Рабосая программа в помощь воспитателю

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени

среднего (полного) общего образования

«Я гражданин своей Родины»

Духовно-нравственное развитие и воспитание человека является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития любого государства.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся на ступени среднего (полного) общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа.


  1. Цели и задачи воспитания и социализации учащихся.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.

Задачи

в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию;

  • укрепление нравственности;

  • формирование основ морали;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • формирование нравственного смысла учения.

Задачи в области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • воспитание чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

Задачи в области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • укрепление почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим;

Таким образом, цель программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования направлена на создание модели выпускника школы:

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, гражданского общества, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Содержанием духовного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь Родине, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

  • честь;

  • достоинство;

  • свобода (личная и национальная);

  • доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);

  • дружба;

  • здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения УЧЕНИКА в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся.

В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат перечисленные ниже принципы.

Социально-педагогические

1. Принцип гуманистической направленности воспитания - предполагает последовательное отношение субъектов социального воспитания учащихся как к ответственным и самостоятельным субъектам собственного развития, культивирование субъект-субъектных отношений в воспитательном пространстве образовательных учреждений.

2. Принцип природосообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как ее неотрывной части. Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия педагогов и воспитанников учитывали индивидуальность учащихся. Его пол и возраст формирования у учащихся установку на здоровый образ жизни, навыки выживания в экстремальных условия.

3. Принцип поликультурности - заключается в том, что социальное воспитание должно открывать ребенку дверь в мировую культуру через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры. Этот принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом; к культуре бытовой, физической, материальной, производственной, коммерческой, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, нравственной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе).

4. Принцип вариативности - предполагает, что условия для духовно-нравственного развития планомерно создаются на всех уровнях. Данный принцип диктует необходимость создания многообразных видов и типов воспитательных организаций; дифференциации содержания, форм и методов социального воспитания.

5. Принцип активности - предполагает создание условий для мобильности учащихся как различного рода перемещений личности или социальной группы; разнообразие способов и сфер действия (большую активность обеспечивает большее число общественных связей и взаимодействий); использование опыта других субъектов, привлечение сил других субъектов; творческий потенциал субъекта, его установка на инновационный поиск.

Психолого-педагогические

1. Принцип «само» (умение реализовать себя) - направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.); свобода выбора сфер самореализации.

2. Принцип творческой активности (умение искать творческие решения) - может выступать механизмом реализации коллективных дел и личностных задач. Он направлен на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является главным стимулом интересных дел (мобильность, творчество, активность, действие и т.д.).

3. Принцип успешности (умение делать). Основными понятиями его могут быть ощущение нужности, востребованности, желание делать, конкурентоспособность («Я нужен», «Я могу», «Я делаю»).

4. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать) - направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. В основе его - гуманизм, толерантность, милосердие, воспитание доброго отношения к людям.

5. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения. Под элективностью подразумеваются действия человека, ориентированные на осознанную возможность правильного, реального и позитивного выбора труда (физического, интеллектуального, эстетического), приносящего пользу и самому человеку, и обществу (в том числе выбора будущей профессии), личностных ценностей, жизненных ориентиров, социальных и духовных приоритетов.

Организационно-педагогические

  1. Принцип адаптивности как ведущий принцип управления. В условиях демократизации и децентрализации, на первый план выходят мягкие методы управления (через создание условий и мотивацию).

  2. Принцип сочетания традиционных и инновационных направлений деятельности. В современных условиях модернизации необходимо обеспечить разумный баланс традиций и инноваций в жизнедеятельности учреждения, системы в целом. Недопустимы необоснованные эксперименты в системе социального воспитания учащихся, переключение с одного приоритетного вида деятельности на другой под влиянием сиюминутных факторов.

3. Принцип адекватного кадрового обеспечения. Сложившаяся практика педагогического образования часто не сориентирована на непосредственную подготовку педагогов как воспитателей, отсутствует соответствующая сертификация. В этих условиях необходим внимательный отбор и многоуровневая система повышения квалификации специалистов, привлекаемых к решению задач по реализации пед. затруднений.

4. Принцип интеграции программ социального воспитания. Интеграция предполагает не механическое суммирование всех возможных направлений деятельности, а выделение и приоритетное развитие стержневых направлений, единых для всех субъектов социального воспитания. При этом каждый субъект осуществляет эти направления, используя только ему присущие механизмы, ресурсы, технологии.

