Программа по спортивно-оздоровительной деятельности

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждено»:

Директор МБОУ»СОШ№5 г.Азнакаево» РТ

______________/Сабитова М.М./

Приказ 1/47 от 01.09.2011г.

Наименование образовательного учреждения:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением английского языка города Азнакаево» Республики Татарстан.


Где, когда, кем утверждена программа: на заседании педагогического совета учителей МБОУ «СОШ №5 г.Азнакаево» РТ . Протокол №1 от 24 августа 2011 г. Приказ 1/47 от 01.09.2011г.

.

Название программы: Авторская внеурочная образовательная программа для учащихся 2 класса «Спортивно-оздоровительная деятельность».

Направление внеурочной деятельности: »Спортивно-оздоровительное направление».

Автор программы:

Хусаенова Наиля Навильевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ»СОШ № 5 города Азнакаево» Республики Татарстан.

Название города, в котором реализуется программа: г.Азнакаево РТ.

Год разработки программы внеурочной деятельности: 2011 год.


- 2 -


Пояснительная записка.


Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Данная программа несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, мотивации к здоровому образу жизни, их познавательных интересов и способностей; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.

Проблемы физического воспитания направлены на усиление двигательной активности, сохранения и укрепления здоровья, правильного питания, закаливания организма школьников. Насыщенная учебная программа и внеучебная информация, получаемая посредством радио, телевидения, кино, интернета, печати, которую должен воспринять современный школьник, ограничивает, а подчас и лишает учащегося свободного времени, необходимого для прогулок на свежем воздухе, занятий физкультурой и спортом; снижает двигательную акгивность, которая составляет такую же насущную потребность растущего организма, как потребность в еде и сне. Непременным условием хорошего усвоения учащимися все растущего объема информации и знаний является правильная организация его физического воспитания и разумно построенный режим, предусматриваю-щий достаточный объём движения в течение суток. Каждый человек с юных лет должен заботиться о своем здоровье, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Школьник должен осознавать, что плохое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Необходимо научить ребенка чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему работать чётко и слажено, чтобы расти крепким и здоровым.

- 3 -

Работу по укреплению и охране здоровья учащихся необходимо проводить систематически и целенаправленно. Младший школьник должен получить необходимые знания об организме человека, о сложности работы его органов и умении управлять своим телом; приобрести навыки по правилам оказания первой помощи и личной безопасности. Спортивно-оздоровительные мероприятия помогают познать правила и секреты закаливания организма, организовать активный отдых учащихся,

использовать целебные силы природы, познакомить с секретами долголетия.

Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, на овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Кроме физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости, развиваются ценные психические качества: настойчивость, воля, целеустремлённость, решительность, самообладание. Учащиеся самостоятельно осуществляют проектную деятельность: сравнивают показатели физической подготовленности, вычисляют процент посещаемости спортивных секций и кружков, процент заболеваемости, доказывают положительное влияние физкультуры и спорта на укрепление здоровья и восстановление трудоспособности. Чтение и обсуждение сочинений об укреплении здоровья воспитывают заботливое отношение к своему организму, например: «Как здоровье?», «Полезные и вредные привычки» и т.д. Организуется «Круглый стол» по выявлению факторов, отрицательно влияющих на здоровье: неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение личной гигиены, нерациональное питание и вредные привычки.

Здоровый ребенок - хорошо учится, радуется жизни, обладает высокой работоспособностью и огромным творческим потенциалом. Учитель должен знать индивидуальные особенности характера и здоровья каждого ученика, чтобы правильно организовывать оздоровительную работу в классном коллективе. Младшие школьники, сегодня живут богатой внутренней

- 4 -

жизнью, имеют довольно широкий круг интересов и умений, усваивают разнообразную информацию, имеют значительный жизненный опыт пребывания в детском саду, в школе, в оздоровительных лагерях и санаториях. Современные младшие школьники больше всего любят играть,

читать, с удовольствием рисуют, лепят, делают аппликации, работают с конструктором, строгают, выпиливают, шьют одежду для кукол.

Учащиеся начальных классов воспринимают окружающую среду, мир, природу людей на эмоциональном уровне,чутко улавливают происходящие изменения в семье,в обществе,в школе. Дети понимают,что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность, терпение и постоянный труд. В силу возрастных особенностей младших школьников необходимо часто ходить в кино, в театр, в цирк, посещать музеи и выставки, совершать походы и экскурсии в природу, заочно путешествовать по городам страны и республики, проводить конкурсы, викторины, интеллектуальные игры и спортивные соревнования, эколого-краеведческие игры-путешествия.

