- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа по спортивно-оздоровительной деятельности
Программа по спортивно-оздоровительной деятельности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хусаенова Н.Н. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Утверждено»:
Директор МБОУ»СОШ№5 г.Азнакаево» РТ
______________/Сабитова М.М./
Приказ 1/47 от 01.09.2011г.
Наименование образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением английского языка города Азнакаево» Республики Татарстан.
Где, когда, кем утверждена программа: на заседании педагогического совета учителей МБОУ «СОШ №5 г.Азнакаево» РТ . Протокол №1 от 24 августа 2011 г. Приказ 1/47 от 01.09.2011г.
.
Название программы: Авторская внеурочная образовательная программа для учащихся 2 класса «Спортивно-оздоровительная деятельность».
Направление внеурочной деятельности: »Спортивно-оздоровительное направление».
Автор программы:
Хусаенова Наиля Навильевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ»СОШ № 5 города Азнакаево» Республики Татарстан.
Название города, в котором реализуется программа: г.Азнакаево РТ.
Год разработки программы внеурочной деятельности: 2011 год.
- 2 -
Пояснительная записка.
Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Данная программа несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, мотивации к здоровому образу жизни, их познавательных интересов и способностей; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.
Проблемы физического воспитания направлены на усиление двигательной активности, сохранения и укрепления здоровья, правильного питания, закаливания организма школьников. Насыщенная учебная программа и внеучебная информация, получаемая посредством радио, телевидения, кино, интернета, печати, которую должен воспринять современный школьник, ограничивает, а подчас и лишает учащегося свободного времени, необходимого для прогулок на свежем воздухе, занятий физкультурой и спортом; снижает двигательную акгивность, которая составляет такую же насущную потребность растущего организма, как потребность в еде и сне. Непременным условием хорошего усвоения учащимися все растущего объема информации и знаний является правильная организация его физического воспитания и разумно построенный режим, предусматриваю-щий достаточный объём движения в течение суток. Каждый человек с юных лет должен заботиться о своем здоровье, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Школьник должен осознавать, что плохое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Необходимо научить ребенка чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему работать чётко и слажено, чтобы расти крепким и здоровым.
- 3 -
Работу по укреплению и охране здоровья учащихся необходимо проводить систематически и целенаправленно. Младший школьник должен получить необходимые знания об организме человека, о сложности работы его органов и умении управлять своим телом; приобрести навыки по правилам оказания первой помощи и личной безопасности. Спортивно-оздоровительные мероприятия помогают познать правила и секреты закаливания организма, организовать активный отдых учащихся,
использовать целебные силы природы, познакомить с секретами долголетия.
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, на овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Кроме физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости, развиваются ценные психические качества: настойчивость, воля, целеустремлённость, решительность, самообладание. Учащиеся самостоятельно осуществляют проектную деятельность: сравнивают показатели физической подготовленности, вычисляют процент посещаемости спортивных секций и кружков, процент заболеваемости, доказывают положительное влияние физкультуры и спорта на укрепление здоровья и восстановление трудоспособности. Чтение и обсуждение сочинений об укреплении здоровья воспитывают заботливое отношение к своему организму, например: «Как здоровье?», «Полезные и вредные привычки» и т.д. Организуется «Круглый стол» по выявлению факторов, отрицательно влияющих на здоровье: неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение личной гигиены, нерациональное питание и вредные привычки.
Здоровый ребенок - хорошо учится, радуется жизни, обладает высокой работоспособностью и огромным творческим потенциалом. Учитель должен знать индивидуальные особенности характера и здоровья каждого ученика, чтобы правильно организовывать оздоровительную работу в классном коллективе. Младшие школьники, сегодня живут богатой внутренней
- 4 -
жизнью, имеют довольно широкий круг интересов и умений, усваивают разнообразную информацию, имеют значительный жизненный опыт пребывания в детском саду, в школе, в оздоровительных лагерях и санаториях. Современные младшие школьники больше всего любят играть,
читать, с удовольствием рисуют, лепят, делают аппликации, работают с конструктором, строгают, выпиливают, шьют одежду для кукол.
Учащиеся начальных классов воспринимают окружающую среду, мир, природу людей на эмоциональном уровне,чутко улавливают происходящие изменения в семье,в обществе,в школе. Дети понимают,что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность, терпение и постоянный труд. В силу возрастных особенностей младших школьников необходимо часто ходить в кино, в театр, в цирк, посещать музеи и выставки, совершать походы и экскурсии в природу, заочно путешествовать по городам страны и республики, проводить конкурсы, викторины, интеллектуальные игры и спортивные соревнования, эколого-краеведческие игры-путешествия.
