Рабочая программа воспитательной работы в специальных (коррекционных) классах VIII вид

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано

Зам.директора по ВР

____________(Латипова Л.З.)

« » августа 2015 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

в специальных (коррекционных) классах

начального образования на 2015-2016 учебный год



МБОУ «Сармановская гимназия»




Классный руководитель: Зарипова Гульнара Маратовна







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционно-образовательной работы с детьми специальных (коррекционных) классов НО и устойчивое развитие личности предполагает приобретение им социального знания, переживания ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, преобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым и др., об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития.

Программа воспитания СК классов VIII вида направлена на всестороннее развитие ребенка с ОВЗ. Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание и развитие начальных классов в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями.

Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности, что обеспечивает повторность в обучении детей и позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

Цель программы - помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, эстетические, духовные ценности, привить положительное отношение к окружающей действительности; сформировать навыки трудовой деятельности и положительное отношение к труду.

Основные критерии сформированности навыков

адаптивного поведения у воспитанников

В ходе реализации программы у воспитанников специальных (коррекционных) классов НО должны быть сформированы следующие навыки и умения адаптивного поведения:

  • общеучебные навыки и умения;

  • навыки коммуникативного поведения: владение навыками речевого обращения в различных ситуациях; понимание того, что такое «хвастовство, упрямство, стыд»; сознание своей полезности другу, взрослому;

  • навыки гигиены, необходимые в повседневной жизни;

  • простейшие приемы ухода за зелеными насаждениями на пришкольном участке;

  • простейшие правила ухода за обитателями живого уголка;

  • правила сбора природного материала;

  • умение организовать свое рабочее место;

  • умение ценить труд взрослых;

  • бережное отношение к органам чувств;

  • выполнение упражнений для снятия напряжения и усталости;

  • умение составлять индивидуальные режим дня;

  • соблюдение и поддержание чистоты в классе;

  • разумное чередование труда и отдыха;

  • двигательная активность;

  • критическое отношение к вредным привычкам;

  • умение находить друзей по интересам;

  • различение полезных и вредных для здоровья продуктов;

  • соблюдение правил культурного поведения за столом;

  • доброжелательное, отзывчивое отношение к окружающим;

  • умение решать мыслительные задачи на честность, отзывчивость и справедливость;

  • умение вести себя в соответствии с нравственными нормами;

  • использование в речи вежливых слов;

  • соблюдение правил школьника и правил этикета;

  • наличие личностной идентификации: «Кто я?» - имя, пол, внешность;

  • наличие элементов творческого воображения: может придумать и сделать подарок; составить приглашение на праздник;

  • следование Правилам дорожного движения, правилам перехода железной дороги;

  • умение переходить проезжую часть городской дороги;

  • умение пользоваться общественным транспортом;

  • знание истоков народных праздников, обрядов, народного календаря, народных инструментов и игрушек;

  • уважительное отношение к своему народу, к своей малой Родине;

  • проявление гражданских чувств, гордости за социальные и культурные достижения своей страны, малой Родины;

  • уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

  • проявление гуманизма, милосердия.

Направления воспитательной работы

Основу отбора содержательных блоков воспитательного процесса в начальных классах необходимо строить исходя из следующих мотивов и ведущих видов деятельности.

М о т и в ы :

  • потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

  • потребность в общении.

У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания. Педагогу, работающему с детьми данного возраста, необходимо формировать два очень важных мотива, без которых дальнейшее обучение и воспитание потеряет свой смысл:

  1. настойчивое стремление стать школьником; познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;

  2. потребность в общении, принимающая форму желания выполнить важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих.

В е д у щ и е в и д ы д е я т е л ь н о с т и:

  1. игра в её наиболее развёрнутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра должна выступать как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребёнка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности;

  2. учебная деятельность как ведущая в целостном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе её вырабатывать вся система отношений ребёнка с окружающим миром.

Исходя из этого предлагает планировать воспитательную работу в начальном звене таким образом, чтобы можно было решить проблемы по следующим направлениям.


  1. Личностное развитие.

При работе по данному направлению необходимо сконцентрировать усилия:

  • на входящей, промежуточной и итоговая диагностика уровня воспитанности; самооценке черт характера ( доброта, щедрость, честность, дружелюбие, взаимопонимание, трудолюбие…);

  • формирование навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей ему усвоение новой роли - ученик, успешный ученик _ и формирующей его новое отношение к окружающей среде;

  • развитие умение играть;

  • создание условий для развития соуправленческих начал и формирующемся коллективе классам; выполнение условий здоровьесберегающих технологий; формирование культурно-нравственной ориентации.

