Родительское собрание: отметку надо зароботать

Задачи: 1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка.              2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка. Форма проведения: родительский педагогический тренинг. Подготовительная работа к педагогическому тренингу: 1.Анкетирование родителей по проблеме собрания №1. 2.Анкета для родителей № 2. 3.Анкета для учащихся. 4.Памятка для родителей. 5.Картина "Опять двойка  " - Решетникова. 6.Диаграмма ответов учащихся по анкете. 7. Доклад "Отметку...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 класс «Б». Учитель Агаева Т.И.

МОУБСОШ ст. Луковская им. С. Астанина

Моздокского района РСО-Алания.





Родительское собрание.

Отметку надо заработать.



Измени своё мнение о вещах,

которые тебя огорчают,

и ты будешь в полной безопасности от них.

Марк Аврелий.

Задачи:

  1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.

  2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.

Форма проведения:

Родительский педагогический тренинг.

Подготовительная работа к педагогическому тренингу:

  1. Анкетирование родителей по проблеме собрания.

Анкета для родителей № 1.

  1. Я знаю, что школьная отметка - это…

  2. Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка - это…

  3. Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его…

  4. Когда мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него…

  5. Когда мой ребёнок идёт, в школу я желаю ему…

  6. Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я…

  7. Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я…

Анкета для родителей № 2.

Отметьте, пожалуйста, фразы, которые вы чаще всего используете со своим ребёнком, анализируя его учение.

  • Что ты сегодня получил?

  • Ничего, не расстраивайся, у нас есть ещё время всё исправить.

  • Я так и знала. И в кого ты такой уродился?

  • Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

  • Ты ведь умница! И в следующий раз учительница в этом убедиться.

  • Сколько можно тебе это объяснять?

  • Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь всё сделать самостоятельно?

  • Кто - нибудь получил отметку лучше, чем ты?

  • Садись и учи ещё раз, а я потом проверю!

  • Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.

  • Знаешь, когда я была маленькой, мне тоже этот материал давался с трудом.

  • Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, это нам поможет.

  • Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать.

  • Вот придёт отец! Он тебе покажет за двойку!

  • Посмотри, как я учился! А ты?



  1. Анкетирование учащихся по проблеме собрания.

Анкета для учащихся.

  • Если я получаю хорошую отметку, то…

  • Если я получаю плохую отметку, то…

  • Мои родители говорят, что я могу учиться…

  • Мои родители говорят, что я не могу…

  • Если я получаю «пять», то родители мне…

  • Если я что - то не понимаю в домашнем задании,то родители говорят…

  • Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они…

  • Родители хотят, чтобы я был…



  1. Анализ учащимися картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка».

План ответа на вопросы по картине.

  • Понравилась тебе картина или нет?

  • Что чувствует мальчик, изображённый на картине?

  • Как ему живётся в родном доме?

  • Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?

  • Хотелось бы тебе ему помочь?

  • Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображённую на картине?

  • Как, по твоему мнению, закончится эта история?



  1. Подготовка памяток для родителей по проблеме собрания.

Памятка для родителей.

Как относиться к отметкам ребёнка.

  • Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать изворачиваться, чтобы всё-таки быть в ваших глазах хорошим.

  • Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного и кропотливого труда.

  • Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

  • Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку отметки вслух.

  • Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых, учителей и детей в проблемах Собственных детей.

  • Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

  • Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

  • Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.

Ход собрания.

  1. Выступление классного руководителя.

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребёнка и вашей семьи; именно школьная отметка является яблоком раздора между членами и семьи и мерилом ценностей в воспитании ребёнка.

Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - психологическом, так и физическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе ,школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление у знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей, Учителя объясняют детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждёт его в школе.

Ожидание второклассников во многом зависит от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не всё хорошо получалось. Писал плохо. Теперь ещё не знаю, как смогу».

Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

Самооценка отражает знание человека о себе и его отношения к себе. Она складывается с учётом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.

Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.

Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».

Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда ещё ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

Оценка не тождественна отметке. Оценка - это процесс оценивания; отметка - результат этого процесса, его условное отражение в баллах.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме развёрнутого суждения, в котором взрослые сначала разъясняют положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, даёт рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.

Без помощи взрослых ребёнок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол- отметка. Для одного ребёнка - он добрый, снисходительный, для другого - жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятёрки получаю».

Связывая своё отношение к ребёнку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребёнка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребёнка, а так же их способность оказать ему реальную помощь в учёбе.

Я прошу вас ответить на вопросы анкеты «Что для вас школьная отметка вашего ребенка?» И отметить фразы, которые вы используете в общении с ребенком.

Слайд 2.

Слайд 3.

Анкета №1,2.

