Реализация проектной деятельности в рамках профориентационной работы

Подготовка молодежи к жизни и труду была и остается одной из важных задач. В современных социально-экономических условиях форми­рование личности будущего профессионала, обладающего трудо­вой мобильностью и способного выдержать конкуренцию на рынке труда, имеет немаловажное значение. В этой связи актуальным является проведение системной, ком­плексной работы по профессиональной ориентации учащихся. В результате выполнения данных профориетационных проектов ребята ближе знакомятся с существующими профессиями, расширяют общий кругозор, проявляют интересы и склонности к определенным профессиям, а также воспитывают в себе трудолюбие, целеустремленность, уважение к людям различных специальностей, ответственное отношение к порученному делу.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа № 28 города Сызрани городского округа Сызрань

Самарской области

















Реализация проектной деятельности в рамках профориентационной работы



Учитель географии

Тюкова Ольга Юрьевна



2014 г.

Подготовка молодежи к жизни и труду была и остается одной из важных задач. В современных социально-экономических условиях форми­рование личности будущего профессионала, обладающего трудо­вой мобильностью и способного выдержать конкуренцию на рынке труда, имеет немаловажное значение.

В этой связи актуальным является проведение системной, ком­плексной работы по профессиональной ориентации учащихся.

Слайд 2. Можно выделить следующие направления работы, содействующие профессиональному самоопределению учащихся:

1) профинформация (знакомство с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на «рынке труда» и др.);

2) профдиагностика (в идеале - помощь ребенку в самопознании, где важны не только недостатки, но и реальные возможности, которые можно использовать для достижения профессиональных целей);

3) коррекция определенных линий развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (естественно, такая работа выполняется совместно с учителями, педагогами дополнительного образования);

4) рассмотрение возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления;

5) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, когда важно в сознание их вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (а настоящий оптимизм - это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства);

6) помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.

Работа по профориентации и социализации может вестись разными способами. Одно из возможных и перспективных направлений - выполнение профориентационных проектов.

Слайд 3. Работа по выполнению проектов такого типа позволит учащимся:

  • познакомиться с миром профессий, понять, что «люди разные нужны, люди разные важны», что мир профессий широк и разнообразен и в нем всегда можно найти дело по душе;

  • лучше осознать себя в окружающем мире, самоутвердиться и самореализоваться, сформировать свою жизненную позицию, свое «Я»;

  • приобрести умения решать проблемы, формировать навыки самостоятельной работы и работы в команде.

Слайд 4. Профориентационные проекты могут быть ориентированы на поиск ответов на следующие вопросы:

  • Какие типы и группы профессий бывают? Как их определяют?

  • Какие профессии востребованы на рынке труда в настоящее время?

  • Какая профессия мне подходит: какие существуют методики выбора предпочтительных профессий?

  • Как выбирать профессию: какие правила можно сформулировать?

  • Как представить себя на рынке труда? (как написать резюме, как представить себя работодателю) и др.

Профориентационные проекты прежде всего призваны дать детям инструменты, которые в дальнейшем могут быть применены при реальном поиске и выборе профессии. Учащиеся выполняли проекты: «Все профессии важны», «Кем быть», «Дороги, которые мы выбираем», «Мой личный успех». Цель проектов: помочь учащимся определиться свыбором дальнейшего профиля обучения (профессии), стать успешными и самореализоваться во взрослой жизни. Поэтому в начале года планируется проведение классных дел и мастер-классов: «Ярмарка профессий», «Сюжетно-ролевая игра «Профи», «Защита проектов «Кем быть»; посещение различных предприятий города, встречи с людьми различных профессий, написание плана личной профессиональной перспективы, создание презентаций о профессии-мечте, написание сочинений-размышлений, буклета для родителей, изучение участниками собственныхособенностей, интересов и склонностей.

Перед началом планирования работы по проекту важно обсудить, осмыслить вместе с детьми ответы на следующиевопросы:

1. Почему мы/я делаем именно этот проект? Ответ на этот вопрос поможет еще раз актуализировать проблему, четко и кратко сформулировать, что хотели или что не удовлетворяло, т. е. понять, почему проблема появилась.

