УРОК ПАМЯТИ «ВОСПЕТЬ МУЖЕСТВО НАРОДА-ПОБЕДИТЕЛЯ»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум»















УРОК ПАМЯТИ

«ВОСПЕТЬ МУЖЕСТВО НАРОДА-ПОБЕДИТЕЛЯ»










Разработала

Людмила Александровна Кених






Карпинск

2015

Урок Памяти

Воспеть мужество народа-победителя

Цели:

  1. Развитие чувства исторической памяти, любви и уважения к защитникам, отстоявшим независимость и целостность родной страны; формирование гуманистического мировоззрения;

  2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения и читательской культуры;

  3. Формирование умения использовать компьютерные технологии.

1 чтец:

Война - жесточе нету слова,

Война - печальней нету слова,

Война - святее нету слова,

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть, и нет.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На все, на все четыре года.

2 чтец:

Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Так началась Великая Отечественная война.

3 чтец:

«Россия должна быть ликвидирован», - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года, а в 1942 году уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию, по крайней мере, 100 миллионами людей германской расы».

4 чтец:

У каждого офицера фашистской армии была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими», в которой говорилось: «Вы должны осознавать, что являетесь представителями великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применить самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».

5 чтец:

Самый светлый,

Самый летний день в году,

Самый длинный день Земли -

Двадцать второго.

Спали дети,

Зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и этот час,

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле.

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Шаг за шагом вспоминаем,

День за днём,

Взрыв за взрывом,

Смерть за смертью, боль за болью,

Год за годом, опалённые огнём,

Год за годом, истекающие кровью.

6 чтец:

Алексей Толстой в первые месяцы войны написал: «Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, мы молоды, ты добра, добро и красоту ты несёшь в своём сердце. Ты вся - в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны. Бессмертна слава погибших за Родину».

2 чтец:

Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолётами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости, почти все её защитники пали смертью храбрых. Оборона крепости - это поистине подвиг воинов-патриотов.

3 чтец:

Я крепость!

Я крепость!

Я крепость!

7 чтец:

Я крепость!

Я крепость!

Я крепость!

Я бьюсь.

Я не сдамся врагу.

А смерть - это просто нелепость,

Её я принять не могу.

8 чтец:

Я - Брест. Я стою обожжённый.

Я бьюсь за солдатскую честь.

И нету здесь, нету сражённых,

Здесь только убитые есть.

Мой дом окружён и отрезан.

Мне трудно. Опять и опять.

И если не хватит железа -

Я буду камнями стрелять.

9 чтец:

Сквозь смертную эту свирепость,

Сквозь гиблую бурю огня.

Я крепость!

Я крепость!

Я крепость!

Потомок, ты слышишь меня?

4 чтец:

Фашисты превратили в руины наши города и сёла, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях.

10 чтец:

На оккупированных территориях фашисты установили «новый порядок». Каралось буквально всё: отказ от работы, передвижение в ночное время. На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы, гетто.

11 чтец:

Производились зверские расправы над людьми. Только в Киеве было уничтожено более 195 тысяч человек, в основном, евреев, из них в Бабьем Яру свыше 100 тысяч человек.

12 чтец:

30 сентября 1941 года вермахт начал генеральное наступление на Москву. Фашисты взяли в плен много советских людей, захватили 1242 танка и 5412 орудий. Но 5-6 декабря началось мощное советское контрнаступление. Враг отошёл от Москвы на 100 - 250 километров, были освобождены города: Калинин, Калуга, Клин, Волоколамск.

13 чтец:

Москва, Москва, священная держава,

Благословляя, веря и любя,

Мы за тебя - по долгу и по праву,

И по любви - мы бьёмся за тебя!

За то, чтобы черёмух пеной белой

Дымя-дымилась тёплая земля,

Чтоб ликовали отчие пределы,

В отраде жили русские поля;

За то, чтоб солнце гасло на затоне

И звёзды отражались бы в реке,

За то, чтоб мать глядела с-под ладони

На озарённом солнцем большаке;

За то, чтоб смолк повсюду рёв орудий,

Чтоб хлеб и соль стояли на столе,

За то, чтоб просто радовались люди

На снова отвоёванной земле!

3 чтец:

Особенно тяжело было пережить эту зиму детям. Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом рассказывают дневниковые записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

1 чтец:

Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

2 чтец:

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

4 чтец:

Лёка умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года.

