Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности коллектива. Воспитание без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию. Та...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29

им. Д.Б. Мурачёва г. Белгорода



Воспитательная система класса

на основе концепции "Формирование образа жизни, достойного Человека"




Разработала Коцарева А. А.

Классный руководитель 10 А класса




г. Белгород 2013г.

Классный руководитель -

Это тот, кому можно

Доверить детство.

В.А.Сухомлинский

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности коллектива.



Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Индивидуально-групповой компонент



Ценностно-ориентационный

Компонент


Единое воспитательное пространство



Воспитательная программа






Диагностико-аналитический

компонент

Индивидуально-групповой компонент

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”






  • ;






Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

1. Главная роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса отводится классному руководителю. Для того, чтобы учащиеся класса отличались активностью и самостоятельностью, классный руководитель должен занимать активную жизненную и педагогическую позицию.

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

  • Люблю детей;

  • Люблю свою профессию;

  • Оптимистка;

  • Стараюсь быть честной и правдивой;

  • Люблю читать все, что меня заинтересует;

Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в своем классе. На мой взгляд, «мерилом» эффективности функционирования воспитательной системы должны быть следующие критерии:

  • Воспитанность учащихся;

  • Защищенность и комфортность ребенка в классе;

  • Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

  • Соответствие реального образа школьника модели выпускника школы.

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

2. Самой значительной и безусловно важной составной частью всей воспитательной системы в целом являются учащиеся класса. Я, как классный руководитель, должна увидеть и понять специфические черты классного коллектива, определить уровень развития ученического коллектива, сформированность межличностных отношений и совместной деятельности. Мои действия:

  • Веду психолого-педагогическую карту ученика «Личность ребенка как развивающая система отношений» (краткая характеристика семьи, отношения к знаниям, функции в школе и классе, положительные качества личности, взаимоотношения в классном коллективе, влияние семьи на воспитание, отношение к замечаниям);

  • Веду индивидуальную работу с учащимися:

(профилактическую работу: беседы, классные часы,

встречи на дому и т.д.);

  • Организую самоуправление в классе;

  • Провожу классные часы по профориентации;

  • Ежедневно контролирую пропуски и опоздания, самочувствие учащихся;

  • Один раз в неделю с учащимися подводим итог успеваемости; проверяю дневники.

  • Контролирую занятость учащихся во внеурочное время;

  • Организую досуг учащихся.

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Каждая семья представляет явление особое,

Индивидуальное, и воспитательная работа

В одной семье вовсе не должна быть точной

Копией такой же работой в другой.

3. Проблемы создания и функционирования воспитательной системы класса не могут не волновать родителей. Родительское слово, как правило, имеет большую значимость в формировании личности сына или дочери. Следовательно, родители не должны оставаться вне процесса воспитательной системы.

Я веду большую работу с родителями:

  • Собираю общие сведения о семье учащихся;

  • Повышаю психолого-педагогические знания родителей;

  • Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс;

  • Приглашаю родителей участвовать в управлении классом;

  • Каждую четверть провожу тематические родительские собрания;

  • Дни открытых дверей в школе;

  • Встречи на дому; беседы по телефону;

  • Беседы-консультации.


Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”


«Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе. Я пытаюсь объединить в одну команду всех учителей, ведущих учебную и внеурочную деятельность в этом классе, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив. Держу тесную связь с учителями-предметниками: интересуюсь о выполнении домашнего задания учащимися; об активности на уроках; посещаю уроки; информирую учителей об отсутствии учащегося на уроке; вместе с учителем-предметником ищем оптимальные пути решения возникающей проблемы.

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”


Ценностно-ориентационный компонент

Воспитание без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.

Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию. Так как класс выпускной, целью моей воспитательной системы будет:

Формирование творческой личности, стремящейся к здоровому образу жизни, сориентированной на выбор профессии и учебной деятельности.

«Воспитать человека, - подчеркивал А.С.Макаренко, - значит воспитать у него перспективные пути».

Задачи воспитания:

  • Создать условия для проявления творческих способностей учащихся;

  • Развить у учащихся потребность в самосознании и самовоспитании;

  • Создать положительную мотивацию к учению;

  • Сориентировать учащихся на выбор дальнейшего пути;

  • Готовить учащихся к самостоятельной жизни.

Основные принципы воспитательной системы класса являются:

  • Соответствие целей и задач запросам и ожиданиям учащихся и их родителей;

  • Воспитание учащихся на духовных и материальных ценностях русской культуры, патриотическое воспитание учащихся;

  • Индивидуализация и дифференциация образования и воспитания;

  • Гуманизм и демократизация жизнедеятельности коллектива класса.

