Тема классного часа Гуманизм

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Гуманизм.

Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Цель урока:

  • формировать у учащихся представление о гуманизме, а также нравственных нормах, таких как доброта, честность по отношению к окружающим;

  • создать условия для понимания того, насколько твой собственный внутренний мир согласуется с общечеловеческими ценностями;

  • развивать у учащихся умение анализировать ситуации.

Подготовка: нарисовать силуэт человека на флипчарте; подготовить определение понятия «гуманизм»; подготовить 4 листа с ситуациями.

План урока:

Упражнение

Время

1

Разминка «Закрой глаза»

3 мин.

2

Упражнение «Человек гуманный»

10 мин.

3

Упражнение «Жизненные ситуации»

15 мин.

4

Ролевая игра «Прием в школу»

15 мин.

5

Ритуал прощания

2 мин.

45 мин.

Ход урока:

1. Разминка «Закрой глаза» (3 мин.)

Цель: создать позитивную атмосферу, при которой ученик испытает чувство мира и гармонии в душе.

Учитель: - Погрузимся в тишину. Сядьте удобно, спина прямая, но без напряжения, закройте глаза, чтобы не отвлекаться, настройтесь на позитивные мысли. Представьте, что во время вдоха вы поглощаете в себя свет, наполняясь добрыми чувствами, а выдыхая, постепенно освобождаетесь от беспокойства.

Настрой на позитивные мысли:

  • Мир, мир, мир везде. Мир в тебе, мир во мне!

  • Свет, свет, свет везде. Свет в тебе, свет во мне!

  • Любовь, любовь, любовь везде. Любовь в тебе, любовь во мне!

Обсуждение:

  • Что вы почувствовали?

  • Мир, свет и любовь - какие это понятия? Какова их роль в жизни человека?

Вывод: Позитивные мысли и настрой пробуждают в нас желание творить добро.

2. Упражнение «Человек гуманный» (10 мин.)

Цель: сформулировать качества гуманного человека, составить его портрет.

Учитель показывает силуэт человека в полный рост, нарисованный на флипчарте.

- Что можно сказать об этом человеке?

Возможные ответы:

  • «Этот человек - всего лишь силуэт, мы ничего о нем не можем сказать».

Учитель: - Каким он может быть? Давайте «наградим» его качествами доброго человека.

На силуэте человека учитель пишет слова, которые предлагают учащиеся: отзывчивый, умеет сострадать, прощает обиды, понимает, сочувствующий, веселый, жизнерадостный и т.д.

Вывод: Все положительные качества доброго человека составляют основу гуманности человека. Если человеку присущи качества, которые вы перечислили, говорят, что он гуманный человек.

Гуманный - слово латинское, означает «человечный».

Учитель дает инструкции для упражнения:

  • Класс разбивается на 4 группы.

  • Каждой группе дается задание нарисовать силуэт человека и при помощи символов (сердце - доброта, глаза - умение видеть мир и т. д.) создать образ гуманного человека.

  • Каждая группа презентует своего человека, акцентируя внимание на том, каким должен быть гуманный человек.

Вывод: Человек должен быть прекрасен не только внешне, но и, прежде всего, своими поступками, действиями.

3. Упражнение «Жизненные ситуации» (15 мин.)

Цель: тренировать проявление гуманности в отношении к людям.

Учитель: - От того, как мы относимся к людям, часто зависит и наше настроение, наша учеба, работа, в конце концов, жизнь. Грубое слово не только ранит нашу душу, но и душу того, кому мы его говорим. Как часто мы говорим обидные слова своим друзьям, отцам и матерям, учителям, любимым.

Я предлагаю ситуации, в которых вы должны разобраться (работа по группам) и предложить поведение гуманного человека, доброго, милосердного, как бы такой человек отреагировал на ситуацию, что бы он предпринял, чтобы помочь другому.

А. Ситуация «Девочка с заплаканными глазами»

За пять минут до первого урока уже все сидели в классе. Наргиза пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные глаза.

