Треугольники с фронта как семейная традиция

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центр Образования «Возрождение»











«Юный исследователь» Куйтунского района

По теме «Война в истории моей семьи»

«Треугольники с фронта как семейная реликвия»

Сведения об авторах:

Ученица 4 «В» СК класса Волкова Светлана

учитель СКК Яковлева Светлана Анатольевна























Куйтун, 2015

Оглавление:

1.Ведение …………………………………………………………………. 3

1.1.Актуальность исследовательской работы………………………….3

1.2.Цели, задачи…………………………………………………………..3

2.Основная часть

2.1.Что такое письмо?…………………………………………………….4

2.2.Как появились письма-треугольники?................................................4

2.3.Что представляют собой фронтовые письма?....................................5

2.4.О чем рассказали нам письма Г.А. Тарара ?.......................................6

2.5.Исследование боевых действий Г.А.Тарара…………………………7

2.5. Поиски места гибели Г.А.Тарара…………………………………….8

2.6.Ценности современного поколения…………………………………..9

3. Заключение

3.1.Выводы…………………………………………………………………8

Список источников и литературы…………………………………………..10

Приложение





Введение

Актуальность

На долю нашего народа выпало немало испытаний. Одно из них- Великая Отечественная война, изменившая судьбы миллионов людей. О том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались, -«говорят» нам письма военного времени. Это были необычные письма, не те, что мы пишем и отсылаем сейчас своим родственникам в другие города. Это были письма, строки которых опалены войной, в них была вся душа их авторов. Когда я увидела в музее письмо-треугольник с фронта, меня это очень удивило, что это за письмо? Как оно могло без конверта дойти до адресата?

Тема Великой Отечественной войны в настоящее время имеет большую актуальность в том плане, что с каждым годом ветеранов, очевидцев той страшной войны становится все меньше и меньше, они уходят от нас. Уйдут живые свидетели и некому будет рассказывать правду о войне.

Изучение фронтовых писем помогает нам увидеть подлинную картину как воевал советский солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом.

Цель исследования: Изучить письма с фронта как семейную реликвию.

Задачи исследования:

  1. Изучить материалы о письмах с фронта, имеющиеся в литературе и в интернете.

  2. Изучить письмо с фронта Г.А.Тарара

  3. Найти место боевых действий Г.А. Тарара.

  4. Определить место гибели Г.А.Тарара( т.к. он значится без вести пропавшим)

  5. Провести опрос среди учащихся нашей школы и выяснить, имеются ли в их семьях военные реликвии и как они хранятся.

  6. Сопоставить и сделать выводы по изученному материалу.

Для выполнения цели я поставила следующие задачи:

- собрать информацию об истории письма, используя различные источники

-проанализировать письмо без вести пропавшего Г.А.Тарара

-узнать место боевых сраженй Г.А.Тарара.

-узнать место гибели Г.А. Тарара.

-провести анкетирование среди 6-ого и 10 классов

Объект исследования: Письма с фронта , фотографии, уведомления.

Цель исследования: Изучить письма с фронта как семейную реликвию

Гипотеза: В письмах с фронта сосредоточен большой исторический материал. Эти весточки из уже далёкого прошлого для нас стали бесценной семейной реликвией, которой мы дорожим.

2.1. Что такое письмо?

Фронтовые письма- документы особые. Тот кто писал их, не думал, что эти письма увидят свет. Под свист пуль и осколков спешили солдаты поведать о своих мыслях и чувствах, желаниях и мечтах. Каждая строка фронтового «треугольника» искренна.

Меня заинтересовало почему письма с фронта отправляли без конверта?

Я обратилась к Интернет- ресурсам и узнала следующее:

2.2. Как появились письма-треугольники?

С началом Великой Отечественной войны резко возрос поток писем, так как люди были разлучены между собой. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов. В такой- то обстановке и родился фронтовой «треугольник». Письма складывались простым треугольником. Сначала обычный тетрадный лист загибали справа налево, потом слева направо. Оставшуюся полоску вставляли внутрь треугольника. На треугольнике обязательно ставился штамп полевой почты.

Полевая почта- это вид почтового обслуживания , установленного в действующей армии в условиях ведения боевых действий.

2.3. Что представляют собой фронтовые письма?