2. Какова цель проекта? Ответ на этот вопрос еще раз позволяет более четко определить направление движения, к чему хотим прийти, какие компетентности, умения и знания детей хотим развить и сформировать, что хотим получить в результате проектной деятельности.

3. Какие ресурсы необходимы для реализации проекта (люди, знания, оборудование, финансы)? Ответ на этот вопрос поможет определить и понять основные/необходимые ресурсы, без которых проект может не состояться.

4. Сколько времени потребуется для реализации проекта? Ответ на этот вопрос поможет обоснованно утвердиться вовремени, которое нужно для реализации проекта и окончательно определиться с тем, какой это проект по продолжительности: мини-проект, краткосрочный, среднесрочный, недельный или долгосрочный (может быть годичный).

5. Как организовать деятельность детей, чтобы достичь цели проекта? Ответ на этот вопрос поможет еще раз утвердиться в выборе форм работы детей (групповая, парная, индивидуальная).

По ходу выполнения профориетационного проекта получается своего рода «Визитная карточка»:

Целевая(-ые) группы участников проекта:

укажите возрастной ребят, кратко опишите общие характерныеособенности участников проекта

Как будет выявляться актуальная и значимая профориентационная проблема для совместного обсуждения и решения с детьми?

укажите методы и приемы выявления: анкетирование, беседа, мозговой штурм, карта интересов, использование системы вопросов и т. п.

Название проекта:

Творческое название проекта:

приведите яркую цитату, афоризм, пословицу, поговорку,отражающую суть темы проекта

С какими интересами и потребностями ребят связан проект:

перечислить

Что даст участие в проекте его участникам:

кратко перечислите, развитие каких качеств, способностей иумений ребят предполагается в проекте

Решаемая проблема:

написать

Почему эту проблему важно обсуждать и решать совместно с ребятами:

привести аргументы

Цель проекта:

Планируемые результаты проекта в виде продуктов проектной деятельности ребят с возможной формой их представления:

план организации и проведения мероприятий; дайджест сописанием наиболее востребованных профессий и требованийк ним в форме брошюры; (слайдов/плакатов/фотографий и т. п.)

Где можно получить информацию о теме проекта:

перечислить ряд информационных источников

По каким вопросам желательно организовать консультирование ребят-участников проекта:

перечислить

По каким вопросам и с кем желательно организоватьвзаимодействие с учителями, внешними специалистами и т.д.

перечислить

Как будут оцениваться и обсуждаться с детьми, учителями, внешними специалистами:

- ход проекта

- результаты проекта

Написать

ведение дневника выполнения работ;

обсуждение промежуточных результатов в микрогруппах

убедительность представления результатов;

качество материалов, оформленных на компьютере

Каковы возможные перспективы развития проекта:

перечислить

В начале учебного года, еще при планировании работы по профориентации мы с учащимися определяем круг профессий, с которыми они хотели бы более подробно познакомиться. Это первый шаг выполнения проекта (Составление списка профессий). Здесь необходимо составить список профессий, которые нравятся, интересны учащимся, по которым они хотели бы работать, которые им подходят.

Второй шаг - знакомство с профессией и составление перечня требований выбираемой профессии (выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; характер и условия работы). Что бы более подробно это узнать необходимо наметить ряд мероприятий, направленных на знакомство с профессией. Слайд 5. Здесь нам необходимо профессиональное просвещение. На этом этапе используются следующие формы профессионального просвещения:

Слайд 6. 1) Клуб профессиональных знакомств - занятия проходят в форме диалога между гостями клуба и учениками. В этом учебном году проходили встречи с поваром, медицинским работником, работниками МЧС, полиции, библиотекарем, пожарным, парикмахером. Такие встречи расширяют кругозор учащихся, раз­вивают профессиональные интересы, знакомятся со спецификой их труда, социально-экономическими и медицинскими ас­пектами выбора профессии и самое главное это звучит из уст не учителя, а именно специалиста данной профессии.

Слайд 7. 2) Диспут интересен тем, что заставляет задуматься над пробле­мой профессионального выбора тех, кто еще не готов к нему, а также способствует выработке решения по спор­ным вопросам («Кем быть, каким быть?», «Что я делаю для достижения своей цели», «Пре­стижность профессии. Что это такое?», «Профессии с большой перспективой». В ходе таких споров учащиеся выявляют тонкости той или иной профессии и сопоставляют свои представления о профессии с реальностью.