Процесс подготовки к общешкольным мероприятиям : репетиция концертных номеров, подготовка костюмов, оформление помещения и пригласительных билетов, выпуск стенных газет и поздравительных открыток укрепляет ощущение единства, гордости и волнения за своих товарищей. Дети прежде всего оценивают личностные качества сверстников, а именно доброту, умение дружить, прийти на помощь, трудолюбие; способны оценить свои успехи и свою дисциплину довольно справедливо. Важнейшая задача педагогов и родителей - научить детей простейшим способам общения, развить умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, оценивать ситуации, которые могут быть опасными для здоровья, и противостоять негативному давлению со стороны окружающих.
- 5 -
Цели программы:
- Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, об укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, к физкультминуткам и подвижным играм;
- Обучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
- Формирование ценностного отношения к своему здоровью. здоровью родителей, сверстников.
- Привитие навыков самообслуживания и развитие навыков соблюдения гигиенических норм.
- Дать первичное понятие о физиологии человека, помочь ребенку познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.
- Привлечь учащихся к регулярным занятиям физкультурой.
- Научить быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
- Дать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Задачи программы :
- Повысить интерес учащихся к получению знаний о том, от чего зависит наше здоровье и безопасность жизнедеятельности.
- Приобрести навыки самосовершенствования.
- Сохранить и укрепить здоровье учащихся.
- Повысить внимание родителей к вопросам сохранения и укрепления здоровья своих детей.
Принципы реализации программы:
- Принцип сознательности и активности. Его реализация предполагает формирование осмысленного отношения к общим и конкретным задачам программы.
- Принцип системности и целесообразности реализуется при помощи четкого определения места и значения каждого вопроса в системе воспитания.
- 6 -
Ожидаемые результаты воспитательной работы по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность».
Выпускник начальной школы
будет знать/понимать:
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- физиологические особенности младших школьников;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в
школе);
- важность систематических занятий физкультурой.
должен уметь:
- позвать на помощь в экстремальной ситуации;
- оказать первую помощь при ссадинах, порезах, ушибах и т.п.;
- охранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье
окружающих людей.
сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры тела человека с помощью термометра;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного
поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в
природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной
информации для самосовершенствования;
- для систематических самостоятельных занятий физической культурой.
- 7 -
Сотрудничество школы с другими учреждениями.
Учреждение
Задачи и направления
Формы взаимодействия
Районная детская поликлиника
Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.
Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь
ГИБДД
Предупреждение детского травматизма на дорогах.
Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.
Дом физкультуры.
Плавательный бассейн.
Ледовый дворец.
Дополнительное образование детей в области физкультуры и спорта. Повышение уровня физического здоровья детей.
Дни здоровья, посещение спортивных секций, спортивные соревнования.
Основные содержательные линии воспитательной работы
по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность»:
1.Самопознание через чувство и образ.
2.Школа здорового питания.
3.Ослепительная улыбка на всю жизнь.
4.Случайные отравления лекарственными препаратами.
5.Безопасность детей на дорогах.
6.Поведение в экстремальных ситуациях. Основы личной безопасности.
7.Формирование здорового образа жизни.
8.Профилактическая работа с родителями.
9.Занятия физической культурой и спортом.
10. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и здоровьесберегающего режима дня.
11.Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- 8 -
Содержание внеурочной образовательной программы
спортивно-оздоровительной деятельности
2 класс. II уровень. По программе 68 часов (34 недели по 2 часа).
«В путь - дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся! »
1.Самопознание через чувство и образ. 4 часа.
Форма внеурочной деятельности
1.Я познаю себя.
«Я второклассник.»
Кто я? Какой я?
Час общения. Ролевые игры. Анкета-вопросник.
Подвижные игры. Игры с мячом.
2.Я познаю себя. Я- дома и я - в школе. Как я изменился?
Беседа по рисункам и фотографиям. Работа в группах. Игры на свежем воздухе.
3. Я и мой художественный образ.
Мой темперамент.
Мои чувства и переживания.
Конкурс рисунков. Выставка.Ролевые игры.
Игры с мячом. Анкетирование.
4.За что меня любят?
Мой характер.
Мои положительные и отрицательные стороны.
Рассуждение. Беседа. Разучивание спортивных игр. Комплекс ОРУ. Анкета - вопросник.
2.Школа здорового питания. 3 часа.
1.Что я люблю есть? Из чего состоит наша пища?
Работа по иллюстрациям. Прогулка и игры на свежем воздухе. Мини-зарисовки.
2.Приятного аппетита!
Как можно улучшить свой аппетит?
Игра-практикум. Игры на свежем воздухе.
3.Что нужно есть в разное время года? Витамины и моё здоровье.
Работа с картинками. Игра-экскурсия .
Слайды »О витаминах».
