Компьютерные игры. Все «за» и «против» (методическая разработка родительского собрания)

Цель: предупреждение и профилактика геймаддикции (зависимости от компьютерных игр) у подростков через обсуждение проблемы на родительском собрании. Задачи: ·        Образовательная:сформировать у родителей понятие компьютерной зависимости, в т.ч. зависимости от компьютерных игр (геймаддикции). ·        Воспитательная:способствовать установлению взаимопонимания между родителями и детьми, формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта детей и родителей во избежание развития зав...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Владимирской области

«Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л.И. Новиковой»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьевская основная общеобразовательная школа Собинского района




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 7 КЛАССЕ


КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ. ВСЕ «ЗА» И «ПРОТИВ»


(форма проведения - дискуссия)





Выполнил: классный руководитель

7 класса МБОУ Устьевская ООШ

Арефьева О.А.


Проверил: доцент ВИПКРО,

кандидат педагогических наук

Дубовик И.М.









Владимир, 2013 г.


Методическая разработка родительского собрания в 7 классе

Компьютерные игры. Все «за» и «против»


(форма проведения - дискуссия)

Цель: предупреждение и профилактика геймаддикции (зависимости от компьютерных игр) у подростков через обсуждение проблемы на родительском собрании.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать у родителей понятие компьютерной зависимости, в т.ч. зависимости от компьютерных игр (геймаддикции).

  • Воспитательная: способствовать установлению взаимопонимания между родителями и детьми, формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта детей и родителей во избежание развития зависимости от компьютерных игр у подростков.

  • Информационная: предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

Проблема: В нашем классе у 100% семей дома есть компьютер, 100% подростков имеют свободный доступ к нему, 86% детей предпочитают проводить время в социальных сетях, 57% детей увлекаются компьютерными играми. Были случаи негативного влияния компьютерной зависимости на поведение подростков (увлеченность субкультурой, тяготение к общению с неформальными группировками и т.д.)

Оборудование: мультимедийный проектор, документальный фильм Елизаветы Листовой «Дети матрицы» (видеозапись программы «Профессия репортер», телеканал НТВ), результаты обработки анкет для родителей «Мой ребенок и компьютер» и анкет для подростков «Я и компьютер», раздаточный материал «Рекомендации родителям по предупреждению и профилактике компьютерной зависимости у ребёнка», тест для домашней работы «Определение зависимости от компьютерных игр» (А.В. Котлярова).

Конспект проведения родительского собрания


Название этапа

Содержание этапа

Примечания

1. Вступительное слово классного руководителя (влияние компьютера на процесс социализации человека).

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить важную проблему влияния компьютера на жизнь современного ребенка и найти пути безопасного общения с компьютером и предупреждения компьютерной зависимости (в частности, зависимости от компьютерных игр).

Мы живем в эпоху бурного развития СМИ, появления новых информационных технологий, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет.

Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием не только взрослых, но и современных детей и подростков.

Сегодня информационные, в т.ч. компьютерные технологии оказывают огромное влияние как на общественное сознание, так и на формирование личности человека (на процесс социализации). В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков, умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем наряду с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально - психологическое и физическое здоровье детей и подростков.





2. Формулировка проблемы, ее актуальность. Введение понятия геймаддикции.

В последнее время, по мнению психологов, участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу агрессивности детей, их подавленного настроения, повышенной тревожности, пропусков занятий в школе и бродяжничества. В процессе изучения данной проблемы была выявлена причина такого отклоняющегося поведения - компьютерная аддикция (новый вид зависимости).

Родители жалуются на то, что компьютерные игры стали основным интересом детей, подчиняющим их поведение, заполняющим всё свободное время и блокирующим развитие других интересов. Речь идет о геймаддикции - зависимости от компьютерных игр.

В связи с актуальностью данной проблемы сегодняшнее классное собрание будет посвящено теме: «Компьютерные игры. Все «за» и «против».

Так что же приносят компьютерные игры детям - больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации взаимодействия ребенка с компьютером.




3. Результаты анкетирования родителей и детей.

