«Подросток в кризисной ситуации»

Критерии развития личности следующие: а) отношение к другому человеку как к ценности; б) способность к децентрализации, самоотдаче и любви, как способам реализации этого отношения; в) творческий характер жизнедеятельности; г) потребность в позитивной свободе; д)способность к свободному волеизъявлению; е) возможность планирования своего будущего, вера в осуществимость намеченного; ж) внутренняя ответственность перед собой и другими.           Приоритетным направлением личностного  развития являет...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подросток в кризисной ситуации.

Формирование отклоняющегося поведения подростка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни.

Это могут быть:



  • Развод родителей и их занятость личными переживаниями;

  • Смерть любимого человека;

  • Рождение нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша;

  • Различные формы насилия по отношению к ребенку в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностями);

  • Сексуальное насилие.

Отклоняющееся поведение детей группы риска может быть вызвано также кросскультурными причинами:



  • Ограниченная духовная культура;

  • Обеднённая досуговая среда;

  • Скука, неумение найти достойное занятие;

  • Низкая коммуникабельность, неспособность к общению с другими детьми конструктивными средствами;

  • Эмоциональная неразвитость;

  • Неумение использовать вербальную форму для доказательства своей правоты: непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.

Если агрессивные действия ребенка являются следствием его

психологических личностных особенностей, следует прибегнуть к помощи школьного психолога (а может быть, и психиатра в некоторых случаях), а при его отсутствии направить ребенка на консультацию в психологическую службу. Если насильственные поступки школьника есть результат ошибок семейного воспитания, необходимо связаться с родителями и совместно с ними заниматься психокоррекцией поведения ребенка.

У всех детей и подростков, испытавших или переживших отсутствие заботы, обнаруживаются проблемы привязанности, что приводит к появлению трудностей в поведении. Это особенно важно знать в тех случаях, когда необходимо научить ребенка выполнять правила, быть дисциплинированным. Дисциплинарные меры, которые весьма успешно применяются для большинства детей, могут совершенно не действовать на ребенка с проблемами привязанности.

Это происходит потому, что резко меняется социальная ситуация развития ребенка. Дети, привязанные к своим родителям, хотят сохранить эмоциональную близость с ними и учатся делать это, доставляя удовольствие родителям своим положительным поведением, послушанием и пр. Способы управления поведением у родителей и взрослых в таких ситуациях довольно понятно и легко применимы. Взрослые создают физическую или эмоциональную дистанцию при нарушении норм и правил, неподчинённость их требованиям (отправили в другую комнату, высказали неодобрение, лишили удовольствия), и это очень хорошо действует на детей с нормальными привязанностями и самооценкой.

Дети, у которых есть проблемы привязанности, имеют иную систему ценностей. Ребенок, переживший разлуку или утрату родителей, изъятие из семьи, многочисленные переезды из одного учреждения в другое, от одних родственников к другим, не стремится к близости. Чтобы защитить себя от боли, которую он испытывает при взаимодействии со взрослыми, ребенок старается, чтобы преодолеть эту боль, создавать барьеры между собой и воспитателями, собой и любым взрослым. И если по отношению к такому ребенку взрослые принимают обычные дисциплинарные меры (например, отстранение, невнимание, лишение похвалы и пр.), они добиваются того, чего и хочет ребенок, - возможности избежать эмоциональной близости, что не в интересах развития ребенка и его психического состояния.

Дети в ожидании, что их обязательно отвергнут, специально провоцируют взрослых своим поведением на такие поступки, что убеждает ребенка: он не ошибся и взрослый обязательно отвернется от него за его плохое поведение.

Многие дети, перенесшие эмоциональные травмы, связанные с разлукой, отверженные близкими, считают, что не заслуживают того, чтобы им кто-то уделял внимание, интересовался их делами. Появление комплекса неполноценности, связанного с помещением ребенка в учреждение, укрепляет у него уверенность в том, что он не достоин ничего хорошего, даже награда за хорошее поведение не радует его.

Эффективным в подобных ситуациях становится постоянное физическое присутствие рядом с ребенком, которое способствует появлению уверенности: что бы ты ни сделал, взрослый всегда будет рядом с тобой и позаботится о тебе. Для всех взрослых, которые оказывают помощь и поддержку воспитанникам специальных учреждений, очень важно концентрировать внимание не на плохом поведении, а на положительных ожиданиях, которые возлагаются на ребенка. Они проявляются в таких высказываниях взрослых: «Я верю, что ты можешь находить общее дело с детьми!», «Я знаю, как хорошо у тебя может получиться эта работа!», «Я уверена, что ты можешь успешно учиться!» и т.п. То есть дети, потребности которых не удовлетворялись, нуждаются в убеждении, что они могут получить то, что им необходимо, не пытаясь зарабатывать это.

При появлении у ребенка желания что-то сделать гораздо важнее его поддержать, чем использовать запрет на занятие в качестве наказания. Построение добрых отношений между взрослым и ребенком позволит сформировать новые привязанности. Простое общение - разговор о том, как провел день, какие игры понравились, что читал, - объятия перед сном - всё это способствует формированию добрых отношений и развивают эмоциональную близость. Взрослый должен общаться с ребенком невзирая на то, что ребенок ведет себя плохо. Для этого самому надо начинать общаться с ребенком, не ожидая инициативы от него.

© 2010-2022