Формы психолого-педагогического просвещения родителей (для классных руководителей)

                         Формы и методы психолого-педагогического просвещения родителей (для классных руководителей)   Изучение семьи –   деликатное дело, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.   Классный руководитель при общении с родителями должен соблюдать определённые правила:   1.      К родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение. 2.      Общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во бла...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы и методы психолого-педагогического

просвещения родителей (для классных руководителей)


Изучение семьи - деликатное дело, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Классный руководитель при общении с родителями должен соблюдать определённые правила:


  1. К родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение.

  2. Общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.

  3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.

  4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье учащихся:


  1. Общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;

  2. жилищные условия и её материальное обеспечение;

  3. образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребёнка в классном коллективе;

  4. уровень педагогической культуры родителей;

  5. авторитетность семьи в глазах ребёнка;

  6. семейные традиции, обычаи, ритуалы;

  7. положение ребёнка в семье;

  8. воспитательные возможности семьи.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики:

  • наблюдение

  • беседа

  • тестирование

  • анкетирование

  • деловая игра

  • тренинги

  • материалы детского творчества

  • интерактивные игры

Часто мы сетуем на то, что родители не хотят посещать родительские собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Классному руководителю следует помнить, что родительские собрания - это, прежде всего, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.

Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь, ребёнок - транслирует уклад семьи. Воспитательная функция имеет три аспекта:


  1. формирование мотивационно-ценностной сферы ребёнка (отношение к людям, себе, к делу и т.д.);

  2. формирование IQ - сферы ребёнка (способностей, знаний и т.д.)

  3. формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Хочу заметить, что сегодня наблюдаем мы с вами кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с экономическим и политическим кризисом, приведшим к тому, что родители больше внимания уделяют материальному благополучию и меньше времени уделяют важнейшему процессу в семье - общению. Именно поэтому, я считаю, школа должна содействовать развитию семьи.

Дифференцированный подход в работе с родителями

Строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса.

1 - й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей.

2 - й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции, а это требует внимания педагога.

3 - й тип: конфликтные семьи. Родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, всё пущено на самотёк. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4 - й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5 - й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

Работу с родителями можно разделить на две части:


  • работа со всеми родителями класса в рамках родительских собраний;

  • работа с группами родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок.

Формы работы с родителями:

  • родительские университеты

  • конференции

  • индивидуальные и тематические консультации

  • родительские собрания

  • тренинги

  • клубы по интересам

  • дни творчества детей и родителей

  • открытые уроки и мероприятия

  • организация шефской помощи

  • участие родителей в работе совета школы

  • работа в родительском комитете.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, и поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в организации учебно-воспитательного процесса в школе и классе. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов, например связанных с профессиями, миром интересов и увлечений. Родители могут привлекаться к работе в жюри всевозможных конкурсов. При этом мы не должен забывать и о поощрении родителей, это могут быть грамоты, благодарственные письма, медали, шутливые ордена.

Памятка

Требования к организации работы с родителями

  1. Консультации проводятся только по запросам родителей или ребёнка.

  2. Проблема рассматривается с разных позиций: ребёнка, родителя, классного руководителя.

  3. Классный руководитель должен быть компетентным в решаемой проблеме.

  4. Неуместно сравнивать детей друг с другом, можно только сравнивать ребёнка с самим собой.

  5. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.

  6. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонними людьми.


© 2010-2022