По результатам анкетирования родителей и детей нашего класса по вопросу пользования компьютером в семьях было выявлено следующее: у 100% семей дома есть компьютер, 100% детей имеют свободный доступ к нему, 86% предпочитают проводить время в социальных сетях, 57% детей увлекаются компьютерными играми.

Итак, проблема общения детей с компьютером в нашем классе стоит очень остро.

приводятся результаты анкетирования

4. Причины возникновения геймаддикции у детей и подростков.

Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что компьютер значительно облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются любому влиянию.

Давайте поразмышляем над следующими вопросами:

1) Почему современные подростки уходят в виртуальный мир компьютерных игр?

2) Как, по вашему мнению, влияют компьютерные игры на ребенка?

Обобщение: Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками, неудовлетворенность своим положением в классе, компании. Особенно подвержены геймаддикции те подростки, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий.

Игровая зависимость (как и любая другая компьютерная зависимость) - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестоком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход. Давайте посмотрим, к чему может привести зависимость от компьютерных игр.



размышления родителей

5. Развитие и симптомы игровой зависимости. Просмотр и обсуждение документального фильма «Дети матрицы».

Вашему вниманию предлагается документальный фильм Елизаветы Листовой «Дети матрицы» (видеозапись программы «Профессия репортер», телеканал НТВ), освещающий крупным планом проблему зависимости детей от компьютерных игр.

Обсуждение фильма:

  1. Перед вами два примера детей, которые увлечены компьютерными играми. Есть ли какая-то разница между ними? В каком случае увлеченность компьютерными играми переросла в настоящую зависимость?

  2. Как родители реагируют на эту проблему?

  3. Чем грозит ребенку зависимость от компьютерных игр?

Обобщение: В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Компьютерные игры оказывают глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения у детей и подростков. Часто иллюзия общения приводит к социальной дезадаптации (американский юноша, увлекающийся он-лайн игрой «World of Warcraft», только в тридцатилетнем возрасте узнал о существовании кур, что говорит о его полной дезадаптации в обществе). В США, к слову сказать, Интернет-зависимость считается официальным диагнозом и лечится психологами и психиатрами. В России же подобные программы помощи зависимым от компьютера людям еще только разрабатываются.

просмотр фильма (25 мин. 20 сек.)

6. Работа родителей в группах, обмен мнениями.

Предлагаю провести дискуссию на тему «Компьютерные игры - «за» и «против». Одна группа родителей доказывает, что компьютерные игры положительно влияет на ребенка, другие родители называют отрицательные моменты влияния компьютерных игр на ребенка.

Примерные ответы групп:

Положительное воздействие компьютерных игр

Разрушительное влияние компьютерных игр

- развитие мелкой моторики;

- улучшение памяти, внимания;

- выработка усидчивости;

- ориентирование в современных технологиях;

- возможность общения и др.

- формирование агрессивного поведения;

- развитие суицидальной активности подростков;

- культивирование ложных идеалов;

- негативное воздействие на эмоциональную сферу (тревожность, страх, ужас);

- большая нагрузка на глаза;

- развитие остеохондроза;

- заболевания суставов и кистей рук;

- замена реального общения виртуальным (иллюзия общения) и др.

Обобщение: Многие родители не видят ничего плохого в том, что их дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении осанки детей или зрения. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость. Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила.


выступления родителей

7. Знакомство с рекомендациями по предупреждению и профилактике компьютерной зависимости.

В помощь вам предлагаются рекомендации современных психологов, занимающихся этой проблемой.

Рекомендации родителям по предупреждению и профилактике компьютерной зависимости у ребёнка

Для профилактики компьютерной зависимости психологи советуют следующее:

  1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. Если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

  2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер - не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будни и три - в выходной, но обязательно с перерывами.

  3. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, лыжные прогулки, игра в шахматы и т.д.)

  4. В случае формирующейся зависимости использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).

  5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

  6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит реального общения.

  7. Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.

материал

предоставляется каждому родителю

8. Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия.

Заканчивая собрание, хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка. Но родителям необходимо знать, что находится внутри их компьютера (т. е. какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет).

