Классный час «Я гражданин РФ»

"Описание материала: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вам "разработку классного часа на тему «Я гражданин РФ». Возрастная категория с 1-11 класс. Данное мероприятие проводится с целью изучения символики государства, Конституции РФ. Разработка включает в себя стихи, игры, блиц опрос. Учащиеся знакомятся с правами человека, изучают законы Конституции, символику государства. Мероприятие предусматривает работу в группах. По окончанию работы каждый учащийся высказывает свое личное мнение...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему: «Я - гражданин РФ»


Цель: Сформировать представления учащихся о государственных символах России, познакомить с Конституцией РФ, основными правами человека. Задачи:

1.Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России.

2.Расширить представления учащихся о родной стране.

3.Познакомить детей с новыми понятиями "геральдика", "держава", "скипетр".

4. Воспитывать чувства патриотизма, долга, гордость за свою страну.

Оборудование: Конституция РФ, изображение герба РФ, флага РФ, выставка детских рисунков "Конституция моей страны", выставка книг, презентация.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА


1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Ребята прочитайте на слайде тему нашего классного часа.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (высказывания детей).

- Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о главных символах нашей страны, о ваших правах и обязанностях, которые прописаны в основном законе нашей страны - Конституции РФ.

2. Игра в мяч.

Учитель бросает мяч и каждый поймавший должен закончить фразу одним словом: Родина - это ...

Учитель: Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина?

Учитель: Талантливые люди: поэты, художники - сложили и написали немало стихов и картин, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.

Учитель: А теперь послушаем стихотворение «Что значит Родина моя…»

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу.

Сначала тропочкой земля.

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля.

От края и до края.

Все - это Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше перед тобой.

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Учитель: Как называется наша с вами Родина? ( Россия)

3. Знакомство с государственной символикой РФ.

Учитель: Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации. Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы ее?

Чтец:

Россия - радуга и синь,

Степная сизая полынь,

Полей разлет,

И снег,

И лед,

И хоровод

Берез, взметнувшихся над Волгой.

Она багряный листопад,

И снова синь,

И снова сад,

А в нем, пленительный и долгий,

Шального соловья раскат.

Россия -

Ясная роса,

Косого ливня полоса

И запах медуниц от луга,

Глаза ребенка,

Сердце друга,

Вечерних росстаней печаль.

И распахнувшаяся даль

От Селигера до Байкала.

Все, все она в себя впитала!

Россия - все, чем я живу,

К чему во сне и наяву

Душа стремиться не устала.

Учитель: На протяжении всемирной истории все государства имели все свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? (Ответы детей).

Учитель: Да, это герб, гимн, флаг. Предлагаю выполнить такое задание: Из множества флагов выберите флаг России и разукрасьте шаблон, лежащий перед вами в цвета российского флага.

(На доске флаг России)

Учитель: Что такое флаг? (Символ государства).

Учитель: Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

Чтец:

Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-

И хартия прав, родимая речь,

И мир, охраняемый нами,

И доблесть народа, и доблесть того,

Кто нам и родней, и дороже всего,

Кто наше победное знамя! А. Ахматова

Учитель: Что мы знаем о Российском Флаге?

Ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета.

Ученик: Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

Учитель: 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?

Учитель: Ещё один символ государства - это герб. (Показ герба). Рассмотрим герб РФ.

"Герб" в переводе с немецкого языка - наследие, наследство. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика

Учитель: Что мы знаем о создании гербов?

Ученик: Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства. Так современный герб РФ не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несет в себе их образы, цвета и символы.

Ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Ученик: Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники - эмблематисты. Родовые, земельные, государственные гербы сочетают в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

Учитель: Попробуем прочесть герб РФ.

Ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

Ученик: На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Учитель: Что мы узнали о гербе РФ? (Ответы детей).

Учитель: Что он символизирует?

Чтец:

Упал снаряд, и совершилось чудо:

На опаленной порохом стене

Возник в дыму неведомо откуда

Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска,

Упала штукатурка поздних лет, -

И он возник торжественно и дерзко,

Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика

Простер десницу грозную свою.

И острая карающая пика

Пронзила ядовитую змею.