Письма с фронта, как исторические документы, имеют ряд особенностей.

  1. Если письмо приходило от солдата, то оно было сложено в треугольник, т.к. конверт купить в полевых условиях было невозможно. Листок бумаги сворачивали и на нем писали адрес. Марка на треугольник не приклеивалась.

  2. Определить местонахождение солдата было нельзя, в обратном адресе указывалась Действующая Армия, № полевой почты и части.

  3. Письмо о гибели солдата приходило в конверте, поэтому мирные жители всегда с опаской смотрели на почтальона, какое письмо он вынет из сумки: в конверте или в виде треугольника.

Дорогая моя, на переднем у нас передышка
Спят в окопах друзья, тишина на другом берегу.
Дорогая моя, поцелуй ты крепче сынишку,
Знай, что вас от беды я всегда сберегу.

Из стихотворения Андрея Дементьева

Именно так наши прадедушки, сидя в окопах, блиндажах и землянках, в редкие часы передышек и затишья обращались к своим женам и матерям, стараясь хотя бы ненадолго заглушить невыносимую тоску по семьям и родным местам, из которых безжалостно их вырвала самая страшная война в истории человечества.

Письма с фронта - заветные «треугольники», как же ждали вас женщины, изможденные непосильной работой и голодом, в далеком тылу, делая все возможное, а порой и невозможное, для того, чтобы однажды вместо письма с передовой домой пришел сам автор. Пусть израненный и уставший, но живой и жаждущий вновь влиться в мирную жизнь своей любимой Родины и вместе со всеми сделать ее еще лучше, чем прежде.

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Не случайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким : «милая мама», «мои родные», « дорогие мои дети». Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: « пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси»

Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл родным почтовой корреспонденции - конвертов, открыток, бумаги. Многие военные открытки сопровождались не только картинками, но и официальной цитатой Сталина: «Мы можем и должны очистить свою землю от гитлеровской нечисти». Люди писали в письмах и открытках, приближая победу: «Я буду бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали» .

2.4. Письмо Григория Андреевича Тарара.

В краеведческом музее мы нашли информацию о 20-летнем пареньке из села Бурук Куйтунского района. Нас поразило то, что уйдя на фронт, от него домой пришло одно-единственное письмо, а затем принесли на него похоронку.

Этот парень родился 6 февраля 1922 года в многодетной трудолюбивой семье. Окончил Бурукскую начальную школу с хорошими оценками по предметам при отличном поведении. Работал в Куйтуне. Когда началась война Григория Андреевича призвали в ряды красногвардейцев. Он написал только одно письмо.

А ведь он надеялся, что он вернется домой. Вот строки его письма, которые взволновали меня до глубины души.

«Во первых строках своего письма, я шлю по низкому поклону дорогие мои родители, мама, отец (Отец тоже был уже в армии), а также братьям Ивану, Пани сестрам Поли, Моти, Вали и желаю всего хорошего в вашей жизни. Я нахожусь в дороге, близко около границы (наверное речь шла о линии фронта). Жизнь очень тяжелая, день отдыхаем, а как ночь наступит, то в дорогу идем пешком, как пройдем километров 30-40 очень тяжело идти, потому что грузу много около 40 килограммов, как пройдешь то не чувствуешь ног и плечей, все тащищь на себе. Днем ходить нельзя, стреляют из самолетов. Пропишу, что я нахожусь с Мишаковым Иваном .Но еще пропишу Ивану- пускай кормит вас всех. Он остался у вас за домашнего хозяина, а как я вернусь буду кормить вас и Ивану будет легче. Сообщите, что я передаю поклон отцу. Посылаю я вам очень много писем, но ответа не ожидаю, потому что у меня адреса нет. Как остановимся на месте, то сразу дам свой адрес. Писать покудова нечего, остаюсь жив и здоров и того вам желаю .Писано 3 марта 1942 года. До свидания, писал известный вам сын и брат Григорий Андреевич Тарара.

А потом семья долго долго не получала писем и лишь в 1944 году матери вручили листок бумаги, на котором с одной стороны напечатанный текст Иркутской типографиии, а на другой Извещение Куйтунского РВК. «Ваш сын красноармеец Тарара Григорий Андреевич в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге. Проявив геройство и мужество находясь на фронте пропал без вести 7 апреля 1942года»

Мне очень хотелось узнать, где и как погиб Григорий Андреевич.

