Литературно-музыкальная композиция Дети Сталинграда

Дети и война – это самые несовместимые понятия. Сколько горя пришлось пережить маленьким героям большой войны! Голод, холод, разруху, потерю близких… Дети войны рано взрослели. Они наравне со взрослыми приближали Победу. Сценарий был написан для учащихся 5-го и 9-го классов. Данная разработка направлена на развитие у учащихся патриотизма, гражданственности как важнейших духовно-нравственных ценностей, призвана воспитывать уважительное отношение к прошлому нашего народа, чувство сопричастности к истории страны, а также способствует развитию творческих способностей учащихся.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературно-музыкальная композиция «Дети Сталинграда»


Цель: формирование представления о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  1. Повышение интереса к прошлому нашей страны.

  2. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину.

  3. Формирование активной гражданской позиции.

  4. Развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: аудиозаписи.

Ход мероприятия:


Звучит довоенная музыка. На сцену выходят девочка, ее мама. Накрывают на стол.


Девочка. Мама, мама! Мне сегодня исполняется 10 лет! Я уже совсем взрослая. Посмотри, клубника поспела. А гости скоро придут?

Мать. Конечно, доченька. Вот уже и стол почти накрыт. Какая ты у меня взрослая стала!

Внезапно музыка обрывается. Звучит запись голоса Юрия Левитана об объявлении войны.


Мать. Как война? Горе-то какое! Война!

Девочка. Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей.

И мама, начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слёз удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

На блюде забытом клубника

Сочилась, как алая кровь. (Уходят)

Школа. Зима. Звук ветра. Выходят учительница и ученики. Дети садятся за стол.

Учительница. Холодный декабрь выдался в этом году. Ребята, приготовьтесь к уроку.

Ученица. Клавдия Ивановна, а скоро фашисты уйдут из Сталинграда?

Учительница. Конечно! Газета «Правда» сообщает: «10 декабря в районе Сталинграда уничтожено 400 немецких солдат и офицеров, 2 танка, 42 пулемета, 16 автомашин, сбито 2 немецких самолета».

Ученик 1: А у меня папка на фронте фрицев бьет!

Ученик 2: А мой папка пишет, что война скоро кончится, и он домой вернется.

Учительница. Конечно, ребята, наша армия победит врага. Но давайте займемся уроком.

Ученица.

В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.

Первое склонение -
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу - «война».


Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет - чего?- «войны».

А за словом воющим -
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.

Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?

Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я -
Это тоже месть...

О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.

Учительница. Алеша, а что ты там пишешь?

Ученик 3. А я пишу письмо папе на фронт.

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился -
До чего ты прежний был во сне!
Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Скоро наступает Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!

Выходят чтецы (старшеклассники). Становятся в линию, за ними становятся «ученики военной школы».


  1. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

  2. Мальчишки. Девчонки. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца!

  3. Дети, опалённые войной,
    Вы сражались вместе со страной,
    Дерзко партизанили в лесах,
    Храбро воевали на фронтах.

  4. В грозной артиллерии, в пехоте,
    В танках, кавалерии, на флоте,
    Шли тайком в разведку, в тыл врага -
    Вам была отчизна дорога.

  1. Вы прошли блокаду Ленинграда,
    Выжили в подвалах Сталинграда,
    Вам пришлось в лишениях, невзгодах
    Вкалывать в колхозах, на заводах.

  2. Дети войны, вы детства не знали.
    Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
    В страхе вы жили. Не все выживали.
    Горечь-полынь и сейчас на губах.

  3. В детских глазах испуг все читали.
    Как же понять, что такое война?..
    Взрослые дяди в них просто стреляли,
    Их убивали, сжигали дотла.

  4. Дети войны, как же вы голодали...
    Как же хотелось собрать горсть зерна.
    На зрелых полях колосья играли,
    Их поджигали, топтали... Война...


Учащиеся меняются местами. Теперь перед чтецами становятся младшие учащиеся.


  1. Была зима и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе - детство и война.

  1. И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была.

Она детей от смерти заслонила,

Своих детей для жизни сберегла.

  1. Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне.

И, пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне.

Звучит песня «Дети войны». Затем выступают чтецы (старшеклассники).


  1. Сталинградская битва…Переломный момент в ходе ВОВ.

  2. Мужество и отвагу проявляли сталинградские пионеры в борьбе с врагом. Они вели разведку в тылу врага, добывая важные сведения о расположении фашистских частей. Наносили заметный урон людским и техническим силам врага. Они помогали освобождать советских военнопленных, совершали дерзкие диверсии.

  3. Вспомним их имена: Миша Романов, Саша Филиппов, Витя Громов, Сережа Алешков, Володя Дубинин, Коля Красавцев, Люся Ремизова и другие.

  4. В захваченном гитлеровцами хуторе Вербовка Калачевского района действовал "босоногий гарнизон". Бойцами его были хуторские ребята десяти-четырнадцати лет: братья Аксён и Тимофей Тимонины, Василий и Николай Егоровы, Максим Церковников, Федор Силкин, Емельян Сафонов и другие - всего 20 человек.

  1. В один из дней был совершен дерзкий налет на почту и похищены мешки с ценными документами. Стало известно в хуторе и об исчезновении продуктов из амбара, который охраняли немецкие часовые. Пропадало оружие.

  2. Все это вселяло страх и сеяло панику среди фашистов. Они были уверены, что действуют партизаны.

  3. Ребята готовились уйти в лес, но не успели. Староста хутора и гитлеровцы все-таки догадались, кто являлся "партизанами".

  4. 4 ноября 1942 г. мальчишек схватили. Несколько суток жестоко пытали, а потом на глазах хуторян дети были расстреляны.

Звучит печальная мелодия. Выступают младшие учащиеся.


  1. Слушайте, люди, печальный рассказ. Были фашисты когда-то у нас.

Грабили жителей, мучили, били. В наших домах кровопийцы те жили.

  1. Там, где в колхозе силосная яма, днём разыгралась кровавая драма.

Драма кровавая, жуткая драма: стала могилой силосная яма.

  1. Десять мальчишек бандиты убили. В яму, как кошек, бедняжек зарыли.

Десять мальчишек: Ивана, Семёна, Васеньку, Колю, Емелю, Аксёна.

  1. Руки пред казнью бандиты связали, пули фашистов сердца пронизали.

Горько рыдали их мамы. Нет! Не забыть нам аверинской драмы.


  1. Шумела гроза над землею,
    Мужали мальчишки в бою:
    Знает народ: пионеры-герои
    Навечно остались в строю!

  2. Я хочу, чтоб на нашей планете

Никогда не печалились дети.

Чтоб не плакал никто, не болел,

Только б хор наш ребячий звенел.

  1. Чтоб навек все сердцами сроднились.

Доброте чтобы все научились.

Чтоб забыла планета Земля,

Что такое вражда и война.

Все участники исполняют финальную песню «Играют дети всей земли в войну».



© 2010-2022