ЗАДАНИЕ: раскрасить герб РФ по образцу.

Следующий символ государства - это гимн.

Ученик: Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Учитель: Как проявляется уважение, а стране, когда люди слушают гимн? (люди встают)

- Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ГИМНА РФ

Учитель: Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

Учитель: Совсем недавно С. Михалков написал текст к Государственному Гимну РФ. (Чтение учителем слов гимна)

Учитель: Какое содержание текста гимна? (любовь к Родине, красота природы, гордость за свой народ и т. д.)

4. Знакомство с главным законом нашей страны, с правами человека.

В начале нашего классного часа, вы, ребята, говорили, что Родина - это место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина - это дом, в котором живём. Село со своими улицами, аллеями и садами. Село, историей которого мы гордимся! Родина - это наши предки, мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.

- Посмотрите, ребята, что у меня в руках. (Учитель показывает свидетельство о рождении.)

- Что в нём записано, кто знает? (высказывания детей, учитель помогает.)

- Да, это важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны.

- Скажите, гражданином, какой страны вы являетесь? (России, Российской Федерации.)

- А как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права? (Да, имеет)

- Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он ещё и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. (Права выносятся на карточке на доску)

- А теперь подумайте, ребята, когда вам исполнилось 6, 7 лет, какие ещё права у вас появились? (Право учиться)

- А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию)

- Правильно. Право учиться, право на защиту, свободу мысли и высказывания. А с 18 лет у вас станет прав ещё больше, вернее вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ. (Учитель показывает книгу - Конституция РФ)

Конституция РФ - это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы?

Законы нужны, чтобы в нашей стране был порядок. Человек живёт в обществе и должен соблюдать все законы, которые прописаны в Конституции.

5. Работа в группах.

- А теперь нам нужно выполнить задания. Мы с вами разделимся на две команды. Каждая команда получает по два сказочных героя и обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям.

1 КОМАНДА 2 КОМАНДА

Карабас-Барабас Кощей Бессмертный

Баба-Яга Лиса

(Звучит музыка, идёт обсуждение)

Ребята по очереди рассказывают про нарушенные права, учитель подсказывает.

- Вот и молодцы! Вы узнали сегодня о своих правах. Вы все ходите в школу, учитесь. А какая ваша главная обязанность?

- Да, хорошо учиться, дружить, уважать старших, приходить на помощь в трудную минуту.

- А в какой стране вы хотели бы жить? Что мешает людям нашей страны жить счастливо? (высказывания детей).

Учащиеся класса читают стихи.

В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой люди счастливы всегда.

Друг друга не обидят никогда,

Где не слышны глухие взрывы,

И где закаты так красивы!

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства.

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство.

Я хотела б жить в стране, где зима и лето.

Я б хотела, как Есенин, быть её поэтом.

Я хочу, чтоб президент умным был и честным,

Чтоб страну свою любил, был с народом вместе.

Чтобы жить в стране могли весело и дружно,

Чтоб спокойно спать могли, и не было б оружья.

Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь, и даже лужи, нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море, нужно солнце и леса.

Нужно счастье, нужно горе и родные голоса.

Невозможно без природы, без сияющих небес.

Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете, чтоб остался рядом друг.

Надо главное заметить, всё почувствовать вокруг.

Учитель: Ребята, ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В этом году ей исполняется 20 лет со дня принятия Конституции РФ.

А теперь ребята проверим ваши знания о Конституции?


6. Блиц-опрос.

- Из чего состоит Конституция?

- Сколько в ней разделов? (2)

- На что они делятся? (Главы)

- На что подразделяются главы? (Статьи)

- Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина? (Глава 2)

- Какие права человека вы знаете?

- Когда человек приобретает права?

- Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)

- Что значат слова: обязанность человека?

- Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)

- Какие обязанности вы знаете?

- С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет)

- Молодцы! Справились с заданием.

Повторное прослушивание гимна РФ (со словами).

7. Итог классного часа.

- О чем мы говорили?

- Что нового сегодня узнали?

- О каких символах государства вспомнили?

- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?

- Все ли равны перед основным законом РФ?

- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

8.Домашнее задание.

Выучить слова гимна России.






© 2010-2022