4. Всегда ли полезно то, что вкусно? На вкус и цвет товарищей нет.
Обсуждение по рисункам детей.Ролевые игры.
Комплекс общеразвивающих упражнений.
Диспут.
3.Ослепительная улыбка на всю жизнь. 3 часа.
1. Как быть приятным для окружающих. Красивая улыбка и здоровые зубы.
Дискуссия. Наблюдение,рисунки,фотографии. Разучивание подвижных игр. Слайды.
2.Как сохранить зубы здоровыми? Здоровые зубы - здоровый организм.
Слайды. Беседа,примеры из жизни детей.Комплекс лечебной физкультуры.
3. Твои умения гигиены полости рта.
Как правильно чистить зубы?
Игра-практикум. Весёлые физкультминутки.
Игры на свежем воздухе. Видеоролик.
4.Случайные отравления лекарственными препаратами. 3 часа.
1.Что такое лекарство?Для чего нужны лекарства? Домашняя аптечка.
Беседа по иллюстрациям. Практическая работа по определению лекарств.
Игры на свежем воздухе.
2.Чем опасны лекарства? Где хранятся лекарства и почему их убирают от детей подальше?
Игра-доказательство. Подвижные игры. Видеоролик.
3. Чем можно лечиться? Бабушкина больница. Лекарства и лекарственные растения.
Беседа по картинкам и гербариям. Комплекс ОРУ. Подвижные игры для детей.
5. Безопасность детей на дорогах. 4 часа.
1. Как и с кем я хожу в школу?Дорога в школу и домой. Самый безопасный путь.
Игра-практикум . Конкурс рисунков. Игры на свежем воздухе.
2.Навыки пешехода.Я дружу со светофором. Пешеходный переход.
Игра-практикум с приглашением работников ГИББД. Викторина. Ролевые игры.
3. Мы любим путешествовать на транспорте. Я - пассажир. Правила поведения.
Видеоролик. Игра-практикум «Я-пассажир». Подвижные игры на свежем воздухе.
4.Моё поведение на дороге.Осторожно! Мокрая или скользкая дорога.
Беседа. Игра.Наблюдения. Комплекс лечебной гимнастики.
6.Поведение в экстремальных ситуациях. Основы личной безопасности и предупреждение травматизма. 4 часа.
Форма внеурочной деятельности.
1.Что такое экстремальная ситуация?
Опасность и личная безопасность.
Рассуждение, работа по иллюстрациям. Подвижные игры. Игра-практикум.
2.Что значит »Один дома»?
Я уже большой или мне нужна помощь?
Беседа о занятиях и о безопасности дома.
Инсценировка. Прогулка на свежем воздухе.
3. Если со мной случилась беда? Как позвать на помощь в эстремальных ситуациях?
Анкета-вопросник. Инсценировка, игра-практикум.
Подвижные игры.
4.Как мы играем и с кем мы играем? Игры на школьном дворе и во дворе дома. Люки, кусты, дорога.
Ролевая игра.Игра-практикум.Экскурсия, игра. Игры для детей на свежем воздухе.
7.Формирование здорового образа жизни. 3 часа.
1.Всегда ли и всё ли я делаю правильно? Мои дела и поступки.
Беседа об образе жизни. Комплекс лечебной гимнастики.
2.Что значит понятие:»соблюдать правила»? Основные правила здорового образа жизни.
Составление правил для второклассника.
Ролевые игры.Прогулка на свежем воздухе.
3.Как я умею отличать хорошее от плохого? Что такое хорошо и что такое плохо?
Диспут.Работа с книгой. Инсценировка.
Подвижные игры.
8.Профилактическая работа с родителями.
3часа.
1.Зачем мы соблюдаем режим? Режим дня второклассника. Беседа с участковым педиатром.
Совместное составление и обсуждение режима дня второклассника. Подвижные игры.
2.Если хочешь быть здоровым - закаляйся!
Утренняя гимнастика для всей семьи.
Слайды.Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики для детей и взрослых.
3.Как мы умеем отдыхать? Активный отдых всей семьёй. Беседа с лечащим врачом.
Видеоролик. Рассказы детей.Обсуждение и составление плана работы на выходные дни. Комплекс ОРУ.
9.Занятия физической культурой и спортом.
35 часов.
1.Для кого построены спортивные сооружения? Какие спортивные сооружения есть в нашем городе и какие из них вам знакомы?
Экскурсия по спортивным сооружениям, знакомство с разными секциями и кружками. Прогулка на свежем воздухе.
2.Каким видом спорта я уже занимаюсь и чем бы ещё хотел бы заниматься?
Мои спортивные успехи и успехи моих родителей.
Рассказы детей. Выставка грамот и дипломов детей и их родителей. Выбор секции по желанию. Подвижные игры.