Слайд 8. 3) Устный журнал - представляет собой выступления учащихся с сообщениями на определенную тему («Люди в белых хала­тах», «Твоя профессия», «Кто нас одевает», «В мире профессий», «Ученье и труд - все перетрут»). В ходе таких мероприятий ребята готовят сообщения и свои материалы излагают ребятам из младших классов, формируя у них первоначальные представления о профессии.

Слайд 9. 4) Беседа проводится с целью ознакомления учащихся с миром профессий, ориентирами профессионального самоопределения, сис­темой профессионального обучения и подготовки в Самарской области, Сызрани и в стране в целом, осо­бенностями и условиями трудовой занятости населения («В мире профессий», «Мир профессий и место в нём человека».

Слайд 10. 5) Круглый стол. Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. В ходе проводимых мероприятий «Сто вопросов о профессии», «Твой стиль» происходил свободный обмен мнениями, что позволило учащимся более подробно ознакомиться с различными профессиями.

Слайд 11. 6) Вечер-путешествие. Учащиеся класса делятся на команды. В ходе мероприятия участники делятся друг с другом знаниями, впечатлениями, пред­ложениями, например: «Путешествие в мир профессий», «Путешествие на машине времени». Как правило данному мероприятию предшествует большая работа по сбору информации, так как встречаются команды-соперники и каждый старается получить наибольшее количество баллов.

7) Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Это познавательное профориентационное мероприятие проводится с целью привлечь участников к различным сторонам и явлениям окружающего мира, к перспективам его развития, а также к научным открытиям, к нерешенным проблемам жизни. («История одной вещи», «Где родился каравай», «Словарь новых профессий»). Такие вечера позволяют ребятам и взрослым, здесь обязательно присутствие родителей, обмениваться своими мнениями, знаниями, ставить вопросы, доказывать и опровергать, вести коллективный поиск истины и т.д.

Слайд 12. 8) Классный час продолжает оставаться одной из самых распространенных форм организации фронтальной профориентационной работы. Главное - обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровый психологический климат («Мастерство и талант», «Что такое труд»). Так же учащиеся 6-9 классов помогают классным руководителям начальной школы проводить классные часы для учеников 1-4 классов.

Слайд 13. 9) Конференция и пресс-конференция активизируют дея­тельность школьников, развивают мышление, умения рассуждать, пользоваться разнообразной информацией, получаемой из разных ис­точников. Были поведены конференции: «Профессия и личность», «Сколько лет человек способен трудиться». При подготовке этих мероприятий учащиеся готовят сообщения, оформляют наглядные пособия, составляют кроссворды, подбирают интересные факты.

Слайд 14. 10) Игры и конкурсы могут быть самыми разнообразными и проводиться как самостоятельные мероприятия. С большим интересом были проведены: конкурс «Лучший по профес­сии», «Заглянем в будущее…», деловая игра в 9 классе «Кадровый вопрос», Деловая игра в 8 классе «Иду устраиваться на работу», а также игры «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву "…", связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.

Игра- одна из активных форм профпросвещения. В процес­се игры участники вступают в определенные социальные психоло­гические отношения, «пробуют» себя в роли профессионалов, вы­полняя отдельные элементы и даже комплекс присущих им обязанностей.

Слайд 15. 11) Тематический утренник или вечер - может быть посвящен одной профессии или целой отрасли. В ходе утренников и вечеров проводятся конкурсы, иг­ры, включаются номера художественной самодеятельности, музы­кальное сопровождение («Наши мамы и бабушки» в 3 классе, где ребята рассказывали о профессиях своих мам и бабушек, рисовали рисунки, писали сочинения, а также была проведена выставка «Золотые руки наших мам и бабушек», «Выбор профессии - дело серьезное» было посвящено деятельности СНПЗ.).

