Г. Религия в истории и культуре. М.: ЮНИТИ, 2000.

2. Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия // Педагогика. - 2010. - № 3.

3. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. М.: Издательство "Планета 2000", 2002.



© 2010-2022