Интегрированные уроки русского языка как средство повышения эффективности обучения младших школьников

     В начальных классах закладываются основы знаний, умений и навыков по русскому языку. От уровня и качества знаний учащихся, полученных в 1-4 классах, во многом зависит успеваемость учащихся средних и даже старших классов.      Приоритетной целью изучения русского языка является осознание двух реальностей: объектов окружающего мира и слов, называющих этот мир во всем его многообразии; сохранение интуитивного владения словом в сочетании с систематическим изучением языка. Эта цель реализуется с...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 65"





Интегрированные уроки русского языка как средство повышения эффективности обучения младших школьников



Автор: Мякишева Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №65

Интегрированные уроки русского языка как средство повышения эффективности обучения младших школьников

В начальных классах закладываются основы знаний, умений и навыков по русскому языку. От уровня и качества знаний учащихся, полученных в 1-4 классах, во многом зависит успеваемость учащихся средних и даже старших классов.

Приоритетной целью изучения русского языка является осознание двух реальностей: объектов окружающего мира и слов, называющих этот мир во всем его многообразии; сохранение интуитивного владения словом в сочетании с систематическим изучением языка. Эта цель реализуется с помощью содержательных линий, отражающих ведущие единицы языка и речи.

Язык как предмет изучения. Младшие школьники подходят к осознанию языка как предмета изучения, осваивают умение анализировать различные его стороны, у них формируются знания о нормах литературного произношения, орфографии и пунктуации.

Школьники постепенно усваивают систему грамматических понятий, относящихся к области морфологии, морфемики, синтаксиса и, основанные на них, практические умения и навыки грамотного письма. Вырабатывается умение характеризовать слово на разных уровнях-фонетическом, словообразовательном (как совокупность морфем), морфологическом (как часть речи), лексическом (как часть словосочетания и предложения), формируются ведущие приёмы анализа языкового материала: изменение и сравнение. Важнейшим результатом обучения является формирование практических умений и навыков грамотного письма и речи.

У учащихся должно развиться эмоционально-ценностное отношение к родному слову, что позволяет формировать осознание себя носителями русского языка, воспитывать у них бережное и ответственное отношение к языку, понимание его уникальности, гибкости, выразительности. У школьников воспитывается интерес к изучению родного языка, стремление свободно владеть им.

Речевая деятельность. Эта содержательная сторона способствует развитию и обогащению мотивов речевой деятельности и речевой практики младших школьников, её содержательности (знание предмета речи), точности (выбор средств языка), правильности (грамматическая, орфографическая, стилистическая и т. д.), выразительности, благозвучности.

Чтобы уроки русского языка полностью достигали своей цели, вызывали в детях живой интерес к предмету, заставляли их мыслить, необходимо сделать их живыми, разнообразными и вместе с тем рационально использовать время урока.

Основной задачей обучения русскому языку в начальных классах является привитие детям прочных навыков сознательного чтения, грамотного письма, правильной устной и письменной речи.

Прочные навыки грамотного письма могут быть успешно выработаны только путём практических упражнений, опирающихся на активную мыслительную деятельность учеников. Сознательное и активное выполнение детьми разнообразных письменных упражнений способствует успешному становлению и развитию навыков грамотного письма.

Таким образом, максимальная насыщенность каждого урока, а не только уроков русского языка, упражнениями является важнейшим условием для повышения эффективности обучения русскому языку. Те же практические задачи обучения в начальных классах требуют, чтобы на уроках учитель много занимался повторением.

Важность повторения заключается в том, что дети успешно усваивают новые знания в том случае, если эти знания опираются на изученный материал, который и воспроизводится повторением. Только с помощью многократных, систематически проводимых повторений можно выработать у учащихся прочные навыки правописания.

Следует приучить детей самостоятельно подбирать примеры к изучаемым правилам из тех произведений, которые они читали и разбирали на уроках. В целях развития речи полезно приучать детей самостоятельно составлять примеры, но при этом надо следить за тем, чтобы они были содержательными.

Во всей сложной работе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе повышение эффективности обучения представляет собой одну из главных задач.

