- Преподавателю
- Классному руководителю
- Дискуссия на темуСтрадания от кибермании
Дискуссия на темуСтрадания от кибермании
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Савлюкова С.Л. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Страдания от кибермании»
Дискуссия, посвященная проблеме компьютерной зависимости
Компьютеры - это такие машины, которые предназначены для решения проблем, которых бы у вас не было, если бы вы не имели компьютера.
Ход беседы
I. Мотивационная беседа
Все из присутствующих мамы, папы, бабушки и я предлагаю поговорить о роли компьютера в нашей жизни и жизни наших детей.
-
Есть ли дома компьютер?
-
Умеете ли работать на компьютере?
-
Во сколько лет начали работать на компьютере?
-
Сколько часов проводите за компьютером?
-
Чему вы отдадите предпочтение компьютеру или спорту?
-
Играете ли вы в компьютерные игры?
-
С легкостью вы отрываетесь от игры?
-
Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?
-
Что вас больше интересует: компьютер или чтение книги?
-
Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?
-
Устают ли глаза при работе с компьютером?
-
Делаете ли вы гимнастику для глаз?
Примерно такие вопросы задают психологи, когда хотят убедиться, страдает ли человек компьютерной зависимостью. Я задала эти вопросы, чтобы вы трезво посмотрели на себя со стороны, критически оценили свое отношение к компьютеру. Положительный ответ на все эти вопросы должен заставить вас насторожиться.
II. Круглый стол «Страдания от кибермании»
Первый блок дискуссии. «Три грани проблемы»
Зависимость от компьютера - новая болезнь нашего времени или выдуманная угроза? На Западе утверждают, что каждый пятый пользователь Интернета в той или иной мере страдает компьютерной зависимостью. И в России уже многие подвержены этой мании. Люди теряют чувство реальности, уходят в виртуальный мир. Самыми незащищенными, как всегда, оказались дети и подростки. Появился даже такой термин - «компьютерный синдром». Кто в этом виноват и что делать? Сегодня мы будем обсуждать эти вопросы в нашей дискуссии, которую я назвала «Страдания от кибермании».
Какими бы тяжелыми ни были заболевания, вызванные длительным общением с машиной, они излечимы. Сложнее обстоят дела с тем влиянием, которое оказывает компьютер на психику человека. Возникающие заболевания трудно диагностировать, еще труднее лечить. Лидирует в списке "компьютерных сдвигов" психологическая зависимость от самой машины и от интернета. Суть заболевания заключается в том, что люди предпочитают жизнь в интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день. По данным различных исследований, интернет- зависимыми сегодня являются около 40% пользователей во всем мире. Российские психиатры считают, что в нашей стране таковых 20-25%.(данные взяты из интернета за 2013год)
Психологические симптомы, которые может начать испытывать человек:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущения пустоты, депрессии, раздражения «не за компьютером…»;
Ложь членам семьи о своей деятельности;
проблемы с учебой.
Опасными сигналами являются также:
-
навязчивое желание войти в интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из интернета, будучи on-line".
-
навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
-
предвкушение следующего сеанса он-лайн;
При работе за компьютером глаза находятся в постоянном напряжении, это связанно с тем что, монитор сам является источником света, что не привычно для человеческого глаза, так как в основном мы видим отражённый от объектов свет, в то же время мерцание изображения то же раздражает глаза.
Причиной развития близорукости является постоянная работа с предметами находящимися на близком расстоянии от глаза.
Для профилактики близорукости необходимо следить за тем, на каком расстоянии находиться от вас предмет, с которым вы работаете. Потому надо правильно организовать своё рабочее место и его освещение, всё должно быть расположено так, что бы ваше положение за столом не приводило бы к каким либо расстройствам. Основными заболеваниями позвоночника развивающимися в следствии долгого нахождения за компьютером являются: остеохондроз и искривления позвоночника. Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки, как во время работы за столом, так и при ходьбе и т.д. Таким образом, ребёнок который и в школе за партой и дома за компьютером не сидит прямо, вполне может приобрести искривление позвоночника.
Необходимо так же отметить то что, искривление позвоночника не только делает человека не привлекательным, но и может впоследствии привести к нарушению работы внутренних органов, что в последствии скажется на его здоровье.
Ученые выяснили, что существует прямая связь между чистотой клавиатурой и здоровьем глаз пользователя компьютера. Исследователи проанализировали все случаи заболевания конъюнктивитом среди студентов в 2007году в колледже Датрмут в Нью-Хэмпшире. Выводы были неутешительными. Микробы, вызывающие болезнь, распространялись через клавиатуры, которыми пользовались сотни студентов.
