КОМФОРТНОСТЬ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. С...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМФОРТНОСТЬ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ

Щеголев Пётр Дмитриевич

в соавторстве с Воробьёвой Еленой Юрьевной

ГБОУ СПО Пензенской области

«Пензенский автомобильно-дорожный колледж»

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутриколледжной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько учащемуся комфортно в колледже, зависит качество образования и психологическое здоровье учащегося.

Необходимость разговора о комфортности учебной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество обучающихся испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении учащимися комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

Целью данной работы является: определение напряженности учащихся во время учебного процесса.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1. Изучить данную проблему по литературным источникам.

2. Провести диагностику по определению напряженности учащихся во время учебного процесса.

3. Провести статистическую обработку результатов исследования.

Методы исследования: анкета на определение напряженности учащихся во время учебного процесса.

Объект: учащиеся 1 курса Автомобильно-дорожного колледжа, в количестве 80 человек.

Предмет: напряженность учащихся.

Гипотеза: правильно поставленная работа со студентами может привести к снижению напряженности уч-ся на уроках, повысить комфортность.










Теоретические аспекты

Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова дает следущее определение комфортности: «Комфортности - это условие жизни, прибывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».

Существуют три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

  • Психологическая

  • Интеллектуальная

  • Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые учащимися находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологической комфортности является:

  • положительное эмоциональное состояние, как учащегося, так и учителя;

  • доброжелательное отношение между учителем и обучающимся.

Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия «учитель - учащийся» с целью обеспечения возможности реализации личности в полной мере.

Как добиться психологической комфортности на уроке:

  • используйте в своей работе просьбе, а не требования;

  • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

  • используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;

  • добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;

  • не допускайте стресообразующие ситуации (все и всегда должно быть под контролем);

  • создайте «домашнюю» атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;

  • используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стресообразующих факторов учебного процесса, создание в колледже такой атмосферы, которая расковывает учащихся и в которой они ведут себя как «дома». Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми и подавлением личности учащегося. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребностей в получении новой информации.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке:

  • использовать частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос уч-ся, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности на урок));

  • использовать не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;

  • использовать на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся. Метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, взаимодействия, свобода творчества. Активный метод - уч-ся в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дисскусия, семинар, уч-ся в роли исследователя;

  • использовать динамические паузы или минуты релаксации (1 минута из 3 упражнений);

  • наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);

  • создавать ситуации успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей уч-ся).

Физическая комфортность - это соответствие между телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутриколледжной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворенности собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Как добиться физической комфортности:

  • организация горячего питания;

  • соблюдение гигиенических условий и норм Сан Пина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;

  • обязательное наличие благоприятных комфортных условий в колледже (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшение комфортности на занятиях:

  1. уважайте детей;

  2. не навреди, ищите в детях хорошее;

  3. замечайте и отмечайте малейшие успехи уч-ся, от постоянных неудач дети озлобляются;

  4. не приписывайте успех себе , а вину уч-ся;

  5. ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;

  6. на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;

  7. не кричите, не оскорбляйте студента ни при каких обстоятельствах;

  8. хвалите уч-ся в присутствии коллектива, а прощайте наедине;

  9. только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;

  10. не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;

  11. оценивайте поступок, а не личность;

  12. дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошее мнения о нем несмотря на его оплошность.

Для того, чтобы оценить комфортность учащихся используется тест на определение напряженности (см. Приложение 1), т.к. напряженность является противоположным значением комфортности, следовательно, чем выше напряженность учащихся на занятиях, тем ниже их комфортность.



Результаты исследования.

На основании исследования по выше указанному тесту были получены следующие результаты (Приложение 2).

Статистическая обработка результатов исследования.

По результатам количественных данных были выявлены следующие результаты исследования (Приложение 3):

- высокий уровень напряженности -3,75%,

- повышенный уровень напряженности имеют - 6,25 %,

- нормальный уровень напряженности имеют - 48, 75%,

- и чрезмерно спокойный уровень напряженности имеют 33 человека, что составляет - 41,25%.





Заключение

Высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у тех подростков, у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, как правило, они плохо справляются с учебной программой.

Проанализировав результаты мониторинга на напряженность учебной среды, мы можем с уверенностью сказать, что учащиеся чувствуют себя комфортно на уроках, следовательно, комфортность учебной среды в данном случае достаточно высокая.

