Программа внеурочной деятельности Формула здорового питания (5-6 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружка «Формула здорового питания»

на 2 года обучения

Возраст обучающихся: 10-12 лет










Учитель:

Темникова Татьяна Викторовна











2015-2017 учебный год



Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Формула здорового питания» построена на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. Программа относится к социальному направлению внеурочной деятельности и реализуется через кружок «Формула здорового питания». Направлена на формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.

Отличительные особенности данной программы

Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биология», в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Содержание работы структурировано в виде 11 разделов-модулей

  1. "Здоровье - это здорово»

  2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны"

  3. "Режим питания»

  4. "Энергия пищи"

  5. "Где и как мы едим"

  6. "Ты - покупатель"

  7. "Ты готовишь себе и друзьям"

  8. "Кухни разных народов",

  9. «Кулинарная история»

  10. "Как питались на Руси и в России",

  11. "Необычное кулинарное путешествие".

Цель программы внеурочной деятельности - формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Задачи программы внеурочной деятельности:

1. формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

2. формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

3. освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

4. формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

5. информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

6. развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

7. развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
8. просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Возврат детей, участвующих в реализации данной программы: 10-12 лет.

Срок реализации программы

Программа реализуется 2 года через кружок «Формула правильного питания». Проводится в 5 классе в объеме 35 часов в год (1 час в неделю), и 6 классе в объеме 35 часов в год (1 час в неделю). Всего 70 часов.

Формы занятий - ролевая игра, ситуационная игра, образно-ролевые игры, дискуссия, обсуждение.

Режим занятий: вторая половина дня.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;

  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;

  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;

  • рефлектировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений.

  • находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее.

  • пересказывать полученную информацию своими словами, представлять ее.

  • различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них.

  • называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий.

  • Позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Формы проведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: практические работы, выставки.

Учебный план


п/п


Разделы программы

Количество часов

1 год

2 год

1

"Здоровье - это здорово»

5


2

"Продукты разные нужны, продукты разные важны"

6


3

"Режим питания»

3


4

"Энергия пищи"

4


5

"Где и как мы едим"

8


6

"Ты - покупатель

9


7

"Ты готовишь себе и друзьям"


5

8

"Кухни разных народов",


4

9

«Кулинарная история»


5

10

"Как питались на Руси и в России",


11

11

«Необычное кулинарное путешествие».


10


Всего часов

35

35

Содержание рабочей программы внеурочной деятельности

5 класс (35 часов)

Тема 1. "Здоровье - это здорово" - 5ч.

Теория. Здоровье-это здорово.. Мой образ жизни.

Практика. Правила ЗОЖ .Конкурс плакатов « Мы за ЗОЖ» Я и мое здоровье.

Тема 2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны- 6ч.

Теория. Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества.

Практика. Рацион питания

Тема3. "Режим питания" - 3ч.

Теория. Понятие режима питания.

Практика. Мой режим питания. Игра «Составляем режим питания».

Тема 4. "Энергия пищи" - 4ч.

Теория. Энергия пищи.

Практика. Калорийность пищи. Исследовательская работа «Вкусная математика». Влияние калорийности пищи на телосложение.

Тема5. "Где и как мы едим" - 8ч.

Теория. Где и как мы едим. Что такое перекусы, их влияние на здоровье. Поговорим о фаст-фудах.

Практика. Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой». Путешествие и поход. Собираем рюкзак. Правила поведения в кафе. Ролевая игра «Кафе».

Тема 6. «Ты- покупатель" - 9ч.

Теория. Где можно сделать покупку. Права и обязанности покупателя. Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов.

Практика. Читаем информацию на упаковке продукта. Ты покупатель. Сложные ситуации при покупке товара. Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека». Составление формулы правильного питания.

Календарно-тематический планирование для 5 класса


п/п


Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

Дата

проведения

В том числе


Виды деятельности

Теория

Практика

План

Факт

Тема 1. Здоровье - это здорово

5





Знать правила ЗОЖ. Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ». Подготовить сообщение "Я и мое здоровье"

1

Здоровье-это здорово

1

07.09


+


2

Правила ЗОЖ

1

14.09


+


3

Я и мое здоровье

1

21.09



+

4

Мой образ жизни

1

28.09



+

5

Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ»

1

05.10



+


Тема 2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны

6




Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества.

