- Преподавателю
- Классному руководителю
- Класный час в 9 классе
Класный час в 9 классе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Итикеева М.А. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КГУ «Общеобразовательная школа №25»
Классный час
«Мир и согласие - путь человечества»
Подготовила:
Итикеева М.А., учитель
русского языка и литературы
третьего (базового) уровня
1.09.2015
г.Сатпаев
Тема: «Мир и согласие - путь человечества»
Цель: расширение представлений учащихся о духовных и материальных ценностях, о цели жизни человека как постижении высших духовных ценностей, о важности сохранения мира на планете Земля.
Задачи:
- учить терпимо и с пониманием относиться к людям.
- развивать умение видеть ценное в людях, событиях, обстоятельствах;
- воспитывать уважительное отношение к культуре, языку и традициям разных народов.
Круг радости
Учитель: Добрый день! Я рада нашей новой встрече. Приглашаю вас в наш круг мира и согласия. Давайте сегодня поприветствуем друг друга на разных языках.
Участники приветствуют друг друга на языках мира: русском, казахском, лезгинском, немецком, английском, татарском, украинском, французском.
Педагог подводит детей к мысли, что на каком бы языке не звучало приветствие, оно всегда несет в себе пожелание мира и добра.
Эпиграфом к нашему разговору будут слова Ж.Ж.Руссо:
«Жизнь длится лишь мгновение: сама по себе она - ничто; ценность ее зависит от того, что удалось сделать. Только добро, творимое человеком, остается, и благодаря ему жизнь чего - ни будь стоит».
Ребята, мы живем в большом многонациональном государстве. Как вы к этому относитесь?
(Предполагаемые ответы детей):
- Я рад, что я рядом со мной живут люди разных национальностей. Это позволяет узнать мне больше о культуре этих народов, и я становлюсь внутренне богаче.
- Я рад, что со мной в одном классе учатся казахи, русские, татары, немцы, лезгины, украинцы. Общаясь с ними, я могу знать разные языки, а это мне поможет в жизни.
- Я рад, что по соседству со мной живут и русские, и чеченцы, и украинцы. Я хожу к ним в гости и хорошо знаю их кулинарию и могу готовить разные национальные блюда.
Беседа:
Учитель: Люди издавна ценили мир. В Древней Греции во время Олимпиад прекращались войны. Восточные народы в преддверии Наурыза тоже переставали воевать, прощали обиды, проявляя участие и терпимость к другим. Даже наше традиционное рукопожатие тоже имеет отношение к миру: в далекой древности наши предки при встрече протягивали раскрытую руку в знак того, что в ней нет камня и они пришли с добрыми намерениями.
Вопросы:
1.Как вы понимаете значение слова «толерантность»?
2. Что является важнейшим в сохранении мира?
Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском - готовность быть терпимым; во французском - отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском - быть по отношению к другим великолепным; в арабском - милосердие, терпение, сострадание; в русском - умение принять другого таким, какой он есть; в казахском - проявление уважения к ближним.
Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденная ЮНЕСКО, а 16 ноября стал Международным днем толерантности.
Давайте сравним и проанализируем ситуации с точки зрения взаимоотношений людей разных национальностей.
Ситуация 1.
«Я - цыган. Нас в странах СНГ не одна сотня тысяч. Большая часть цыган ведут оседлый образ жизни, живут в своих домах, но многие еще кочуют. В отличие от оседлого населения, моя семья предпочитает ездить табором по стране. У нас есть свой язык, свои традиции и обычаи. Наш образ жизни совсем не такой, как у оседлого населения. Табору могут не разрешить останавливаться в каком - то месте. Иногда я чувствую, что некоторые люди не хотят, чтобы я находился рядом с ними. Меня даже могут назвать преступником безо всякой причины. Возможно, люди просто не понимают, что мы живем по - другому, но мы - такие же граждане, как и они.»
Ситуация 2 .
«На конференции один из делегатов во время торжественного обеда подошел к своему коллеге из Чукотки и спросил слегка снисходительно: «Нравицця супа?»
Чукча быстро кивнул. Позже делегат спрашивал: «Нравицця рыба?» или «Нравицця мяса?», «Нравицця фрукта?» - всегда следовал любезный кивок.
После ужина председатель конференции представил главного докладчика на том вечере - как раз того самого чукчу, произнесшего проникновенную, остроумную речь на безукоризненном русском языке, к немалому удивлению своего соседа. Закончив речь, докладчик подошел к своему соседу и спросил его: «Нравицця доклада?»
Что бы вы посоветовали в данной ситуации? (Обсуждение)
Толерантность - это гармония самого человека, которая проистекает от гармонии с внешним миром, обществом, окружающими людьми, государственным устройством.
Толерантный человек уже по своей сути интернационален, терпим к окружающим, добр.
«Качества толерантного человека»
Учитель: Мы сейчас попробуем создать собирательный образ толерантного человека. Какими качествами он обладает?
Учащиеся на доске записывают качества: доброжелательность, сдержанность, ответственность, терпимость, милосердие, сострадание, терпение, уважение к ближнему и другие.
Сегодня, в эпоху социальной нестабильности, межэтнических и вооруженных конфликтов, человечество все больше осознает, что основной способ решения этих проблем - мир, согласие, взаимопонимание. Поэтому, в нашем многоголосом мире как никогда возникает острая необходимость в толерантной личности, умеющей принимать мнения других людей.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила - была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились' такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был' в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.