Источниками повышения эффективности обучения являются:

- интерес к обучению;

- самостоятельная работа на уроке;

- сотрудничество детей, учителя и ученика на уроке;

- устранение формализма в подходе к изучению русского языка.

В целях повышения эффективности преподавания многих дисциплин в начальных классах большое значение имеет введение в практику школьного обучения интегрированных уроков, где в одном уроке объединяются 2-3 предмета.

Введение интеграции учебных предметов в начальной школе способствует оптимизации процесса обучения.

Но не любые можно и целесообразно интегрировать, ведь интеграция - это взаимопроникновение элементов одного предмета в структуру другого, в результате чего получаем новый объект со своими новыми свойствами. Поэтому при интегрировании предметов необходимо учитывать ряд условий:

  1. Объекты исследования должны совпадать, либо быть достаточно близкими.

  2. В интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования.

  3. Интегрированные учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

Интеграция учебных предметов может происходить на разных уровнях. Выделяют следующие уровни интеграции: общеметодологический, общенаучный и частнонаучный.

Общеметодологический уровень основан на усилении интегративной роли философии в системе научного знания, укрепление связи между философией и частной наукой.

Общенаучный уровень связан с использованием в учебном процессе общенаучных форм и средств познания. В основе общенаучного уровня может быть какая-либо наука (например, математика, русский язык), которая реализуется через другие дисциплины.

Частнонаучный уровень предлагает интеграцию основных ведущих идей в рамках одной или нескольких родственных наук.

Как видим, создание интегрированных курсов требует от преподавателей не только высокой квалификации, но и весьма широкой эрудиции.

Термин «интегрированный урок» появился недавно. Сравнительный анализ различных форм учебных занятий показывает, что интегрированный урок отличается от других прежде всего спецификой учебного материала, который на нем рассматривается.

Предметом анализа на интегрированных уроках выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах.

Традиционный путь изучения таких объектов состоит в том, что учитель, раскрывая содержание учебного материала, использует научную информацию из других учебных дисциплин, реализуя таким образом межпредметные связи.

Исходя из сочетания учебных предметов, материал которых рассматривается на интегрированном уроке и составляет его содержание, целесообразно различать гуманитарные, естественно-математические, комплексные занятия. Каждая из этих групп в зависимости от дидактической цели, в свою очередь, делится на уроки изучения нового материала, уроки систематизации и обобщения материала, комбинированные уроки.

Общая структура интегрированного урока включает:

  1. вступление, в котором ставится цель, задача урока, актуализируются опорные знания;

  2. основную часть, где раскрывается содержание учебного материала;

  3. заключение - подведение итогов, оценивание оценки учащихся, определение домашнего задания.

Следует отметить, что этапы интегрированного урока не изолированы друг от друга, а органически связаны между собой.

Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна. Это обусловлено разнообразием содержания изученных объектов, требующих различных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, уровнем педагогического мастерства и личностными качествами учителей. Так, на обобщающем уроке может быть проведена интегрированная игра «Счастливый случай», где определены следующие области знаний: зелёный квадрат - вопрос по природоведению, жёлтый- по русскому языку, синий- по чтению, уроки могут проходить в виде конференций, собеседований, КВН, ролевых игр, - здесь очень богатые возможности для творчества учителей.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения; используя информацию из различных предметов, по- новому осмысливают события, явления. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка формирования научного мировоззрения и экологического мышления.

Эффективность интегрированных уроков зависит от:

1. Близости содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи.

Изначально интегрированный курс - внеклассное чтение. Здесь целостный процесс: а) книга как инструмент чтения, совершенствование навыков чтения, полученных на уроках чтения; б) текст как искусство слова, развитие речи; в) мир книги как выбор круга собеседника.

Изначально интегрированный курс математики - арифметика, элементы алгебры, геометрии, способствующие лучшему усвоению арифметического материала, и в то же время подготовка к изучению алгебры, геометрии.

Изначально интегрированный курс и природоведение - это основы естествознания, географии.

Кроме названных изначально интегрированных курсов следует выделить возможное сочетание таких предметов, как чтение-русский язык, чтение-природоведение, русский язык-природоведение, чтение-изобразительное искусство, чтение-музыка, природоведение-математика, математика-технология.

