- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Подросток в кризисной ситуации»
«Подросток в кризисной ситуации»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Баранова Н.В. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Подросток в кризисной ситуации.
Формирование отклоняющегося поведения подростка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни.
Это могут быть:
-
Развод родителей и их занятость личными переживаниями;
-
Смерть любимого человека;
-
Рождение нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша;
-
Различные формы насилия по отношению к ребенку в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностями);
-
Сексуальное насилие.
Отклоняющееся поведение детей группы риска может быть вызвано также кросскультурными причинами:
-
Ограниченная духовная культура;
-
Обеднённая досуговая среда;
-
Скука, неумение найти достойное занятие;
-
Низкая коммуникабельность, неспособность к общению с другими детьми конструктивными средствами;
-
Эмоциональная неразвитость;
-
Неумение использовать вербальную форму для доказательства своей правоты: непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.
Если агрессивные действия ребенка являются следствием его
психологических личностных особенностей, следует прибегнуть к помощи школьного психолога (а может быть, и психиатра в некоторых случаях), а при его отсутствии направить ребенка на консультацию в психологическую службу. Если насильственные поступки школьника есть результат ошибок семейного воспитания, необходимо связаться с родителями и совместно с ними заниматься психокоррекцией поведения ребенка.
У всех детей и подростков, испытавших или переживших отсутствие заботы, обнаруживаются проблемы привязанности, что приводит к появлению трудностей в поведении. Это особенно важно знать в тех случаях, когда необходимо научить ребенка выполнять правила, быть дисциплинированным. Дисциплинарные меры, которые весьма успешно применяются для большинства детей, могут совершенно не действовать на ребенка с проблемами привязанности.
Это происходит потому, что резко меняется социальная ситуация развития ребенка. Дети, привязанные к своим родителям, хотят сохранить эмоциональную близость с ними и учатся делать это, доставляя удовольствие родителям своим положительным поведением, послушанием и пр. Способы управления поведением у родителей и взрослых в таких ситуациях довольно понятно и легко применимы. Взрослые создают физическую или эмоциональную дистанцию при нарушении норм и правил, неподчинённость их требованиям (отправили в другую комнату, высказали неодобрение, лишили удовольствия), и это очень хорошо действует на детей с нормальными привязанностями и самооценкой.
Дети, у которых есть проблемы привязанности, имеют иную систему ценностей. Ребенок, переживший разлуку или утрату родителей, изъятие из семьи, многочисленные переезды из одного учреждения в другое, от одних родственников к другим, не стремится к близости. Чтобы защитить себя от боли, которую он испытывает при взаимодействии со взрослыми, ребенок старается, чтобы преодолеть эту боль, создавать барьеры между собой и воспитателями, собой и любым взрослым. И если по отношению к такому ребенку взрослые принимают обычные дисциплинарные меры (например, отстранение, невнимание, лишение похвалы и пр.), они добиваются того, чего и хочет ребенок, - возможности избежать эмоциональной близости, что не в интересах развития ребенка и его психического состояния.
Дети в ожидании, что их обязательно отвергнут, специально провоцируют взрослых своим поведением на такие поступки, что убеждает ребенка: он не ошибся и взрослый обязательно отвернется от него за его плохое поведение.
Многие дети, перенесшие эмоциональные травмы, связанные с разлукой, отверженные близкими, считают, что не заслуживают того, чтобы им кто-то уделял внимание, интересовался их делами. Появление комплекса неполноценности, связанного с помещением ребенка в учреждение, укрепляет у него уверенность в том, что он не достоин ничего хорошего, даже награда за хорошее поведение не радует его.
Эффективным в подобных ситуациях становится постоянное физическое присутствие рядом с ребенком, которое способствует появлению уверенности: что бы ты ни сделал, взрослый всегда будет рядом с тобой и позаботится о тебе. Для всех взрослых, которые оказывают помощь и поддержку воспитанникам специальных учреждений, очень важно концентрировать внимание не на плохом поведении, а на положительных ожиданиях, которые возлагаются на ребенка. Они проявляются в таких высказываниях взрослых: «Я верю, что ты можешь находить общее дело с детьми!», «Я знаю, как хорошо у тебя может получиться эта работа!», «Я уверена, что ты можешь успешно учиться!» и т.п. То есть дети, потребности которых не удовлетворялись, нуждаются в убеждении, что они могут получить то, что им необходимо, не пытаясь зарабатывать это.
При появлении у ребенка желания что-то сделать гораздо важнее его поддержать, чем использовать запрет на занятие в качестве наказания. Построение добрых отношений между взрослым и ребенком позволит сформировать новые привязанности. Простое общение - разговор о том, как провел день, какие игры понравились, что читал, - объятия перед сном - всё это способствует формированию добрых отношений и развивают эмоциональную близость. Взрослый должен общаться с ребенком невзирая на то, что ребенок ведет себя плохо. Для этого самому надо начинать общаться с ребенком, не ожидая инициативы от него.