Процесс подготовки к общешкольным мероприятиям : репетиция концертных номеров, подготовка костюмов, оформление помещения и пригласительных билетов, выпуск стенных газет и поздравительных открыток укрепляет ощущение единства, гордости и волнения за своих товарищей. Дети прежде всего оценивают личностные качества сверстников, а именно доброту, умение дружить, прийти на помощь, трудолюбие; способны оценить свои успехи и свою дисциплину довольно справедливо. Важнейшая задача педагогов и родителей - научить детей простейшим способам общения, развить умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, оценивать ситуации, которые могут быть опасными для здоровья, и противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

- 5 -

Цели программы:


- Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, об укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

-Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, к физкультминуткам и подвижным играм;

- Обучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

- Формирование ценностного отношения к своему здоровью. здоровью родителей, сверстников.

- Привитие навыков самообслуживания и развитие навыков соблюдения гигиенических норм.

- Дать первичное понятие о физиологии человека, помочь ребенку познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.

- Привлечь учащихся к регулярным занятиям физкультурой.

- Научить быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

- Дать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Задачи программы :

- Повысить интерес учащихся к получению знаний о том, от чего зависит наше здоровье и безопасность жизнедеятельности.

- Приобрести навыки самосовершенствования.

- Сохранить и укрепить здоровье учащихся.

- Повысить внимание родителей к вопросам сохранения и укрепления здоровья своих детей.

Принципы реализации программы:

- Принцип сознательности и активности. Его реализация предполагает формирование осмысленного отношения к общим и конкретным задачам программы.

- Принцип системности и целесообразности реализуется при помощи четкого определения места и значения каждого вопроса в системе воспитания.




- 6 -


Ожидаемые результаты воспитательной работы по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность».

Выпускник начальной школы

будет знать/понимать:

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- физиологические особенности младших школьников;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в

школе);

- важность систематических занятий физкультурой.

должен уметь:

- позвать на помощь в экстремальной ситуации;

- оказать первую помощь при ссадинах, порезах, ушибах и т.п.;

- охранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье

окружающих людей.

сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности с помощью компаса;

- определения температуры тела человека с помощью термометра;

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного

поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в

природе и участия в ее охране;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной

информации для самосовершенствования;

- для систематических самостоятельных занятий физической культурой.



- 7 -


Сотрудничество школы с другими учреждениями.



Учреждение



Задачи и направления


Формы взаимодействия

Районная детская поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.


Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма на дорогах.


Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.

Дом физкультуры.

Плавательный бассейн.

Ледовый дворец.

Дополнительное образование детей в области физкультуры и спорта. Повышение уровня физического здоровья детей.


Дни здоровья, посещение спортивных секций, спортивные соревнования.

Основные содержательные линии воспитательной работы

по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность»:

1.Самопознание через чувство и образ.

2.Школа здорового питания.

3.Ослепительная улыбка на всю жизнь.

4.Случайные отравления лекарственными препаратами.

5.Безопасность детей на дорогах.

6.Поведение в экстремальных ситуациях. Основы личной безопасности.

7.Формирование здорового образа жизни.

8.Профилактическая работа с родителями.

9.Занятия физической культурой и спортом.

10. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и здоровьесберегающего режима дня.

11.Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

- 8 -

Содержание внеурочной образовательной программы

спортивно-оздоровительной деятельности

2 класс. II уровень. По программе 68 часов (34 недели по 2 часа).

«В путь - дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся! »

1.Самопознание через чувство и образ. 4 часа.

Форма внеурочной деятельности

1.Я познаю себя.

«Я второклассник.»

Кто я? Какой я?

Час общения. Ролевые игры. Анкета-вопросник.

Подвижные игры. Игры с мячом.

2.Я познаю себя. Я- дома и я - в школе. Как я изменился?

Беседа по рисункам и фотографиям. Работа в группах. Игры на свежем воздухе.

3. Я и мой художественный образ.

Мой темперамент.

Мои чувства и переживания.

Конкурс рисунков. Выставка.Ролевые игры.

Игры с мячом. Анкетирование.

4.За что меня любят?

Мой характер.

Мои положительные и отрицательные стороны.

Рассуждение. Беседа. Разучивание спортивных игр. Комплекс ОРУ. Анкета - вопросник.

2.Школа здорового питания. 3 часа.


1.Что я люблю есть? Из чего состоит наша пища?

Работа по иллюстрациям. Прогулка и игры на свежем воздухе. Мини-зарисовки.

2.Приятного аппетита!

Как можно улучшить свой аппетит?

Игра-практикум. Игры на свежем воздухе.

3.Что нужно есть в разное время года? Витамины и моё здоровье.

Работа с картинками. Игра-экскурсия .

Слайды »О витаминах».

4. Всегда ли полезно то, что вкусно? На вкус и цвет товарищей нет.