И в заключение хотелось бы сказать, что именно в наших с вами руками находится возможность создать в колледже такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», радовать нас своими успехами и достижениями.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета на определение напряженности учащихся во время учебного процесса


Утверждения

Да

Не знаю

Нет

1

У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности




2

Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа




3

Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня




4

Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой, экзаменом, если не уверен в своих силах




5

Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета




6

Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса




7

Насмешки одногруппников не портят мне настроение




8

Я спокойно сплю и меня не преследуют экзаменационные мотивы




9

В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно




10

Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю сделать то, что спланировал




11

Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке




12

Отступление преподавателя от основной темы занятия сильно отвлекают меня




13

Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе или экзамене




14

Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны




15

Отчаявшись выполнять какое-либо задание, я обычно опускаю руки




16

Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе




17

Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя




18

Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство




19

Меня сильно беспокоит мое положение в группе




20

Я безвольный человек и это отражается на моей неуспеваемости




21

Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня




22

Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед контрольной работой, собеседованием, экзаменом




23

Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала




24

Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией (одногруппников)




25

Возможные неудачи в учебе тревожат меня




26

Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться




27

Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий




28

Я часто ссорюсь с товарищами по группе из-за пустяков и потом сожалею об этом




29

Микроклимат в группе очень влияет на мое состояние




30

После спора или ссоры с товарищами я долго не могу успокоиться





Суммарный балл




Итого:

Подсчет результатов

Кол-во ответов НЕТ (1-10 вопрос) +количество ответов ДА (11-30 вопрос) + ? ответов НЕ ЗНАЮ (1-30 вопрос)

Шкала оценки результата анализа анкеты оценки напряженности:

Уровни

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

М

Меньше 8

8-11

12-15

16-18

Выше 18

Ж

Меньше 12

12-14

15-18

19-22

Выше 22







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты количественных данных по тесту

№ испытуемого

Суммарный балл

Уровень напряженности

1.

8

Чрезмерное спокойствие

2.

10

Чрезмерное спокойствие

3.

19

Высокий уровень

4.

15

Нормальный уровень

5.

16

Повышенный уровень

6.

17

Повышенный уровень

7.

18

Повышенный уровень

8.

15

Нормальный уровень

9.

14

Нормальный уровень

10.

18

Повышенный уровень

11.

8

Чрезмерное спокойствие

12.

12

Нормальный уровень

13.

8

Чрезмерное спокойствие

14.

14

Нормальный уровень

15.

15

Нормальный уровень

16.

19

Высокий уровень

17.

12

Нормальный уровень

18.

12

Нормальный уровень

19.

8

Чрезмерное спокойствие

20.

9

Чрезмерное спокойствие

21.

14

Нормальный уровень

22.

11

Чрезмерное спокойствие

23.

14

Нормальный уровень

24.

15

Нормальный уровень

25.

8

Чрезмерное спокойствие

26.

12

Нормальный уровень

27.

9

Чрезмерное спокойствие

28.

12

Нормальный уровень

29.

9

Чрезмерное спокойствие

30.

13

Нормальный уровень

31.

8

Чрезмерное спокойствие

32.

14

Нормальный уровень

33.

9

Чрезмерное спокойствие

34.

17

Повышенный уровень

35.

15

Нормальный уровень

36.

8

Чрезмерное спокойствие

37.

12

Нормальный уровень

38.

9

Чрезмерное спокойствие

39.

13

Нормальный уровень

40.

10

Чрезмерное спокойствие

41.

8

Чрезмерное спокойствие

42.

14

Нормальный уровень

43.

13

Нормальный уровень

44.

14

Нормальный уровень

45.

8

Чрезмерное спокойствие

46.

14

Нормальный уровень

47.

12

Нормальный уровень

48.

8

Чрезмерное спокойствие

49.

10

Чрезмерное спокойствие

50.

13

Нормальный уровень

51.

15

Нормальный уровень

52.

9

Чрезмерное спокойствие

53.

19

Высокий уровень

54.

13

Нормальный уровень

55.

8

Чрезмерное спокойствие

56.

11

Чрезмерное спокойствие

57.

12

Нормальный уровень

58.

8

Чрезмерное спокойствие

59.

12

Нормальный уровень

60.

8

Чрезмерное спокойствие

61.

14

Нормальный уровень

62.

8

Чрезмерное спокойствие

63.

12

Нормальный уровень

64.

10

Чрезмерное спокойствие

65.

14

Нормальный уровень

66.

11

Чрезмерное спокойствие

67.

8

Чрезмерное спокойствие

68.

12

Нормальный уровень

69.

8

Чрезмерное спокойствие

70.

15

Нормальный уровень

71.

10

Чрезмерное спокойствие

72.

14

Нормальный уровень

73.

12

Нормальный уровень

74.

15

Нормальный уровень

75.

8

Чрезмерное спокойствие

76.

13

Нормальный уровень

77.

13

Нормальный уровень

78.

8

Чрезмерное спокойствие

79.

10

Чрезмерное спокойствие

80.

14

Нормальный уровень

Кол-во чел.

Чрезмерное спокойствие

33

Нормальный уровень

39

Повышенный уровень

5

Высокий уровень

3

Итого

80





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Диаграмма результатов

Подводя итог вышесказанному хотелось бы напомнить одну притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.

Использованная литература:

  1. "Толковый словарь руссго языка", Ожегов С.И.

  2. Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". - 2007

  3. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.





© 2010-2022