Воплощение задуманного плана предполагает целенаправленное, поступательное освоение первоклассниками начал школьной азбуки;

  • овладение нормами этического поведения в повседневной жизни;

  • прочное усвоение правил школьника;

  • формирование умений находить взаимопонимание, разрешать культурным способом возникшие разногласия, противоречия.


  1. Охрана здоровья и физическое развитие.

Учитывая низкий уровень показателей физического развития у детей с интеллектуальной недостаточностью, а также их подверженность дурному влиянию и асоциальному воспитанию в семье, данному необходимо уделять пристальное внимание.

Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно-гигиенических до автоматизма - вот далеко не полный перечень аспектов работы классного руководителя и воспитателя по этому направлению. И особое внимание необходимо уделить предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках, с целью их предупреждения и профилактики.


  1. Трудовое воспитание.

  • Отработка навыков и умений учебного поведения;

  • формирование навыков учебной деятельности, как ведущего вида деятельности;

  • формирование первоначальных представлений и правильных понятий о личной гигиене;

  • привитие навыков самообслуживания;

  • выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом

  • формирование навыков коллективной трудовой деятельности;

  • формирование трудолюбие, добросовестности, привитие навыков культуры труда;

  • развитие интереса к трудовой деятельности взрослых;


  1. Социализация и общение.

Учитывая тот факт, что большинство детей воспитываются в неблагополучных семьях, а также имеют отрицательный опыт общения, при работе по данному направлению необходимо сконцентрировать усилия:

  • На знакомстве с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях - в школе, столовой, спальне на уроках, на перемене, на улице, в магазине, на прогулке и экскурсии;

  • Практической отработке этических норм и правил;

  • Формирование сущности нравственных понятий;

  • Формирование понятия смысла человеческого существования, ценности существования других людей;

  • Воспитание доброжелательного, отзывчивого, справедливого, честного, внимательного отношения к окружающим;

  • Анализе своих поступков;

  • Реализация опыта нравственных отношений, возникающих в различных видах деятельности;

  • Экологическим воспитании.


  1. Развитие творческого воображения.

Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизма коррекции и компенсации дефекта


  1. Основы гражданского и патриотического воспитания.

Основной целью работы по данному направлению является: формирование у детей патриотического сознания, верности к Отчеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Достижение этой цели реализуется через ф о р м и р о в а н и е:

  • Чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • Уважительного отношения к языку своего народа;

  • Чувства гордости за социальные и культурные достижения своей страны;

  • Уважительного отношения к историческому прошлому Родину;

  • Гуманизма, милосердия, общечеловеческого ценностей.


  1. Досуговая деятельность.

Досуговая и рекреационная деятельность для детей с интеллектуальным недоразвитием играют значительную роль в поддержании психического и физического здоровья, что является отражением потребности в более содержательном и продуктивном использовании свободного времени. Деятельность человека, прежде всего, связана с рекреацией (от фр. - восстановление). Полноценный отдых детей играет огромную роль в восстановлении физических, психических и духовных сил, поскольку создает в их жизни необходимый баланс и гармонию. От того, как будет организован досуг, зависит морально-психологический климат в школьном коллективе. Педагогу, работающими с детьми данного возраста, необходимо иметь четкие представления об определении понятий досуга и отдыха.

Досуг (свободное время) - часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат.

В структуре свободного времени выделяют:

  • активную деятельность - учебу, самообразование (самоподготовку);

  • культурное (духовное) потребление - чтение газет, книг, журналов, просмотр кино и видеофильмов; спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми; занятия в кружках; прогулки, экскурсии, походы, праздники путешествий, походы выходного дня; спортивные соревнования, эстафеты, спартакиады; конкурсы, тематические дни, праздники, ярмарки, дискотеки; лекции, викторины, различные гостиные и пр.

Отдых - состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности.

Таким образом, отдых - это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности, а досуг - средство восстановления сил человека в процессе его деятельности (например, любительские занятия), то есть является частью отдыха.

П р и н ц и п ы в о с п и т а н и я:

  • принцип ориентации на ценностные отношения и положительные качества личности воспитанника;

  • связи воспитания с жизнью;

  • принятия воспитанника таким, каков он есть;

  • воспитания в коллективе;

  • единства, целостности и преемственности в воспитании.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности младших школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимы для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человека, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительного становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.



ОСНОВНЫЕ ДЕЛА КЛАССА

Неделя

Охрана здоровья, физическое развитие

Личностное развитие

Трудовое воспитание

Развитие творческого воображения

Основы социализации и общения

Профилактическая работа

Досуговая деятельность

Основы гражданского и патриотического воспитания

Работа с родителями, с учащимися

1

Физическая зарядка ежедневно

Классный час «Ты ученик!»

