Классный час Познай себя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Классный руководитель: Матросова Ирина Васильевна

Название внеклассного мероприятия: «Познай себя»

Форма проведения: классный час

Актуальность: Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации, познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля

Актуальностью данного мероприятия является то, что у части учащихся, в средней школе, можно ожидать, возникнут большие психологические трудности, вызванные спецификой перехода, изменением режима учебного процесса (кабинетная система, учителя-предметники), разнообразием учебных предметов и физиологическими изменениями.

Одним из элементов воспитательной программы является классный час «Познай себя».

В результате проведения классного часа будет получен воспитательный эффект - сознательное и активное присвоение нового социального опыта, включающего в себя: культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность.

Организация и проведение классного часа осуществлялась на основе коллективной творческой деятельности.

  1. Цели:

Обучающие -

  • научить основам самопознания, самоанализа и самоконтроля;

Развивающие -

  • развивать способность наблюдения за собственным поведением и поведением своих сверстников;

  • формировать умение анализировать поступки и речь конкретной личности, делать выводы о мотивах и целях;

  • способствовать развитию логической последовательности действий учащихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий;

  • совершенствовать коммуникационную компетенцию учащихся, обогащать словарный запас школьников;

  • совершенствовать навык точного выражения своих мыслей и связной монологической речи учащихся.

Воспитательные -

  • способствовать формированию положительной самооценки;

  • сформировать представление о самоценности личности и равенстве людей;

  • способствовать созданию верных нравственных ориентиров школьников;

  • воспитать желание этического и эстетического развития;

  • способствовать развитию духа коллективизма и товарищества.

  1. Методические приемы: групповая работа, индивидуальные задания, тестирование.

  2. Оборудование: лист А4, ручка, карандаш, набор цветных карандашей или фломастеров, разноцветные листья

Предполагаемым результатом данного классного часа является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. А также знакомство детей с некоторыми приёмами самопознания, формирование представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развитие умение правильно оценивать себя и других; продолжение формирование коллектива.

Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Ход классного часа.

В начале классного часа учащиеся заходят в кабинет и выбирают на парте один из разноцветных листьев. Одноклассники, выбравшие одного вида листочки занимают парты с соответствующим цветом листка, так формируются группы для работы.

Классный руководитель: Добрый день. Сегодня мне бы хотелось пригласить вас к разговору, который волнует всех: «Каков путь к себе?» Ещё древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле - это человек. Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то мы получим разные ответы, и все вы по-своему будете правы, потому, что каждый из вас индивидуален и неповторим. Итак, давайте вместе попробуем сделать несколько шагов на пути к себе. Сегодня мы будем учиться самопознанию. Будем проводить самонаблюдение, самоанализ и самооценку. Познакомимся с понятием Я.

А. Экзюпери говорил: «… Не всегда первое впечатление бывает верным. Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, получше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях». Вы согласны с этим? (обсуждение)

Кл.р: Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? (Ответы).

Дорога к самому себе - это дорога в целую жизнь.

А сейчас я предлагаю вам высказаться по предложенным вопросам:

1. Думаю, что я достаточно способен, чтобы…

2. Для меня очень важно …

3. Что лучше иметь сто рублей или сто друзей?

4. Надеюсь на…..

5. В будущем я хочу…

6. Хорошая жизнь - это…

7. Когда другие делают что-то лучше чем я….

8. Моя основная цель в жизни…

Классный руководитель: Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.}

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

1. Свои физические возможности, состояние здоровья.

2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).

3. Свой характер, темперамент, волю.

4. Свои вкусы, привычки.

5. Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель: Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

1. Узнать призвание, выбрать профессию.

2. Избежать ошибок и разочарований.

3. Правильно вести себя с окружающими.

4. Не браться за невыполнимые дела.

5. Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель: Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Включается тихая музыка. Дети, разделившиеся на группы, обсуждают ответ.

(Возможные ответы:

  • Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

  • Отличается от других людей.

  • Это необычный, странный человек, чудак.

  • Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.)

Классный руководитель: Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет.

Тест «Мой портрет»

- На листке бумаги справа в столбик напишите десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишите все ценные черты своего характера, слева - черты, от которых вы хотели бы избавиться.

- Время выполнения 5 минут, вы можете продолжать список на протяжении всего классного часа.

Включается тихая музыка. Дети работают 3-5 минут. Затем представитель от группы рассказывает о своих результатах.

У вас получились уникальные портреты.

Мини - лекция «Что такое самооценка?

Классный руководитель: Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Самооценка - это мнение человека о самом себе, сформировавшаяся в результате сравнения себя с другими людьми.

Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

Тест «Каков уровень вашей самооценки».

Давайте посмотрим на уровень вашей самооценки. Сравним результаты с «Моим портретом».

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда - 0 баллов

  1. Я часто волнуюсь понапрасну.

  2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

  3. Я боюсь выглядеть глупцом.

  4. Я беспокоюсь за свое будущее.

  5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

  6. Как жаль, что многие не понимают меня.

  7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.

  8. Люди ждут от меня очень многого.

  9. Чувствую себя скованным.

  10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

  11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

  12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

  13. Я не чувствую себя в безопасности.

  14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

  15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете.

Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!

Ничего страшного, если результаты теста показали низкий уровень самооценки. Ее можно повысить, если следовать правилам, которые напечатаны на листках (распечатки у каждого ученика).

Ребята по очереди читают «15 шагов на пути к повышению своей самооценке»

15 шагов на пути к повышению своей самооценке:

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.

2) Проанализируйте свои жизненные планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.

3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.

4) Чувство вины и стыда не помогает добиться успеха.

5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.

6) Смотрите на себя и других реальными глазами.

7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.

8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.

9) Помните, иногда поражение - это удача.

10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей.

11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.

12) Будьте открытыми для общения с людьми.

13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.

14) Помните! Вы не сами по себе!

15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.

Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"

Классный руководитель: А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Нужно собрать по 4 признакам людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 1-2 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель: Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)

- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

Подведение итогов.

Подведём итоги нашего классного часа:


  • Была ли интересна тема познания себя?

  • Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

  • Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

  • Что нового вы узнали о себе?

  • Думаете ли вы продолжить наблюдение за собой?

  • Понравился ли вам классный час?

Какая мордашка соответствует результатам классного часа? (на экране две мордашки: одна улыбается, одна - печальная)

Классный час Познай себяКлассный час Познай себя

Вывод: узнали о том, что пока у некоторых не такая самооценка, как вам хочется. Нужно оценивать себя правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. Необходимо изучать себя, чтобы верно оценивать свои силы. Вы можете меняться так, как вы хотите, вы автор самого себя!

В результате работы ожидается, что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу, овладеют простыми методами самовоспитания, самоконтроля; появится готовность к самоопределению в социуме

Приложения:






15 шагов на пути к повышению своей самооценке:

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.

2) Проанализируйте свои жизненные планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.

3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.

4) Чувство вины и стыда не помогает добиться успеха.

5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.

6) Смотрите на себя и других реальными глазами.

7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.

8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.

9) Помните, иногда поражение - это удача.

10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей.

11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.

12) Будьте открытыми для общения с людьми.

13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.

14) Помните! Вы не сами по себе!

15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.


Классный час Познай себяКлассный час Познай себя

Уверенность в себе

Вспыльчивость

Скромность

Трусливость

Высокомерие

Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного достоинства

Пассивность

Уравновешенность

Самоуверенность Внушаемость


© 2010-2022