С каждым годом в нашей стране растет престиж образования, с каждым годом к выпускникам школ предъявляются все более высокие требования при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Поэтому сегодня для наших детей учеба- самый главный труд, Труд нелегкий, требующий умственных и физических усилий. Начальная школа - первая ступень, самая важная, потому что именно в этот период мы должны с вами научить детей учиться, помочь осознать им цель обучения.

Слайд 4.

В младшем школьном возрасте все дети хотят хорошо учиться, быть успешными. Родители, которые практически сразу представляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни родители заявляют ребенку «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают : «Ну, что нам сегодня задали?» и сами раскрывают учебники и тетрадки.

В процессе подготовки к этому собранию я провела анкетирование учащихся.

Слайд 5./ анкеты 5-7 уч-ся .

Проанализировав, я выяснила, что хорошая оценка поднимает у ребят настроение , вы радуетесь вместе с ними, хвалите, целуете, покупаете сладости, даете возможность поиграть в компьютер, отпускаете на тренировки, говорите «Ты, моя умница, молодец».

Если ребенок получает плохую оценку, вы его наказываете, не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер, не отпускает гулять на улицу, посещать спортивные секции, а сами ребята огорчаются.

Все родители, без исключения, говорят,. Своему ребенку, что он может учиться на «4» и «5», но никак ни на «2» или «3».

Проверяя домашнюю работу, я вижу, оказывается ли помощь ребенку. Часть класса ответственно подходит к выполнению заданий, однако есть некоторое количество учащихся, которые, к сожалению, обделены вниманием. Эти ребята не всегда, бывают, готовы к урокам, что-то забывают, выполняют неаккуратно письменные работы. Дело в том, что когда дети обращаются к родителям с просьбой помочь, то слышат в ответ, цитирую : «Как надоело», «Делай как знаешь». И тут же ребенок пишет , что мама хочет видеть его (ее) прилежным учеником?! Или, когда ребенок получает хорошую оценку, родители не обращают внимания никакого, но хочет видеть свою дочь (сына) отличницей.

Родители обязаны ежедневно просматривать тетради и дневник ребенка.

Слайд 6.

Помните,что успеха можно добиться лишь во взаимном сотрудничестве семьи и школы. Всех обучающихся в нашем классе я могу условно разделить на следующие группы.

1. Всесторонне развитые ребята. Они легко учатся и быстро осваивают учебный материал по всем предметам. У них есть желание учиться. Эти ребята во всем аккуратны, отзывчивы. Отличаются самостоятельностью. Чувствуется родительская поддержка. С этой группой ребят приятно работать.

2. Особого внимания требуют со стороны учителей и родителей дети, которые могут хорошо учиться: умные, способные, энергичные, но ленивые, не хватает чувства ответственности, мягко говоря «забывчивые», забыл тетрадь,

линейку, учебник, дневник. Забыл выполнить домашнюю работу, забыл выучить правило, стихотворение. Эти ребята быстро отвлекаются, нет осознанного отношения к учебе, целеустремленности. Одной из причин такого отношения является отсутствие должного контроля со стороны родителей.

3. К третьей группе я отнесла бы детей, которым «Не дается» математика, русский язык, они плохо читают вслух. Зато эти любят спорт, музыку, рисование, поэтому следует развивать другие их способности, которые помогут им не потеряться, а наоборот обрести уверенность в себе.

Прочтите еще раз то,что я сейчас говорила и поставьте цифру, к какой группе вы сами отнесли бы своего ребенка / на анкете.

Слайд 7.

Помните, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Главную роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенкаА также их способность оказать ему реальную помощь.

Как известно знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность оцениваются с помощью отметки.

Слайд 8.

Педагог- психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка»,угнетающая «двойка»,уничтожающая «единица».

Не всегда ребенок получает желаемую отметку. Пробелы в знаниях влияют на это. Просматривая тетради, самостоятельные работы, дневники, всегда просите детей объяснить за что «4», «3» или «2».

Отметки необходимо обсуждать, Если они хорошие- похвалить, спросит доволен ли он своей работой?

Если же оценка невысокая, необходимо детально проанализировать, в чем причина, какие трудности испытал ребенок, помочь поработать над ошибкой и, обязательно, вселить уверенность в будущий успех ученика.

Слайд 9.

Вашему вниманию хочу предложить несколько рекомендаций «Как относиться к отметкам ребенка?»\ Памятка.

Слайд 10.

В нашем классе есть ребята, которые пишут аккуратно, заметьте я сказала (аккуратно), а не красиво. Но есть и такие, которые пишут с помарками. Родители заставляют по несколько раз переписывать одну и ту же работу. Просто научите его аккуратно исправлять ошибки в уже выполненном задании. Домашняя работа должна быть очень аккуратной, чтобы у меня не сложилось впечатление, что это черновик.