Ученые забили тревогу - кроме бактерий, вызвавших эпидемию, на клавиатурах обнаружилось больше микробов, чем обычно бывает на ручках дверей в общественных уборных. Если в туалетах убираются достаточно регулярно, то о том, чтобы протирать "бесхозные" компьютеры, за которыми каждый день работают несколько человек, мало кто задумывается. А зря. Если периодически протирать клавиатуру специальным раствором или хотя бы спиртом, заразы станет на порядок меньше.
Пожалуй, среди достижений современной цивилизации компьютерную технику можно по праву назвать предметом наибольшей любви и обожания человека.
По ее способности "заселяться" в жилища людей она, наверно, ни в чем не уступает тараканам, да и хлопот доставляет порой не меньше. Совсем недавно ученые обнародовали данные о наличии связи между появлением аллергии, головной болью, кожным зудом и работой за компьютером.
При включенном мониторе пластик нагревается, а вещество высвобождается и попадает в организм, вызывая аллергические реакции. Специалисты отметили значительное увеличение предельно допустимой концентрации трифенил фосфата более чем у половины из восемнадцати протестированных мониторов.Как и любой другой электроприбор, компьютер создает также электромагнитное излучение. Когда компьютер включен, все входящие в него устройства (монитор, системный блок, клавиатура, принтер, сканер и т.д.) и вспомогательное электрооборудование (сетевые фильтры, блоки бесперебойного питания) формируют сложное электромагнитное поле. Кроме того, компьютер создает электростатическое поле. Оно возникает в результате облучения экрана монитора потоком заряженных частиц. Электростатическое поле способствует оседанию пыли и аэрозольных частиц на лице, шее, руках, что может вызвать у людей, особо чувствительных к подобному воздействию, негативные кожные реакции - сухость, аллергию.
Подростки начинают прогуливать занятия, лгут, слишком быстро делают домашнее задание, чтобы побыстрее сесть за компьютер. В виртуальной реальности они забывают о времени, бешено радуются своим виртуальным победам, и бурно переживают неудачи. Даже поесть нормально они уже не могут, предпочитая жевать что-нибудь перед монитором. А при общении в чатах они выдумывают себе виртуальный образ, который постепенно вытесняет их реальное «я».
В чем опасность кибермании? Прежде всего, опасны многие компьютерные игры. В них главное действие - это убийство, причем красочное, изощренное. А ведь игра для ребенка - это репетиция жизни. Так и складывается к 14-15 годам мнение, что насилие, убийство - это увлекательное и полезное занятие.
Врач 2. Вторая опасность игр в том, что победить в них гораздо легче, чем в реальной жизни. Ведь жизнь - это постоянная борьба, самоутверждение, победы и неудачи. Все это нельзя заменить виртуальными успехами. Человек просто теряет себя, свою личность, становится приставкой к компьютеру.
Врач 1. Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Многие, прикрываясь анонимностью, могут говорить в чатах что угодно, считая, что такое общение раскрепощает их, дает свободу. Но виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.
Программист 2. Есть ли вред от компьютерных игр? Не все игры построены на агрессии. Есть логические игры, игры для изучения школьных предметов. Есть тренажеры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания. Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Во Всемирной паутине каждый может создать свой сайт, сделать его популярным, стать звездой Интернета. Так что Интернет не обязательно приводит к потере своего «я». Он дает очень большие возможности для самоутверждения, самовыражения.
К чему же мы пришли видя, читая эти слайды?
: есть компьютерная зависимость или это все выдумки врачей и учёных?? (Да, есть.)
Второй блок дискуссии. «Кто виноват?»
. Мы познакомились с разными проблемами компьютерной зависимости. Начинаем второй блок нашей дискуссии. Кто виноват, что все больше и больше подростков становятся пациентами больниц и получают диагноз «кибермания»?
Прошу сделать вывод: «кто виноват в том, что ребенок становится зависимым от компьютера? (В формировании компьютерной зависимости у детей виноваты родители, врачи, школа, милиция, местные власти, сами дети и т. п.)
Третий блок дискуссии. «Что делать?»
Итак, проблема компьютерной зависимости. Мы выслушали различные точки зрения, определили виновных. Приступаем к заключительному этапу дискуссии. Попробуем ответить на вопрос: что делать, чтобы люди не попадали в плен кибермании?
- Выход - в повышении компьютерной грамотности, во введении цензуры, в принятии законов, которые повышали бы ответственность родителей и представителей бизнеса.
Работая с компьютером, не забывайте о простых правилах
IV. Подведение итогов (рефлексия)
. Касается ли вас то, о чем мы говорили сегодня? Появился ли повод задуматься о себе и изменить свое поведение?