Составить Рацион питания


6

Белки

1

12.10


+


7

Жиры

1

19.10


+


8

Углеводы

1

26.10


+


9

Витамины

1

09.11


+


10

Минеральные вещества

1

16.11


+


11

Рацион питания

1

23.11



+


Тема 3. "Режим питания»

3





Мой режим питания. Игра «Составляем режим питания».

12

Понятие режима питания

1

30.11


+


13

Мой режим питания

1

07.12



+

14

Игра «Составляем режим питания»

1

14.12



+

Тема 4. "Энергия пищи"

4





Калорийность пищи. Исследовательская работа "Влияние калорийности пищи на телосложение"

15

Энергия пищи

1

21.12


+


16

Калорийность пищи

1

11.01



+

17

Исследовательская работа «Вкусная математика»

1

18.01



+

18

Влияние калорийности пищи на телосложение

1

25.01



+


Тема 5. "Где и как мы едим"

8





Где и как мы едим. Что такое перекусы, их влияние на здоровье. Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой». Правила поведения в кафе. Ролевая игра «Кафе».

19

Где и как мы едим

1

01.02


+


20

Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой»

1

08.02



+

21

Путешествие и поход

1

15.02



+

22

Собираем рюкзак

1

22.02



+

23

Что такое перекусы, их влияние на здоровье

1

29.02



+

24

Поговорим о фаст-фудах

1

07.03


+


25

Правила поведения в кафе.

1

14.03



+

26

Ролевая игра «Кафе»

1

29.03



+


Тема 6. «Ты- покупатель»

9





Права и обязан-ности покупателя. Срок хранения продуктов.

27

Где можно сделать покупку

1

04.04


+


28

Права и обязанности покупателя

1

11.04


+


29

Читаем информацию на упаковке продукта.

1

18.04



+

Упаковка продук-тов. Читаем информацию на упаковке продук-та. Мини-проект «Правильное пи-тания и здоровье человека». Составление формулы правильного питания.

30

Ты покупатель.

1

25.04



+

31

Сложные ситуации при покупке товара

1

04.05



+

32

Срок хранения продуктов

1

10.05


+


33

Упаковка продуктов

1

16.05


+


34

Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека»

1

23.05



+

35

Составление формулы правильного питания.

1

30.05



+


Содержание рабочей программы внеурочной деятельности

6 класс (35 часов)

Тема 7. Ты готовишь себе и друзьям - 5ч.

Теория. Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина. Кулинарные секреты.

Практика. Мини-проект «Помощники на кухне». Сервировка стола. Игра «Конкурс кулинаров.

Тема 8. Кухня разных народов - 4ч.

Теория. Понятие «национальная кухня».

Практика. Кулинарное путешествие. Проект «Кулинарные праздники». Конкурс эмблем «Кулинарные праздники».

Тема 9. «Кулинарная история» - 5ч.

Теория. Традиции и культура питания.

Практика. Творческий проект. Первобытная кулинария. Творческий проект. Кулинария в средние века. Современная кулинария. Конкурс кроссвордов «Кулинария».

Тема 10. «Как питались на Руси и в России» - 11ч.

Теория. История кулинарии в России. История посуды в русской кухне. Самовар-символ русского стола. Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями. Каша-матушка, хлеб-батюшка. Русская кухня и религия. Корочанский район - яблочная страна.

Практика. Традиционные блюда русской кухни. Польза меда. Праздник русской картошки .Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки».

Тема 11. Необычное кулинарное путешествие - 10ч

Теория. Мировые Музеи питания. Кулинария в живописи. Кулинария в музыке. Кулинария в танце. Кулинария в литературе. Уникальные блюда стран мира.

Практика. Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие». Творческий проект «Вкусная картина». Викторина «Необычное кулинарное путешествие». Составление формулы правильного питания.







Календарно-тематический план для 6 класса


п/п


Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

Дата

проведения

В том числе


Виды деятельности

Теория

Практика

План

Факт

Тема 7. Ты готовишь себе и друзьям

5



Знакомство с правилами этике-та обязанностями гостя и хозяина. Кулинарные секреты.Мини-проект «Помощ-ники на кухне». Сервировка стола. Игра «Конкурс кулинаров.

1

Мини-проект «Помощники на кухне»

1


+

2

Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина

1


+

3

Кулинарные секреты

1

+


4

Сервировка стола

1


+

5

Игра «Конкурс кулинаров»

1


+

Тема 8. Кухня разных народов

4



Понятие «национальная кухня».Кулинар-ное путешествие. Проект «Кулинар-ные праздники». Конкурс эмблем «Кулинарные праздники».