Тогда вместе с классным руководителем мы вышли на сайт obd-memorial.ru и сделали запрос. С большим трудом мы получили сведения об Григории Андреевиче. Мы узнали, что последнее место службы 116 СД (стрелковая дивизия), воинское звание-красноармеец. Пропал без вести 7.04.1942 года. В Смоленской области, Барятинский район, около села Гореловский. 116-я Краснознаменная Харьковская стрелковая дивизия (2-го формирования) сформирована в период с 10.12.1941 по 06.01.1942 из призывников Читинской и Иркутской областей

Из письма видно, что события происходили рядом с линией фронта. Мы выяснили, что Об этих событиях написана книга "Зайцева гора: хроника трагедии (февраль 1942 - март 1943 гг.)" Ее авторы - историк Максим Николаевич Мосягин и командир поискового отряда Александр Александрович Илюшечкин.

Зайцева Гора - место жуткой бойни. Бои шли с зимы 1942-го до осени 1943 года.

До 1944 г. была такая неразбериха в списках частей и списках безвозратных потерь. Местность где велись бои переходила под контроль наших и немцев по несколько раз. При отступлении не хоронили, а документы и списки сжигали, могли вообще не вестись. Времена были тяжелые. Солдат других частей приписывали к частям выполнявшие важные задания только в усном приказе. Много случаев, когда хоронили бойцов через некоторое время после боев ни кто не смотрел на их принадлежность, а приписывали к части которая участвовала в этой операции в этом районе.

- Зайцева гора - одна из самых трагических страниц Великой Отечественной, - поведал комиссар поискового отряда. - В этом районе пытались соединиться наши войска, чтобы перекрыть фашистам прямую дорогу на Москву. Здесь в начале 42-го года в боевых действиях участвовали десять стрелковых дивизий и три танковых бригады. К концу апреля дивизии потеряли от 50 до 70 процентов личного состава убитыми, ранеными и пропавшими без вести. В боях погибло не менее 60 тысяч солдат и офицеров. 116 дивизия, в которой воевал ваш земляк красноармеец Тарара , вступила в бой в составе 50-й армии 25 марта. Жесточайшие бои за высоту 269,8 метра шли почти год. Взять немецкий плацдарм «в лоб» было невозможно. И тогда под Зайцеву гору был сделан подкоп длиной 106 метров. 25 тонн взрывчатки 4 октября 1942 года подняли гору на воздух. После взрыва образовалась воронка диаметром 90 и глубиной 20 метров. Высоту взяли с помощью авиации и танков, но фашисты вновь овладели ею. И только 12 марта 1943 года после ожесточённых боёв гору очистили от фашистов.

С тех пор многие окрестные сёла опустели. Невозможно было возделывать поля, залитые кровью. Трактористы отказывались пахать землю: всё вокруг было усеяно минами, а за плугом бесконечной белой лентой тянулись человеческие кости. Оренбургский поэт, руководитель областного литобъединения имени В.И. Даля Геннадий Фёдорович Хомутов, служивший в пятидесятые годы в армии в тех местах, вспоминает, что часто встречал деревья с висящими на них минами: молодые деревца, на которых в войну ставили растяжки, выросли и подняли вверх смертоносный груз.

Отряд «Поиск» извлёк из земли останки уже около двух тысяч советских солдат.

- Копаем, как огород копают, - с горечью говорит комиссар о рабочих буднях отряда. - Здесь всё на костях…

насчитывал 1786 активных штыков, то к 23 апреля осталось всего 35 человек…

Поиск ребята ведут обычно вдоль бывших немецких заградительных траншей, здесь больше всего находок: колючая проволока останавливала атакующих бойцов, и они становились удобной мишенью для врага. Правда, нераспаханных мест в округе не так уж и много.

Для определения места захоронения Тарара Г.А. мы также обратились к Интерет-ресурсам. В Калужском отделе «Мемориала» мы нашли списки захоронений, с подробными записями, фотографиями памятников, выполненными местными поисковиками, но фамилию Тарара мы, к сожалению, не нашли. Мы обратились с письмами к поисковым отрядам д.Зайцева гора «Память» , но ответа пока не получили.

Тело этого солдата до сих пор не найдено.

