- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительский клуб как средство формирования дружеских отношений в классе (Приложение)
Родительский клуб как средство формирования дружеских отношений в классе (Приложение)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тёркина С.А. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Приложение 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
ПРОЕКТ
Родительский клуб как средство формирования дружеских отношений в классе
Составитель:
Теркина Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
Переславль-Залесский
2011
Обоснование актуальности и проблема выбранной темы
Начало нового учебного года всегда очень сложный и важный процесс для ребенка, а для первоклассника в особенности. С приходом в школу ребенок коренным образом меняет свой ритм жизни, свои уже какие-то выработавшиеся привычки и устои, ведь в один класс очень часто попадают ребята, прежде совсем незнакомые друг с другом. Незнакомы не только дети, но и их родители, семьи. Сплотить ребят и их родителей порой трудная задача, но крайне важная для классного руководителя. Ведь оттого, насколько грамотно будут выстроены взаимоотношения в классе между ребятами, между родителями, классным руководителем и школой зависит очень многое.
В нашем классе сложилась такая ситуация, что малыши, пришедшие в первый класс, обладали разными уровнями сформированности норм межличностных отношений. Результатом чего явились детские конфликты, обиды друг на друга, ссоры. Беседы с родителями не дали нужного результата, тогда я решила взглянуть на ситуацию иначе. Нужно вовлечь родителей в жизнь класса, сделать полноправными участниками учебного и воспитательного процесса в школе и выполнить это можно, если объединить родителей и детей в общую организацию - родительский клуб "Моя семья".
Проблема поиска контакта с родителями в работе начальной школы является сложной, но очень важной необходимостью в организации воспитательной работы. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Организация работы в классе - каждодневный труд учителя и родителей. К сожалению, в любом классе остается группа родителей, проявляющих недостаточный интерес к работе детского коллектива и воспитанию своего ребенка. Думаю, что многообразные шаги, поиски контакта с родителями, практикуемые в нашем классе, станут попыткой не потерять к 5 классу интерес к воспитанию своего ребенка, а, наоборот, расширят педагогические знания родителей и их стремление сотрудничать со школой. Только в совместной работе учителя с родителями, семей класса друг с другом, можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.
Такие формы работы содействуют повышению авторитета родителей в семье, самооценки учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе. Все вместе, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
Объект проекта:
сотрудничество семьи и школы через организацию родительского клуба "Моя семья"
Предмет проекта:
характер отношений между детьми и родителями
Стратегическая цель:
создание среды, где отсутствуют межличностные конфликты среди взрослых и детей
Тактические цели:
- апробирование разных форм общения: диспуты, дискуссии, ролевые игры;- создание родительского клуба;
- разработка положения о родительском клубе;
- разработка программы родительского клуба.
Сроки реализации проекта:
август - май 2011 - 2014г.г.
Место реализации проекта:
МОУ СОШ № 4
Критерии эффективности проекта:
- стремление семей взаимодействовать со школой;
- благополучный психологический климат в классе (спокойный, уравновешенный тон общения детей);
- такие формы общения как диспут, дебаты, диалоги входят в норму общения детей и в учебный процесс (в классе у ребенка появляется выбор форм представления своего результата).
Ожидаемые результаты:
Со стороны детей:
1) разработка норм жизни школьного коллектива в детских договорах- соглашениях (например: приветствие и прощание друг с другом);
2) умение проявлять и высказывать положительные эмоции (дети сочувствуют друг другу, радуются успехам товарищей);
3). повышение познавательной активности детей и мотивации обучения.
Со стороны родителей:
1) выработка Положения о клубе;
2) выработка программы деятельности клуба;
3) разработка норм общения родителей и классного руководителя, школьной администрации в договорах - соглашениях о сотрудничестве родителей и школы;
4) согласование норм общения в школе и семье (родитель эмоционально сдержан относительно другого человека)
5) активизация родителей в творческой, интеллектуальной деятельности с детьми, в организации совместной досуговой деятельности
Со стороны классного руководителя:
1) создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование
2) повышение педагогического мастерства классного руководителя
Этапы реализации:
№
Название мероприятия
Форма
Сроки реализации
1
Подготовительный этап
-
Анализ воспитательной работы за 2010/2011 учебный год на основе
диагностики детского коллектива и семей учеников
-
актуализация идеи клуба в родительской среде;
-
принятие родителями активной позиции в организации работы клуба
Родительские собрания, круглый стол
май - август 2011
2
Организационный этап.