6

Понятие «национальная кухня»

1

+


7

Кулинарное путешествие

1


+

8

Проект «Кулинарные праздники»

1


+

9

Конкурс эмблем «Кулинарные праздники»

1


+

Тема 9. «Кулинарная история»

5



Традиции и культура питания. Творч. проект. Первобытная кулинария. Творч. проект. Кулина-рия в средние ве-ка. Современная кулинария. Кон-курс кроссвордов «Кулинария».

10

Традиции и культура питания

1

+


11

Творческий проект. Первобытная кулинария

1


+

12

Творческий проект. Кулинария в средние века

1


+

13

Современная кулинария

1


+

14

Конкурс кроссвордов «Кулинария»

1


+

Тема 10 «Как питались на Руси и в России»

11



История кулинарии в России. История посуды в русской кухне. Самовар-символ русского стола. Особенности питания в разных регионах России, их связь с клима-том и обычаями. Каша-матушка, хлеб-батюшка.

15

История кулинарии в России.

1

+


16

История посуды в русской кухне

1

+


17

Самовар-символ русского стола

1

+


18

Традиционные блюда русской кухни

1


+

19

Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями.

1

+


20

Каша-матушка, хлеб-батюшка

1


+

Русская кухня и религия. . Традиционные блюда русской кухни. Польза меда. Праздник русской картошки. Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки».

21

Русская кухня и религия.

1


+

22

Польза меда

1


+

23

Корочанский район - яблочная страна

1

+


24

Праздник русской картошки

1



25

Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки»

1


+

Тема 11. Необычное кулинарное путешествие

10



Мировые Музеи питания. Кулина-рия в живописи. Кулинария в му-зыке. Кулинария в танце. Кулинария в литературе. Уникальные блюда стран мира. Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие». Творческий про-ект «Вкусная кар-тина». Викторина «Необычное кули-нарное путешест-вие». Составление формулы правиль-ного питания.

26

Мировые Музеи питания

1

+


27

Кулинария в живописи

1

+


28.

Кулинария в музыке

1

+


29

Кулинария в танце

1


+

30

Кулинария в литературе

1


+

31

Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие»

1


+

32

Творческий проект «Вкусная картина

1


+

33

Викторина ««Необычное кулинарное путешествие»

1


+

34

Уникальные блюда стран мира

1

+


35

Составление формулы правильного питания.

1


+

Методическое обеспечение

Для достижения ожидаемых результатов мною используются следующие формы приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса при проведении занятий в 5-6 классах:

1. формы занятий - беседа, конкурсы, выставки, ролевая игра, ситуационная игра, образно-ролевые игры, проектная деятельность, дискуссия, обсуждение.

2. приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса - словесные, наглядные и практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, экскурсии. Методы контроля и самоконтроля - выставки, проекты;

3. формы проведения итогов по каждой теме - выставки, защита проектов, акции.






Список литературы:

  1. Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.

  2. Асатиани В. С. Химия нашего организма. М., 1969. 300 с.

  3. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная фи­зиология.М., 2002. 414

  4. Огуреева Г. Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодни­ка. М.: Издательство ACT, 2001. 220 с.

  5. Ладодо К. С. Питание здорового и больного ребенка. М., 1995. 190 с.

  6. Люк Э., Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. СПб, 1998. 260 с.

  7. Позняковский В. М. Гигиенические основы питания, безо­пасность и экспертиза продовольственных товаров. Новоси­бирск, 1999. 450 с.

  8. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М;, 2001. 330 с.

  9. Похлебкин В. В. Кулинарный словарь. М., 2000. 500 с.

  10. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов.

, М., 2000. 350 с.

  1. Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры. М., 2004.

  2. Похлебкин В. В. Кухни славянских народов. М., 2004.

  3. Руководство по детскому питанию / Под ред. В. А. Тутельяна, И. Я. Коня. М., 2004.

  4. Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей. М., 2005.

  5. Сорока Н. Ф. Питание и здоровье. Минск: Беларусь. 1994. 350 с.

  6. Рыбы СССР. М., 1969, 400 с.

  7. Справочник по детской диетике. М., 1977. 340 с.

  8. Справочник по диетологии / Под ред. В. А. Тутельяна, М. А. Самсонова: Медицина. 2002, 549 с.

  9. Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. М., 1986. 287 с.

  10. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400 с.


© 2010-2022