Я очень надеюсь, что скоро за мужество и героизм этого солдата его имя появится в «Книге Памяти». А также поисковые отряды обязательно найдут место гибели , и останки этого героя будут торжественно захоронены

А письма на фронт? Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из дому согревали и придавали сил.

«Сынок, будь осторожнее!..» «Береги себя, любимый!..», «Дорогой папа! Я очень по тебе скучаю! Когда ты вернешься домой?..», «Сыночек, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись!..»

2.5. Ценности современного поколения

В ходе работы я провела анкетирование среди шестого( и десятого классов в моей школе (то есть среди подростков 13 и 17 лет) и задавала следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы в какие годы шла Великая Отечественная война?

    Знают

    Не знают

    6-й класс

    20 человек

    0

    10-й класс

    23 человека

    0

  2. Участвовали ли ваши родственники в Великой Отечественной войне?

    Участвовали

    Не участвовали

    6-й класс

    16 человек

    4

    10-й класс

    15человек

    8


  3. Есть ли у вас семейная реликвия?

Есть

Нет

6-й класс

7 человек

13

10-й класс

8 человек

15

4. Если есть. Что это?

Ордена, медали, письма с фронта, фотографии, часы, документы, книги, дом.

Но главной ценностью по-прежнему остались любовь к Родине и уважение к своим предкам.

Раньше я не задумывалась, есть ли у мои ровесников и детей более младшего возраста семейные реликвии, насколько хорошо они знают историю жизни своих родственников: прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек; да и вообще, своей семьи, и страны, в которой живут. Но как оказалось, они не только знают, но и очень заинтересованы этой темой. Из результатов моего анкетирования я узнала, что почти в каждой семье есть своя реликвия. Эти ценности разные: часы, старинные фотографии, награды, письма с фронта, книги, ордена, медали; каждая из них очень дорога своим владельцам как ценность, и как воспоминание.


  1. Заключение.

Работая над данной исследовательской работой мы узнали много интересного: какие виды писем были во время войны 1941-1945 г.г., почувствовали атмосферу трудной военной жизни, узнали где находится место, около которого погиб воин, в ходе какой военной операции, как воевал солдат. Самое главное, мы сделали первые шаги по трудному пути поиска погибших солдат. Мы узнали адреса сайтов, имеющих информацию о погибших, названия поисковых отрядов и их электронные адреса, форумы пользователей Интернета, ищущих своих близких, изучили алгоритм поиска погибших в годы Великой Отечественной войны.

Выводы: знакомясь с информацией о фронтовых письмах, я сделала следующие выводы:

-Что письма были короткими, всего на полстраницы, но слова жгли самое сердце.

-В них отражался и быт, и война, и переживания, и чувства, и характер.

-Почувствовала, как тяжело далась победа нашим защитникам.

-Каждое письмо наполнено болью и тревогой за родной дом, семью.

В качестве эпиграфа к работе были взяты строки из стихотворения А. Дементьева. Еще одним фрагментом из этого же произведения я хочу и закончить анализ фронтовых писем времен Великой Отечественной войны.

Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется,
Также падает снег, и сердца продолжают любить.
Я читаю письмо и я знаю, что если придется,
Все что сделал отец, я сумею всегда повторить.

Для выполнения цели я:

  • Узнала новую информацию в краеведческом музее о нашем земляке Григории Андреевиче Тарара.

  • проанализировала письмо

  • узнала о месте боевых действий 116 стрелковой дивизии.

  • нашла место гибели героя.

  • составила вопросы анкеты

  • собрала информацию по теме, с помощью дополнительных источников(см. список дополнительных источников информации)

  • на сайте вместе с классным руководителем получили ответ obd-memorial.ru



Список источников,

использованых в ходе подготовки конкурсного материала

  1. Письмо Тарары Григория Андреевича своим родителям.

  2. Словарь С.И.Ожегова

  3. «Книга памяти»

  4. obd-memorial.ru

  5. Интернет-энциклопедия (Википедия)

  6. shkolazhizni.ru/archive/0/n-25243

  7. victory.mvk.ru/content/view/2024/931/lang,ru

  8. shkolazhizni.ru/archive/0/n-25243

  9. victory.mvk.ru/content/view/2024







11

© 2010-2022