Я - дежурный

Создадим уют в своем доме

Поговорим о том, как мы выглядим

Родительское собрание по теме «Режим дня

2

Физическая зарядка ежедневно. Беседа « Как воздух влияет на здоровье?»

Классная комната: ежедневная и генеральная уборка. Правильная организация уборки

Классный час «Дружба начинается с улыбки»

Я и другие

Правительственные учреждения нашего села

Посещение семей. Вводная диагностика

3

Физическая зарядка ежедневно

Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни: ежедневный уход за телом

Конструирование. Схема - план «Как пройти безопасно в школу»

Классный час «Правила обязательные для всех»

Круглый стол «Внимание! Четвероклассник!» Вводная диагностика

4

Физическая зарядка ежедневно. Классный час «Почему мы болеем»

Мои школьные друзья

Санитарная пятница

Классный час «Что такое этикет?»

Чего нельзя, того нельзя

Дни рождения в сентябре

Кто такой Президент России

Составление актов обследования жилищно - бытовых условий (ЖБУ)

5

Физическая зарядка ежедневно

Культура поведения во время еды. Пользование столовыми приборами

Изготовление подарков, сувениров

Классный час «Наш район. Знаки и сигналы в пути»

Совместное заседание. Обсуждение насущных проблем класса

6

Физическая зарядка ежедневно. Беседа «Пыль и здоровье. Зачем необходимо проветривание»

Классный час «Мир в котором мы живем»

Уборка закрепленной за классом территории на пришкольном участке

Я умею понимать людей

Понятие «свобода». Что значит быть свободным?

Справедливость и справедливый человек

7

Физическая зарядка ежедневно

Каким я себе нравлюсь: злым или добрым?

Классный час «Учиться надо весело, чтоб хорошо жилось»

Общество. Общественное мнение (основные понятия)

Встреча с психологом «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка»

8

Физическая зарядка ежедневно. Классный час «Откуда берутся болезни»

Мои мысли, мое мнение - их значимость

Санитарная пятница

Повседневный этикет

Беседа «Правила учащихся и я»

Дни рождения в октябре

9

Физическая зарядка ежедневно

Знакомство с профессией столяра

Кукольный театр. Куклы и театр.

Классный час «Зачем нужны дорожные знаки»

Собрание «Итоги 1 четверти. Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности»

10

Физическая зарядка ежедневно. Беседа «Движение- основа жизни»

Село «Чистюля»

Одежда. Уход за одеждой

Интересно ли мне учиться?

Я умею отдыхать и учиться

Классный час «Право на жизнь»

11

Физическая зарядка ежедневно. Классный час «Правила поведения в случае болезни»

Трудовой десант

Как скрыть плохое настроение?

Нечаянная оплошность

Россия - многонациональное государство

Круглый стол «Как научить своего ребёнка жить в мире людей» ( обмен мнениями, опытом)

12

Физическая зарядка ежедневно

Как помочь другому делать нелюбимое дело?

Знакомство с профессией швеи

В мире Вежливых слов

Дни рождения в ноябре

Классный час

« Право на имя»

Подготовка класса к зимнему периоду

13

Физическая зарядка ежедневно

Санитарная пятница

Как управлять своими эмоциями

Классный час «Наблюдение за работой сотрудников ГИБДД» (целевая экскурсия)

Конституция- Основной закон государства. Устав школы- главный школьный закон

14

Физическая зарядка ежедневно. Классный час «Забота о коже»

Мастерская Деда Мороза

Мастерская Деда Мороза

Стыдливость и застенчивость: хорошо это или плохо?

Отрицательные поступки

Совместное заседание «Уроки этики поведения для детей и родителей»

15

Физическая зарядка ежедневно

Новый год, Новый год- класс украсим без хлопот

Каким должен быть гость?

Классный час «Как вести себя на улице»

Выход в природу «Зимушка, зима!»

16

Физическая зарядка ежедневно. Неправильное питание и заболевание

Классный час «Новый год у ворот»

Санитарная пятница

Игра «Зеркало» (учись управлять своим настроением)

Новогодний праздник. День рождения в декабре

«Средства массовой информации в жизни ребёнка и его семьи»

17

Физическая зарядка ежедневно

Изготовление поделок, рисунки на тему «Как я встретил Новый год»

Изготовление поделок, рисунки на тему «Как я встретил Новый год»

Классный час «Как себя вести»

Экскурсия в Снежный городок

Преступление. Ответственность Наказание.

