Педсовет

В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Особенно это касается стран таких, как Россия – многонациональных, с многовековой историей, в которой переплелись народы, нации, культуры. Страна, где толерантность стала жизненно необходима и единственно выживательна в современных условиях Земли. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Педсовет

«Толерантность - как один из факторов развития

образовательного учреждения»








Амирасланова Елена Константиновна

заместитель директора по воспитательной работе








2014 г.


«Толерантность как один из факторов развития

образовательного учреждения».


(Расставить столы для работы в группах: родители, ребята, педагоги, подписать таблички, раздать листочки. На доске написать высказывание А.Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь в мире - это роскошь человеческого общения»).

Выступление директора.

Ничто не ценится так дорого, как культура человеческого общения. Поэтому сегодня мы собрались на открытом педсовете (педагогические работники, родители, обучающиеся), чтобы обсудить серьезную проблему и быть при этом всем открытыми и говорить корректно, быть вежливыми друг к другу.

Мы стремимся развивать свое учреждение. Средств развития очень много это: материальная база, подбор педагогических кадров, творческий подход в воспитании. Но есть такое понятие - толерантность. Смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Анализируя работу прошлого учебного года, мы пришли к выводу, что толерантность - это одна из проблем и для нашего коллектива (всех участников образовательного процесса) поэтому в 2011-2012 учебном году необходимо провести работу по этой теме. Для дальнейшего ведения педсовета я предоставляю слово Елене Константиновне.

Сегодня мы будем работать в группах. У каждой группы на столе лежат правила работы в группе. Ознакомьтесь с ними. Теперь каждая группа пусть выберет лидера, человека который будет отвечать от группы. Желательно, чтобы каждый член группы себя реализовал, а не просто посидел.

На доске написано высказывание французского писателя и пилота Антуана де Сент-Экзюпери (прочитать).

- Как вы понимаете это высказывание?

- Ничто не ценится так дорого как культура человеческого общения.

(Обсуждение в группах, набросайте 2-3 вывода)

Итак: мы еще раз соглашаемся, что действительно больше и важнее, чем человеческое общение ничего нет.

- А в нашем образовательном процессе, на каких уровнях организуется общение? (Сбор информации, запись информации на листочках и доске):

У-У

У-Р

У-А

У-у

у-у

Р-А

А-у

Р-р

Поработайте в группе и ответьте на вопросы:

- На каких уровнях у нас есть проблемы (где-то больше, где-то меньше)?

- Назовите эти проблемы (неприятие, непонимание, зависть, неумение и т.д.)

(Прописать уровни и проблемы)

Зачитать слова Экзюпери.

Взаимодействие, обмен информацией, общение людей стали необходимым условием их выживания. Так появился язык - средство общения, без которого был бы немыслим прогресс общества. Общение пронизывает все виды деятельности людей, все сферы их существования. Общение есть необходимый вид деятельности каждого человека. С помощью общения мы учимся, работаем, отдыхаем, признаемся в любви…

Общение - процесс установления и развития взаимоотношений и контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией и эмоциями, восприятие и понимание личностных отношений людей. Общение как существенная сторона жизнедеятельности каждого человека является своего рода наукой, в которой есть свои особенности и закономерности, свои правила и секреты. Их следует знать каждому.

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задачу школы мы видим в том, чтобы из наших стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ. (В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском - готовность быть терпимым, снисходительность; в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего -либо, кого-либо).

В большей степени заговорили об этом понятии, когда обострились человеческие отношения. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами 21 век в новом тысячелетии.

В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т.п.

Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников, прежде всего атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственны максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у подростков толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно здесь у ребят могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь ребят общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрывает лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы обучающихся, учит их находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения тактично, доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей.

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребят, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

Толерантность - это один из факторов развития образовательного учреждения. Для того, чтобы сделать данный процесс целенаправленным, на наш взгляд необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие обучающиеся, способна заполнить полноценная работа педагогических работников школы с воспитанниками. Можно выкрасить стены, парты, закупить книги, учебники, создать среду, в которой мы будем жить и работать, но если мы все не будем пользоваться гуманным отношением друг к другу и правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, находить свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей, то мы никогда не решим проблемы взаимоотношений в коллективе. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызывает потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям.

К сожалению, в повседневной спешке и постоянном марафоне за деловым успехом люди часто не замечают в своем соседе, партнере по работе человека, наделенного всеми человеческими чувствами, сомнениями и радостями, достоинствами и недостатками. В обстановке бурного развития информационных технологий мы все чаще замечаем, как сужаются возможности для непосредственного контакта между людьми, а их неформальное - нормальное межличностное человеческое общение - часто все более отодвигается на второй план. Слова Экзюпери становятся не только философским откровением, но констатацией реального положения вещей.

Технологии педагогического общения (владение технологиями, формирование коммуникативных навыков).

Опыт обеспечения толерантного отношения в коллективе (выступление):

Педагоги (2-3) - 5 мин. (Шишкина А.С., Храпичева Н.Н., Смирнова Т.К.)

Родители (1) (общение в семье) - 3 мин. (Грачева С.А.)

Обучающиеся (2) - 5 мин. (Бучнев А.)

При подготовке педсовета нами была проведена диагностика среди обучающихся, родителей и педагогических работников. Наша задача, была выяснить, какие резервные возможности воспитания толерантности есть в семье. Педагоги и обучающиеся определили какие 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности. Получился следующий результат (слово социальному педагогу Крыловой Л.Н.)

Задание группам:

Разработайте правила толерантного общения в школе (два - три).

Выводы к решению педсовета подводит директор.

Решение педсовета:

  • Обсудить и принять правила толерантного общения в школе.

  • Следовать документам (Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании)

  • Изучить методы и приемы воспитания толерантности на заседаниях классных руководителей.

  • Разработать систему классных часов по общению, н/р:

«Все мы разные - и это здорово»

«Толерантная личность»

«Понимание себя»

«Принятие себя»

«Я - член семьи».

В заключение нашего педсовета хочу напомнить, что 16 ноября ежегодно отмечается Международный день толерантности, в этом году и наш коллектив провел тематическую линейку по данной теме.

Напоследок послушайте китайскую притчу «Ладная семья».

Правила работы в группе:


  1. Выборы лидера группы.

  2. Если один высказывается, все остальные слушают.

  3. Берегите время.

  4. Говорите о проблеме, а не о личности.

  5. Реализация каждого члена группы (высказывание, вывод, ответ, спор и т.д.).




9

© 2010-2022