5. Принцип социально-педагогического партнерства. Социальное партнерство - тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижения консенсуса, оптимизацию отношений. Оно предполагает добровольность; взаимовыгодность и взаимодополняемость; открытость участников партнерства по отношению друг к другу; согласования интересов на основе переговоров и компромиссов; взаимную ответственность и обязанности выполнения субъектами достигнутых договоренностей; взаимопомощь и взаимозащиту участников партнерства в отношениях с иными субъектами.

Основные направления и ценностные основы духовного развития, воспитания и социализации учащихся

Организация духовного развития, воспитания и социализации учащихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  4. Формирование ценностного отношения к здоровью, культуры здорового и безопасного образа жизни.

  5. Формирование экологической культуры, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

По направлениям определены задачи духовно-нравственного воспитания, которые образно отражают цели развития нравственного и духовного мира учащихся.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • чёткие представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства;

  • уважение к Конституции Российской Федерации как к основному закону страны и элементарное знание содержания этого документа;

  • качественные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • качественные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • качественные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, малой Родины.

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;

  • любовь к школе, своему СЕЛУ, народу России;

  • уважение к защитникам Отечества;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Ценности:

любовь к Родине, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • качественные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • ЧЕТКИЕ представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

  • качественные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,

  • качественные представления о профессиях, их особенностях, умение грамотно оценить свои способности и наклонности, и грамотно выбрать профессию;

  • уважение к труду и творчеству, способность к организации труда и творчества;

  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  • качественные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.


  • Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; стремление к осознанному выбору профессии.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью, культуры здорового и безопасного образа жизни.

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • качественные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • качественные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • ЧЕТКОЕ понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

  • представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • умение организовывать здоровый оБраз жизни окружающих;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5. Формирование экологической культуры, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к занятиям художественным творчеством.

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

Гражданско-патриотическое воспитание

№ п/п

Название мероприятия и содержание деятельности

Дата проведения

Ответственные

1.

Изучение государственной символики. «Государственные символы России: история и современность».

Классные руководители

2.

Изучение Конвенции о правах ребенка

Классные руководители

3.

Организация и проведение экскурсий в школьный музей, краеведческие музеи района и области

в течение года

Классные руководители

4.

Изучение Государственного герба и Государственного флага Республики Крым (24 сентября)

24 сентября

Классные руководители

5.

Проведение уроков внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне

II полугодие

Учителя литературы

6.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов о героических страницах истории Крыма

в течение года

Классные руководители, воспитатели

7.

Участие в школьных и районных олимпиадах по данному направлению

октябрь-декабрь

Учителя-предметники

Проведение тематических классных часов:

8.

Праздник Первого звонка;

сентябрь

Классные руководители, воспитатели

9.

Классный час «Крым - полуостров свободы»

сентябрь

Классные руководители, воспитатели

10.

Классный час «Моя земля - земля моих отцов»

ноябрь

Классные руководители, воспитатели

11.

Познавательная викторина «Герои ВОВ Крыма».

декабрь

Классные руководители, воспитатели

12.

Беседа «Имя твоё неизвестно - подвиг твой бессмертен»

декабрь

Классные руководители, воспитатели

13.

Выставка рисунков, посвященных Дню Конституции

декабрь

Педагог-организатор Эмирасанова Э.С.

14.

Рыцарский турнир, посвященный Дню Защитника Отечества

февраль

Учитель физкультуры

15.

Уроки Мужества «Изучая основной закон нашей страны»

март

Учитель истории Ашиков О.Л.

14.

Беседы, посвященные памяти погибшим в ВОВ

февраль-май

по плану клас. рук.

Классные руководители

16.

Беседа «Первые шаги в космос»

апрель

Классные руководители, воспитатели

17.

Линейка, посвященная Дню Победы

май

Педагог-организатор Эмирасанова Э.С.

18.

Деловая игра «Что значит быть патриотом сегодня»

май

Классные руководители, воспитатели

19.

Конкурс презентаций «С любовью о малой родине»

март

Классные руководители, воспитатели

21.

Урок Мужества «Подвигу народа жить в веках. 18 мая - День депортации».