Слайд 16. 12) Экскурсия - одна из распространенных форм получения про­фессиональной информации. Не зря говорят, лучше один раз уви­деть, чем сто раз услышать. В ходе экскурсии учащихся знакомят с профессиональными учебными заведениями, предприятиями, уч­реждениями. Во время экскурсии на предприятия и учебные заведения школьники имеют возможность ознакомиться с организацией производства, учебного заведения, наблюдать представителей разных профессий в рабочей обстановке, в процессе деятельности. Учащиеся школы посетили школьную столовую, знакомясь с профессией повара и провели беседу «Как хлеб появился на столе». При посещении салона-парикмахерской «Мила» учащиеся познакомились с профессией парикмахера и в ходе беседы выявили плюсы и минусы данной профессии. С темой «Развивай художественно - творческие способности» ребята посетили ДК «Строитель», где познакомились с профессией организатора досуга, а также встретились с руководителями различных объединений дополнительного образования.

Слайд 17. 13) Трудовые дела. Формируют добросовестное отношение к труду, знакомят с особенностями работы и пробуют собственные силы в различных областях деятельности, развивают профессиональные интересы (расчистить территорию школы от снега, листьев; посыпать песком обледенелые дорожки; украсить класс, посадить цветы и т.д.). В школе стартовал конкурс «Школьный дворик». И уже сейчас ребята разработали макеты будущих уголков на территории школьного двора, закупили семена цветов, посадка которых начнется с марта месяца и с апреля оформление отведенной территории. Это конкурс вызвал у ребят особый интерес, так как их работа является значимой и всем важен результат.

14) Объединения по интересам, кружки. Объединения дополнительного образования ориентированы на решение образовательных и воспитательных задач вне рамок учебного процесса. Объединения имеют свою программу в соответствии с профилем работы (компьютерный дизайн, моделирование одежды, конструирование, радиолюбители, автодело, юные журналисты и т.д). Учащиеся школы с большим интересом посещают ОДО как в школе, так и вне ее.

Третий шаг - оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые определили ребята в ходе знакомства с профессией, существуют и требования самой профессии. Здесь ребята анализируют, развиты ли у них профессиональные качества, отвечают ли их интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. (Данные заносятся в таблицу, где определяются «плюсы» и «минусы»).

Четвертый шаг - подсчитать и проанализировать результаты. Ребята анализируют, какая профессия из всего списка больше других подходит им по всем пунктам.

Пятый шаг - проверить результаты, чтобы убедиться в правильности своих размышлений. Здесь ребята обсуждают свое решение с друзьями, родителями, учителями.

Слайд 18. Шестой шаг - определить основные практические шаги к успеху. Ребята приняли решение и теперь важно определить: в каком учебном заведении они смогут получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. На этом этапе используется наглядная форма просвещения Информационный стенд, который содержит сведения о профессиональных учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приема и учебы), о предприятиях и организациях города, области. Также стенды могут содержать информацию о профессиографических описаниях основных массовых профессий, перечень справочной, научно-популярной, и другую литературы о мире профессий, профессиональных учебных заведениях, различных отраслях народного хозяйства, о людях труда.

  • Типы и особенности профессий;

  • Краткий обзор профессий рабочих и служащих;

  • Источники информации и мире профессий;

  • Схема профессиональных учебных заведений Самарской области;

  • Проспекты и рекламные объявления профессиональных учебных заведений;

  • Для тех, кто интересуется военными специальностями;

  • Календарь профессий (сменный материал, приуроченный к профессиональным праздникам).

При прохождении этих шести шагов происходит сбор информации, который ребята собирают в портфолио (интервью, вырезки из газет, материалы собранные в интернете, рисунки, письменные работы и т.д.). Ребятам время от времени приходится возвращаться к портфолио - им нравиться смотреть, какие у кого появились новые материалы. И когда материал собран, оформляется проект. Слайд 19. Проект ребята оформляют в виде папок, компьютерных презентаций, внеклассных мероприятий, а также выпускаются буклеты к профессиональным праздникам и проводятся конкурсы рисунков «Моя будущая профессия», «Все профессии нужны, все профессии важны»,

В результате выполнения данных профориетационных проектов ребята ближе знакомятся с существующими профессиями, расширяют общий кругозор, проявляют интересы и склонности к определенным профессиям, а также воспитывают в себе трудолюбие, целеустремленность, уважение к людям различных специальностей, ответственное отношение к порученному делу.


© 2010-2022