Доклад на тему Реализация курса Мир деятельности в рамках ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.В.Константинова

МАОУ СОШ № 2, Калининград

Реализация проекта «Мир деятельности» в рамках введения новых ФГОС.

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей. Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В результате научно- исследовательской работы ЦСДП «Школа 2000...» АПК и ППРО был сделан аналогичный вывод о том, что для успешного и надежного формирования умения учиться школьники должны осваивать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять и корректировать их в своей учебной деятельности. Для решения данной проблемы авторским коллективом ЦСДП «Школа 2000...» разработан надпредметный курс «Мир деятельности».

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС приобретает целостность и завершенность.

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно- методических линий.

  1. Организационно-рефлексивная- формирование в достаточной полноте УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом.

  2. Коммуникативная - формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.

  3. Познавательная - организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

  4. Ценностная - формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, охраны здоровья и т.д.

Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД соответственно.

Новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Сквозной герой содержания этого курса - Смайлик. Он помогает младшим школьникам осваивать азы учебной деятельности.

Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам. Это возможно только в том случае, когда уроки проводятся в технологии системно-деятельностного подхода. Поэтому для формирования и развития системы универсальных учебных действий необходима интеграция надпредметного курса с содержанием уроков. В обратном случае ученики, освоив надпредметные знания, не приобретают надпредметных умений, что является самым ценным приобретением этого курса.

В первом классе в курсе «Мир деятельности» мы даём детям представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности - «Что я не знаю?» и «Сам найду способ!». Ребята учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. Мы формируем и развиваем у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, также знакомим с алгоритмом исправления ошибок. Дети учатся выполнять инструкции, чётко следовать образцу.

Они учатся оценивать себя. В учебниках есть «Лесенка успеха», разделённая на 2 половинки «Что я знаю» и «Что я умею». В конце каждого урока ребята оценивают свои знания, полученные на уроке, а в начале следующего урока - свои умения по пройденной теме. Таким образом, мы формируем у первоклассников регулятивные универсальные учебные действия

В рамках занятий по коммуникативной линии данного курса мы знакомим детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. В самом начале такой работы на уроке очень часто возникал излишний шум, ссоры, некоторые из детей абсолютно не участвовали в работе. Это происходит, на мой взгляд, только потому, что школьниками не освоены модели деятельности в паре, в группе. На уроках стараемся формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.

Задача ценностной линии - сформировать у ребёнка нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл. У учащихся формируются первые представления о ценностях жизни, строится ценностная диаграмма класса.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, ребята учатся работать с информацией, с текстами, строят опорные сигналы и алгоритмы.

На каждом уроке дети сами выводят эталоны по пройденной теме, с которыми работают и на последующих уроках.

Таким образом, в руках у нас появился инструмент, который позволяет грамотно формировать у детей универсальные учебные действия.

В результате апробации данного курса мы заметили, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу «Мир деятельности», учащиеся переносят на предметные уроки. Мы видим, что общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой.

Сейчас уже, когда есть и учебники, и разрезной материал для детей, методические рекомендации, красочные презентации, работать по этому курсу интересно и учителям, и детям. Курс "Мир деятельности" необходим современным детям. Они должны понять, что еще не знают, а потом постараться самим открыть новые знания.

Этот курс помогает мне в организации освоения учащимися надпредметных знаний, а именно: уметь учиться, уметь самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою учебную деятельность, рефлектировать ее, контролировать и оценивать. Я отмечаю позитивный рост активности у учащихся на предметных уроках, развитие добрых отношений между детьми во внеурочной деятельности.







Список литературы:

  1. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон.


  1. Как перейти по реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Научно-методическое пособие/Под ред. Л.Г. Петерсон-М.:АПК и ППРО,УМЦ «Школа 2000…»,2010

  1. «Мир деятельности» 1 класс: Методические рекомендации/Под ред. Л.Г.Петерсон .-М.:Национальное образование,2012


  1. «Мир деятельности»: Программа надпредметного курса по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы.-М.:АПК и ППРО.УМЦ»Школа 2000…»,2012



© 2010-2022