Обсуждение по рисункам детей.Ролевые игры.

Комплекс общеразвивающих упражнений.

Диспут.

3.Ослепительная улыбка на всю жизнь. 3 часа.


1. Как быть приятным для окружающих. Красивая улыбка и здоровые зубы.

Дискуссия. Наблюдение,рисунки,фотографии. Разучивание подвижных игр. Слайды.

2.Как сохранить зубы здоровыми? Здоровые зубы - здоровый организм.

Слайды. Беседа,примеры из жизни детей.Комплекс лечебной физкультуры.

3. Твои умения гигиены полости рта.

Как правильно чистить зубы?

Игра-практикум. Весёлые физкультминутки.

Игры на свежем воздухе. Видеоролик.

4.Случайные отравления лекарственными препаратами. 3 часа.

1.Что такое лекарство?Для чего нужны лекарства? Домашняя аптечка.

Беседа по иллюстрациям. Практическая работа по определению лекарств.

Игры на свежем воздухе.

2.Чем опасны лекарства? Где хранятся лекарства и почему их убирают от детей подальше?

Игра-доказательство. Подвижные игры. Видеоролик.

3. Чем можно лечиться? Бабушкина больница. Лекарства и лекарственные растения.

Беседа по картинкам и гербариям. Комплекс ОРУ. Подвижные игры для детей.

5. Безопасность детей на дорогах. 4 часа.


1. Как и с кем я хожу в школу?Дорога в школу и домой. Самый безопасный путь.

Игра-практикум . Конкурс рисунков. Игры на свежем воздухе.

2.Навыки пешехода.Я дружу со светофором. Пешеходный переход.

Игра-практикум с приглашением работников ГИББД. Викторина. Ролевые игры.

3. Мы любим путешествовать на транспорте. Я - пассажир. Правила поведения.

Видеоролик. Игра-практикум «Я-пассажир». Подвижные игры на свежем воздухе.

4.Моё поведение на дороге.Осторожно! Мокрая или скользкая дорога.

Беседа. Игра.Наблюдения. Комплекс лечебной гимнастики.

6.Поведение в экстремальных ситуациях. Основы личной безопасности и предупреждение травматизма. 4 часа.



Форма внеурочной деятельности.

1.Что такое экстремальная ситуация?

Опасность и личная безопасность.

Рассуждение, работа по иллюстрациям. Подвижные игры. Игра-практикум.

2.Что значит »Один дома»?

Я уже большой или мне нужна помощь?

Беседа о занятиях и о безопасности дома.

Инсценировка. Прогулка на свежем воздухе.

3. Если со мной случилась беда? Как позвать на помощь в эстремальных ситуациях?

Анкета-вопросник. Инсценировка, игра-практикум.

Подвижные игры.

4.Как мы играем и с кем мы играем? Игры на школьном дворе и во дворе дома. Люки, кусты, дорога.

Ролевая игра.Игра-практикум.Экскурсия, игра. Игры для детей на свежем воздухе.

7.Формирование здорового образа жизни. 3 часа.


1.Всегда ли и всё ли я делаю правильно? Мои дела и поступки.

Беседа об образе жизни. Комплекс лечебной гимнастики.

2.Что значит понятие:»соблюдать правила»? Основные правила здорового образа жизни.

Составление правил для второклассника.

Ролевые игры.Прогулка на свежем воздухе.

3.Как я умею отличать хорошее от плохого? Что такое хорошо и что такое плохо?

Диспут.Работа с книгой. Инсценировка.

Подвижные игры.

8.Профилактическая работа с родителями.

3часа.

1.Зачем мы соблюдаем режим? Режим дня второклассника. Беседа с участковым педиатром.

Совместное составление и обсуждение режима дня второклассника. Подвижные игры.

2.Если хочешь быть здоровым - закаляйся!

Утренняя гимнастика для всей семьи.

Слайды.Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики для детей и взрослых.

3.Как мы умеем отдыхать? Активный отдых всей семьёй. Беседа с лечащим врачом.

Видеоролик. Рассказы детей.Обсуждение и составление плана работы на выходные дни. Комплекс ОРУ.

9.Занятия физической культурой и спортом.

35 часов.

1.Для кого построены спортивные сооружения? Какие спортивные сооружения есть в нашем городе и какие из них вам знакомы?

Экскурсия по спортивным сооружениям, знакомство с разными секциями и кружками. Прогулка на свежем воздухе.

2.Каким видом спорта я уже занимаюсь и чем бы ещё хотел бы заниматься?

Мои спортивные успехи и успехи моих родителей.

Рассказы детей. Выставка грамот и дипломов детей и их родителей. Выбор секции по желанию. Подвижные игры.