  • Преемственность педагогических действий в школьном и послешкольном периодах развития личности.

Все эти принципы способствуют росту целенаправленности и эффективности влияния субъектов педагогического процесса на личность школьника. На пути к достижению целевых ориентиров происходят изменения в жизнедеятельности классного сообщества, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном коллективе. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса.

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”


Единое воспитательное

пространство


Каждая воспитательная система имеет среду - свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного коллектива, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.

Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный кабинет. В нем происходит главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование коллектива. Моя задача - создать уютную и комфортную обстановку в учебном кабинете. Создать в классном коллективе духовно богатую и нравственную чистую атмосферу, чем в окружающем обществе. Но это не означает, что воспитательная система класса с ограниченными внешними связями и отношениями. Наоборот, я забочусь об установлении и укреплении связей класса с другими учебными коллективами, возрастными отношениями внутри школы и за ее пределами.






Воспитательное пространство города

Воспитательные центры школы:

Музей, библиотека, мастерские, кабинет информатики, кружки, спорт. секцииВоспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Родительский комитет

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Классное


Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

сообщество




Классное сообщество

КТД

Воспитывающие ситуации

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”



Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Коллективные и индивидуальные поручения

Общешкольное и классное самоуправление

Личность классного руководителя





Воспитательная

Программа

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.

Осмысливание своего труда ведет к его совершенствованию, к более эффективной работе в дальнейшем:

  • Каждый год я анализирую воспитательную работу и вижу результаты решения воспитательных задач прошедшего года;

  • Составляю характеристику класса;

  • Ставлю новые цели и задачи воспитательной деятельности;

  • Разрабатываю и осуществляю целевые тематические программы: «Здоровье», «Творчество и культура общения», «Патриот», «Учение», «Досуг», «Образ жизни», «Профессия», «Профилактика», «Родитель», «Лето»;

  • Формирую самоуправление в классе по группам науки, информации, здоровья, творчества, порядка;

  • Систематизирую воспитательные дела и мероприятия по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, нравственный, коммуникативный, художественный, физический;

  • Формирую годовой круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределить усилия членов классного коллектива.

Диагностико-аналитический компонент

«Мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы мною были признаны следующие

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

  • Способность эффективно и целенаправленно влиять на развитие личности школьника;

  • Защищенность и комфортность учащегося;

  • Степень соответствия реального образа школьника модели выпускника школы;

  • Удовлетворенность родителей и педагогов жизнедеятельностью в данном классе;

  • Сформированность классного коллектива;

  • Эффективность реализации индивидуальных образовательных навыков;

  • Сформированность индивидуальности класса.

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащиеся смогли развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями модели выпускника.

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

Воспитательная система класса на основе концепции ”Формирование образа жизни достойного Человека”

  • Анализ воспитательной работы за каждый прошедший год;

  • Дискуссия в классе «Хотим быть»;

  • Классный час «Погружение в мир своего Я»;

  • Анкета «Я смысл моей жизни»;

  • Анкета «Ты и твой класс»;

  • Беседа на тему: «Что такое личность?»;

  • Дискуссия «Быть человеком..»;

  • Классный час «Откровенный разговор о нас самих»;

  • Тест «Размышляем о жизненном опыте»;

  • Анкета «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью;

  • Анкета «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения.

  • Занятия в школе"Будь человеком"

Информационная справка о классе


 Общие сведения о классе и история его формирования

11а класс - общеобразовательный класс школы. Обучается в нем 18 человека, из них 11 девочек и 7 мальчиков. Состав класс сформирован из двух девятых классов.

 Социальный паспорт класса

Дети в классе в основном из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.

Из 18 учащихся 6 человек из неполных семей. 2 человека из многодетных семей. В 16 семьях родители имеют высшее образование, в 6 - среднее специальное .

Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, большинство из которых интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета (7 человек). Родители одобряют выбранное направление работы, ценностные приоритеты данной воспитательной системы.

 Характеристика успеваемости

Из 18 учащихся 5 человек учатся на «4» и «5», причем двое из них имеют «4» только по одному предмету (это наш «золотой резерв»), четыре человека в классе имеют оценку «3» по одному-двум предметам. Неуспевающие в классе отсутствуют. Есть огромный потенциал, тем более что все ребята стремятся к хорошим и отличным знаниям. Кроме того, мы видим, что есть группа детей, которые требуют дополнительного внимания (поддержки) классного руководителя, родителей и учителей-предметников. Возможности учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо работать.

