Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Выполнила: Кайлачакова И.В.     МБДОУ «Детский сад компенсирующего  вида  «Орлёнок»,               г.Абакан.   Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом            Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья “исследование” мира крайне ограничено, определенная бедность впечатлений сохраняется вследствие двигательного дефекта, интеллектуальных и речевых нарушений. Развитие и коррекция имеющихся представлений о природе у детей с детским церебральным...   Литература 1. О. А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию!»  М.,2008 2.С. Н. Николаева « Система экологического воспитания дошкольников» М., 2008 3. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» М., 2004 4. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» М., 2009 5. А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2007 6.А. И. Иванова « Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду 7.А. Т. Зверев «Экология. Набл...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выполнила: Кайлачакова И.В.

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Орлёнок», г.Абакан.



Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

с детским церебральным параличом

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья "исследование" мира крайне ограничено, определенная бедность впечатлений сохраняется вследствие двигательного дефекта, интеллектуальных и речевых нарушений. Развитие и коррекция имеющихся представлений о природе у детей с детским церебральным параличом, учёт индивидуальных особенностей дошкольника с отклонениями в развитии при формировании представлений о природе - залог успешности обучения и воспитания ребенка.

Воспитатель детского сада - главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Владея методикой экологического воспитания, я организую, деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

В работе с детьми использую метод интегрированного подхода: взаимосвязь исследовательской, изобразительной, театральной деятельности, музыки, физической культуры, игры, литературы, моделирования.

Использование данных методов дает мне решить следующие задачи:

  • Обогащать чувственный опыт детей, посредством активного взаимодействия с предметами и объектами окружающей природы;

  • формировать полноценные представлений ребенка о явлениях, объектах живой и неживой природы;

  • расширять природоведческий словарь детей с ДЦП;

  • развивать познавательные процессы (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), развитие творческих способностей;

  • развивать моторные сферы, обогащать двигательный опыт детей;

  • формировать экологическую культуру детей с ДЦП;

  • воспитывать нравственно-этические чувства (доброта, чуткость, сострадание, сопереживание);

Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг и в исследовательской деятельности.

Поскольку игра - ведущая деятельность дошкольника, то рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры-драматизации.

Экологические игры помогают детям овладеть не только определенными знаниями, но и развивают эмоциональную отзывчивость, умения и желания активно защищать и облагораживать природу.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развитие умения детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты - полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),

Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно - светлое, совсем светлое и т.д.

В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

Игра «Угадай, какой ты зверь?»

Дидактическая задача:

- закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках приспособленности животных к окружающей среде;

- учить классифицировать животных.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Игровое действие: отгадать, какое животное изображено на картинке.

Игровое правило: отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, какой это зверь. Отвечать можно только «да», «нет», «может быть».

Ход игры

Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть и определить, «каким зверем» он стал. «Зверь» задает вопросы, пытаясь выяснить, внешний вид животного, особенности его движений, повадки, среду обитания.

Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны и флоры. Главное в таких играх - подвести детей к осознанному выделению характерных признаков различных

Игра «Рыбы, птицы, звери»

Цель: формирование умения классифицировать животных.

Участники становятся в круг, в центр которого встаёт водящий. Водящий закрывает глаза и начинает вращаться вокруг своей оси, вытянув вперёд правую руку и повторяя слова: "Рыбы, птицы, звери". Затем он останавливается и говорит любое из этих трёх слов, показывая рукой на кого-то из участников. Тот, на кого показали, должен быстро сказать название птицы, рыбы или зверя, в зависимости от того, что было названо водящим.

Водящий считает до трёх, и если за это время стоящий в кругу не успел ничего сказать или сказал не то, что нужно, выходит из игры. Названия рыб, птиц, зверей не должны повторяться.

Выигрывают самые внимательные и знающие наибольшее количество названий животных.

Игра "В осеннем лесу".

Цель: развитие мышления, воображения, речи.

Перед началом игры с детьми проводится беседа о том, как выглядит осенний лес, какими стали деревья, как животные готовятся к холодам и т.п. Затем взрослый предлагает детям задать друг другу вопросы про осенний лес, сначала используя одно прилагательное: «Кто/что в осеннем лесу …?» (например, быстрый, мокрый, старое, веселый), затем два (например: «Что в осеннем лесу высокое и могучее?»), затем три («Кто в осеннем лесу мокрый, холодный, маленький?»). Задавая вопросы, дети могут кидать друг другу мяч или передавать маленький предмет.

Игра «Море и небо».

Цель: развитие воображения, обучение детей выражению эмоций. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой до 8 человек.

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий спрашивает у детей о том , какая бывает погода на море. После чего дети изображают: с помощью рук - море (волны, штиль, шторм); с помощью лица и ладошек - небо (как солнышко светит и как оно прячется за тучки).