3.Зачем нужно заниматься физкультурой и спортом? Значение спорта в жизни каждого человека.
Беседа. Просмотр слайдов. Прогулка и игры на свежем воздухе.
4-13.
Работа секции по спортивной гимнастике.
Знакомство с видами упражнений по спортивной гимнастике. Вольные упражнения, спортивные брусья, прыжок через «коня или козла», упражнения на бревне. Видеоролик.
14-20.
Работа секции по художественной гимнастике.
Знакомство с видами упражнений по художественной гимнастике. Упражнения с лентой, со скакалкой, с обручем, с булавами. Видеоролик. Слайды.
21-25.
Работа секции по лёгкой атлетике.
Знакомство с видами упражнений по лёгкой атлетике.Спортивная ходьба, бег с низкого и высокого старта,прыжки в длину и в высоту через планку, бег с препятствиями.
Видеоролик. Слайды.
26-35.
Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, катание на лыжах, занятия по общефизической подготовке, лечебная физкультура, гимнастика, эстафеты.
Организация и проведение подвижных игр и эстафет, командных и парных игр. Катание с горки. Подъём и спуск с горы. Игры-соревнования по футболу. Лечебная физкультура.
Видеоролик. Слайды.
10.Соблюдение санитарно-гигиенических норм и здоровьесберегающего режима дня. 3 часа.
Форма внеурочной деятельности.
1.Где? Когда? Почему? Всегда ли мы соблюдаем чистоту? Чистота - залог здоровья.
Беседа.Рассуждение.Театр. Подвижные игры. Видеоролик.
2.Что такое гигиена?Почему нужно соблюдать гигиену?
Викторина по вопросам гигиены. Игра-практикум. Комплекс ОРУ. Выступление медсестры.
3.Твой режим. Зачем нужно соблюдать режим дня?
Беседа. Рассуждение.Игра-практикум.Прогулка на свежем воздухе.
11.Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. 3 часа.
Форма внеурочной деятельности.
1.Жизнь современного человека. Бытовая техника в вашем доме. Технические средства информации в нашем доме.
Занятие-расследование. Беседа. Конкурс рисунков.
Подвижные игры. Видеоролик. Слайды.
2.Кому и зачем нужен компьютер? Компьютер в жизни маленького человечка.
Дискуссия. Работа с рисунками. Анкета-вопросник.
Инсценировка. Гимнастика для глаз.
3.Почему человек теряет зрение? Как и где мы читаем?
Детские передачи и фильмы. Время просмотра телепередач.
Занятие-расследование. Диалог. Ролевая игра.Театр-игра. Комплекс ОРУ. Гимнастика для глаз.
Список литературы:
Методическое пособие для учителя «Разговор о правильном питании»Образовательная программа»Правильное питание».Авторы: М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.Москва.ОЛМА Медиа Групп 2010 г.
Рабочая тетрадь для школьников»Разговор о правильном питании». Авторы: М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.Москва.ОЛМА Медиа Групп 2010 г.
Мастерская учителя.Пособие «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». Авторы:Обухова Л.А.,Лемяскина Н.А. Москва.»ВАКО»
Рабочая тетрадь для школьников »Две недели в лагере здоровья». Авторы: М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.Москва.ООО»Nestle».
Рабочая тетрадь для школьников »Учусь понимать себя».Образовательная программа»Все цвета,кроме чёрного». Авторы: М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова, Москва.ООО»Nestle».
Учебник «Физическая культура» Автор Лях В.И. Издательство»Просвещение» г.Москва.
Пособие»Гигиена и здоровье». Авторы : А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Издательство»Просвещение» Москва.
Сборник материалов научно-практической конференции
«Как помочь детям стать здоровыми» : метод. пос. Автор Е.А. Бабенкова. - М.: Астрель, 2004.
«Здоров ли ваш ребёнок?» Автор:Е.А. Бабенкова. - М. : Вентана_Граф, 2002. Ефимова. - М.,1991.
Закон РФ«О санитарногигиеническом благополучии населения».
« Формирование здорового образа жизни у младших школьников «
Автор:Т.Н. Захарова [и др.]. - Волгоград : Учитель,2007.
« Двигательный режим и здоровье школьников « Автор:Р.А. Калюжная. - М.,1986.
Методические рекомендации : здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе : методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М. : Триада Фарм, 2002.
Полезные привычки : мат. для учителей. - М. : Полимед, 1999. »Обновление содержания внеурочной деятельности в начальной школе в условиях перехода на ФГОС».Творческая лаборатория учителя начальных классов. Казань. 2010 год.
Методические журналы: »Начальная школа», «Начальная школа плюс До и После»,»Физическая культура в школе»