- Преподавателю
- Классному руководителю
- Тема классного часа Гуманизм
Тема классного часа Гуманизм
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Воронина И.И. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Гуманизм.
Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Цель урока:
-
формировать у учащихся представление о гуманизме, а также нравственных нормах, таких как доброта, честность по отношению к окружающим;
-
создать условия для понимания того, насколько твой собственный внутренний мир согласуется с общечеловеческими ценностями;
-
развивать у учащихся умение анализировать ситуации.
Подготовка: нарисовать силуэт человека на флипчарте; подготовить определение понятия «гуманизм»; подготовить 4 листа с ситуациями.
План урока:
№
Упражнение
Время
1
Разминка «Закрой глаза»
3 мин.
2
Упражнение «Человек гуманный»
10 мин.
3
Упражнение «Жизненные ситуации»
15 мин.
4
Ролевая игра «Прием в школу»
15 мин.
5
Ритуал прощания
2 мин.
45 мин.
Ход урока:
1. Разминка «Закрой глаза» (3 мин.)
Цель: создать позитивную атмосферу, при которой ученик испытает чувство мира и гармонии в душе.
Учитель: - Погрузимся в тишину. Сядьте удобно, спина прямая, но без напряжения, закройте глаза, чтобы не отвлекаться, настройтесь на позитивные мысли. Представьте, что во время вдоха вы поглощаете в себя свет, наполняясь добрыми чувствами, а выдыхая, постепенно освобождаетесь от беспокойства.
Настрой на позитивные мысли:
-
Мир, мир, мир везде. Мир в тебе, мир во мне!
-
Свет, свет, свет везде. Свет в тебе, свет во мне!
-
Любовь, любовь, любовь везде. Любовь в тебе, любовь во мне!
Обсуждение:
-
Что вы почувствовали?
-
Мир, свет и любовь - какие это понятия? Какова их роль в жизни человека?
Вывод: Позитивные мысли и настрой пробуждают в нас желание творить добро.
2. Упражнение «Человек гуманный» (10 мин.)
Цель: сформулировать качества гуманного человека, составить его портрет.
Учитель показывает силуэт человека в полный рост, нарисованный на флипчарте.
- Что можно сказать об этом человеке?
Возможные ответы:
-
«Этот человек - всего лишь силуэт, мы ничего о нем не можем сказать».
Учитель: - Каким он может быть? Давайте «наградим» его качествами доброго человека.
На силуэте человека учитель пишет слова, которые предлагают учащиеся: отзывчивый, умеет сострадать, прощает обиды, понимает, сочувствующий, веселый, жизнерадостный и т.д.
Вывод: Все положительные качества доброго человека составляют основу гуманности человека. Если человеку присущи качества, которые вы перечислили, говорят, что он гуманный человек.
Гуманный - слово латинское, означает «человечный».
Учитель дает инструкции для упражнения:
-
Класс разбивается на 4 группы.
-
Каждой группе дается задание нарисовать силуэт человека и при помощи символов (сердце - доброта, глаза - умение видеть мир и т. д.) создать образ гуманного человека.
-
Каждая группа презентует своего человека, акцентируя внимание на том, каким должен быть гуманный человек.
Вывод: Человек должен быть прекрасен не только внешне, но и, прежде всего, своими поступками, действиями.
3. Упражнение «Жизненные ситуации» (15 мин.)
Цель: тренировать проявление гуманности в отношении к людям.
Учитель: - От того, как мы относимся к людям, часто зависит и наше настроение, наша учеба, работа, в конце концов, жизнь. Грубое слово не только ранит нашу душу, но и душу того, кому мы его говорим. Как часто мы говорим обидные слова своим друзьям, отцам и матерям, учителям, любимым.
Я предлагаю ситуации, в которых вы должны разобраться (работа по группам) и предложить поведение гуманного человека, доброго, милосердного, как бы такой человек отреагировал на ситуацию, что бы он предпринял, чтобы помочь другому.
А. Ситуация «Девочка с заплаканными глазами»
За пять минут до первого урока уже все сидели в классе. Наргиза пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные глаза.