май

Классные руководители, воспитатели

Духовно-нравственное воспитание

№ п/п

Название мероприятия и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Беседа «Что такое нравственность»,

«Происхождение морали»

Классные руководители, воспитатели

2.

Беседа «Доверие и честность»

Классные руководители, воспитатели

3.

Классный час «Уважение и любовь»

Классные руководители, воспитатели

4.

Классный час «Общечеловеческие ценностти. Труд как общечеловеческая ценность »

Классные руководители, воспитатели

5.

Классный час «Прекрасное как общечеловеческая ценность»

Классные руководители, воспитатели

Трудовое воспитание, учебно-познавательная деятельность

№ п/п

Название мероприятия и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Регулярное проведение генеральной уборки кабинета

1 раз в неделю

Классные руководители, воспитатели

2.

Выращивание цветов на пришкольном участке

Сентябрь - октябрь

Апрель - май

Классные руководители, воспитатели

3.

Уборка школьной территории. Акция «За чистоту школьного двора»

весна, осень

Классные руководители, воспитатели

4.

Участие в выставке поделок из природного материала

октябрь

Классные руководители, воспитатели

Педагог-организатор Эмирасанова Э.С.

5.

Тестирование обущающихся с целью изучения их профессиональных интересов

В течении года

Психолог Сухинина Э.Р.

Классные руководители, воспитатели

6.

Рекламный проспект. Встречи с представителями учебных заведений района и области

в течение года

Кавун С.К.

7.

Участие в школьных, районных и республиканских олимпиадах

октябрь-декабрь

Учителя-предметники

Проведение тематических классных часов:

- круглый стол «Профессии, которые мы выбираем»;

апрель

Классные руководители, воспитатели

- тренинг «Характер и профессия»;

март

Классные руководители, воспитатели

8.

Организация дежурств в классе, в школьной столовой

В течении года

Классные руководители, воспитатели

9.

Диспут «Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда»

октябрь

Классные руководители, воспитатели

10.

Исследование «Мотивы и ценностные ориентации самоопределения»

ноябрь

Классные руководители, воспитатели

Мероприятия по укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек

п/п

Содержание деятельности и название мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями

сентябрь

в течение года

Классные руководители, воспитатели

2.

Содержание в чистоте и порядке школьного здания и пришкольной территории

в течение года

Классные руководители, воспитатели

3.

Беседа о пользе правильного питания

сентябрь

Классные руководители, воспитатели

4.

Проведение медосмотра учащихся

По графику

Медсестра, врач

5.

Вовлечение учащихся в работу спортивной секции, спортивного кружка

сентябрь

в течение года

Учитель физкультуры

Классные руководители, воспитатели

6.

Участие в школьных, районных, областных соревнованиях, олимпиадах

По графику проведения

Учитель физкультуры

Классные руководители, воспитатели

8.

Проведение классных часов по формированию здорового образа жизни:

по плану классных руководителей

Классные руководители, воспитатели

Час общения «Алкогольная трясина»

октябрь

Классные руководители, воспитатели

Дискуссия «Здоровье - привилегия мудрых»

январь

Классные руководители, воспитатели

Правовой всеобуч «Лучше знать, чем догадываться»

февраль

Классные руководители, воспитатели

Ситуативный практикум «Жизнь без вредных привычек»

март

Классные руководители, воспитатели

10.

День туризма. Спортивно-оздоровительная программа

сентябрь

Учитель физкультуры

Классные руководители, воспитатели

11.

Уроки здоровья (встреча с медработниками)

1 раз в полугодие (декабрь, апрель)

Врач, медсестра

12.

Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физические паузы, подвижные перемены)

в течение года

Классные руководители, воспитатели

Учителя-предметники

13.

Использование в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий

в течение года

Учителя-предметники

Мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности

п/п

Содержание деятельности и название мероприятия

Сроки

Ответственные

Личная безопасность

1.

Беседы о правилах безопасного поведения на каникулах

октябрь

декабрь

март

май

преподаватели ОБЖ

Классные руководители, воспитатели

2.

Проведение тематических классных часов по охране жизни и здоровья учащихся:

- беседа «Правила движения - достойны уважения»;

- беседа по энцефалитному клещу;

- беседа по безопасному поведению на природе;

- беседа по безопасному поведению возле водоемов и на воде;

- беседа по правилам пользования электрическими приборами;

- беседа по правильному поведению во время перемены на спортплощадке.

