Доклад на тему Формирование классного коллектива на уроках и внеклассной работе

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ РК «Элистинская коррекционная школа-интернат»

Тема самообразования: «Формирование классного коллектива на уроках и внеклассной работе».

Природа формирования коллектива и коллективных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В коллективе человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. С момента поступления в школу ребенку открывается более широкий мир, состоящий из одноклассников, учителей и других взрослых и детей, проживающих по соседству. В школе происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Проявляя социальную активность, каждый школьник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. От построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений.. Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия учителя, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности, педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Помочь ребенку и научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

  • открытость - совместное планирование (классный руководитель + обучающиеся + родители);

  • деятельность - активное участие в мероприятиях;

  • свобода участия (учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном мероприятии);

  • обратная связь - обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);

  • Успешность - отмечать реальный успех выполненного дела.

Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом.

Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

В этом учебном году я взяла классное руководство в 1 классе. И первыми вопросами для меня были:

1. Сложится ли наша школьная семья?

2. Будет ли нам тепло и хорошо вместе?

Прежде всего, я старалась определить какие мои новые ученики каждый отдельно, смогу ли я их собрать в единый классный коллектив

Моё знакомство с ребятами началось с того, что я проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, заявления родителей, анкета), наблюдала за детьми .

Проанализировав полученные данные, их использовала при планировании воспитательной работы с классом . И поставила перед собой следующие основные цели: детально рассмотреть процесс формирования детского коллектива. Выявить и рассмотреть положительное влияние совместной внеурочной деятельности, спортивных мероприятий на сплоченность, межличностные отношения между сверстниками, психологический климат класса и их влияние на процесс формирования коллектива.

Задачи:

  1. Адаптация детей к обучению;

  2. Формирование и сплочение классного коллектива;

  3. Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;

  4. Формирование и развитие познавательных интересов,

  5. Улучшение поведения учащихся;

  6. Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;

  7. Активная работа с семьёй.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива на классном руководителе лежит основная задача по формированию благоприятных условий для каждого ребенка.

Второе, на пути формирования классного коллектива, закладывались основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела.

Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе. А еще прекраснее, когда дом украшают цветами, шарами, плакатами с хорошими, добрыми словами, готовят праздничное угощение и ждут гостей, чтобы поделиться радостью, своими успехами в работе, услышать слова благодарности. Так зарождается добрая традиция, которая развивается, закрепляется и передается из года в год.

Немаловажную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имеет участие во всех школьных мероприятиях.

Основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Эмоциональное благополучие, потребность в общении обязательное условие развития личности ребенка в коллективе. И я верю, что мои ученики будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми. Это и личный пример и воспитательная беседа, классные часы, советы и влияние родительского авторитета и многое другое.

Процесс самообразования предполагает самостоятельно добывать знания из различных источников. Учитель сам изучает методическую литературу (журнал «Начальная школа», «Классный руководитель»,) использует свой опыт работы и опыт педагогов-новаторов.

Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее.

Учитель начальных классов Бадмахалгаева Н.Н.



Мое педагогическое кредо:

«Учить, отдавая не только знания, но и частичку своей души»

Почему нравится работать в школе:

С детьми не работаешь, а живешь. Ты их учишь, помогаешь, делишь радости и печали. И мне хорошо от того, что я нужна им и как учитель, и как человек





© 2010-2022