Прочел владыка и спросил: - и все?
- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему мир и лад царили в этой семье?
- Почему ответ старика так удивил владыку страны?
- Действительно ли любовь, терпение и прощение являются основой жизни всего мира?
Педагог, подводя итоги беседы, говорит о том, что все мы разные, каждый со своими достоинствами и недостатками, привычками, взглядами на мир и все это имеет право быть. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но бывает и наоборот. И тогда то и нужна любовь, чтобы простить человека, или терпение, на то, чтобы помочь человеку исправиться.
Если бы в нашей школе проводился День толерантности, можете ли вы составить его программу? (Работа в группах. Лучший проект записывается на странице флипчарта.)
Примерная программа Дня толерантности
-
1. Полиязычное оформление холлов школы (каз., рус., нем.,анг.,чечен,укр.и др.)
-
2. Распределение по классам (параллелям) представление обычаев, культуры одной народности.
-
3. Выпуск стенгазет по теме.
-
4. Фестиваль народов, населяющих мой город.
Ситуации
Создать кодекс толерантности. (Работа в группах. Лучший проект записывается на странице флипчарта)
Задание.
Разделить класс на группы по 3 -4 человека. Пусть каждая группа придумает один пункт для кодекса толерантности нашей школы. Затем представитель каждой группы запишет этот пункт на листе ватмана, закрепленного на доске с заголовком «Кодекс толерантности средней школы № 25 г.Сатпаев»
Флипчарт
Кодекс толерантности
-
1. Будь доброжелателен с окружающими
-
2. Проявляй милосердие и сострадание
-
3. Уважай чужие принципы
-
4. Будь ответственным за свои поступки
-
5. Проявляй терпимость и сдержанность
-
6. С уважением относись ко всем народам
-
7. Уважай все вероисповедания
Флипчарт
Резюме
Толерантность - это уважение к другому человеку, его точки зрения на все происходящее. Основа толерантности - дружба, взаимопонимание, уважение разных национальностей и сословий, их привычек, обычаев, их вероисповеданий.
Круг «От сердца к сердцу»
Предполагаемые высказывания учащихся:
- Я понял, что важно быть терпимым к другим народам и просто к другим людям.
- Я понял, что нужно уважать обычаи и вероисповедания других людей.
- Чтобы сохранить мир на нашей планете, все люди должны уважать друг друга.
Толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми.
Рассказать учащимся притчу «Устами ребенка».
Однажды миролюбивые жители планеты Земля попросили одного чрезвычайно могущественного волшебника прекратить все войны и кровопролития на планете. Волшебник уничтожил все оружье на земле. Тогда любители повоевать сделали луки и стрелы из молодых деревьев. Волшебник уничтожил деревья. Драчуны принялись делать дубины из больших деревьев. Так исчезли большие деревья с лица земли. Затем исчезло железо и камни.
Скоро люди забили тревогу, как им жить если нет деревьев, железа, камней и скоро им нечем будет питаться. Волшебник развел руками, он больше ничего не мог придумать. Миротворцы впали в уныние, не зная, что предпринять. И тут к волшебнику подошел умный ребенок и сказал: «Сделайте так, чтоб человек приносящий кому-нибудь боль, сам чувствовал ее на себе».
С этого дня никто на планете не причинял страданий соседу, потому, что тогда и ему самому пришлось бы испытать боль. Напротив, люди принялись помогать друг другу, потому, что им нравилось чувство радости, которое они испытывали при этом, и зажили они в гармонии и радости.
Классный час закончить четверостишьем
Давайте вместе мечте поможем,
Ведь мир сегодня так тревожен.
Давайте ходить друг к другу с добром,
Чтоб жив был завтра наш общий дом.
Самоанализ классного часа «Мир и согласие - путь человечества»
Дата 1.09.2015 года, класс 9 «В»
Фамилия учителя Итикеева М.А.
Мероприятие: Классный час
Тема: «Мир и согласие - путь человечества»
Цель: Расширение представлений учащихся о духовных и материальных ценностях, о цели жизни человека как постижении высших духовных ценностей, о важности сохранения мира на планете Земля.
Место проведения Кабинет №28
Деятельность учащихся во время мероприятия: Включенность в работу
учеников - 100 %
Деятельность учителя во время мероприятия 100% создание микроклимата педагогом
Выбор подходов к планированию проводимого мероприятия: Коллективный
Выбор методов проведения и обоснование необходимого мероприятия Беседа, создание флипчартов.
Развивающие функции мероприятия: развивать умение видеть ценное в людях, событиях, обстоятельствах.
Воспитательные функции мероприятия: воспитывать уважительное отношение к культуре, языку и традициям разных народов.
Конечные результаты.
Выводы: Для реализации поставленных задач была выбрана форма классного часа с использованием флипчарт, которые были составлены совместно с учениками.
В течение всей беседы я старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя (например, в создании и оформлении флипчартов). Очень важен был эмоциональный настрой учащихся.
Каждое задание сопровождалось конкретными вопросами, ребята выполняли задания, стремясь быстрее подойти к конечному результату. В процессе классного часа проявлялся интерес к данной теме, где несмотря на сложность задания, учащиеся проявляли смекалку, эрудицию и активность. Классный час прошел как одно мгновение, ребята с большим интересом выражали свои мнения.
Считаю, что классный час соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям учащихся. Поставленная цель и задачи в ходе подготовки и проведения классного часа были выполнены.
Дата 1.09.2015 подпись______________