по плану классных руководителей

Классные руководители, воспитатели

Пожарная безопасность

1.

Проведение учебно-тренировочных занятий по отработке эвакуации при возникновении пожара

каждая четверть

по графику

Преподаватели ОБЖ

2.

Проведение инструктажа по правилам пожарной безопасности

каждая четверть

Преподаватели ОБЖ

Классные руководители, воспитатели

Антитеррористическая безопасность

1.

Беседы, раскрывающие сущность терроризма. Уголовная ответственность за ложные сообщения об угрозах терактов

В течение года

Преподаватель ОБЖ

Классные руководители, воспитатели

Экологическое воспитание

№ п/п

Название мероприятия и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Экскурсии в природу на уроках во внеурочное время

сентябрь-май

Учителя-предметники

Классные руководители, воспитатели

2.

Использование на уроках краеведческого материала

в течение года

Учителя-предметники

3.

Беседа «За чистоту школьного двора»

весна, осень

Классные руководители, воспитатели

4.

Привлечение школьников к разведению комнатных цветов и уходу за ними. Создание цветочных клумб, уход за ними

весна-осень

Классные руководители, воспитатели

5.

Участие в школьных и районных олимпиадах естественного цикла

октябрь-декабрь

Учителя-предметники

6.

Участие в районных и республиканских экологических конкурсах, мероприятиях

в течение года

Педагог-организатор

Классные руководители, воспитатели

7.

Выпуск школьных стенгазет

в течение года

Классные руководители, воспитатели

Педагог-оргнанизатор

8.

Проведение тематические беседы:

-устный журнал «Нарушение экологического равновесия в местах проживания»;

сентябрь

Классные руководители, воспитатели

- экологическая беседа «Человек и природа - одно целое»;

ноябрь

Классные руководители, воспитатели

- устный журнал «Реки Земли»;

март

Классные руководители, воспитатели

- день птиц;

апрель

Классные руководители, воспитатели

- мини-проекты «Наш дом - Земля»;

апрель

Классные руководители, воспитатели

- диспут «Завтра может не быть»;

апрель

Классные руководители, воспитатели

Эстетическое воспитание

№ п/п

Название мероприятия и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Изучение эстетических интересов школьников, создание условий для их развития

В течение года

Классные руководители, воспитатели

2.

Беседа «Что такое эстетика, система эстетических ценностей»

Классные руководители, воспитатели

3.

Классный час «Эстетическая культура человека»

Классные руководители, воспитатели

4.

Беседа «Эстетика общения»

Классные руководители, воспитатели

5.

Беседа «Эстетика поведения. Эстетика досуга»

Классные руководители, воспитатели

6.

Классный час «Мир спасет красота, если …»

Классные руководители, воспитатели

7.

Беседа «Эстетика труда. Эстетика быта»

Классные руководители, воспитатели


  1. Взаимодействие школы и семьи.

Основные формы повышения педагогической культуры

родителей (законных представителей) обучающихся

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.

Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования является повышение педагогической культуры родителей.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, , собрание-диспут, родительский лекторий, тренинг для родителей и другие.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия с родителями учеников ставят одну общую цель - сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании обучающихся

п/п

Формы и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1. Организационная работа

1.

Заполнение социальных паспортов классов

сентябрь

Классные руководители, воспитатели

2.

Обработка данных социальных паспортов классов. Заполнение социального паспорта ОУ

сентябрь

Кавун С.К.

3.

Посещение обучающихся на дому с целью изучения бытовых условий, характера семейных взаимоотношений, особенностей семейного воспитания, эмоциональной атмосферы в семье

сентябрь

в течение года

Классные руководители, воспитатели

4.

Обеспечение родителям возможности ознакомления с:

а) содержанием и ходом образовательного процесса;

б) режимом работы гимназии-интерната;

в) оценками успеваемости обучающихся;

г) основными направлениями педагогического коллектива;

д) достижениями гимназии.

в течение года

Классные руководители, воспитатели

Администрация гимназии-интерната

5.

Привлечение родителей к сотрудничеству.

сентябрь - октябрь

Классные руководители, воспитатели

6.