2. Адекватности действий учителя (обучающая деятельность) и действий учащихся (учебно-познавательная деятельность).

Обе деятельности имеют общую структуру: цели, мотивы, содержание, средства, результаты, контроль. Однако содержание деятельности учителя и учащихся имеет различия.

  1. На целевом этапе учитель ставит общепредметную цель. Учащиеся под руководством учителя должны осознать межпредметную сущность, осуществить отбор необходимых знаний из различных предметов, направив внимание, мысль не только на усвоение обобщённых знаний, но и на развитие умений переноса и синтеза, качеств личности, способностей и интересов.

  2. На мотивационном этапе учитель стимулирует учащихся к мировоззренческим знаниям, к обобщению понятий из различных предметов. Учащиеся мобилизуют волевые усилия, направляя их на познавательный интерес к мировоззренческим обобщенным знаниям.

  3. На этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, одновременно привлекая опорные знания из других предметов на уровне интеграционных фактов, понятий, комплексных проблем. Учащиеся усваивают общепредметные понятия, проблемы на уровне обобщенных знаний.

  4. На этапе выбора средств учитель определяет наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы, вопросники и задания, практические задания способствующие обобщению знаний различных предметов. Учащиеся выполняют действия переноса, синтеза, обобщения при решении интеграционных задач с помощью наглядных пособий.

  5. Следующий этап-результативный. Учитель применяет педагогические умения осуществлять интеграцию в целях образования, развития, воспитания. Учащиеся, используя системность знаний, умение обобщать, применяют знания на практике.

  6. На этапе контроля учитель осуществляет взаимооценку, взаимоконтроль подготовленности учащихся по связываемым друг с другом предметам, оценивает качество усвоения. Учащиеся проявляют самооценку знаний и самоконтроль по различным предметам, а также умения их синтезировать.

Как показало исследование, к числу методов и приёмов, способствующих осуществлению интегрального подхода, относятся:

  1. эвристические беседы;

  2. беседы обобщающего плана;

  3. экскурсии;

  4. творческие работы по развитию речи, написанные по материалам художественных произведений, наблюдениям как на уроках русского языка, так и на уроках природоведения;

  5. наглядные методы обучения;

  6. самостоятельные работы;

  7. словесное рисование на уроках чтения, математики;

  8. выразительное чтение пейзажных описаний на уроках природоведения;

  9. написание диктантов, связных текстов природоведческого содержания на уроках русского языка ( с повторением орфограмм данного класса);

11) решение математических задач на краеведческой

основе и т.д.

Интеграция уроков русского языка в начальной школе обуславливается как внешними объективными условиями, так и внутренними. К первым мы относим социальные запросы, предъявляемые к школе и изменения в сфере науки и производства. К внутренним объективным условиям относим ориентацию школы на развитие ученика, нарастающий объем информации, модернизацию и усложнение учебных программ, введение новых предметов.

Сущность интеграции уроков русского языка заключается в сближении знаний по русскому языку с другими предметами. Интеграция должна показать ученику целостность русского языка, взаимосвязь его с другими системами знаний. Она должна развить интерес и любовь к русскому языку как к духовной сокровищнице русского народа.

Эффективность интеграции уроков русского языка в начальной школе обеспечивается следующими факторами:

- огромное воспитательное воздействие языка на формирующееся сознание ученика;

- наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребенка;

- традиционный опыт обучения чтению, природоведению и математике, свидетельствующие о широких интеграционных возможностях;

- обучение по принципу «один учитель», когда один учитель преподает в младших классах.

Пути совершенствования методики языка лежат в процессе интеграции, которая затрагивает две области - содержание и технологию обучения, взаимодействующие друг с другом.

Процесс обнаружения, осмысления и усвоения знаний определяет процесс мыслительной деятельности. Правильно организованная мыслительная деятельность с использованием языка обеспечивает необходимое развитие и образование ребенка, поскольку конкретный язык используется в конкретное время и в конкретном пространстве. Язык всегда актуален и всегда несет в себе актуальные знания, усвоение этих знаний и

обеспечивает необходимое гармоничное развитие личности.

Интегрированные уроки русского языка как средство повышения эффективности обучения младших школьников


© 2010-2022