Затем детям раздаются листы бумаги А- 4, разделенные на шесть квадратов. В каждом квадрате дети должны нарисовать море с разной погодой (во время шторма, с молниями, в снег, с радугой, с торнадо, в штиль, с корабликом в хорошую погоду и т.п. по выбору детей). Затем каждый ребенок рассказывает про то, что он нарисовал и про то, какая у него любимая погода.

Этюд « Бабочки».

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, обучение детей навыкам ауторелаксации. Этюд желательно проводить в группе, количество детей пять человек.

Воспитатель предлагает детям превратиться в бабочек (можно при этом коснуться каждого ребенка волшебной палочкой). Затем под спокойную расслабляющую музыку дети начинают "порхать" по комнате. Воспитатель сопровождает этюд текстом: «Мы с вами легкие бабочки, летаем по небу. Теплый ласковый ветерок тихонько поднимает нас и уносит. Сядем, закроем глаза и почувствуем, как ветерок ласково дует нам в лицо. Легонько коснемся своими пальчиками лба, щек. Почувствуем нежный ветерок. Глубоко вдохнем и выдохнем, также как ветерок. Дышим глубоко и ровно. Теплое солнышко ласкает нас своими лучиками - улыбнемся ему и откроем глаза. Покружимся по комнате и присядем обратно на коврик. Мы легкие разноцветные бабочки. Наши крылышки переливаются на солнышке. Нам легко, мы как пушинки. Потянемся высоко - высоко, и превратимся обратно в мальчиков и девочек». Психолог подходит к каждому ребенку, гладит его по голове (или прикасается к нему волшебной палочкой), превращая в мальчика или девочку.

Этюд «Росток».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие уверенности в себе.

Дети садятся на ковер. Воспитатель говорит: представим, что мы с вами маленькие семечки - сидим в земле и ждем, когда придет весна. Как узнать, что пришла весна? Стало тепло, и пошел дождик, (воспитатель стучит пальцами по спинам детей). Из семечек появились расточки (дети вытягивают вверх руки). Росточки росли, набирались сил и стали большими и красивыми, они стали настоящими цветами (дети встают в полный рост и разводят руки в сторону). Цветочки греются на солнышке, подставив ему свои листики - ладошки. А сейчас каждый скажет, что он за цветочек.Дети передают друг другу по кругу мяч, и говорят, например: «Я роза, а ты кто?» Этюд завершается тем, что все дети дружно вспоминают, кто из них какой цветик.

Этюд «Деревья».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Воспитатель говорит детям: «Тянемся высоко - высоко, представим с вами, что мы деревья. Покачаем руками из стороны в сторону, как будто дует сильный ветер и раскачивает ветки. Покажем, как дует ветер: «Шшшш-шшшш». Веточки упали вниз и болтаются, как будто метут по земле и снова поднимаются наверх».

Игра «Четыре картинки» (автор-художник И. Раевская)

Цель: закрепление представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, цветов, листьев, ягод и грибов. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки (например, 4 карточки с птицами или 4 карточки с грибами). Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную; в свою очередь, тоже передает соседу слева и т. д.

Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всём было видно.

Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Для этого следует соблюдать несколько правил:

Играя с детьми, я придерживаюсь следующих правил:

  • не заставляю играть ребенка, а создаю условия для возникновения интереса,

  • не сдерживаю двигательную активность детей,

  • хвалю ребенка за успехи,

  • не даю отрицательных оценок ошибкам детей.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное - ребята все проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов, полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их.

В центре природы юные экологи наблюдают, и ухаживают за растениями. Ухаживая за растениями, дети учатся общаться с живой природой, узнают самые простые правила ухода за цветами, что, без сомнения, пригодится им во взрослой жизни, кем бы они ни стали.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды.

Для родителей в группе оформлены экологические газеты, пользующиеся большой популярностью, так как содержат и занимательную информацию, и практические советы.

Главным показателем экологической воспитанности дошкольников является практическая деятельность и поведение в природе. Вместе с родителями проводим экологические охранные акции "Покормите птиц зимой", " Чистота спасет мир", " Наш детский сад - зелёный дом" и конкурсы на лучший плакат об охране природы в осенний (в зимний, весенний, летний) период года, на лучшую поделку из природного материала на тему «Мы и природа», на лучшую скульптуру из снега.

Таким образом, у детей с ограниченными возможностями здоровья, формируются такие качества, как понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту. Проявление активного отношения к объектам природы: действенной заботы, умение оценить действия других людей по отношению к природе.

Литература

1. О. А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию!» М.,2008

2.С. Н. Николаева « Система экологического воспитания дошкольников» М., 2008

3. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» М., 2004

4. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» М., 2009

5. А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2007

6.А. И. Иванова « Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

7.А. Т. Зверев «Экология. Наблюдаем и изучаем» М..2006








7


© 2010-2022