- Что это у тебя глаза на мокром месте? - громко сказала Эльвира.

- Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай, давай рассказывай! - подскочила к ней Замира.

- Что случилось? Почему слезы? - закричали все, недоуменно пожимая плечами.

  • Что сделал бы гуманный человек?

Б. Ситуация «Сообщение больной однокласснице»

- У меня была ангина, и никто ко мне не приходил и не звонил. Мне было так одиноко, что я даже заплакала как-то вечером от обиды. Но вдруг пришло письмо от подруги в «Одноклассниках». Я так обрадовалась! Открыла сообщение, а там было задание, которое просил передать мне учитель. И все. Я поняла, что у меня нет друзей. И это было хуже ангины.

  • Что сделал бы гуманный человек?

В. Ситуация «Девочка с больными ногами»

Чего только не увидишь в школьных коридорах! Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут другие девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!»

  • Как бы поступил гуманный человек?

Г. Ситуация «Телефон»

Антон нашел под партой чужой телефон, рядом никого не было. Он хотел отдать его учителю, но раздумал и положил в свой портфель.

Прошло несколько дней. Антон забыл где-то дорогую шапку. Осмотрел свой портфель, но шапки там не было. Тут зашел ученик, который потерял телефон. Он отдал Антон шапку. Парень нашел ее в коридоре. Антону стало стыдно.

  • Что сделал бы гуманный человек?

Обсуждение:

  • Легко ли на деле проявлять гуманность?

  • Что нам мешает быть добрее, человечнее в обычных жизненных ситуациях?

Вывод: Иногда мы живем по принципу одного дня - сегодня хорошо и ладно, а завтра что Бог пошлет, или мне хорошо, а другие меня не волнуют. А посмотрите - сколько вокруг нищих, больных, одиноких людей. Нужно помочь им - и наша душа станет чище, и жить станет легче.

4. Ролевая игра «Прием в школу» (10 мин.)

Учитель: - Представьте, что вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: кого принять в 9-й класс с углубленным изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребенка. Внесите предложение исходя из личных нравственных категорий, обоснуйте его.

Учитель дает инструкции для упражнения:

  • Заранее вывешивает флипчарт, на котором расписаны «претенденты» на место в школе.

  • Класс делится на 3 группы.

  • После подготовки каждая группа делает презентацию.

«Претенденты» на место в школе:

1. Девочка проживает в другом районе города. Рядом со школой живет ее бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественно-научного цикла.

2. Мальчик живет возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.

3. Девочка прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через три месяца переедет в другую страну.

4. Мальчик ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по четырем предметам. Состоит на учете в милиции. Живет рядом со школой.

5. Мальчик переехал из деревни, где не изучал английского языка. Живет рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.

6. Девочка-инвалид детства II группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на «4» и «5». Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.

Подсказка для учителя: Перед презентацией необходимо напомнить ученикам, что когда будет обсуждение, группы не должны спорить друг с другом. Нужно выслушать все мнения, а вывод каждый сделает самостоятельно. Говорить кратко и четко. Например: «Мы считаем, что нужно принять претендента №6, потому что из-за болезни она не может посещать школу вдали от дома».

Вывод: - Каждый из вас хорошо аргументировал свои предложения. Из этого следует, что все эти люди нуждаются в понимании и помощи, нужно уметь слушать других людей и помогать им в зависимости от ситуации. Это и есть главное качество гуманного человека.

5. Ритуал прощания (2 мин.)

Цель: закончить позитивно занятие.

Учитель просит дополнить начатое предложение:

1-й ряд. Я понял(а), что …

2-й ряд. Я буду стараться не …

3-й ряд. Я никогда не …

Вывод: Нужно формировать в себе качества гуманного, т. е. доброго человека, способного сочувствовать, сострадать, проявлять милосердие. Добро всегда возвращается добром. Эта истина неоспорима.

Учитель предлагает сказать хором: «Я ухожу с урока с чувством… ДОБРОТЫ».

© 2010-2022