 Уровень воспитанности учащихся

Учащиеся класса показывают высокий и хороший уровни воспитанности. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость.

В целом по школе показатель уровня воспитанности учащихся достаточно хороший, но нужно больше развивать в детях любознательность и прилежание.

 Уровень сплочённости и развития классного коллектива.

Для изучения уровня самоуправления в классе использовалась методика профессора М.И.Рожкова. По итогам диагностики выявлено, что 100% учащихся включены в самоуправленческую деятельность коллектива, 85% - в управленческую деятельность школьного коллектива. Уровень самоуправления в классе высокий.

В классе действуют органы самоуправления, ребята со всей ответственностью относятся к своим "должностям».

Яркого лидера в классе нет. Можно выделить группу учащихся , которые обычно выбираются лидерами в микрогруппах. Успехи в учебе и познавательная активность этих учащихся являются примером для всех. Совершенно равнодушных к делам класса и школы тоже нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.

Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).

 Характеристика занятости учащихся во внеурочное время

75% ребят заняты в сфере дополнительного образования. Только 4 человека из класса не занимаются дополнительно.. А вот 4 человек из 18 занимаются сразу в двух объединениях.

 Уровень физического развития и здоровья детей

Из 18 учащихся в результате ежегодного медицинского осмотра выявлено 8 здоровых детей, 2 человека - с нарушением осанки, 2 человека - с заболеваниями органов пищеварительной системы, 3 человека - с нарушением зрения. Хорошие показатели физического здоровья учащихся объясняются, прежде всего, тем, что в школе особое внимание уделяется программе «Мы за здоровый образ жизни», которая направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников. Этому были посвящены и родительские собрания. Ребята обладают спортивным азартом, жаждой победы.

Концепция системы


Диагностика показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни, достойной Человека. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива. Складывается ситуация необходимого построения воспитательной системы класса как благоприятной среды для становления и проявления личности, способной самостоятельно строить свою жизнь, достойную Человека. Под образом Человека понимается личность, способная строить жизнь, достойную человека. Что собой представляет эта личность?

Во-первых, человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть, первая составляющая цели воспитания - это интеллект ребенка. Вторая составляющая - нравственность, мораль, - это духовный стержень. И, наконец, творчество. Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа. Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. В итоге достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основы - истина, добро и красота. Для реализации этих составляющих я ориентируюсь на то, чтобы сформировать у моих воспитанников потребность в самодеятельности.

Конечно, каждый классный руководитель должен понимать, что данные Концепции не инструкции к обязательному исполнению. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики авторов. И если я вижу смысл в том, чтобы дети (воспитанники) мои уже в школьные годы отучались от бездумного существования и эгоизма, точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, то именно поэтому и выстраиваю свою систему, опираясь на данные Концепции.

Целевая установка


Воспитание - целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Следовательно, цель построения воспитательной системы - создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.

Цель воспитания - личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Чтобы процесс формирования осуществлялся целенаправленно и эффективно, необходимо помнить о задачах-доминантах:

- формировать ценностное отношение к Природе как общему дому человечества;

- формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни;

- формировать представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

- формировать ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни;

- формировать жизненные позиции, развивать способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Характеристика основополагающих видов деятельности

Только освоенные и осмысленные ценности становятся для ребенка основой внутренней мотивации его деятельности. При этом ребенок чаще проживает радость, а, встречаясь с внешними препятствиями, ищет способ их преодолеть, поскольку знает, к чему стремится. Обретая смысл жизни, он уверен, спокоен, счастлив.

Разнообразие видов деятельности способствует наибольшей развитости человека, поэтому я представляю основополагающие виды деятельности по степени их значимости для данной системы:

* познавательная (ребенок познает объекты окружающего мира);

* преобразовательная (ребенок созидает, творит и получает от этого особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества);

* ценностно-ориентировочная (духовная деятельность, ребенок приобретает личностный смысл ценностей жизни);

* общение ( ребенок, взаимодействуя с другим субъектом, учится принимать ценность Другого);

Каждый педагог должен помнить, что в центре его внимания должна быть не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса.

Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах (конечно, все охватить просто невозможно):







Философическое воспитание

Воспитание способности постоянного осмысления детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Решаемая задача:

Учить школьников искусству поиска смысла жизни.