Единственный способ не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр - это привлечь его к процессам, не связанным с компьютером, чтобы электронные игры не стали заменой реальности. Необходимо показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, следует их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр необходимо сопрягать с активными действиями в реальном мире.

Вопрос родителям: Как вы оцениваете пользу сегодняшнего разговора для себя?





















мнения родителей


9. Домашнее задание.

1) Проведите тест «Определение зависимости ребенка от компьютерных игр» А.В. Котлярова.

2) Сформулируйте совет своему сыну или дочери «Как не попасть в зависимость от компьютерных игр?» (для составления классной памятки для учащихся). Просьба результаты тестирования и советы передать классному руководителю для использования в практической деятельности.

И помните, важно своевременно заметить зависимость ребенка от компьютерных игр, когда есть возможность что-то изменить и скорректировать.


Предполагаемые результаты: привлечение внимания родителей к важности проблемы

геймаддикции (зависимости от компьютерных игр) у подростков, формирование понятия компьютерной зависимости, в т.ч. зависимости от компьютерных игр (геймаддикции),

установление взаимопонимания между родителями и детьми, формирование эмоционального контакта родителей с детьми во избежание развития зависимости от компьютерных игр у подростков и оказание родителям практической помощи по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

Литература:

  1. Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007.

  2. Лысенко Е.Е., Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности. Дисс. канд. психол. наук. М., 1988.

  3. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону, 1999.

  4. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. 1988. № 3. С. 16-84.

Информационные ресурсы

  1. flogiston.ru

  2. newizv.ru

  3. biofizteh.ru

  4. myarh.ru

  5. medecinform.net

  6. gradusnik.ru

  7. erudition.ru

Приложение №1. Анкета для подростков «Я и компьютер».

Класс__________Возраст__________Пол________

1. Есть ли у вас дома компьютер?__________________________________________

2. Умеете ли вы работать на компьютере?___________________________________

4. Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?______________

5. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?__________________

6. Играете ли вы в компьютерные игры?____________________________________

7. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?_______________________

8. Легко ли вы отрываетесь от игры?_______________________________________

9. Есть ли у вас постоянное желание играть?________________________________

10. Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?__________________________________________________________

11. Что вас больше интересует: компьютер или чтение книги?________________________________________________________________

12. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?____________________________________________________________

13. Делаете ли вы гимнастику для глаз?____________________________________

14. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?__________________________________________________________

15. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?________________________

16. Как часто вы проводите гимнастику для глаз?____________________________

17. В какие игры вы любите играть?________________________________________________________________

18. Как вы думаете, какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?_______________________________________________________



Приложение №2. Анкета для родителей «Мой ребенок и компьютер».

Есть ли у Вас дома компьютер?

Считаете ли вы, что компьютер необходимо иметь в семье так же, как холодильник, телевизор и т.д.?

Сколько времени в день Ваш ребёнок проводит за компьютером?

Цель использования компьютера ребёнком:

- подготовка к урокам, поиск «учебной» информации;

- поиск в интернет «внеучебной» информации (музыка, ролики, фильмы и т.д.);

- общение;

- просмотр фильмов;

- чтение книг;

- компьютерные игры

Какие игры предпочитает?

а) игры - войны
б) стратегические
в) типа "тетрис"
г) графические

Знакомы ли Вам названия, правила этих игр?___________________________________ _______________________________________________________________

Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью? ____________________________

__________________________________________________________________________

Ваше мнение: Компьютер - это:

а) враг

б) друг

в)другое_______________________________________







Приложение №3. Тест для родителей «Определение зависимости ребенка от компьютерных игр» А.В. Котлярова

Утверждение

«да»

«нет»

Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить компьютерную игру

Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями

Ребенок преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном

Игра за компьютером - главное средство для снятия стресса у ребенка

После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли

В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером

При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы

После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула

Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он продолжает играть в нее

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием

Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной

Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры

После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки глаз

Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть

Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка

Благодарю за участие в опросе и искренние ответы!

Анализ исследования

За каждый ответ «да» начисляется один балл. Если сумма набранных ответов превышает три балла, то велика вероятность того, что увлечение Вашего ребенка компьютерными играми может перерасти в зависимость.


© 2010-2022