3.Зачем нужно заниматься физкультурой и спортом? Значение спорта в жизни каждого человека.

Беседа. Просмотр слайдов. Прогулка и игры на свежем воздухе.

4-13.

Работа секции по спортивной гимнастике.

Знакомство с видами упражнений по спортивной гимнастике. Вольные упражнения, спортивные брусья, прыжок через «коня или козла», упражнения на бревне. Видеоролик.

14-20.

Работа секции по художественной гимнастике.

Знакомство с видами упражнений по художественной гимнастике. Упражнения с лентой, со скакалкой, с обручем, с булавами. Видеоролик. Слайды.

21-25.

Работа секции по лёгкой атлетике.

Знакомство с видами упражнений по лёгкой атлетике.Спортивная ходьба, бег с низкого и высокого старта,прыжки в длину и в высоту через планку, бег с препятствиями.

Видеоролик. Слайды.

26-35.

Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, катание на лыжах, занятия по общефизической подготовке, лечебная физкультура, гимнастика, эстафеты.

Организация и проведение подвижных игр и эстафет, командных и парных игр. Катание с горки. Подъём и спуск с горы. Игры-соревнования по футболу. Лечебная физкультура.

Видеоролик. Слайды.

10.Соблюдение санитарно-гигиенических норм и здоровьесберегающего режима дня. 3 часа.



Форма внеурочной деятельности.

1.Где? Когда? Почему? Всегда ли мы соблюдаем чистоту? Чистота - залог здоровья.

Беседа.Рассуждение.Театр. Подвижные игры. Видеоролик.

2.Что такое гигиена?Почему нужно соблюдать гигиену?

Викторина по вопросам гигиены. Игра-практикум. Комплекс ОРУ. Выступление медсестры.

3.Твой режим. Зачем нужно соблюдать режим дня?

Беседа. Рассуждение.Игра-практикум.Прогулка на свежем воздухе.

11.Негативное влияние компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. 3 часа.

Форма внеурочной деятельности.

1.Жизнь современного человека. Бытовая техника в вашем доме. Технические средства информации в нашем доме.

Занятие-расследование. Беседа. Конкурс рисунков.

Подвижные игры. Видеоролик. Слайды.

2.Кому и зачем нужен компьютер? Компьютер в жизни маленького человечка.

Дискуссия. Работа с рисунками. Анкета-вопросник.

Инсценировка. Гимнастика для глаз.

3.Почему человек теряет зрение? Как и где мы читаем?

Детские передачи и фильмы. Время просмотра телепередач.

Занятие-расследование. Диалог. Ролевая игра.Театр-игра. Комплекс ОРУ. Гимнастика для глаз.

Список литературы:

Методическое пособие для учителя «Разговор о правильном питании»Образовательная программа»Правильное питание».Авторы: М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.Москва.ОЛМА Медиа Групп 2010 г.

Рабочая тетрадь для школьников»Разговор о правильном питании». Авторы: М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.Москва.ОЛМА Медиа Групп 2010 г.

Мастерская учителя.Пособие «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». Авторы:Обухова Л.А.,Лемяскина Н.А. Москва.»ВАКО»

Рабочая тетрадь для школьников »Две недели в лагере здоровья». Авторы: М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.Москва.ООО»Nestle».

Рабочая тетрадь для школьников »Учусь понимать себя».Образовательная программа»Все цвета,кроме чёрного». Авторы: М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова, Москва.ООО»Nestle».

Учебник «Физическая культура» Автор Лях В.И. Издательство»Просвещение» г.Москва.

Пособие»Гигиена и здоровье». Авторы : А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Издательство»Просвещение» Москва.

Сборник материалов научно-практической конференции

«Как помочь детям стать здоровыми» : метод. пос. Автор Е.А. Бабенкова. - М.: Астрель, 2004.

«Здоров ли ваш ребёнок?» Автор:Е.А. Бабенкова. - М. : Вентана_Граф, 2002. Ефимова. - М.,1991.

Закон РФ«О санитарногигиеническом благополучии населения».

« Формирование здорового образа жизни у младших школьников «

Автор:Т.Н. Захарова [и др.]. - Волгоград : Учитель,2007.

« Двигательный режим и здоровье школьников « Автор:Р.А. Калюжная. - М.,1986.

Методические рекомендации : здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе : методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М. : Триада Фарм, 2002.

Полезные привычки : мат. для учителей. - М. : Полимед, 1999. »Обновление содержания внеурочной деятельности в начальной школе в условиях перехода на ФГОС».Творческая лаборатория учителя начальных классов. Казань. 2010 год.

Методические журналы: »Начальная школа», «Начальная школа плюс До и После»,»Физическая культура в школе»

© 2010-2022