18

Физическая зарядка ежедневно. Чистота и здоровье

Служба экстренной помощи (изготовление кормушек для птиц)

Ситуационная игра «Прими меня таким, каков я есть»

Классный час «Как вести себя в транспорте»

Клубное занятие «Эффективное общение- залог успеха» (совместно дети, родители, педагоги).Промежуточная диагностика

19

Физическая зарядка ежедневно

Общительность как черта характера

Санитарная пятница

Беседа о культуре общения

Дни рождения в январе

Классный час «Право на жильё и неприкосновенность жилища»

Промежуточная диагностика

20

Физическая зарядка ежедневно. Классный час «Как отучить себя от вредных привычек»

«Малышок» (оказание шефской помощи младшим)

Учимся справляться с чувством обиды

Выход в природу «Прекрасное рядом»

Народные гулянья и забавы

Вечер вопросов и ответов «Преемственность между начальной и средней школой» (встреча родителей с учителями среднего звена)

21

Физическая зарядка ежедневно

Классный час «День святого Валентина»

Санитарная пятница

Деловитость и мечтательность

Зимняя спартакиада

22

Физическая зарядка ежедневно. Беседа «О пользе физических упражнений»

Будем помогать другим, когда им трудно

Генеральная уборка

Классный час «Школа разведчиков»

Игра «Нервные телеграфисты» (наши нервы.) Клубный час: дни рождения в феврале

Заседание «Скоро в 5 класс. О проблемах и задачах переходного периода из начальной в среднюю школу»

23

Физическая зарядка ежедневно

День достойного человека как зеркало его жизни: содержание прожитого дня; понятие «потерянного» дня

Рисуем наших пап

Культура мира. Человек среди людей

Конкурс смотра строя и песни

Классный час «Право на защиту». Государственный праздник- День защитника Отечества

24

Физическая зарядка ежедневно Беседа «Скорая помощь»

Как быть нужным и полезным

Санитарная пятница

Классный час «А ну-ка, девчонки!»

Риск в делах и общении: что это?

Праздничный концерт

Моя национальность и другие национальности. Государственный праздник 8 Марта

Конференция «Адаптация и мой ребёнок. Как лучше помочь моему ребёнку при переходе в 5 класс»

25

Физическая зарядка ежедневно

Классный час «Ученье и труд- всё перетрут»

Шефская помощь

Что такое наркотики: беда или радость?

Весна на участке

26

Физическая зарядка ежедневно

Весна, учёба и Я!

Генеральная уборка

Классный час «Круглый год»

Самолюб никому не люб

Дни рождения в марте

Собрание «Итоги III четверти. Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников»

27

Физическая зарядка ежедневно

Я - исполнительный человек

Санитарная пятница

Смысл жизни человека. К чему стремится человек?

День смеха

Классный час «Право на свободное перемещение»

Совместный труд- генеральная уборка класса

28

Физическая зарядка ежедневно

Труд - забота и труд - работа

Классный час «Поговорим о вежливости»

Спортивные эстафеты

Государственный праздник День космонавтики

29

Физическая зарядка ежедневно. Классный час «Умей сказать: НЕТ!»

Комнатные декоративные растения. Пересадка комнатных растений. Уход за растениями.

Недостатки и пороки - пути их преодоления

Дни рождения в апреле

Чувство ответственности за качество своей деятельности перед сверстниками

Клубное занятие «Самостоятельность как проявление взросления. Доверие и контроль со стороны взрослых»

30

Физическая зарядка ежедневно

Всероссийский субботник

Как украсить территорию нашей школы (рисование цветущих клумб)

Подумай о других

Классный час «Правила дорожного движения в чрезвычайных ситуациях на дороге»

Выход в природу «Весна, весна!»

31

Физическая зарядка ежедневно

Классный час «В гостях у ребят Мойдодыр»

О вас мы помнить обязаны (изготовление сувениров)

Взаимоотношение мальчиков и девочек

Беседа «Бережное обращение к растениям»

Люди, которых я не имею права забывать

Итоговая диагностика

32

Физическая зарядка ежедневно. Беседа «Как вести себя в случае пожара»

Классный час «Этот праздник со слезами на глазах…»

Книжкина больница

Озеленение пришкольного участка

Я и жизнь вне дома

Экскурсия к Вечному огню

Встреча с ветеранами

Сбор информации о летнем отдыхе детей. Итоговая диагностика

33

Физическая зарядка ежедневно

Генеральная уборка

Классный час «Прощай, начальная школа»

Куда бы ты хотел поехать?

Праздник прощание с начальной школой

Подготовка класса к ремонту

34

Физическая зарядка ежедневно

Мой режим в летнее время

Подготовка класса к ремонту

Каким я был? Каким я стал? Чего я достиг в этом году?

Каким я был? Каким я стал? Чего я достиг в этом году?

Классный час «Итоговое занятие по ПДД. Поведение на воде и в водоёмах»

Пикник. Дни рождения в мае

Итоговое родительское собрание. «Школе мы не говорим «Прощай», мы говорим «До новой встречи!»



© 2010-2022