- Что это у тебя глаза на мокром месте? - громко сказала Эльвира.
- Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай, давай рассказывай! - подскочила к ней Замира.
- Что случилось? Почему слезы? - закричали все, недоуменно пожимая плечами.
-
Что сделал бы гуманный человек?
Б. Ситуация «Сообщение больной однокласснице»
- У меня была ангина, и никто ко мне не приходил и не звонил. Мне было так одиноко, что я даже заплакала как-то вечером от обиды. Но вдруг пришло письмо от подруги в «Одноклассниках». Я так обрадовалась! Открыла сообщение, а там было задание, которое просил передать мне учитель. И все. Я поняла, что у меня нет друзей. И это было хуже ангины.
-
Что сделал бы гуманный человек?
В. Ситуация «Девочка с больными ногами»
Чего только не увидишь в школьных коридорах! Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут другие девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!»
-
Как бы поступил гуманный человек?
Г. Ситуация «Телефон»
Антон нашел под партой чужой телефон, рядом никого не было. Он хотел отдать его учителю, но раздумал и положил в свой портфель.
Прошло несколько дней. Антон забыл где-то дорогую шапку. Осмотрел свой портфель, но шапки там не было. Тут зашел ученик, который потерял телефон. Он отдал Антон шапку. Парень нашел ее в коридоре. Антону стало стыдно.
-
Что сделал бы гуманный человек?
Обсуждение:
-
Легко ли на деле проявлять гуманность?
-
Что нам мешает быть добрее, человечнее в обычных жизненных ситуациях?
Вывод: Иногда мы живем по принципу одного дня - сегодня хорошо и ладно, а завтра что Бог пошлет, или мне хорошо, а другие меня не волнуют. А посмотрите - сколько вокруг нищих, больных, одиноких людей. Нужно помочь им - и наша душа станет чище, и жить станет легче.
4. Ролевая игра «Прием в школу» (10 мин.)
Учитель: - Представьте, что вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: кого принять в 9-й класс с углубленным изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребенка. Внесите предложение исходя из личных нравственных категорий, обоснуйте его.
Учитель дает инструкции для упражнения:
-
Заранее вывешивает флипчарт, на котором расписаны «претенденты» на место в школе.
-
Класс делится на 3 группы.
-
После подготовки каждая группа делает презентацию.
«Претенденты» на место в школе:
1. Девочка проживает в другом районе города. Рядом со школой живет ее бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественно-научного цикла.
2. Мальчик живет возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.
3. Девочка прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через три месяца переедет в другую страну.
4. Мальчик ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по четырем предметам. Состоит на учете в милиции. Живет рядом со школой.
5. Мальчик переехал из деревни, где не изучал английского языка. Живет рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.
6. Девочка-инвалид детства II группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на «4» и «5». Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.
Подсказка для учителя: Перед презентацией необходимо напомнить ученикам, что когда будет обсуждение, группы не должны спорить друг с другом. Нужно выслушать все мнения, а вывод каждый сделает самостоятельно. Говорить кратко и четко. Например: «Мы считаем, что нужно принять претендента №6, потому что из-за болезни она не может посещать школу вдали от дома».
Вывод: - Каждый из вас хорошо аргументировал свои предложения. Из этого следует, что все эти люди нуждаются в понимании и помощи, нужно уметь слушать других людей и помогать им в зависимости от ситуации. Это и есть главное качество гуманного человека.
5. Ритуал прощания (2 мин.)
Цель: закончить позитивно занятие.
Учитель просит дополнить начатое предложение:
1-й ряд. Я понял(а), что …
2-й ряд. Я буду стараться не …
3-й ряд. Я никогда не …
Вывод: Нужно формировать в себе качества гуманного, т. е. доброго человека, способного сочувствовать, сострадать, проявлять милосердие. Добро всегда возвращается добром. Эта истина неоспорима.
Учитель предлагает сказать хором: «Я ухожу с урока с чувством… ДОБРОТЫ».