Привлечение родителей к общешкольным и классным мероприятиям

в течение года

Классные руководители, воспитатели

7.

Анкетирование родителей с целью изучения уровня психолого-педагогической культуры, характера взаимоотношений детей и родителей

в течение года

Классные руководители, воспитатели

Психолог

2. Общешкольные родительские собрания

1.

«Итоги 2014-2015 учебного года, задачи на 2015-2016 учебный год. Знакомство с Законом об образовании»

сентябрь

Классные руководители, воспитатели

Замдиректора по УВР, ВР

2.

Родительский лекторий по трудовому воспитанию

октябрь

Классные руководители, воспитатели

3.

Родительский лекторий «Значение духовно-нравственного воспитания для становления личности ребенка»

декабрь

Классные руководители, воспитатели

4.

«Экзамены. Как избежать стресса. Помощь родителей при подготовке ребенка к ГИА»

март

Классные руководители, воспитатели

5.

Знакомство родителей с нормативными документами по проведению итоговой аттестации в форме ГИА

март

Администрация гимназии-интерната

6.

«Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка»

В течении года

Классные руководители, воспитатели

7.

«Проблема отцов и детей в современных семьях. Пути преодоления конфликтных ситуаций»

В течении года

Классные руководители, воспитатели

Психолог

8.

«Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста»

В течении года

Классные руководители, воспитатели

9.

«Знакомство родителей с нормативными документами по проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ»

март

Классные руководители, воспитатели

Администрация гимназии-интерната

8.

«Итоги учебного года. График ЕГЭ»

май

Классные руководители, воспитатели.

Администрация гимназии-интерната


  1. Планируемые результаты программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, четких представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина своего Отечества.

В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

эффекта - последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.

По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся могут быть достигнуты определённые результаты.

  • сформированность у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции, готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества;

  • осознанное усвоение обучающимися культурных ценностей и духовных традиций своего народа, общечеловеческих ценностей в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;


  • приобретение обучающимися опыта нравственной, творческой, социальной деятельности;


  • развитие способности обучающихся адаптироваться к новым социальным ситуациям и изменять их;


  • формирование ответственности, самостоятельности и готовности обучающихся к принятию решений;

  • формирование у обучающихся основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;


  • использование обучающимися при решении типичных социальных проблем нравственных моделей поведения, ориентированных на благо человека, семьи, общества;


  • осознанное принятие обучающимися ценностей и национальных традиций семейной жизни, значения семьи для успешной и здоровой жизни человека, формирование уважительного отношения к своему роду, забота о его продолжении;


  • осознанное принятие ценностей служения и защиты Отечества, гражданского долга;


  • формирование у обучающихся готовности к образовательной и социально-профессиональной самоидентификации, конструированию планов продолжения образования и профессионального самопродвижения;


  • приобретение опыта создания личностно значимых образовательных продуктов (итоги практической работы обучающегося с использованием ресурсов профессионально-производственной и социокультурной среды);


  • готовность обучающихся противостоять деструктивным воздействиям внешней социальной среды, СМИ, формальных и неформальных объединений. формирование у обучающихся ценностей здорового и безопасного образа жизни, устойчиво определяющих их поведение по отношению к себе и окружающему миру;

  • формирование осознанного отношения к выработке собственного уклада здорового образа жизни, включающего: ценность и взаимозависимость физического, психологического, социального здоровья и экологического состояния окружающей его среды, оптимальное сочетание труда и отдыха, режим дня, индивидуальный рацион здорового питания, оптимальный режим двигательной активности;

  • формирование устойчивой потребности в занятиях физическим трудом, физической культурой и спортом на протяжении всей жизни;

  • формирование умения действовать в конкретной опасной ситуации с учѐтом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • формирование устойчивой негативной позиции по отношению к сквернословию, табакокурению, употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;

  • формирование мотивации самостоятельно поддерживать и укреплять своѐ здоровье через осознание значимости профилактических мероприятий, использование технологий современных оздоровительных систем и навыков личной гигиены;

  • понимание своей причастности к глобальным проблемам современности, в том числе экологического характера, осознание необходимости и возможности личного вклада в их решение;

  • формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам поддержания и улучшения экологического качества окружающей среды в интересах защиты здоровья и устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждѐнности в правоте выбора здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения.


© 2010-2022