5 чтец:

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

6 чтец:

Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

7 чтец:

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Слово учителя:

Это написано 11-летней школьницей, которая не намного пережила своих близких. Оставшиеся в живых до сих пор с ужасом вспоминают блокаду. Так профессор, доктор исторических наук Л. Т. Шепелева вспоминает: «Я родилась в Ленинграде, поэтому блокада была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 гг. не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. в ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить мены, ребёнка, что это ночь, а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паёк - 120 гр хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось. И чувство голода - это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»

9 чтец:

Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

10 чтец:

Блокадный хлеб. Блокадная вода.

Блокадный путь под вьюгой ледяною

Какой бессмертье куплено ценою -

Мой город не забудет никогда…

11 чтец:

200 дней и ночей не затихали ожесточённые бои под Сталинградом. В этом сражении с обеих сторон участвовало более 2 миллионов ста тысяч солдат и офицеров, около 2500 боевых самолётов, почти 25 тысяч орудий, более 2 тысяч танков и штурмовых орудий.

12 чтец:

На всю страну прославились бойцы Красной Армии, два месяца удерживающие оборону дома под со своим командиром Павловым. Этот разрушенный дом не стали восстанавливать в Волгограде, он стал живым памятником защитникам Сталинграда.

1 чтец:

Особенно тяжёлые бои шли в районе тракторного завода и на Мамаевом кургане. Здесь на каждом квадратном метре насчитывалось от 400 до 1200 осколков.

6 чтец:

Когда я не в силах был дальше идти, -

А путь до Победы был трудным и долгим, -

Россия, к твоей припадал я груди

И сил набирался у матушки Волги.

Да, Вечно течёт в ней живая вода,

Не могут прожить без неё ветераны,

И вновь сталинградцы приходят сюда,

Лечить свои раны, лечить свои раны.

Я знаю: на свете немало есть рек,

И польская Висла, и чешская Влтава,

Но с Волгой слилась воедино навек

Великой Победы Бессмертная слава!

7 чтец:

Зимой 1943 года фашисты овладели Харьковом и Белгородом, и фронт в районе Орла, Харькова и Курска образовал дугу, которую Гитлер решил «срезать» ударами с севера и юга. 5 июля 1943 года началась Курская битва, а 5 августа Красная Армия освободила Орёл и Белгород, 23 августа - Харьков.

Слово педагога:

В марте 1944 года советские войска вышли на границу, но у них за спиной оставались свидетельства чудовищных преступлений фашистов на оккупированных территориях. Вы уже слышали страницы дневника Тани Савичевой, написанные в блокадном Ленинграде. но не легче было и в немецком плену, о чём свидетельствует письмо Кати Сусаниной (стр. 49 в журнале «Классный руководитель», №1, 2005)

13 чтец:

Вы мужеством мир удивили,

Звенит, не стихая, молва,

Собою страну заслонили

От самого страшного зла.

Вы снами, герои планеты,

Мы чувствуем ваше плечо

В шинельном строю, вы воспеты

С карающим, вещим мечом.

14 чтец:

Замри, человек, в День Победы,

Очнись от житейских невзгод,

Добра в тебе явны приметы,

Ты дай им достойный исход.

И с болью, и с памятью вместе

В солдата Победы вглядись,

Победу он выстрадал в Бресте.

Ему до земли поклонись.

1 чтец:

Возвращались солдаты с войны.

По железным дорогам страны

День и ночь поезда их везли.

Гимнастёрки их были в пыли

И от пота ещё солоны.

В эти дни бесконечной весны.

2 чтец:

Возвращались солдаты с войны!

И прошли по Москве, точно сны, -

Были жарки они и хмельны.

Были парки цветами полны.

В зоопарке трубили слоны -

Возвращались солдаты с войны!

3 чтец:

…Возвращался народ-исполин…

Возвращался?

Нет!

Шёл он вперёд,

Шёл вперёд

Победитель-народ!

Он там, на Эльбе, далеко от дома,

Дошёл до края самого войны.

Он в стольких битвах не оглох от грома.

А вот сейчас оглох от тишины.

Он, улыбаясь, жмурится от света,

Ещё пропахший дымом весь, в пыли.

- Так вот она, товарищи, победа!

Так вот когда мы до неё дошли.











Литература

  1. Елисеева Т.А. А.Платонов. «Взыскание погибших»/ Литература

в школе.2008, №4.

  1. Савин М. Фотографии военных лет/ Литература в школе. 2006, №5.

  2. Соловей Т.Г. Детям своим расскажите о них/ Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». 2008, №4.

  3. Приходько А.В. Воспеть мужество народа-победителя/ Классный руководитель. Научно-методический журнал. 2005, №1.

  4. Учамбрина И.А. Наука жить достойно/ Литература в школе. 2005, №5.

13

© 2010-2022