Диалогическое

Организация такой жизни воспитанников, когда они находятся в постоянном диалоге с собой, с картиной, с книгой, с музыкой, с другим человеком и т.д.

Решаемая задача:

Развивать способность смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать и находить слова, чтобы говорить об этом вслух.

Этическое

Формирование норм культурной жизни (если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни).

Решаемая задача:

Помочь ребенку овладеть набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе.

Досуговое

Создание достаточно комфортных условий для раскрытия творческого потенциала детей.

Решаемая задача:

Формировать эмоциональный и коммуникативный опыт.

Все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому ребенку нужно предоставить возможность выбора из множества различных видов деятельности

Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется прежде всего готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли качествами обладает на данном этапе ребенок, чтобы называться достойным Человеком. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Основным направлением воспитательной системы класса является нравственно-патриотическое воспитание. Оно способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

Многогранна деятельность, организуемая в классе в этом направлении:

- работа по программе «Содружество»;

- участие в акциях «Добру дорогу», «Внимание! Ветеран» и «Милосердие»;

- участие в выставках, конкурсах;

- классные часы «Я-Белгородец!» и «Я люблю тебя, Россия!» и многое другое;

- создание рукотворной книги класса " 21 век без войны! "

- летопись класса.

Особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Организуется целенаправленное взаимодействие с ней с учетом индивидуальных особенностей детей:

• Посещение семей
• Родительские лектории, собрания
• Совместные туристические походы, посещение театров, музеев
• Организации классных вечеров отдыха с приглашением родителей

• Заседания родительского комитета

При этом главной задачей является воспитание чувства чести рода, забота о продолжении рода, сохранение и умножение его добрых традиций.

Обращается внимание на духовную культуру как результат развития человеческой цивилизации. Здесь одной из главных педагогических задач является раскрытие особенностей русского характера - высокой духовности, ответственности за окружающий мир, терпимости:

• Посещение Духовного православного центра
• Экскурсии в кафедральный собор.
• Классный часы "Я и природа"
• Участие в выставках "Природа и фантазия", "Рождественский букет"

Большое внимание уделяем с ребятами спортивно-оздоровительной работе. Здесь работаем в тесном сотрудничестве с учителем физической культуры, медицинской сестрой школы и родителями:

- утренняя зарядка, которую проводят сами учащиеся;

- подвижные игры во время перемен,

- ежегодная краткосрочная программа «Мы - за здоровый образ жизни».

- подготовка и проведение традиционных дней здоровья.

Все представленные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии оказывают целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка.

В центре управления системой находится не просто ребенок, а процесс развития его личности. А это значит, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности всеми участниками воспитательного процесса. Здесь очень важное место занимает личность самого классного руководителя, системность его работы и умелая организация ученического самоуправления.

Модель личности выпускника


Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы сформировать у ребенка ключевые компетентности:

  1. Сформированные представления о человеке и окружающем мире.

  2. Овладение набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе.

  3. Четкая жизненная позиция, способность к индивидуальному выбору жизненного пути.

Выпускник, которого я желаю увидеть в каждом из своих воспитанников, - это человек, способный жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Достижения и результаты функционирования системы

Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. На мой взгляд, мерилом эффективности функционирования системы обязательно должны быть следующие критерии:

- уровень воспитанности учащихся;

- сформированность классного коллектива, межличностные отношения;

- сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям;

- стремление к успешности.

Основные результаты работы по данной системе:

  • Повысился уровень воспитанности учащихся.

  • Определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают дружеские отношения с одноклассниками, самостоятельно организуют проведение праздников, поздравляют друг друга с днем рождения.

  • Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям

  • Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество участников олимпиад, конкурсов, акций. Класс имеет свое «лицо» в школе.

  • Возрос уровень самостоятельности: дети планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы.





. Перспективы развития воспитательной системы


Отчетливое осознание достижений, проблем формирующейся системы помогает более обоснованно избрать пути дальнейшего ее развития. Целевые установки, содержание данной системы полностью соответствуют возможностям и условиям школы, поэтому есть все предпосылки для того, чтобы, выстроив систему на одном классе, выстроить до конца образ достойного Человека, Человека-гражданина.

Очень важно педагогам, работающим по данной системе, превратиться в союз единомышленников, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству и следовать высказыванию В.Г.Белинского: «орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…»



© 2010-2022