- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Я гражданин РФ»
Классный час «Я гражданин РФ»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петухова Е.В. |
Дата | 09.01.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Классный час на тему: «Я - гражданин РФ»
Цель: Сформировать представления учащихся о государственных символах России, познакомить с Конституцией РФ, основными правами человека. Задачи:
1.Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России.
2.Расширить представления учащихся о родной стране.
3.Познакомить детей с новыми понятиями "геральдика", "держава", "скипетр".
4. Воспитывать чувства патриотизма, долга, гордость за свою страну.
Оборудование: Конституция РФ, изображение герба РФ, флага РФ, выставка детских рисунков "Конституция моей страны", выставка книг, презентация.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Ребята прочитайте на слайде тему нашего классного часа.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (высказывания детей).
- Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о главных символах нашей страны, о ваших правах и обязанностях, которые прописаны в основном законе нашей страны - Конституции РФ.
2. Игра в мяч.
Учитель бросает мяч и каждый поймавший должен закончить фразу одним словом: Родина - это ...
Учитель: Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина?
Учитель: Талантливые люди: поэты, художники - сложили и написали немало стихов и картин, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.
Учитель: А теперь послушаем стихотворение «Что значит Родина моя…»
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу.
Сначала тропочкой земля.
Бежит тебе на встречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля.
От края и до края.
Все - это Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше перед тобой.
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
Учитель: Как называется наша с вами Родина? ( Россия)
3. Знакомство с государственной символикой РФ.
Учитель: Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации. Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы ее?
Чтец:
Россия - радуга и синь,
Степная сизая полынь,
Полей разлет,
И снег,
И лед,
И хоровод
Берез, взметнувшихся над Волгой.
Она багряный листопад,
И снова синь,
И снова сад,
А в нем, пленительный и долгий,
Шального соловья раскат.
Россия -
Ясная роса,
Косого ливня полоса
И запах медуниц от луга,
Глаза ребенка,
Сердце друга,
Вечерних росстаней печаль.
И распахнувшаяся даль
От Селигера до Байкала.
Все, все она в себя впитала!
Россия - все, чем я живу,
К чему во сне и наяву
Душа стремиться не устала.
Учитель: На протяжении всемирной истории все государства имели все свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? (Ответы детей).
Учитель: Да, это герб, гимн, флаг. Предлагаю выполнить такое задание: Из множества флагов выберите флаг России и разукрасьте шаблон, лежащий перед вами в цвета российского флага.
(На доске флаг России)
Учитель: Что такое флаг? (Символ государства).
Учитель: Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)
Чтец:
Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя! А. Ахматова
Учитель: Что мы знаем о Российском Флаге?
Ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета.
Ученик: Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.
Учитель: 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.
Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?
Учитель: Ещё один символ государства - это герб. (Показ герба). Рассмотрим герб РФ.
"Герб" в переводе с немецкого языка - наследие, наследство. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика
Учитель: Что мы знаем о создании гербов?
Ученик: Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства. Так современный герб РФ не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несет в себе их образы, цвета и символы.
Ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.
Ученик: Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники - эмблематисты. Родовые, земельные, государственные гербы сочетают в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.
Учитель: Попробуем прочесть герб РФ.
Ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
Ученик: На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Учитель: Что мы узнали о гербе РФ? (Ответы детей).
Учитель: Что он символизирует?
Чтец:
Упал снаряд, и совершилось чудо:
На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.
От сотрясенья обнажилась фреска,
Упала штукатурка поздних лет, -
И он возник торжественно и дерзко,
Как древний знак сражений и побед.
В сиянии возвышенного лика
Простер десницу грозную свою.
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею.
ЗАДАНИЕ: раскрасить герб РФ по образцу.
Следующий символ государства - это гимн.
Ученик: Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Учитель: Как проявляется уважение, а стране, когда люди слушают гимн? (люди встают)
- Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России.
ПРОСЛУШИВАНИЕ ГИМНА РФ
Учитель: Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
Учитель: Совсем недавно С. Михалков написал текст к Государственному Гимну РФ. (Чтение учителем слов гимна)
Учитель: Какое содержание текста гимна? (любовь к Родине, красота природы, гордость за свой народ и т. д.)
4. Знакомство с главным законом нашей страны, с правами человека.
В начале нашего классного часа, вы, ребята, говорили, что Родина - это место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина - это дом, в котором живём. Село со своими улицами, аллеями и садами. Село, историей которого мы гордимся! Родина - это наши предки, мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.
- Посмотрите, ребята, что у меня в руках. (Учитель показывает свидетельство о рождении.)
- Что в нём записано, кто знает? (высказывания детей, учитель помогает.)
- Да, это важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны.
- Скажите, гражданином, какой страны вы являетесь? (России, Российской Федерации.)
- А как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права? (Да, имеет)
- Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он ещё и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. (Права выносятся на карточке на доску)
- А теперь подумайте, ребята, когда вам исполнилось 6, 7 лет, какие ещё права у вас появились? (Право учиться)
- А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию)
- Правильно. Право учиться, право на защиту, свободу мысли и высказывания. А с 18 лет у вас станет прав ещё больше, вернее вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ. (Учитель показывает книгу - Конституция РФ)
Конституция РФ - это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие.
- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы?
Законы нужны, чтобы в нашей стране был порядок. Человек живёт в обществе и должен соблюдать все законы, которые прописаны в Конституции.
5. Работа в группах.
- А теперь нам нужно выполнить задания. Мы с вами разделимся на две команды. Каждая команда получает по два сказочных героя и обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям.
1 КОМАНДА 2 КОМАНДА
Карабас-Барабас Кощей Бессмертный
Баба-Яга Лиса
(Звучит музыка, идёт обсуждение)
Ребята по очереди рассказывают про нарушенные права, учитель подсказывает.
- Вот и молодцы! Вы узнали сегодня о своих правах. Вы все ходите в школу, учитесь. А какая ваша главная обязанность?
- Да, хорошо учиться, дружить, уважать старших, приходить на помощь в трудную минуту.
- А в какой стране вы хотели бы жить? Что мешает людям нашей страны жить счастливо? (высказывания детей).
Учащиеся класса читают стихи.
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда.
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы!
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства.
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство.
Я хотела б жить в стране, где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин, быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент умным был и честным,
Чтоб страну свою любил, был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли, и не было б оружья.
Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь, и даже лужи, нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море, нужно солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе и родные голоса.
Невозможно без природы, без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете, чтоб остался рядом друг.
Надо главное заметить, всё почувствовать вокруг.
Учитель: Ребята, ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В этом году ей исполняется 20 лет со дня принятия Конституции РФ.
А теперь ребята проверим ваши знания о Конституции?
6. Блиц-опрос.
- Из чего состоит Конституция?
- Сколько в ней разделов? (2)
- На что они делятся? (Главы)
- На что подразделяются главы? (Статьи)
- Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина? (Глава 2)
- Какие права человека вы знаете?
- Когда человек приобретает права?
- Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)
- Что значат слова: обязанность человека?
- Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)
- Какие обязанности вы знаете?
- С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет)
- Молодцы! Справились с заданием.
Повторное прослушивание гимна РФ (со словами).
7. Итог классного часа.
- О чем мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
- Все ли равны перед основным законом РФ?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
8.Домашнее задание.
Выучить слова гимна России.