Родительское собрание на тему Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться?

Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей.  Изменяется вся жизнь ребенка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из родителей хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в их основной деятельности – учёбе. Данное родительское собрание на тему "Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться?" направлено на выяснение  причин возникающих у младшего школьника трудностей в учебе и определение, как их можно пре...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание на тему

«Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться?»

Цель собрания:

  1. Обсудить причины возникающих у младшего школьника трудностей в учебе и определить, как их можно предупредить и преодолеть.

  2. Научить родителей приемам выработки у детей привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий.

Форма проведения: информационная беседа.

Если ребенку удается добиться успеха в школе,

у него есть шансы на успех в жизни.

У. Глассер

Ход собрания


Слайд 1.

Вступительное слово учителю.

-Уважаемые родители! Обучение в школе - одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребенка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в их основной деятельности - учёбе.

Слайд 2.

В словаре русского языка С. И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трёх значениях:

1) как удача в достижении чего-либо;

2) как общественное признание;

3) как хорошие результаты в работе, учёбе и других видах общественно полезной деятельности.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать всё возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал как можно более высоких результатов.

Слайд 3.

ЛЮБОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИМЕЕТ УСПЕХ, ЕСЛИ ОНО УЧИТЫВАЕТ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА.

Рассмотрим самые важные их этих потребностей:

1. Ученик хочет приобретать в школе новые знания.

2. Ученик стремиться к самоутверждению, признанию со стороны взрослых.

3. С возрастом дети начинают понимать, что школа готовит их к взрослой жизни.

Всегда ли мы учитываем в нашей воспитательной работе эти потребности детей? А ведь мы должны помнить, что «каждое педагогическое воздействие будет успешным только в том случае, если оно учитывает потребности детей».

Нужно ли помогать ребенку учиться? Разумеется, да.

-Чтобы сохранить в ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.

Еще К. Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать своё дитя. Их задача - научить правильно учиться. Поэтому вопрос «Как помочь ребенку хорошо учиться?» я выношу на родительское собрание.

Слайд 4.

Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины. Помощь детям должны быть эффективной, грамотной и должна идти в трёх направлениях:

  1. Организация режима дня;

  2. Контроль за выполнением домашних заданий.

  3. Приучение детей к самостоятельности.

Слайд 5.

1. Организация режима дня позволяет ребенку:

-легче справиться с учебной нагрузкой;

-защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.

Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе.

Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решение задач.

Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.

Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.

Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьник плохо переключается с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутренне нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

Слайд 6.

2. Направление помощи - контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросом: выполнил уроки?

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняют небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становиться неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться, поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе. Но в тоже время контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

Хорошо, если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе; как он понял материал; как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ХАРАКТЕРНО, ЧТО ОНИ СНАЧАЛА ЧТО-ТО ДЕЛАЮТ, А ПОТОМ ДУМАЮТ. ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО ПРИУЧАТЬ ДЕТЕЙ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ.

Слайд 7.

Например, решая задачу необходимо:

-прочитать задачу, представить, о чем в ней говорится; кратко записать условие, схему;

-прояснить, что обозначает каждое число, повторить условие задачи, вопрос; подумать. Можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;

-составить план решения задачи;

- проверить решение;

-записать решение в тетрадь.

Слайд 8.

Выполняя упражнение по русскому языку, необходимо:

-повторить правило;

-прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать; прочитать упражнение и выполнить все задания устно; выполнить задание письменно; проверить работу.

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

-какая бы погода ни была;

-какие бы ни шли телепередачи;

-чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания, невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику.

У детей бывают два повода для отвлечения.

1. Игра. Ребенок втягивается в игру незаметно для себя.

2. Деловой повод. Ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник, тетради, дневник - справа.

На первых порах вы сидите рядом со своим ребенком и выполняете домашнее задание. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью - следите за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы.

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и тоже время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

Слайд 8.

3. Направление помощи - приучение к самостоятельности.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитрые и находят способы «заставить» работать за себя.

Учите детей выделять учебную задачу, то есть ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть её и в новом материале, и том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодя трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко всё большей и большей самостоятельности.

Слайд 9.

Правила общения с ребенком:

  1. Не вмешивайся в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы дубите сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

  2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

-возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать самому;

-по мере освоения ребенком новых действий постепенно предавайте их ему.

3. Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте. Думайте с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте. Решайте жизненные ситуации. Научить собственного ребенка думать - главная обязанность родителей!

6

© 2010-2022