- Преподавателю
- Классному руководителю
- Литературно-музыкальная композиция Дети Сталинграда
Литературно-музыкальная композиция Дети Сталинграда
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Носаева Е.А. |
Дата | 26.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературно-музыкальная композиция «Дети Сталинграда»
Цель: формирование представления о Великой Отечественной войне.
Задачи:
-
Повышение интереса к прошлому нашей страны.
-
Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину.
-
Формирование активной гражданской позиции.
-
Развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: аудиозаписи.
Ход мероприятия:
Звучит довоенная музыка. На сцену выходят девочка, ее мама. Накрывают на стол.
Девочка. Мама, мама! Мне сегодня исполняется 10 лет! Я уже совсем взрослая. Посмотри, клубника поспела. А гости скоро придут?
Мать. Конечно, доченька. Вот уже и стол почти накрыт. Какая ты у меня взрослая стала!
Внезапно музыка обрывается. Звучит запись голоса Юрия Левитана об объявлении войны.
Мать. Как война? Горе-то какое! Война!
Девочка. Шло детство, поспела клубника…
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей.
И мама, начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слёз удержать не могла.
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик
И было нам, детям, непросто
Понять этой скорби язык.
Война надвигалась столико.
Родной закручинился кров…
На блюде забытом клубника
Сочилась, как алая кровь. (Уходят)
Школа. Зима. Звук ветра. Выходят учительница и ученики. Дети садятся за стол.
Учительница. Холодный декабрь выдался в этом году. Ребята, приготовьтесь к уроку.
Ученица. Клавдия Ивановна, а скоро фашисты уйдут из Сталинграда?
Учительница. Конечно! Газета «Правда» сообщает: «10 декабря в районе Сталинграда уничтожено 400 немецких солдат и офицеров, 2 танка, 42 пулемета, 16 автомашин, сбито 2 немецких самолета».
Ученик 1: А у меня папка на фронте фрицев бьет!
Ученик 2: А мой папка пишет, что война скоро кончится, и он домой вернется.
Учительница. Конечно, ребята, наша армия победит врага. Но давайте займемся уроком.
Ученица.
В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.
Первое склонение -
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу - «война».
Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет - чего?- «войны».
А за словом воющим -
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я -
Это тоже месть...
О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.
Учительница. Алеша, а что ты там пишешь?
Ученик 3. А я пишу письмо папе на фронт.
Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился -
До чего ты прежний был во сне!
Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Скоро наступает Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Выходят чтецы (старшеклассники). Становятся в линию, за ними становятся «ученики военной школы».
-
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
-
Мальчишки. Девчонки. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
-
Дети, опалённые войной,
Вы сражались вместе со страной,
Дерзко партизанили в лесах,
Храбро воевали на фронтах. -
В грозной артиллерии, в пехоте,
В танках, кавалерии, на флоте,
Шли тайком в разведку, в тыл врага -
Вам была отчизна дорога.
-
Вы прошли блокаду Ленинграда,
Выжили в подвалах Сталинграда,
Вам пришлось в лишениях, невзгодах
Вкалывать в колхозах, на заводах. -
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах. -
В детских глазах испуг все читали.
Как же понять, что такое война?..
Взрослые дяди в них просто стреляли,
Их убивали, сжигали дотла. -
Дети войны, как же вы голодали...
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали... Война...
Учащиеся меняются местами. Теперь перед чтецами становятся младшие учащиеся.
-
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе - детство и война.
-
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
-
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
Звучит песня «Дети войны». Затем выступают чтецы (старшеклассники).
-
Сталинградская битва…Переломный момент в ходе ВОВ.
-
Мужество и отвагу проявляли сталинградские пионеры в борьбе с врагом. Они вели разведку в тылу врага, добывая важные сведения о расположении фашистских частей. Наносили заметный урон людским и техническим силам врага. Они помогали освобождать советских военнопленных, совершали дерзкие диверсии.
-
Вспомним их имена: Миша Романов, Саша Филиппов, Витя Громов, Сережа Алешков, Володя Дубинин, Коля Красавцев, Люся Ремизова и другие.
-
В захваченном гитлеровцами хуторе Вербовка Калачевского района действовал "босоногий гарнизон". Бойцами его были хуторские ребята десяти-четырнадцати лет: братья Аксён и Тимофей Тимонины, Василий и Николай Егоровы, Максим Церковников, Федор Силкин, Емельян Сафонов и другие - всего 20 человек.
-
В один из дней был совершен дерзкий налет на почту и похищены мешки с ценными документами. Стало известно в хуторе и об исчезновении продуктов из амбара, который охраняли немецкие часовые. Пропадало оружие.
-
Все это вселяло страх и сеяло панику среди фашистов. Они были уверены, что действуют партизаны.
-
Ребята готовились уйти в лес, но не успели. Староста хутора и гитлеровцы все-таки догадались, кто являлся "партизанами".
-
4 ноября 1942 г. мальчишек схватили. Несколько суток жестоко пытали, а потом на глазах хуторян дети были расстреляны.
Звучит печальная мелодия. Выступают младшие учащиеся.
-
Слушайте, люди, печальный рассказ. Были фашисты когда-то у нас.
Грабили жителей, мучили, били. В наших домах кровопийцы те жили.
-
Там, где в колхозе силосная яма, днём разыгралась кровавая драма.
Драма кровавая, жуткая драма: стала могилой силосная яма.
-
Десять мальчишек бандиты убили. В яму, как кошек, бедняжек зарыли.
Десять мальчишек: Ивана, Семёна, Васеньку, Колю, Емелю, Аксёна.
-
Руки пред казнью бандиты связали, пули фашистов сердца пронизали.
Горько рыдали их мамы. Нет! Не забыть нам аверинской драмы.
-
Шумела гроза над землею,
Мужали мальчишки в бою:
Знает народ: пионеры-герои
Навечно остались в строю! -
Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
-
Чтоб навек все сердцами сроднились.
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.
Все участники исполняют финальную песню «Играют дети всей земли в войну».