-
выработка Положения о родительском клубе;
-
изучение запросов и пожеланий членов клуба;
-
разработка примерного плана работы клуба.
Круглый стол с родителями, детьми, ролевая игра, совместный праздник, анкетирование
сентябрь - декабрь 2011
3.
Основной этап
-
разработка программы работы клуба
-
создание системы взаимодействия специалистов, педагогов и родителей.
закрепление связей между семьёй и классом
Мозговой штурм,
организационно-деятельностная игра и другие
январь - 2012 - декабрь 2013
4.
Аналитико-прогностический этап
-
обобщение и документально-технологическое оформление проекта
-
перспективный план развития клуба
-
трансляция результатов реализации проекта
Творческий отчет, летопись класса, расширенное заседание клуба
январь - май 2014
Риски проекта:
- неактивная позиция родителей;
- перекладывание всей ответственности на учителя функционирования клуба.
План работы клуба на 2011/2012 учебный год
Направления работы
Мероприятия
Педагогическое просвещение
-
Выступление психолога на родительских собраниях на темы "Воспитание в семье и школе", Психологический комфорт в семье и школе"
-
Тематические встречи со специалистами
-
Индивидуальные консультации родителей у школьного психолога.
-
Информирование о результатах проводимых диагностик в классе
Педагогическое корректирование семейного воспитания
-
Диагностика трудностей семейного воспитания
-
Мониторинг динамики отношений детей и родителей
- диагностика детского коллектива на начало учебного года;
- диагностика способностей и возможностей родителей для оказания помощи организационного, обучающего и воспитательного характера.
- диагностика детского коллектива на конец учебного года.
-
- индивидуальные собеседования, беседы с родителями в классе;
-
анализ проекта и его результатов, выделение позитивного опыта:
-
Индивидуальные консультации родителей у школьного психолога, логопеда, классного руководителя, социального педагога
Направления работы
Мероприятия
Практическая совместная работа детей и родителей
Совместные акции и дела
-
Первое собрание клуба. Тема " Увлечения, хобби, интересы семей класса":
- выставка увлечений и достижений детей (поделки, коллекции, фото);
- изготовление семейных фотоколлажей и рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе;
- выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом родителей (увлечение фотографией, вышивкой, шитьем, рисунками и пр.);
- создание коллективного коллажа пожеланий от каждой семьи другим семьям;
- чаепитие.
-
Второе собрание клуба Тема "Генеалогическое древо нашего класса"
- выступление председателя клуба по итогам работы за год;
- поздравления семьям, в которых появился новорожденный;
- вручение благодарностей самым активным членам клуба;
- создание генеалогического древа класса ( семья -веточка дерева, семья представлена маленьким отдельным фото каждого члена семьи, сопровождаемым пояснением);
- чаепитие;
- совместные поездки и экскурсии, праздники
- участие в конкурсах разного уровня.
Список использованной литературы
1. Акутина С.П. Книга для педагогов и родителей. Серия « Семья + Школа» Выпуск 1.- Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2002. -с.34
2. Байбародова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно -методическое пособие. - Ярославль: Академия Холдинг: 2003. -224с.
3. Брюхова В. М. Партнёрство семьи и школы/Брюхова- М.: Чистые пруды, 2007.- с.9
4. Козлова Г. Н. Школьный родительский клуб: программа работы, формы занятий, методические разработки / Г.Н. Козлова, Е.В. Любезнова, Е.Н. Нецветайлова.- М.Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.-176с.
5. Колорозо Б. «Дети этого достойны только потому, что они дети»/ Барбара Колорозо.- Пер. с англ. Е. Минашкиной. - М. ФАИР- ПРЕСС,2003.- с.133
6. Методология и методика психолого - педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / под науч. Ред. Д-ра ист. Наук, проф. М.В. Новикова - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.- с.36
7. Образование родителей и школа: Учебно.-метод. Пособие / Под ред. Л.Г. Петрявской. - Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. - с.52
8. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- с.6
9. Директору школы о сотрудничестве с родителями / Под. Ред. Д.п.н., проф. А.С. Роботова, к.п.н. И.А. Хоменко, к.п.н., доц. И. Г. Шапошникова.- М.: Сентябрь, 2001. - с.55
10. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)/ авт.-сост. С.А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2006. - 90с.