Если у ребенка постоянная грязь в тетрадках, значит у него слабое развитие тонкой моторики пальцев рук, недостаточный объем внимания. Есть в классе и такие ребята, которые пишут очень медленно. Таким ребятам нужно больше рисовать, вырезать, мастерить, чтобы развивать мелкую моторику рук.

Пишут с ошибками дети с низким уровнем развития фонематического слуха, со слабой концентрацией внимания, с отсутствием умения контролировать себя.

Если ребенок плохо списывает, значит у него низкий уровень переключения внимания и развития кратковременной памяти.

Ребенок должен научиться анализировать свои ошибки. Проверяя домашнее задание, обращайте внимание на то, что в нем содержится несколько заданий. Кроме списывания предлагается еще подчеркнуть орфограммы, выполнить звуко - буквенный анализ слова и т.д.

Особое внимание следует уделять совершенствованию чтения. Дети ,кроме учебника, должны читать и другие книги, причем каждый день. Беглое и осознанное чтение - залог дальнейшей успешной учебы по всем предметам. Домашние тексты следует перечитывать не 1,2 раза. Чтение должно быть выразительным с соблюдением знаков препинания. Если ребенок испытывает затруднения при пересказе текста, значит у него слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития, образного мышления, логических операций.

На уроке математики пишем математические диктанты, решаем задачи, знакомимся со свойствами сложения и вычитания.

Если ребенок всегда испытывает трудности при решении задач, значит стоит говорить о низком уровне развития мышления.

Если ребенок плохо заучивает и быстро забывает таблицу, значит у него низкий уровень механической ,долговременной памяти, слабая концентрация внимания.

Если ребенок трудно понимает объяснение с первого раза, значит у него низкий уровень восприятия, неформированность приемов учебной деятельности.

На уроках окружающего мира мы просматриваем презентации, слушаем доклады. Благодарю вас за помощь в подготовке проектов. Единственное пожелание - не пишите все подряд и работы должны быть выполнены аккуратно. Вместе с детьми выбирайте наиболее интересную информацию. Дети должны свои проекты, доклады пересказать, а не читать по слогам.

Прослушав мой доклад вы понимаете,что конечный результат А именно отметка вашего ребенка,зависит во многом от родителей, от психологической подготовки ребенка к обучению в школе.

Слайд 11 \ картина Решетникова «Опять двойка».

Предлагаю вам посмотреть на картину Ф.Решетникова «Опять двойка». Попробуйте нарисовать финал данной картины, но с позиции 21 века.

Ответы родителей.

А теперь сравните свои суждения и ответы с ответами своих детей по этой же картине./ Зачитываю.

И как бы в продолжение о размышлениях о отметке я хочу вам предложить познакомиться с анализом анкет учащихся.

Слайд 12.

Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины. На первой половине плаката -положительное мнение учащихся об отношении родителей к оценке. На второй- отрицательное.

По каждому отрицательному мнению выскажите свое суждение.

А сейчас призываю вас поработать в группах, обсудить типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективно стратегию поведения взрослых в предложенных ситуациях. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семьях.





  • Ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполнение задания плохой отметкой.

  • Во время выполнения домашнего задания ребёнок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело до конца.

  • Ребёнок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет.

  • Ребёнок приходит домой с очередной плохой отметкой.

  • Ребёнок получил плохую отметку, а говорит родителям, что получил отличную. Это повторяется довольно часто.

  • Ребёнок обвиняет учителя в том, что он не справедлив к оценке его знаний.



  1. Заключительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители! Какой же вывод можно сделать, подводя итоги этого собрания.

И «двоечникам», и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать отметку в семье?

СЛАЙДЫ

Правило первое: не бейте лежачего. Двойка, а для кого-то и четвёрка - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребёнок ждёт от родителей не попрёков, а помощи.

Правило второе: чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один - тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём.

Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа.

Правило четвёртое и центральное: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.

Правило пятое и самое трудное: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не что было бы похвалить.

Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребёнка нет иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.

Девятый принцип: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться - главного средства преодоления учебных трудностей.



  1. Итог собрания.

В конце собрания родители высказывают своё мнение по содержанию собрания: что они узнали нового, в чём смогли убедиться, что вызвало их негативную реакцию. Для этого они заполняют «Отзыв о собрании».



  • Я узнал, что…

  • Новым для меня стало то, …

  • Я убедился, что…

  • Меня не смогли убедить в том, что…

  • Я категорически против того, что…

В конце собрания классный руководитель раздаёт «Секретные пакеты» /Памятки для родителей и письмо - обращение к родителям от ребенка.

СЛАЙДЫ \ Памятка











© 2010-2022